Почему пилот Bek Air намеренно оговорил себя перед смертью?
Выживший в авиакатастрофе от 27 декабря 2019 года пилот авиакомпании Бек-Эйр Миржан Молдакулов скончался 28 января, на следующий день после очередного допроса. По официальной версии – от легочной тромбоэмболии.
В информационном сообщении № 3 от 09 февраля 2020 года, размещенном на сайте авиакомпании Bek Air, на этот счет было заявлено следующее. "За прошедшее время в СМИ появилось много разных доводов о причинах смерти, приводилось множество сведений об имевших место тяжелых многочасовых допросах Мулдакулова М.Г., когда он находился в реанимации и на стационарном лечении в больнице №4 г. Алматы и т.д. Также распространяются слухи о том, что виновным в трагедии сделали и/или сделают Мулдакулова М.Г. и другие негативные "сведения", как в отношении пилотов, которых уже нет с нами, так и других скромных и честных работников Bek Air"…
…Bek Air не будет комментировать указанные выше информацию и слухи. Взамен этому Bek Air вынужденно предлагает общественности ознакомиться с аудиозаписями и протоколами бесед Мулдакулова М.Г. с членами комиссии по расследованию авиационного происшествия, назначенной Приказом И.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 957. Беседы состоялись 24 и 27 января 2020 года в спокойной домашней обстановке и с согласия Мулдакулова М.Г.", -
Аудиозапись беседы с Мулдакуловым М.Г. от 24. 01. 2020 г.
Аудиозапись беседы с Мулдакуловым от 27.01. 2020.
«Я внимательно прослушал аудиозаписи допросов второго пилота, своего однокашника по Актюбинскому летному училищу Миржана Мулдакулова, - сказал бывший пилот Bek Air Владимир Потехин (сейчас – сотрудник одной из российских авиакомпании). - Мне показалось, что он был в не совсем адекватном состоянии, или же просто намеренно оговаривал себя, поскольку нес несуразные, с профессиональной точки зрения, вещи. Если верить им, то, получается, в компании Bek Air вообще не имеют понятия о де-айсинг (снятие уже имеющегося на поверхностях крыла снега и льда. –Ред.) и aнтиайсинг (обливание специальным противообледенительным составом, препятствующим образованию льда на некоторое время после обработки. – Ред.) процедурах.
Первое и самое главное, что он сказал - экипаж воздушного судна делал противообледенительную обработку до посадки пассажиров. Такого в принципе не должно быть. Ее делают при наличии пассажиров на борту перед запуском двигателя. Второе: он сказал, что противообледенительную обработку делали первым типом де-айсинг процедуры. Это обычный кипяток, которым сбивают лед с поверхности. Потом идет антиайсинг-процедура. Это 2, 3 и 4 типы противобледенительной процедуры, подразумевающие обливание противообледенительнйо жидкостью в пропорции 50 на 50 с горячей водой или 75 на 25 в зависимости от температуры воздуха. После ее проведения начинают отсчитывать время – как долго эта жидкость противодействует обледенению.
Но Миржан, явно оговаривая себя, сказал, что облились первым типом. Значит, это была де-айсинг (просто горячая вода), но не aнтиайсинг процедура. Следовательно, самолет с большой долей вероятности попал в обледенение, то есть не облитый противообледенительной жидкостью самолет мгновенно при взлете покрылся льдом. Еще раз повторяю разницу между де-айсинг и антиайсинг. Первое, я уже сказал, - это снятие льда и снега с поверхности самолета горячей водой, второе – покрытие поверхности самолета противообледенительной жидкостью, которая препятствует в течение какого-то времени образованию льда на поверхности крыла.
Пилот также сказал, что не понял, почему самолет трясся. Но любой летчик знает, почему так происходит. Это срыв потока воздуха на крыле. Предсрывная тряска предшествует сваливанию самолета. А еще он сказал, что не вмешивался в действия командира. Мол, по технологии работы экипажа не имел права. И опять он сам себя оговаривает. По технологии он обязан и помогать командиру, и вмешиваться в его работу.
Я считаю, что он давал ответы на вопросы членов комиссии, не осознавая и не анализируя их, то есть сам себя подставляя. Либо, если все так и было на самом деле, как он утверждает, - значит, в компании отсутствовало само понимание таких понятии как де-айсинг и aнтиайсинг-процедур. Вот и все. Жалко. Очень жалко».
Мерей Сугирбаева