среда, 22 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Бахытжан Каратайулы: «Я был коммунистом до Ленина»

Новости по теме

Правда об Амангельды Иманове (Удербайулы)

01.01.2021 15:01
Пощёчина Турару Рыскулулы

По мнению М. Шокая, в рядах первых казахских большевиков собралась «редкая коллекция из самых не популярных и наиболее скомпрометированных элементов в степи». К середине 1920-х А. Байтурсынулы о них

28.03.2020 17:03
Кто они – первые казахские большевики?

Кем же в миру был А. Джангильдин, чем занимался после возвращения из Петрограда в Тургай?

24.03.2020 10:03
Казахские большевики и гибель казахского народа

Если бы не геноцид, казахов к 2018 году было бы 140 млн человек.

21.02.2020 13:02
Сакен Сейфуллин: «В ругательстве Алашординцев... я был один из первых»

Сакен Сейфуллин (подлинное имя Садуакас Сейфоллаулы. – С.А.) – был одним из тех нескольких лиц, которые, как писал Мустафа Шокай об этом в своей статье «Советская власть и казахи», остались за бортом первой казахской национальной партии «Алаш», когда «вся казахская, относительно немногочисленная, интеллигенция стала под знамя «Алаша» [1].

18.02.2020 21:02
Кольбай Тогысулы: «С Лениным я давно находился в дружеской переписке»

Кольбая не пустили в партию «Алаш», не оказалось его и в списке кандидатов в члены Всероссийского учредительного собрания.

07.02.2020 12:02
Мухамедьяр Тунгачин: волшебное превращение осведомителя царской охранки в большевика

Авторитарные режимы опираются на тёмные стороны человеческой натуры, демократические – на её светлую сторону.

31.01.2020 13:01
Әлихан Бөкейханның жас күніндегі фотосуреті

Ресейдің қазіргі заман тарихының мемлекеттік орталық мұражайынан қазақтың ХХ ғасыр басындағы шынайы ұлт көшбасшысы Әлихан Бөкейханның жаңа фотосуреті табылды. Оны «Айқын» газетінің тілшісі, журналист Серікбол Хасан мұражай қорынан іздеп тауып ұсынды.

14.10.2019 13:10

Exclusive.kz продолжает серию расследований о первых казахских большевиках.

«Авторитарные режимы опираются на тёмные стороны человеческой натуры, демократические – на её светлую сторону».

Бахытжан Қаратайулы (Каратаев)

(1860-1934)

В 1917-1918 гг. национальная элита, в отличие от большевиков, в ряды партии «Алаш» в первую очередь привлекала тех, кто ещё до Февральской революции 1917 г. искренне и бескорыстно, словом и делом служил интересам народа Алаш, ничем не запятнав свою репутацию, как того требовал Устав партии [1, т. Х, с. 167]. Лидеры «Алаш» не забыли и тех, кто в 1916-1917 гг. добровольно отправился на линию фронта Первой мировой войны от Минска, Киева до Риги и в период своей службы в Инородческом отделе с октября 1916 по август 1917 гг., кто ярко проявил свою готовность самоотверженно служить интересам своёго народа, защищать и оберегать своих братьев, мобилизованных на тыловую повинность. Казахи, «реквизированные» на тыловую работу по указу от 25 июня 1916 г., отбывали её в адских условиях - под артобстрелами, авиабомбёжками и химической атакой немецкой армии, неся потери ещё от неведомых для степняка болезней и недоедания [2]. Вместе с ними все эти тяготы и лишения несла на себе и новая волна интеллигенции «Алаш», неотступно находясь вместе с ними на линии Западного, Юго-Западного и Северного фронтов. Это были образованные, целеустремлённые, решительные молодые люди, искренне и бескорыстно любящие свой народ, свою Великую степь, национальную культуру и, главное - способные к самостоятельным действиям и решениям в самый критический момент, как, например, І-я мировая война, или Февральская революция, предоставившая исторический шанс многострадальному степному народу восстановить свою национальную государственнность. «Вся казахская, относительно немногочисленная интеллигенция стала под знамя «Алаша», - писал Мустафа Шокай в 1920 г. в своей статье «Советская власть и казахи», - Только несколько лиц, не принятых в эту партию из-за дореволюционной их деятельности во вред интересам народа, остались за бортом..» [3]. Среди тех, кто «остался за бортом» партии «Алаш» не только из-за своей дореволюционной деятельности, но еще из-за шаткости своих политических убеждений, преследований личного благополучия и карьеры, оказались, например, Бахытжан Каратайулы (Каратаев), Кольбай Тогысулы (Тогусов), Садуакас Сейфоллаулы (Сакен Сейфуллин), Турар Рыскулулы (Рыскулов) и ряд других. Неудивительно, что все они тут же стали «революционерами» и большевиками.

Шаткостью своих своих политических предпочтений особо отличались Б. Каратайулы и К. Тогысулы. Первый из них, как сам признавался в письме А. Букейхану в 30 сентября 1910 года, после окончания юридического факультета Императорского университета (СПб), пытался устроиться на службу сразу же в высшем эшелоне власти колониальной империи: «Я былъ кандидатомъ въ канцелярію 2-го департамента правительствующего Сената» [4, лл. 27-30]. Позднее, после учреждения Государственной думы и образования Конституционно-демократической партии (далее кадетская партия. – С.А.), в январе 1906 г. создает в Уральской области казахский филиал кадетской партии [5, с. 55], возглавит её и выдвинет свою кандидатуру в члены І-созыва Госдумы 1906 г. Но, как заявлял Халел Досмухамедулы в своих показаниях следователю ОГПУ от 14.09.1930 г., он и ряд других студентов «успели кое-что разъяснить народу и провалить кандидатуру в Государственную думу султана Бахытжана Каратаева, мечтавшего восстановить среди казахов дворянство из чингизидов» [6, т. ІІ, с. 109]. Правоту Халела потверждает в своей статье «Советская власть и казахи» и М. Шокай: «...Вся сознательная жизнь Каратаева сплетена из сплошных обманов казахов (в ориг. «киргиз») в своих личных корыстных целях. Кто не знает в степи Бахитджана Каратаева, который в своих «докладных записках» на имя российских премьеров восхвалял преступную в отношении казахского населения переселенческую политику царского правительства и в качестве панацеи от всех бед и неустройств казахской жизни рекомендовал назначение в казахские области крестьянских начальников исключительно из потомков казахских ханов. При этом он подписывался: «Потомок Абул-Хаир-хана, приведшего казахский народ в верноподданство великих русских императоров. – Б.К.»... Каратаев, это тот самый, который все несчастья казахов в 1916 г. объяснял близостью казахской интеллигенции к русским оппозиционным и революционным партиям и указывал казахам дорогу к «близкому приятелю царицы» Распутину» [7, с. 161-163].

Не без содействия царской колониальной администрации в ноябре 1906 года Б. Каратайулы от казахского населения Уральской области избирается членом ІІ Госдумы, в составе которой примыкает, как и все казахские и тюрко-мусульманские члены ІІ-й Думы, к думской фракции кадетов (фото № 1). Но после роспуска ІІ-созыва Думы в июне 1907 года, убеждения Б. Қаратайулы меняются с калейдоскопической быстротой. По свидетельству того же Х. Досмухамедулы, он последовательно становится «монархистом, антифедералистом, федералистом и коммунистом», а потом вовсе заявит: «Я был коммунистом до Ленина» [6,  с. 110].

Фото № 1. Группа членов политической фракции кадетской партии во ІІ Государственной думе. В третьем ряду седьмой слева – Б. Б. Каратайулы. Таврический дворец, СПб. 1907 г.

Переменчивость взглядов Б. Каратайулы проявляется даже во взаимоотношениях с друзьями, коллегами и соратниками по общественно-политической деятельности. Яркий тому пример. В своем письме от 30.09.1910 г., адресованном А. Букейхану в Самару из Уральска, Б. Каратайулы писал: «Один ты, по-моему, заслужил расположение народа. Один ты имеешь право сказать, что работал на народ. Кто же больше? Все остальные – сытые подлецы на казенных жалованиях – лишь умеют зло завидовать и змеиным образом шипеть вокруг тех, кто работает, тогда как они сами пальцами не шевелят за народ. При таком положении я не раз опускал руки, не будучи в состоянии оказать какую-либо практическую пользу своему народу. Но сидеть сложа руки, живым свидетелем того грабежа, который производится над землей, также не хватает сил» [4, лл. 27-30]. Однако буквально год-два спустя, фактически со дня появления первого казахского журнала «Айқап», Бахытжан сам начинает «зло завидовать и змейным образом шипеть вокруг» лидеров движения «Алаш», издателей газеты «Қазақ» и большой группы ее авторов во главе с А. Букейханом, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы. Как выяснилось в последующем, с 1914 г. Бахытжан от имени несуществующих лиц строчил на издателей «Қазақ» и А.Н. Букейхана, в частности, доносы в полицию Оренбургской и Самарской областей. В октябре того года газета «Қазақ» едва не обанкротилась из-за неподъемного штрафа, наложенного колониальной администрацией по его доносу. Чтобы спасти издание от закрытия, вместо штрафа А. Байтурсынулы был вынужден сесть в тюрьму, а в Самаре за А. Букейханом было установлена наружная слежка, о чём подробно поведал в М. Дулатулы в статье «Қазақ баспаханасы» после Февральской революции 1917 г. [8, с. 409-410].

Ничем не уступал ему в переменчивости политических убеждений, политическом авантюризме и изворотливости Кольбай Тогысулы (Тогусов). Но об этом в продолжении.

Перечень первоисточников:

1 Бөкейхан Ә. Шығармалары – Сочинения. 15 тт. – Астана: «Алашорда» Қоғамдық қоры, 2018. – Т. Х. – С. 560.

2 Аккулы С. Казахи и Первая мировая война. Часть ІІІ. – 28.11.2018 - https://e-history.kz/ru/publications/view/kazahi_i_pervaya_mirovaya_voina_ili_chto_skrivalos_v_arhivah_belarusi_chast_iii__4701

3 Шокай М. Советская власть и киргизы. / «Вольный горец», 21-28.06, 5-12.07.1920 г. Тифлис.

4 ЦГА РУ: Ф.И. – 461, опись № 1, дело № 1026, листы  №№ 27-30 (незаверенная копия).

5 Аманжолова Д. На изломе. Алаш в этнополитической истории Казахстана. – Алматы: Издательский дом «Таймс», 2009. – 412 с.

6 Движение Алаш: Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. Трехтомник. – Алматы: ФФ «Ел-шежіре», 2011. – Т. ІІ. – 377 с.

7 Шоқай М. Шығармаларының толық жинағы: Он екі томдық. – Алматы: Дайк-Пресс, 2012. – Т. ІІ. – 640 с.

8 «Қазақ» газеті. / Бас редактор Ә. Нысанбаев. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясы» Бас редакциясы, 1998. - 560 б.

Продолжение следует

Оставить комментарий

Экспертиза

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33