СВМДА:
Дулат Бакишев, исполнительный директор СВМДА
В Европе к пониманию достоинств кооперативного подхода к вопросам безопасности пришли после двух разрушительных мировых войн. Окончание холодной войны вызвало «всплеск рождения» многосторонних структур в других уголках мира, в том числе в Азии, которые занимаются широким кругом вопросов в зависимости от целей и задач.
На сегодня одной из самых авторитетных является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая накопила значительный опыт в сфере многосторонней дипломатии, создания предпосылок для устойчивого развития.
В силу ряда факторов в Азии пока нет структур, функционирующих по типу ОБСЕ. Это не означает их слабость. Дело в том, что азиатские структуры, большинство из которых сравнительно молоды, еще находятся в стадии становления. При этом многие местные государства относительно недавно получили независимость, а потому крайне щепетильно относятся к суверенитету, не желая предоставлять серьезные полномочия многосторонним органам. С другой стороны, очевидна и усиливается взаимозависимость азиатских стран (транспортные маршруты, трубопроводы, торговля и др.).
При анализе азиатских проблем безопасности следует принимать во внимание прежде всего внутреннюю специфику. Во-первых, Азия является более обширным, чем Европа, континентом, здесь проживает свыше половины населения Земли, расположены огромные запасы природных богатств. Во-вторых, исторически азиатские цивилизации более разнообразны, к тому же старше европейских. Мудрость и многовековые традиции народов накладывают отпечаток на их современное политическое мышление. В-третьих, в Азии расположены государства, которые по многим параметрам сильно отличаются друг от друга, как в плане экономического развития, так и политических и идеологических пристрастий. Наконец, именно в Азии в течение десятилетий продолжаются кровавые конфликты и существует большая вероятность возникновения новых. Кроме того, достаточно остро на континенте стоят проблемы терроризма, сепаратизма и распространения оружия массового уничтожения.
С другой стороны, растет понимание того, что противодействие большинству вызовов современности просто немыслимо без координации действий, и именно стремление ключевых государств континента найти общую платформу способствовало становлению и развитию Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Впервые эту идею выдвинул Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 5 октября 1992 года на заседании 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Время показало востребованность казахстанской инициативы. Сегодня «площадка СВМДА» позволяет азиатским государствам, большим и малым, вести равноправный диалог и принимать решения, касающиеся широкого круга проблем безопасности и поддержания мира в Азии, среди которых особую актуальность имеет урегулирование конфликтных ситуаций.
Следует заметить, что в условиях глобализации само понятие «безопасность» претерпело существенные изменения. Расширяются не только процессы экономической и политической взаимозависимости, параллельно «глобализируются» также сами угрозы, включая терроризм и пандемии. Акцент в настоящее время, наряду с традиционными военно-политическими проблемами, делается на социально-экономические и экологические факторы, поскольку они в немалой степени влияют на общую стабильность.
Сейчас членами СВМДА являются двадцать государств. Географически они охватывают страны СНГ, Ближнего и Среднего Востока, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Работа совещания сконцентрирована на пяти направлениях: военно-политическом, экономическом, экологическом, человеческом и борьбе с новыми вызовами и угрозами. Есть уверенность, что комплексный подход к этим проблемам позволит создать неделимое пространство безопасности в Азии, что является главной целью СВМДА.
На пути к достижению поставленных задач совещание строит работу по принципу от простого к сложному. Решения принимаются путем консенсуса, а «нагрузка» распределяется равномерно, что способствует нахождению оптимальных решений.
Разумеется, СВМДА – не единственная структура, отвечающая за безопасность на азиатском континенте, но у форума есть свои отличительные черты. Во-первых, он зародился в тот момент, когда, после крушения биполярной системы мирового порядка, начались крупные трансформации. С тех пор была проведена интенсивная работа по созданию прочной организационно-правовой основы совещания, определению ключевых приоритетов. Во-вторых, форум объединил большинство стран Азии, на долю которых приходится 90% территории и населения континента. В-третьих, сам по себе уникален членский состав СВМДА. Некоторые участники даже не имеют между собой дипломатических отношений, но это не только не препятствует их представителям участвовать в обсуждении актуальных для всех вопросов и принятии общих решений, но и является позитивной практикой с точки зрения укрепления мер доверия.
Другим примечательным моментом выступает участие стран–членов СВМДА в деятельности ряда других региональных организаций. Данное обстоятельство способствует специализации каждой из подобных структур и предотвращает дублирование, следовательно, повышается качество работы. Деятельность форума рассчитана на долгосрочную перспективу на основе формирования общего видения проблем.
Как инициатор процесса, Казахстан в течение продолжительного времени успешно координировал усилия по запуску и продвижению СВМДА. Теперь решается вопрос ротации председателя. В мае текущего года кандидатура Турции была окончательно согласована в качестве председательствующей страны. Соответствующие функции Анкара начнет выполнять с середины 2010 года, когда Турция примет третий саммит СВМДА.
Таким образом, за короткий срок существования совещание сумело заявить о себе как об авторитетном многостороннем форуме, который вносит существенный вклад в укрепление мира и стабильности на обширном континенте. Меры доверия и широкое взаимодействие, утверждающиеся в рамках СВМДА, не только позволяют решать даже самые сложные проблемы, но находят позитивный отклик среди других стран Азии. Это значит, что в будущем СВМДА, созванное по казахстанской инициативе, будет играть важную роль в обеспечении мира, безопасности и стабильности в Азии.