пятница, 15 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

ЕНТ стало первым реальным шагом в демократизации системы управления школой

Министр образования и науки Республики Казахстан Жансеит Туймебаев

– Как известно, мировой финансовый кризис затронул практически все сферы нашей жизни. Какие вызовы он бросает образованию и как на них отвечать?
– Говоря о последствиях мирового кризиса, можно выделить следующие основные факторы, влияющие на развитие событий в секторе образования, – это снижение экономической активности потребителей и заказчиков образовательных услуг, падение платежеспособного спроса, сокращение бюджета в сфере образования, секвестр государственного образовательного бюджета. Но не все так плохо. Можно выделить и положительные моменты: возможности для приобретения новых специальностей, повышение конкурентоспособности рабочих мест в образовании и всей бюджетной сфере. Происходит изменение цен на востребованные образованием товары и услуги, увеличивается стоимость компьютеров, оргтехники, программного обеспечения, коммунальных услуг и др.
Казахстан стал одним из первых государств в мире, оперативно отреагировавшим на кризис и приступившим к реализации опережающих мер. Министерством образования и науки в рамках реализации антикризисных мер проводится работа по обеспечению занятости и поддержке социально уязвимых слоев населения в нескольких направлениях.
Организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Во всех регионах республики организованы курсы по подготовке и переподготовке кадров по трем направлениям:
– переподготовка 100 тыс. человек – для реализации проектов в рамках Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров, для этого выделено 7 млрд 320 млн тенге;
– подготовка 23,5 тыс. человек — с учетом региональной потребности (4,1 млрд тенге);
– переподготовка 23 тыс. казахстанских специалистов с целью замещения иностранных кадров (3 млрд тенге).
Будут подписаны соглашения о партнерстве между МОН и предприятиями, привлекающими иностранных специалистов.
Присуждение дополнительных образовательных грантов студентам.
Во исполнение поручения главы государства о поддержке студентов в условиях финансового кризиса нами в 2009 году всем студентам, которые имеют отличную успеваемость по итогам зимней экзаменационной сессии 2008/09 учебного года, присуждены дополнительные образовательные гранты. Таких студентов около 10 тысяч. Это – студенты очной формы обучения, которые обучаются на платной основе, начиная с 3-го и последующих курсов.
Предоставление долгосрочных образовательных кредитов студентам.
Cтудентам-платникам из социально уязвимых слоев населения, обучающимся на «хорошо» и «отлично» по естественнонаучным, техническим и медицинским специальностям, предоставляются льготные кредиты.

– Но, наверное, вдвойне сложнее в этих условиях придется бизнес-образованию. Каким Вы видите его развитие в Казахстане в дальнейшем?
– Несмотря на кризис, во всем мире растет спрос на качественное бизнес-образование. Именно в недрах бизнес-образования и формируется основа менеджмента и финансов для успешного выхода из кризиса. Поэтому роль бизнес-образования сегодня актуальна.
Когда экономика испытывает не лучшие времена, бизнес-школы, напротив, расцветают, ведь в экономике всегда есть большая потребность в тех людях, кто сможет поправить ход дел в стране.
Одна из существующих проблем на сегодняшний день – это необходимость трансформации качественного бизнес-образования в современных условиях. В Казахстане первые программы MBA появились относительно недавно – всего лишь 15 лет назад. Развитие бизнес-образования в нашей стране видится в изменении и корректировке стандартного подхода. Особенно сейчас, когда многие ранее популярные специальности становятся вовсе невостребованными. Бизнес-образование должно переориентировать выпускников на то, в каком направлении начинающему бизнесмену лучше развиваться, где найти источники финансирования, как правильно оформлять документы, как получить кредит и т.д. В качестве возможных путей реформирования необходимо внедрить совершенно новые виды курсов.
Возможно, перспективным направлением будет разработка и внедрение курсов бизнес-реинжиниринга, переориентация бизнеса на оптимальные некапиталоемкие виды деятельности. При этом в структуре реформирования и адаптации бизнес-образования первостепенная роль должна быть отведена принципу преподавания, учитывающего местную специфику. Взаимодействие и подготовка кадров на основе требований местных реалий очень актуальны на сегодняшний день.
В регионах, несмотря на спрос на бизнес-образование, не хватает квалифицированных бизнес-тренеров. Одна из наших задач – организовать качественное бизнес-образование в регионах. Поэтому бизнес-школы должны быть инициаторами специальных курсов для всех желающих переориентировать свои знания и направить их на то, что более востребовано в данный момент.

– В нашей стране не первый год идет Болонский процесс – то есть направление движения выбрано, и, конечно, оспаривать его не имеет смысла. Но возникает вопрос: почему мы выбрали европейскую систему, а не какую-нибудь другую?
– Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы предусматривает создание на основе интеграции образования и науки эффективной системы подготовки кадров новой формации, способных решать задачи индустриально-инновационного развития страны. Проводится последовательная и системная работа по ее выполнению.
Мировое образовательное пространство имеет большой опыт внедрения прогрессивных тенденций в системе образования и науки. Интеграционные процессы в системе образования и науки в Европе привели в 1999 году к подписанию Болонской декларации о создании единого европейского образовательного пространства, внутри которого будут действовать общие законы, стандарты и правила.
Одним из принципов Болонского процесса является кредитная система обучения. Кредитная система обучения является одной из признанных и распространенных в мире университетских систем подготовки специалистов. Такая модель практикуется во всех известных университетах классического типа развитых стран. Изучение и анализ внедрения кредитной системы обучения показывает, что в различных странах мира она имеет свои специфические особенности. Тем не менее целесообразность данной системы обучения подтверждается все большим ее распространением в системе образования многих стран мира и имеет общие принципы.
Важным шагом в этом направлении является подписание и ратификация Казахстаном в 1997 году Лиссабонской конвенции по признанию квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Это обеспечивает не только признание на международном рынке образования отечественных дипломов и квалификации, но и признание качества казахстанской системы высшего образования, существенно повышает конкурентоспособность выпускников отечественных вузов, усиливает позиции Казахстана в международном образовательном пространстве.

– А стоило ли вообще изобретать велосипед? Ведь существовала система советского образования, на взгляд многих, очень эффективная...
– Внедрение принципов Болонской декларации позволяет, в первую очередь, повысить качество подготовки кадров. Для успешного внедрения принципов Болонской декларации перед вузами поставлена задача: повысить уровень профессионального мастерства профессорско-преподавательского коллектива, обеспечить материально-технической базой (библиотечным фондом; полиграфической базой, которая должна своевременно обеспечивать каждого обучающегося учебно-методическим комплексом дисциплин; компьютерной базой и технологией, которая дает возможность обучающимся регистрироваться и получать учебные материалы в режиме on-line).
Так, при внедрении кредитной технологии обучения используются общепризнанные в международной образовательной практике активные методы обучения. Образовательный процесс нацелен не только на передачу знаний, но и на приобретение обучающимся практических умений и навыков самостоятельно. При этом студент имеет возможность постоянно быть в контакте с преподавателем. Систематически контролируются учебные достижения студентов. При проведении итогового контроля учитываются результаты текущей и промежуточной аттестации. Студент к итоговому контролю допускается только при условии соответствующего рейтинга. Внедрение кредитной технологии обучения позволяет обеспечить академическую мобильность студентов и преподавателей, выдачу единого европейского приложения к диплому и пр.
При советской системе обучения подготовка кадров осуществлялась по фундаментальным направлениям, однако образовательный процесс был нацелен на передачу знаний и осуществлялся по схеме «аудиторные занятия–консультации–зачеты–экзамены». Учебные достижения контролировались только во время сессии (зачета или экзамена).

– Уже который год подряд в обществе не утихают разговоры о переходе на 12-летнее всеобщее образование: быть ему или не быть?
– Переход на 12-летнее среднее образование – серьезный социальный, политический шаг. Выстраивание модели будущей казахстанской школы и обеспечение перехода школьного образования на обучение по обновленному содержанию потребовали значительного времени, серьезной системной подготовки. Министерство образования и науки Республики Казахстан в настоящее время реализует План перехода на 12-летнее образование, предусматривающий выполнение мероприятий по организации научного, нормативного, методического и материально-технического обес-печения. Начало перехода на обучение по обновленному содержанию запланировано на 1 сентября 2010 года.

– В одном из интервью Вы сказали, что нынешние школьники будут изучать программу 10-го класса в 9-м, а потом, «перескочив» 10-й класс, продолжат учебу в 11-м классе. Правильно ли я поняла? К чему такая усложненная система? Разве изучение материала двух классов в одном – не дополнительная нагрузка?
– Так называемый «перескок» – общепринятая практика обеспечения общего среднего образования при увеличении сроков обучения. Эту практику применяли и при переходе на 10-, 11-летнее обучение. При реализации схемы перехода на 12-летнее образование речь не идет об усвоении учащимися программы двух классов за один год. Будут подготовлены учебные программы, которые позволят ученикам в полной мере завершить основную школу, получить базовое образование в соответствии с ожидаемыми результатами, обозначенными в государственных общеобязательных стандартах образования, и продолжить образование в 11–12-х классах старшей ступени.

– В прошлом году большой резонанс вызвала Ваша инициатива о проведении аттестации среди учителей школ. Как обстоят дела сейчас?
– По поручению премьер-министра РК К. Масимова тестирование педагогических кадров при аттестации перенесено на 2010 год. Для обеспечения качественной и своевременной подготовки базы тестовых заданий, предназначенных для проведения квалификационного тестирования педагогических работников, с 11 по 15 мая 2009 года был проведен семинар на тему «Применение тестовых форм при аттестации педагогических кадров Республики Казахстан». В нем участвовали эксперты и разработчики тестовых заданий из числа учителей средних общеобразовательных школ, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, а также специалисты-методисты управлений образования по областям и городов Астаны, Алматы, преподаватели институтов повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования, учителя специализированных школ. В настоящее время ведется работа по сбору и формированию базы тестовых заданий. Согласно утвержденному плану работы Национального центра тестирования на 2009 год экспертиза тестовых заданий будет проводиться с 20 по 25 августа.

– Что касается ЕНТ, то оно вызвало немало нареканий. Нередко электронные системы давали сбой, кроме того, есть мнение, что тест – это всего лишь проверка на внимательность и память. Системную проверку знаний он не дает, недаром в России ЕНТ введено не везде и зачастую идет наряду с устным экзаменом. Ваше мнение?
– Напомню, что ЕНТ проводится в соответствии с Законом РК «Об образовании» и постановлением Правительства РК. В результате получены объективная оценка уровня учебных достижений выпускников школ и мониторинговый материал, позволяющий провести оценку состояния качества подготовки учащихся в организациях среднего общего образования. Создан механизм вовлечения общественности в деятельность школ по улучшению работы над качеством образования через прозрачность результатов ЕНТ и их доступность для контроля со стороны общественности. Предоставлены равные права всем желающим получить высшее образование. Создана инфраструктура, обеспечивающая качественное проведение ЕНТ и обработку его результатов.
Введение ЕНТ является не только решением чисто педагогической проблемы контроля, но и мероприятием, имеющим большое общественно-политическое и социальное значение, ЕНТ стало первым реальным шагом в демократизации системы управления школой, так как предоставило возможность родителям, общественности и представителям органов власти участвовать в оценке качества среднего образования.
Анализируя собственный опыт и международную практику (на данный момент в той или иной форме тестирование как внешняя оценка качества образования используется в 83 странах мира), считаем, что за ЕНТ будущее, и необходимо дальнейшее его совершенствование.

– Затронем уже набившую оскомину проблему учебников. Я уж не говорю об учебниках по истории или литературе, но почему учебники математики в казахстанских школах меняются чуть ли не каждый год? Это не только бьет по карману многодетных родителей, но и вносит сумятицу в учебный процесс.
– С 1997 по 2007 год в систему среднего образования внедрены 714 учебников и 1717 учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения для 1—11-го классов на казахском, русском, уйгурском, узбекском языках, которые поэтапно внедрены в учебный процесс. Однако в связи с многочисленными нареканиями к качеству учебников нового поколения они неоднократно направлялись на экспертизу и дорабатывались.
В соответствии с Правилами организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий, утвержденными приказом министра образования и науки Республики Казахстан, в Перечень учебников и УМК, разрешенных к использованию в организациях образования, включаются не более пяти альтернативных учебников и учебно-методических комплексов по одной учебной дисциплине.
Закуп учебников и УМК осуществляется местными исполнительными органами на основе выбора организаций образования. Кроме того, согласно постановлению Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил обеспечения учебниками обучающихся и воспитанников организаций образования» учебниками бесплатно обеспечивается определенный контингент учащихся: воспитанники интернатных организаций, дети-сироты, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Вышеуказанная категория учащихся обеспечена на 100%. Акимам областей, городов Астаны и Алматы предоставлены права дополнительно определять категории обучающихся, имеющих право на бесплатное пользование учебниками на возвратной основе.
По данным управлений образования регионов, обеспеченность организаций образования учебниками в среднем составляет 94,4% (в 2007 году – 93,6%).

– Как сегодня МОН РК выстраивает взаимоотношения с частным сектором в образовании? Ведь здесь должны быть, по идее, не только контроль и регуляция, но и сотрудничество, обмен мнениями?
– Законодательство республики в области образования в полной мере учитывает интересы государственных и частных организаций образования, а также субъектов образовательного процесса. Законом Республики Казахстан «Об образовании» установлено, что совокупность взаимодействующих организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов, реализующих образовательные программы, представляет собой один из элементов системы образования Республики Казахстан.
Одним из основных принципов государственной политики в области образования является разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования.
В настоящее время в 866 учебных заведениях технического и профессионального образования обучаются 610 498 человек, из них в 360 частных учебных заведениях технического и профессионального образования – 264 806 человек. От общего контингента обучающихся ТиПО в частных учебных заведениях обучаются около 44%.
Частные учебные заведения равноправно участвуют в организации и проведении мероприятий по всем направлениям деятельности.
По состоянию на 10 октября 2008 года в Казахстане функционируют 115 (1,5%) негосударственных школ, в том числе в городе – 111, на селе – 4. Из них начальных школ – 16, основных – 13, средних – 86. Всего учащихся в частных школах – 17 044 (0,7%) человека, в том числе в городской местности – 16 712 учащихся, сельской – 332.
Общие требования к содержанию образования устанавливаются государственными общеобязательными стандартами, обязательными для всех организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов.
Государственная аттестация организаций образования, являющаяся одним из основных видов государственного контроля в системе образования, осуществляется уполномоченным органом в области образования и местными исполнительными органами в пределах их компетентности, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
Сотрудничество и обмен мнениями по вопросам частного сектора образования являются одним из приоритетных направлений деятельности МОН РК. В сентябре 2006 года создана Республиканская ассоциация частных организаций образования. Начиная с этого времени ежегодно проводятся республиканские конференции частных организаций образования. 21–22 сентября 2006 года состоялась первая республиканкая конференция «Социальное партнерство бизнеса и государства в сфере частного образования: проблемы и перспективы».
17–18 апреля текущего года в Алматы проведена третья Республиканская конференция частных организаций образования на тему «Качественное образование – будущее Казахстана». В работе таких форумов принимают участие руководители и специалисты МОН РК и подведомственных структур, которые рассматривают актуальные вопросы деятельности частных организаций образования, имеющиеся проблемы и пути их решения.

– В некоторых СМИ высказывается мнение, что государственная программа «100 школ, 100 больниц» провалилась. Как Вы это прокомментируете?
– В соответствии с Посланием 2007 года народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» глава государства поручил «в течение трех лет построить 100 школ и 100 больниц именно в тех регионах страны, которые особо нуждаются в этих объектах».
В 2007 году для реализации проекта в рамках программы «Строительство 100 школ и 100 больниц на основе государственно-частного партнерства» определено строительство 106 школ с проектной мощностью 86,3 тыс. ученических мест. Срок реализации данной программы – 2007–2009 годы. В 2007 году из 6 запланированных к вводу введены 2 школы: в Западно-Казахстанской области на 360 ученических мест, в Карагандинской области – на 464 ученических места. В 2008 году из запланированных к вводу 59 введены 44 школы на 33 015 мест.
Но есть и проблемы, влияющие на несвоевременный ввод в эксплуатацию объектов. Это замена и вопросы выделения земельных участков (акиматами в ходе строительства была произведена замена некоторых земельных участков застройки и привязки здания), отставание строительно-монтажных работ от графика, удорожание стоимости строительства школ. Указанные проблемы были выявлены нами во время проводимого ежемесячного мониторинга и неоднократных проверок в регионах, своевременно приняты целевые меры. В результате проведенных мероприятий в 2009 году планируется ввод оставшихся 60 школ.

– Вообще складывается впечатление, что каждый новый министр, приходя на это место, начинает очередную реформу. При этом начинания прежнего руководства забываются. Когда закончатся перманентные «реформы» в отечественном образовании, на которые весьма болезненно реагируют наши дети?
– На формирование новых тенденций образовательного процесса оказывает воздействие не отдельная личность, а многие социально значимые факторы, как общемировые, так и национальные, – это научно-техническая революция, усилившая общественную востребованность знаний, общее состояние современной цивилизации, в рамках которой образование будет определять главным образом уровень общественного развития, нарастание интеграции во всей жизни человечества, глобализация.
Реформы, проводимые министерством, находят отражение в таких долгосрочных программных документах, как Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы, Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007–2012 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2009–2012 годы.

Комментарий независимого редактора:
Упаси нас Бог от 12-летки! Чего мы добиваемся? 18-летних мужчин и женщин – в школах? Близорукости, косоглазия и сколиоза в 7 лет? Надуманных предметов и еще одного потерянного года? Нехватки классов и квалифицированных учителей? И вообще, чьим аршином мы хотим мерить?
На самом деле в Казахстане нет безработицы среди учителей – у нас их не хватает. Нам не надо, как в Европе, замещать иммигрантами тающее население. Мы пишем на кириллице, а не иероглифами, как в Японии, Китае, Корее.
И наконец, самое главное – срок обучения определяется школьной программой, а не наоборот.

Оставить комментарий

Антресоли

Быть, а не казаться Быть, а не казаться
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:31
Каспийский  передел Каспийский передел
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:31
Экспорт  без  правил Экспорт без правил
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:50
Творец  легенды Творец легенды
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:49
Умелые  ручки Умелые ручки
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:49
План Маршалла: План Маршалла:
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:49
Комплекс лидера Комплекс лидера
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:48
Предложение, Предложение,
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Работа над ошибками Работа над ошибками
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Чем мы хуже других? Чем мы хуже других?
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Деформация вертикали Деформация вертикали
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Вопрос бремени Вопрос бремени
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Экономика доверия Экономика доверия
Редакция Exclusive
04.05.2009 - 13:47
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33