четверг, 23 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Экспресс-тест на митинг и «больше трех не собираться»

В первый рабочий день после затяжных празднично-карантинных выходных у наших мажилисменов не оказалось никаких других важных и срочных дел, кроме как быстренько принять в первом чтении закон о мирных собраниях. А вечером добавились новые карантинные ограничения, среди которых выделяется узаконение классического «больше трех не собираться». Мы, конечно же, за тотальный карантин, если он спасет хотя бы одну казахстанскую душу, но главное, чтобы это все не превратилось в карантин тоталитарный.

Хотели, как лучше…

В принципе, мы не раз и довольно подробно освещали ход, так сказать, реформирования митингового законодательства. Поэтому не будем подробно на этом останавливаться, а лишь отметим, что вначале, когда президент Токаев еще не отслужил первых своих 100 дней, для новичков все казалось более оптимистичным. Касым-Жомарт Кемелевич даже заговорил о возможности уведомительного характера протестных явления и поднял вопрос повышения митинговой культуры. Однако более опытные и потому пессимистичные наблюдатели оказались правы с изначальным вопросом – «А в чем здесь подвох?».

Подвох оказался в дальнейших планах Министерства информации и общественного развития РК, которое стало автором законопроекта о порядке организаций мирных собраний. Между нами говоря, создалось такой ощущение, что это не МИОР прописывал нормы в нем, а МВД с КНБ при кураторстве «отдела по репрессиям» Акорды. Даже по отношению к журналистской братии были прописаны одни только устрашительные и ограничительные меры, вплоть до изъятия плодов их труда (фотосъемку и видеозаписи) на этих самых митингах. А право сотрудникам СМИ воспользоваться медицинской помощью или экстренной эвакуацией звучало больше как угроза, нежели защита.

За последний месяц было проведено несколько общественных слушаний и пресс-конференций по данному поводу, и практически все они сводились к общему мнению правозащитников: законопроект не просто «сырой» – его попросту нельзя допускать в этом виде. На его фоне действующий закон выглядит более ярким и демократичным. Но сомнения росли, и их не могли уже развеять новые заявления президента Токаева и министра Абаева, еще пару недель назад заверявшего, что правила деятельности журналистов на митингах обязательно будет обсуждаться со СМИ. Однако в день введения карантина в обеих столицах стало ясно, что законопроект попал в парламент практически в том виде, в котором он шокировал гражданских активистов и правозащитников.

В прошлый раз мы отметили, что «под шумок» ЧП, кроме всего прочего, хотят по-быстрому обработать митинговый законопроект в рабочей группе мажилиса, о чем свидетельствовал план работы  нижней палатки парламента на 26-27 марта. Однако вчера утром он вдруг попал на пленарное заседание вместе со своим «крестным отцом» Дауреном Абаевым.

Давай по-быстрому

Впрочем, министр, представляя документ перед «народными избранниками», согласился с тем, что можно и исключить нормы, регулирующие права журналистов, освещающих митинговые страсти, а также рассмотреть предложение депутатов о проведении одиночных пикетов не в специализированных местах, а в непосредственной близости от объекта или организации, в адрес которой обращен пикет. В общем, со многим был согласен и ни на чем особо не настаивал – главное, чтобы «нижние» депутаты приняли законопроект в первом чтении, что и было сделано.

Вообще, представляя законопроект в мажилисе, г-н Абаев заявил, что он «направлен на реализацию конституционного права граждан РК на выражение мнения и содержит ряд новелл в сравнении с действующим законодательством». И еще что-то в этом же духе. Некоторые депутаты сделали вид, что не поверили и принялись обсуждать кое-какие вещи. Но, как и было предсказано, никаких особых положительных изменений мажилисмены с мажилисвуменами в документ не внесут – лишь бы в конец его не испортили. И «чтобы два раза не вставать», ими с ходу был одобрен в первом чтении проект Закона РК «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам порядка организации и проведения мирных собраний в РК». Если коротко, то подкорректируются два кодекса и восемь законов, а «изменения и дополнения» сводятся к усилению ответственности за нарушение проведения митингов и за попытки использовать их в нехороших целях. К слову, за воспрепятствование проведения мирных митингов тоже будут наказывать. Наверное. 

Не хотелось бы выглядеть пессимистом и искателем подвохов, но все-таки странно, что в нынешней ситуации парламент озаботился законом, который мог бы и подождать. Если говорить о законотворческой деятельности и плане на эти четверг-пятницу, то депутаты могли с тем же успехом рассмотреть проект Закона РК «О ветеранах». О необходимости его принятия в стенах парламента говорили еще тогда, когда здесь можно было встретить независимых и честных депутатов. Тем более, ветеранов с каждым днем все меньше.

Не менее злободневным является законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам социального обеспечения», который тоже по плану в эти дни должен был рассматриваться в рабочей группе. О важности его скорейшего принятия можно сказать так – если с ним затормозить или принять в неподобающем виде, даже новое митинговое законодательство не поможет справиться с возможной «чрезвычайной ситуацией социального характера».

Но это теория. По всей видимости, у властей она другая или же они готовятся к социальным последствиям карантина (запретов и ограничений) привычными для себя способами. Поэтому и спешат с принятием нового закона о «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Кстати, в связи с действием чрезвычайного положения, законы теперь могут вступать в силу мгновенно – пока еще не засохли чернила на подписи президента (в данном случае – Токаева К.-Ж.К.).

Будьте здоровы!

А пока законопроект еще не попал на главный рабочий стол Акорды, есть другие методы для оперативного принятия тех или иных решений. Это заседание Госкомиссии, которая приняла решение «ужесточить режим карантина» в Нур-Султане и Алматы с 28 марта. Кстати, разговоры о том, что с субботы будет вводится комендантский час велись уже два-три дня. Утечка, по всей видимости, прошла от правоохранительных органов и военных, хотя, по идее, инициаторами должны были быть медицинские службы. В качестве материального доказательства этих предположений были новые колонны военной техники, двигающиеся в сторону мегаполиса.

Хотелось бы подчеркнуть, что мы ни в коем случае не против усиления мер для защиты населения и отдельных граждан. Да, военная техника и вооруженные стрелковым оружием нацгвардейцы тоже заполонили улицы городов в Европе и Америке. Однако менталитеты у нас все-таки разные – как у граждан, так и у людей в форме, и поэтому на в западных странах БТРы в городе вызывают чувство защищенности, а у нас, по большей части – опасения.

Ни в коем случае не нагнетаем обстановку, но прямая норма во вчерашнем решении Госкомиссии «больше трех не собираться» (в оригинале звучит, как «установление запрета на собрания на улицах и в иных общественных местах группами более трех человек (за исключением членов семьи)») вновь заставляет терзаться смутными сомнениями.

Будем надеяться, что мы ошибаемся, а намеченное на сегодня срочное заседание Совбеза не принесет никаких дополнений к этим сомнениям. Также же хотелось бы закончить пожеланиями всем добра и здоровья. Особенно это относится к высшему руководству страны – вам вместе и по отдельности сейчас болеть никак нельзя. Отдельные пожелания Даурену Аскербековичу – уж очень много он сейчас работает вместе со своим МИОРом.

Экспертиза

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33