среда, 25 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Комплекс лидера

Абу Алиев

Еще с начала 2000-х на постсоветском пространстве сформировалось устойчивое представление о передовиках экономического соревнования. К разряду таковых подавляющее большинство респондентов уверенно относили Россию и Казахстан, отчасти Азербайджан. И тому были свои основания, которые едва ли нуждаются в перечислении. Но вероломство невесть откуда свалившейся напасти – кризиса – застало многих врасплох. Казалось, стройные ряды лидеров охватит сумятица. Не тут-то было. Они вновь в передовиках, с той разницей, что теперь уже по темпам борьбы с кризисом.  

Со второй половины 2008 года глобальный финансовый кризис перерос в полноценный экономический. Географически стартовав с Америки, он накрыл еврозону, Азию, добрую половину Африки, ну и СНГ. Дна пока не видно, поэтому мир охватывает свойственная таким временам кризисная паника, выражающаяся в том числе в принятии все новых антикризисных программ. Пытаясь минимизировать негативные последствия, правительства словно соревнуются, кто выделит больше средств на поддержку своих экономик. Однако различия программ не только в деньгах. Куда больший интерес вызывают конкретные мероприятия, субсидируемые за счет народных накоплений.
В отечественной экспертной среде, равно как и в кругу исследователей ближнего зарубежья, в ходу мнение, что самыми эффективными на пространстве СНГ являются антикризисные программы России и Казахстана. Такой вывод, в частности, обосновывается стремительным развитием российской и казахстанской экономик в докризисный период, солидными финансовыми запасами, которые играют роль подушки безопасности, наконец, что в кризис обе страны вступили раньше других. Из этого последнего аргумента ряд аналитиков делают еще один вывод – обе экономики выйдут из кризиса раньше всех в Содружестве, поскольку, во-первых, Москва и Астана демонстрируют максимально емкие антикризисные программы (в России – 12% от ВВП, в Казахстане – 15%), во-вторых, наибольший иммунитет перед катаклизмом имеют страны с авторитарными правительствами, которые могут лучше мобилизовать экономику, и развитым аграрным комплексом – к их числу, помимо России и Казахстана, относится также Беларусь.
Вместе с тем имеют место и определенные сомнения в способности Москвы и Астаны (в эту «группу риска» также входит и Азербайджан) выдерживать прессинг кризиса, если последний примет затяжной характер, что, согласитесь, вполне вероятно. Их «ахиллесова пята» – сильная зависимость от конъюнктуры мировых цен на нефть и металлы, которые только за последний год упали соответственно в 4 и 2 раза. На этом фоне прослеживаются опасения по поводу нарушения политической стабильности.
Итак, антикризисные меры России распределены по пяти основным направлениям: усиление соцзащиты, сохранение промышленного потенциала, снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости финансовой системы, а также поддержка регионов. Главным приоритетом остается устойчивость финансовой системы, на которую правительство планирует выделить в этом году более 1,35 трлн рублей. Следующие по значимости приоритеты – сохранение промышленного и технологического потенциала (776 млрд рублей), усиление соцзащиты и борьба с безработицей (463 млрд рублей), поддержка регионов (300 млрд рублей) и  т.д.
Нетрудно заметить, что в сравнении с тем же Казахстаном «финансовый» уклон российской программы более очевиден. Об этом можно судить и по бюджетным расходам РФ за два года, с 2008-го по 2009-й. Так, по данным Всемирного банка, на укрепление финансового сектора в этот период направлена почти половина бюджета антикризисных мер (48,2%), а на поддержку реальной экономики будет израсходовано 37,7%.
В свою очередь, Казахстан тоже следует в фарватере общемировых тенденций, увеличивая присутствие государства в экономике, субсидируя крупные коммерческие банки в обмен на их акции, создавая надправительственный промышленный холдинг и переориентируя государственные закупки на местных производителей. Общий объем антикризисной программы РК тянет на сумму 2,7 трлн тенге. Налоговые меры правительства предполагают снижение некоторых видов налогов, а социальные — увеличение выплат гражданам, которые зависят от бюджета. Обращает при этом внимание принципиальное отличие антикризисных посылов Астаны от московских аналогов. Если в первом варианте вопрос чаще ставится в плоскости «мы переживем кризис и дождемся  лучших дней», то во втором – «мы победим кризис и выйдем из него сильными».
В условиях турбулентности, которые диктует глобальный кризис, в качестве ключевых индикаторов, как известно, выступают уровень инфляции, иными словами сдерживание цен, а также девальвация, то есть обесценивание национальных валют. От этого зависят покупательская способность, уровень потребления, словом, целый ворох факторов, влияющих на социально-экономическое положение государства. Так вот, обе страны справляются с инфляцией, удерживая ее в приемлемом коридоре. Чего нельзя сказать в контексте девальвации, которую на 20% Россия провела плавно, в этих же параметрах провели Казахстан, Армения, Беларусь, правда, сделали это одномоментно.
Немаловажное значение имеет и поддержка отечественного предпринимателя. Анализ обнаруживает заметное отставание России в этой части. Так, ставки, по которым ее коммерческие банки кредитуют бизнес, достигают 25–30%, не менее высокими остаются ставки ипотечного кредитования. В Казахстане в марте текущего года удалось осуществить снижение процентных ставок. Ставка по ипотеке составила 9% для бюджетников и 12% для всех остальных, срок погашения увеличен до 20 лет. Фермеры получают кредиты по линии холдинга «КазАгро» под 12%, малый бизнес также кредитуется по ставке 12%. Кроме того,  в целях повышения деловой активности в 2009 году Казахстан ввел в действие новый Налоговый Кодекс, снижающий фискальную нагрузку на бизнес, а с февраля 2008 года ввел мораторий на проверки бизнеса, который продлен с февраля нынешнего года.
Среди минусов антикризисной кампании, присущих как России, так и Казахстану, следует отметить, во-первых, их акцент на социальных обязательствах. Однако затратные для бюджета меры гос-помощи беднейшим слоям населения не способны стабилизировать и вывести из штопора ситуацию в экономике в целом. Во-вторых, громоздкий многоуровневый механизм реализации стоящих задач. Отсюда огромная дистанция между декларациями и своевременными эффективными действиями. В-третьих, обилие в обоих программах приоритетов и выделяемых денег. Когда приоритеты охватывают все и вся, реально их не существует, считает ряд экспертов. Что касается колоссальных финансовых вливаний, то они сходятся во мнении, что то же правительство РФ направляет на борьбу с кризисом слишком много денег, но по-разному смотрят на качество подобных инъекций. В условиях высокой инфляции закачивать в банковскую систему триллионы рублей значит закладывать механизм раскручивания инфляции, потому что высокие процентные ставки по кредитам вынуждают предприятия повышать цены.
Как бы то ни было, по темпам борьбы с кризисом Россия и Казахстан сохраняют солидный отрыв от ближайших «преследователей» в СНГ. В числе последних эксперты безусловное предпочтение отдают Азербайджану, Армении и Беларуси. Их пакеты антикризисных мероприятий хотя и выглядят скромнее с точки зрения финансовой подпитки, по многим пунктам перекликаются с российским и казахстанским образцами.
Так, семь главных пунктов «антикризиса по-бакински» выглядят так: снижение потребительских цен; борьба с монополизмом; финансовый мониторинг, включающий поддержку национальных банков, контроль над кредитами и процентными ставками; размещение части ЗВР в банках Азербайджана; продолжение инвестиций в реальную экономику; поддержка социальных обязательств; переориентация промышленных предприятий на внутренний рынок; обеспечение продовольственной безопасности. 
Ереванский вариант содержит: возвращение к плавающему курсу драма (одобрено ВБ и МВФ);  осуществление совместной со Всемирным банком программы по строительству дорог и орошению в сельском хозяйстве; государственное вмешательство в частный сектор для защиты отечественного производителя и стимулирования экспорта, в том числе поддержка малого и среднего бизнеса, развитие импортозамещающих отраслей, разработка налоговых льгот для инвесторов. Между тем применение этих мер на практике зачастую дает отрицательные результаты. Тот же возврат банковской системы к плавающему курсу драма спровоцировал резкий рост цен на ТНП, что привело к недовольству населения.
Что касается группы аутсайдеров, то в номинации «главный антигерой кризиса в Содружестве» борьбу ведут сразу три претендента: Украина, Грузия и Кыргызстан. В них во всех экономика стала заложником перманентной политической нестабильности на протяжении почти всех 2000-х. Как следствие, несмотря на большинство заявленных антикризисных программ большинство наблюдателей вынуждены констатировать: Киев так и не смог предпринять каких-либо последовательных действий по сохранению финансовой и экономической стабильности страны именно в силу затянувшегося внутриполитического кризиса. Одно из последствий – неуправляемая девальвация гривны, что обусловило временное замораживание частных вкладов и социальные всплески.
Основные цели грузинской программы сводятся к обеспечению благосостояния населения в рамках стратегии «Грузия без бедности», сохранению высоких темпов роста экономики, либерализации экономики, сокращению налогов; превращению Грузии в международный финансовый центр, созданию «Фонда будущих поколений» и «Фонда стабильного развития». Но в силу тех же обстоятельств достижимость поставленных целей вызывает большой скепсис. Аналогичная картина складывается и в Кыргызстане.
Между тем настораживает мнение тех экспертов, которые полагают, что в масштабах СНГ кризис будет иметь более радикальные последствия, чем в остальном мире. Причины такого предположения строятся на том, что глобальный кризис как таковой изначально рассматривался политическими и экономическими элитами как нечто такое, «что нас не касается». Когда же стихия все-таки ударила, ее продолжали воспринимать в качестве «навязанной извне». С одной стороны, сваливать все структурные проблемы в экономике, негативы дисбаланса и прочее на кризис – очень удобно. Однако именно такое перекладывание ответственности обострило ситуацию и привело к потере драгоценного времени. «Кризис, как лакмусовая бумага, проявил все «застарелые» проблемы постсоветских стран: неэффективность экономики, неразвитость рынка, коррупция и т.д.  Поэтому на территории Содружества сегодня приходит свой собственный кризис. Соответственно, и те изменения, которые ожидают 1/6 земной суши, на входе и на выходе из кризиса будут более глобальными», – делается неутешительный прогноз. 

Стратегии борьбы с кризисом в СНГ можно классифицировать на три группы: 

Консервативный – как пример Россия. Здесь усилия государства направлены на удержание «статус-кво», компенсацию ударов кризиса. При этом система продолжает работать в докризисном режиме без проведения реформ управления. Это является своего рода «заморозкой политической ситуации».

Конфронтационный – как пример Украина. В стране наблюдается тенденция раскола элит, открытой политической борьбы, что отодвигает на задний план решение социально-экономических вопросов и еще более усугубляет влияние экономического кризиса.

Инновационный – как пример Казахстан. В стране принимаются решительные и относительно эффективные меры по определению и преодолению кризиса.

Оставить комментарий

Антресоли

Предложение, Предложение,
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Работа над ошибками Работа над ошибками
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Чем мы хуже других? Чем мы хуже других?
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Деформация вертикали Деформация вертикали
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Wind of Change Wind of Change
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Уроки переписи Уроки переписи
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:45
Мухи отдельно, Мухи отдельно,
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:45
Cовременный ритейл: Cовременный ритейл:
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:45
Self made Self made
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:44
Железная леди Железная леди
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:44
Когда пастухов много Когда пастухов много
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:44
Ледниковый период-2, Ледниковый период-2,
Редакция Exclusive
06.04.2009 - 09:43
Глас народа, Глас народа,
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:02
Битва за евразию Битва за евразию
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:02
Два иероглифа Два иероглифа
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:02
Формула искусства Формула искусства
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:01
Железный конь Железный конь
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 12:01
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33