Уроки переписи
Аскар Шоканов
Финишировал лишь важнейший ее этап — опрос респондентов. По международным стандартам кампания считается завершенной только после обнародования результатов, поэтому впереди — обширный фронт деятельности по обработке и подготовке к последующей публикации данных. Впрочем, уже сейчас возможно оценить саму организацию общенациональной акции. Об особом сценарии переписной кампании в Астане и Алматы, ошибках переписчиков, статистической погрешности и многом другом рассказала директор департамента демографической и социальной статистики Агентства РК по статистике Асия Касенова.
— Асия Каналбаевна, так что же показала перепись?
— Cегодня еще заполняются последние опросные листы, так что у тех, кто по тем или иным причинам не участвовал в переписи, есть возможность «оставить свой след в истории». Портфели наших счетчиков не закроются до момента начала обработки сведений, а к ней мы планируем приступить с 1 апреля. Предварительные результаты получим к августу, окончательный же итог подведем после компьютерной корректировки данных, ориентировочно к концу года. Это неплохо, учитывая, что итоги прошлой кампании 1999 года оформлялись до второго квартала 2002 года. Аналитический отчет будет готов к 2011 году.
Подсчет продолжается, но уже сейчас очевидно, что население у нас однозначно увеличилось. Если на начало февраля казахстанцев насчитывалось 15 миллионов 970 тысяч человек, то, по предварительным подсчетам, в нашей стране сейчас проживает больше 16 миллионов граждан.
— От переписных кампаний, как правило, ожидают сенсаций. Были ли они в этот раз?
— Да, к примеру, среди жителей Карагандинской области оказалась женщина, чей возраст — 130 лет. Правда, по промежуточным показателям, число долгожителей среди казахстанцев за последнее десятилетие сократилось, сейчас их 195 человек, а по переписи 1999 года было 632. Встречались и другие интересные вещи, когда в одной семье породнились представители более 20 национальностей.
— Интернет-форумы и СМИ пестрят сообщениями, что некоторые жители так и не дождались переписчиков. Как Вы можете их прокомментировать?
— Оснований для подобных разговоров нет. Перепись основывалась на районировании территории нашей страны, а оно, в свою очередь, проводилось по картам в виде схематических планов городов и сел. То есть области и населенные пункты были разделены на переписные отделы, инструкторские и счетные участки. И собранные счетчиками данные сопоставляются на каждом этапе — на уровне счетных, инструкторских участков, переписных отделов, населенных пунктов, районов, областей и республики. Осуществляется иерархическая система контроля. При таком подходе видны результаты и обеспечен в основном полный охват населения. Кроме того, счетчики провели контрольные обходы своих территорий.
Многие звонили нам и говорили, что их не переписали. Мы выезжали к ним, и на месте выяснялось, что муж предоставил счетчику необходимые сведения о всей семье, но его жена об этом не знала. Таких случаев была масса.
— Кстати, на пресс-конференциях в стенах Агентства РК по статистике не раз говорилось, что астанчане и алматинцы весьма прохладно отнеслись к необходимости исполнения своего гражданского долга. Удалось ли переписчикам в конце концов добиться откровенности от жителей двух наших крупнейших городов?
— Действительно, в первой половине переписи жители Астаны и Алматы проявили большую пассивность. Счетчики даже растерялись, они ходили по домам, но никак не могли застать жильцов дома. Поэтому пришлось организовать обходы по организациям. Позже много звонков на «горячую линию» поступало именно от алматинцев и астанчан, посчитавших, что счетчики про них забыли. Мы их переписали прямо по телефону, чтобы не терять времени. В дальнейшем все полученные сведения будут тщательно проверены по месту проживания респондентов.
Значение переписи населения трудно переоценить, ведь только точно зная демографическую ситуацию, можно строить социальную политику государства. В частности, сколько потребуется мест в вузах, рабочих вакансий, сколько нужно строить жилья и так далее. Это в глобальном масштабе. А есть и простые, бытовые вещи, которые перепись поможет решить. Если не отразить реальное количество населения, в будущем это может повлиять на качество жизни в городах и селах. От этого показателя зависит, какой бюджет они будут получать в последующие 10 лет, сколько там будет построено больниц, школ, какую медицинскую помощь смогут получить инвалиды.
— Асия Каналбаевна, а лично Вы где прошли перепись: дома или по месту службы?
— Для оказания помощи счетчикам в столице все наши сотрудники первыми апробировали систему переписи по месту работы. В целом качество заполнения анкет в офисах оказалось гораздо лучше, а люди — грамотнее, даже если они собственноручно заполняли анкеты — такой метод самозаполнения также не исключался.
— Как анонсировалось, счетчики проходили серьезный конкурсный отбор, однако в их адрес звучит немало нареканий. Скажите, в целом Вы довольны своими помощниками?
— В штате счетчиков — тысячи человек. Естественно, среди них есть кадры с разным уровнем подготовки. К нам поступала информация, что некоторые из них задавали респондентам лишь несколько вопросов, остальные ответы получали из административных источников.
Но основная ошибка заключалась все-таки в том, что отдельные счетные работники заполняли бланки карандашом, замазывали ответы штрихом, записывали полученные данные в тетради из-за боязни испортить опросные листы. Хотя мы рассчитывали на порчу и имели дополнительную партию бланков. Конечно, хорошо, что они берегут бумагу, но, с другой стороны, экземпляры с графитом и замазкой при автоматической обработке данных сканер не пропустит. Теперь они их заново переписывают.
— Какой в таком случае может быть статистическая погрешность? Скептики выражают сомнения относительно точности данных переписи — по большому счету, респонденты ведь могли и не рассказать о себе всей правды…
— В настоящее время вся полученная информация сверяется по месту жительства респондентов, вносятся коррективы по ее программной очистке. Параллельно мы будем сопоставлять сведения с административными источниками, поэтому погрешность если и будет, то очень маленькая, 0,01 или 0,05 процента.
— Насколько велика вероятность исправить вкравшиеся неточности?
— Высокоскоростной сканер будет считывать данные по каждому портфелю счетчиков, допущенные ошибки выделятся красным цветом. Скажем, если вы родились в 2000 году, но в вашей анкете значится наличие высшего образования, то компьютер сразу даст сигнал, что это невозможно, и автоматически впишет в соответствующую графу учебу в средней школе. Исправления заложены в программе машины. То есть мы сразу увидим результат работы наших счетчиков.
— Сколько времени хранятся переписные листы?
— Как только закончится обработка бланков, они будут уничтожены, а данные сохранены в закодированном виде в компьютере.
— Есть ли гарантии, что база с приватными данными миллионов казахстанцев, которые большинство из нас предпочитает не афишировать, не станет приманкой для хакеров и в будущем не будет растиражирована?
— Защита статистической информации существовала всегда. У нас хранятся отдельные данные переписных кампаний 1926, 1937 и 1939, 1959, 1970, 1979 годов, а также данные переписи 1989, 1999 годов. До сих пор попыток взлома базы данных не наблюдалось. Но даже если хакеры решат их взломать, то все равно ничего не поймут в закодированных файлах — в них по силам разобраться только статистикам.
Комментарий независимого редактора:
Я бы хотел обратить внимание на следующее. Сейчас, в рамках Антикризисного совета, я много времени уделяю именно той информации, которая имеется у государства. В нашем Статагентстве накоплен огромный потенциал, используются передовые методики, работают настоящие профессионалы своего дела. Они первые обрабатывают информацию, первыми видят основные тренды, куда, в частности, идет наш бизнес, что происходит в экономике. Следует сделать так, чтобы облегчить жизнь предпринимателя, во-первых, с точки зрения сокращения отчетов, а это более 150 форм, которые отвлекают уйму времени и денег, во-вторых, как эффективно использовать ту информацию, которая имеется в Статагентстве, Налоговом комитете, в отраслевых компаниях и ассоциациях. И здесь Статагентству требуется реформирование подходов, обеспечение большей объективности данных. Имея все это, можно качественно формировать предложения по вопросам экономики и предпринимательства. Соответственно, это позволит четко и оперативно реагировать на те или иные вещи, что особенно важно в период кризиса.