суббота, 28 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахские псевдосуфии, претендующие на исключительность

В казахстанском обществе, наряду с вахабитскими и турецкими джамаатами, ведут свои проповеди псевдосуфийские шейхи. Они претендуют на свою исключительность и умеют воздействовать на людей. Это и эпатажный Курбанали Ахмедов и харизматичный Исматулла. Но, как првило, эти «шейхи» имеют сомнительное прошлое.

К примеру, несмотря на то, что про прошлое Курбанали написано даже в Википедии, он спокойно продолжает свою деятельность на территории Казахстана. Уже не говоря о том, что он имеет четыре коттеджа в разных городах для 4-х жен и немало детей. Пусть этим занимаются заинтересованные службы. Но дело в том, что его последователи(муриды) тоже стремятся не отставать от своего шейха и, как итоге, в этой среде немало случаев семейных драм, поскольку жены хранят молчание, боясь проклятия «пира» Курбанали и осуждения окружения. Хотя сигналов в полицию о семейных скандалах предостаточно. И так, кто же такой Курбанали Ахмедов?

Курбанали́ Бакбулла́евич Ахме́дов, по данным википедии,  родился в апреле 1955 года в Уртачирчикском районе Ташкентской области, является этническим узбеком.

Обучался в медресе Мири Араб в Бухаре. После распада СССР начал распространять свой тарикат в южном и северо-западном Казахстане (Шымкент, Тараз, Актобе), а также в регионах России с татарским населением (Орск). Был заместителем имама мечети «Убай ибн Кааб» (с 1992 года) в Паркентском районе Ташкентской области. С 1994 года проживал в Казахстане и России. В 1996 году Курбан-Али начал появляться на телевидении Казахстана (при полном игнорировании со стороны узбекских медиа) и проповедовать суфизм. Сегодня он суфийский шейх (пир), видный деятель Накшбандийского тариката (муджаддидия-хусайния) в Средней Азии.

В 1998 году КНБ Казахстана раскрыл деятельность радикально-исламской общины в Кызылорде, руководителем которого оказался Курбан-Али Ахметов. Центром общины было село Ширкейли в Кызылординской области, куда приезжали вести проповеди многие пиры из соседнего Узбекистана. Всего в накшбандийской общине «тарикатшылар» состояло около сотни жителей южных регионов Казахстана. Никаких особых мер против последователей Курбан-Али предпринято не было, за исключением официального предупреждения от властей, а сам Курбан-Али был выдворен в Узбекистан.

В 1999 году Курбан-Али Ахметов был задержан уже на территории Узбекистана, в кишлаке Каракалпак в Ташкентской области. При обыске в его доме нашли листовки запрещённой в Узбекистане партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Сначала Курбан-Али осудили на 15 суток административного ареста, затем, в 2000 году, он был приговорён к 9 годам лишения свободы (статья 159 часть 3 пункт «б» и статья 244-1 часть 3 пункт «а» УК РУ). После рассмотрения кассационной жалобы срок заключения был сокращён до 3 лет, а в 2001 году Курбан-Али Ахметов был амнистирован и вышел на свободу.

В декабре 2014 года в узбекской газете «Даракчи» появилась критическая статья об Ахмедове, чьи «халифы» начали появляться в Ташкенте. Накшбандийский пир был обвинён в неверии и язычестве (ширк) из-за того, что в книге «Рухнама» он назвал себя «полюсом» («кутб») и «властелином миров». В статье с досадой констатируется тот факт, что в Узбекситане есть группа людей, считающих Ахмедова «пиром» и слепо следующих за ним.

По последним данным, деятельность Курбан-Али Ахметова наиболее активна в казахстанском городе Тараз, где им была основана организация «Ислам шапагаты» (полное название «Просветительное общество Ислам шапағаты (Шафағатул Ислам)»). Религиозное объединение занимается изданием газеты «Хақ жолы» (рус. Путь истины) на казахском и русском языках.

Курбан-Али является последователем накшбандийского шейха Ибрахимджана Маматкулова (Хазрат Ибрахим, узб. Ibrohimjon Mamatqulov, 1937—2009) из Коканда. Принадлежит к течению муджаддидия-хусайния, шейхи которого ведут свою духовную цепь преемственности от индийского богослова Ахмада Сирхинди (имам Раббани, 1564—1624), автора известного труда «Мактубат», и накшбандийского шейха Мухаммада Хусайна из Бухары (ум. в 1833 или 1834). Муджаддидия-хусайния является одной из редких накшбандийских линий, выживших при советской власти. После распада СССР представители этого течения стали самыми многочисленными из числа накшбандитов в Узбекистане — к концу 1990-х годов у Ибрахимджана Маматкулова насчитывалось около тысячи мюридов (ученики), а количество простых почитателей (мухлис) было гораздо больше. Кроме того, Курбан-Али для завоевания авторитета воспринял и ясавийское учение.

При жизни шейха Ибрахимджана Курбан-Али Ахметов был вторым по значимости человеком в тарикате, но после его смерти 2009 году произошёл раскол среди лидеров казахстанских накшбандитов в лице Курбан-Али и Наср ад-дин-ишана. Оба стали претендовать на титул ишана. Сейчас Курбан-Али является «халифом» Южно-Казахстанской и Жамбылской областей Казахстана.

Другой псевдосуфий

После развала Советского Союза в Казахстан из Афганистана в 1997 году переселился этнический казах Исматулла-максум, сын Абдалгаффар-максума. Учение Исматуллы-максума джахрия (накшбандийское течение, основанное китайцем-хуэй Ма Минсинем в XVIII веке в Ганьсу) получило распространение в посёлке Карасу Жетысуского района Алма-Аты. Однако в 1999 году мечеть этого течения была закрыта из-за отсутствия регистрации в Духовном управлении мусульман Казахстана, а сам Исматулла-максум был выдворен из страны. В 2000-годах эта группа возобновила свою деятельность в районе Мамыр города Алма-Аты. Количество последователей джахрия в городе составляет около 1 тыс. человек, халифом Исматуллы-максума является Нарымбай Разбекулы. Члены группы пытались открыть благотворительный фонд «Шакарим», было основано общественное объединение «Сенім. Білім. Өміp» (рус. Вера. Знание. Жизнь) с 17 филиалами и 16 отделениями. Действует вокальная группа «Ясави», издаётся еженедельная республиканская газета «Үш қиян».

Об Исматулле Абдыгаппаре и «зикршилер» было написано много статей. Особенно про их задержания и осуждения на длительные сроки. Но, несмотря на недавнее освобождение из мест заключения, Исматулла  уже успел отправить воззвания некоторым президентам. Видимо, его статус не позволяет говорить с людьми ниже уровня президентов?

Неясно одно – кто и зачем позволяет псевдошейхам проповедовать в нашей стране сомнительные учения. Очевидно, это вопрос к спецслужбам и ДУМК…

Турарбек Хусаинов

Экспертиза

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33