НАТО – 60 лет
Яап де Хооп Схеффер, Генеральный секретарь НАТО
В то время как НАТО отмечает свой 60-й юбилей, необходимость в данном союзе все более растет. Союз поддерживает мир в Косово, вовлечен в операции по стабилизации в Афганистане, проводит антитеррористические морские операции в Средиземноморье, содействует оборонительным реформам в Боснии и Герцеговине, обучает иракские вооруженные силы и предоставляет помощь Африканскому союзу. Кроме того, НАТО находится в центре обширной и все еще развивающейся системы партнерства со странами по всему миру и развивает тесное сотрудничество с основными гражданскими институтами. При этом процесс расширения НАТО остается весомым стимулом для стран–претендентов поправить свое внутреннее положение при содействии союза.
Если вкратце, то за 60 лет существования НАТО стал неотъемлемой частью системы международной безопасности, и сегодня все труднее представить, что данная система могла быть устроена иначе. Изначальный срок юридического действия Вашингтонского договора 1949 года был скромно установлен в 20 лет, после истечения которого, как предполагалось, послевоенное восстановление Западной Европы должно было быть завершено, и трансатлантический оборонительный пакт устареет. Лишь малое количество людей, присутствовавших при учреждении организации, могли предположить, что она не только переживет реалии холодной войны, которая стала первопричиной учреждения самого альянса, но и станет создателем радикально новой системы безопасности.
Нетрудно понять причину трансформации НАТО из временного в долгосрочный проект. Основной причиной является факт того, что логика трансатлантического сотрудничества в сфере безопасности постоянна. Для Европы и Северной Америки необходимость в совместном разрешении вопросов безопасности является такой же насущной, как было 60 лет назад. Также существует необходимость в трансатлантической организационной структуре, позволяющей проведение политических консультаций, принятие совместных решений и осуществление общих действий. Только НАТО может быть такой структурой.
Не случайно на саммите глав государств и правительств в честь 60-летнего юбилея НАТО в Страсбурге и Кельне в апреле нынешнего года главное внимание было уделено историческим достижениям альянса. Само место проведения саммита свидетельствует об успехе НАТО, который способствовал восстановлению дружественных отношений на территории послевоенной Европы. Но даже если прошлые достижения и могут внушать уверенность в будущем, они не могут заменить новое восприятие и новую политику. В частности, в предстоящий период союз должен преодолеть ряд проблем, которые более сложны и трудноразрешимы, чем те, с которыми мы сталкивались когда-либо прежде. Вот почему форум в Страсбурге/Кельне не ограничивался программой поздравлений и констатацией успехов. Наоборот, данный саммит предоставил большие возможности для дальнейшей эволюции НАТО.
Выделяются три основные проблемы:
Первая – Афганистан. Для достижения успеха операции надо согласовать наши цели со средствами, которые мы готовы вложить. Я искренне надеюсь на то, что все члены альянса смогут увеличить свою долю взноса. Мы добились значительных успехов в обучении и снаряжении национальной армии Афганистана, и подобные усилия должны наращиваться. Способность афганской полиции серьезно участвовать в деле обеспечения безопасности и стабильности также является важным элементом. Существует множество других задач, которые мы – международное сообщество в целом – можем сделать: помочь афганцам в учреждении эффективных институтов в борьбе с криминалом и коррупцией, производством и контрабандой наркотиков и так далее. Чего мы на самом деле должны избегать, так это принятия отдельной страной узкого курса действий в определенной географической или функциональной области. Жизненно необходимо следить за общей картиной и продолжать действия в Афганистане в рамках совместной трансатлантической программы.
Надо понимать, что проблемы Афганистана выходят далеко за пределы этой страны. Речь, в частности, идет о Пакистане, с которым необходимо углублять сотрудничество. Более того, мы должны дать начало более тесному и эффективному сотрудничеству наших военных и гражданских институтов. Другими словами, НАТО предстоит внедрить более интегрированный подход – и не только в Афганистане, но и при решении других срочных транснациональных вопросов. И здесь Совместная декларация ООН–НАТО, которая была подписана мною и Генеральным секретарем Пан Ги Муном в сентябре прошлого года, должна способствовать нашему продвижению в этом направлении.
Второй крупной проблемой остаются наши отношения с Россией. Конфликт в Грузии, произошедший в августе прошлого года, породил множество трактовок и интерпретаций, а также ряд серьезных сомнений по поводу приверженности России политике положительных отношений не только с сопредельными государствами, но и с нашим союзом. Одно остается несомненным – мы не позволим России сорвать политику расширения НАТО. Данный процесс является основным инструментом в достижении нашей цели консолидации Европы в качестве единого демократического безопасного пространства, и, следовательно, этот факт не может служить предметом обсуждения. Вместе с тем сотрудничество в формате НАТО–Россия само по себе является весьма важным, чтобы не завязнуть в дискуссиях вокруг расширения альянса или в вопросах, связанных с противоракетной обороной или Косово.
Мы нуждаемся в программе, которая отвечала бы взаимным интересам России и НАТО, в отношении как европейской, так и глобальной безопасности. Афганистан – одна из ключевых областей, где мы имеем схожие интересы и большой шанс для их соприкосновения при проведении совместных действий. Но существуют также другие области, такие как борьба против терроризма и пиратства, контроль над распространением оружия массового поражения. Другими словами, настал момент придания нового, свежего импульса нашим отношениям, и наш следующий саммит НАТО предоставляет всем нашим союзникам возможность подчеркнуть свои взгляды по этому поводу.
Третья проблема НАТО связанна с новыми вызовами и опасностями. На протяжении последних лет мы стали свидетелями случаев кибератак и перебоев с энергоснабжением, приведших к истощению отдельных стран без единого выстрела. Мы также наблюдаем возвращение такого уродливого явления, как пиратство, ощущаем серьезные изменения климата, особенно в Северной Европе. Ядерная программа Ирана выдвигает на первый план проблему распространения оружия массового поражения. Нашей целью является определение роли НАТО при решении всех подобных задач. Пока НАТО не может дать точные ответы на все вопросы, но это не может служить основанием для бездействия. Мы должны в полной мере использовать уникальную ценность НАТО как форума для трансатлантического политического диалога и инструмента для перенесения политических решений в конкретные действия. В конце концов, угрозы не будут ждать, пока мы подготовимся к ним.
Саммит в Страсбурге/Кельне продемонстрировал способность союза сконцентрировать политическую волю, гибкость и солидарность для противостояния различным проблемам. Вместе с тем с приходом новой администрации США и перспективой полной интеграции Франции в военную структуру НАТО саммит дал старт обновлению стратегической концепции союза.
Новая концепция должна примирить основную цель союза – коллективную оборону – со множеством других требований, связанных с операциями вне зоны ответственности альянса. Это должно придать особое значение роли НАТО в качестве уникального сообщества и избежать искушения продвижения региональных или национальных политических планов за счет общих целей. Также это должно разъяснить сильное желание НАТО сотрудничать с ООН, ЕС и другими международными акторами в соответствии с комплексным подходом при разрешении вопросов безопасности нашего времени.
Данные проблемы фундаментально отличаются от тех, которые повлияли на создание НАТО 60 лет назад, но до тех пор, пока существуют тесные трансатлантические отношения и пока данные отношения строятся на сильных организационных основах, таких как НАТО, мы будем иметь возможность создавать условия и не становиться их жертвой.
В предстоящий период союз должен преодолеть ряд проблем, которые более сложны и трудноразрешимы, чем те, с которыми мы сталкивались когда-либо прежде. Вот почему форум в Страсбурге/Кельне не ограничивался программой поздравлений и констатацией успехов. Наоборот, данный саммит предоставил большие возможности для дальнейшей эволюции НАТО.