ЕНТ стало первым реальным шагом в демократизации системы управления школой
Министр образования и науки Республики Казахстан Жансеит Туймебаев
– Как известно, мировой финансовый кризис затронул практически все сферы нашей жизни. Какие вызовы он бросает образованию и как на них отвечать?
– Говоря о последствиях мирового кризиса, можно выделить следующие основные факторы, влияющие на развитие событий в секторе образования, – это снижение экономической активности потребителей и заказчиков образовательных услуг, падение платежеспособного спроса, сокращение бюджета в сфере образования, секвестр государственного образовательного бюджета. Но не все так плохо. Можно выделить и положительные моменты: возможности для приобретения новых специальностей, повышение конкурентоспособности рабочих мест в образовании и всей бюджетной сфере. Происходит изменение цен на востребованные образованием товары и услуги, увеличивается стоимость компьютеров, оргтехники, программного обеспечения, коммунальных услуг и др.
Казахстан стал одним из первых государств в мире, оперативно отреагировавшим на кризис и приступившим к реализации опережающих мер. Министерством образования и науки в рамках реализации антикризисных мер проводится работа по обеспечению занятости и поддержке социально уязвимых слоев населения в нескольких направлениях.
Организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Во всех регионах республики организованы курсы по подготовке и переподготовке кадров по трем направлениям:
– переподготовка 100 тыс. человек – для реализации проектов в рамках Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров, для этого выделено 7 млрд 320 млн тенге;
– подготовка 23,5 тыс. человек — с учетом региональной потребности (4,1 млрд тенге);
– переподготовка 23 тыс. казахстанских специалистов с целью замещения иностранных кадров (3 млрд тенге).
Будут подписаны соглашения о партнерстве между МОН и предприятиями, привлекающими иностранных специалистов.
Присуждение дополнительных образовательных грантов студентам.
Во исполнение поручения главы государства о поддержке студентов в условиях финансового кризиса нами в 2009 году всем студентам, которые имеют отличную успеваемость по итогам зимней экзаменационной сессии 2008/09 учебного года, присуждены дополнительные образовательные гранты. Таких студентов около 10 тысяч. Это – студенты очной формы обучения, которые обучаются на платной основе, начиная с 3-го и последующих курсов.
Предоставление долгосрочных образовательных кредитов студентам.
Cтудентам-платникам из социально уязвимых слоев населения, обучающимся на «хорошо» и «отлично» по естественнонаучным, техническим и медицинским специальностям, предоставляются льготные кредиты.
– Но, наверное, вдвойне сложнее в этих условиях придется бизнес-образованию. Каким Вы видите его развитие в Казахстане в дальнейшем?
– Несмотря на кризис, во всем мире растет спрос на качественное бизнес-образование. Именно в недрах бизнес-образования и формируется основа менеджмента и финансов для успешного выхода из кризиса. Поэтому роль бизнес-образования сегодня актуальна.
Когда экономика испытывает не лучшие времена, бизнес-школы, напротив, расцветают, ведь в экономике всегда есть большая потребность в тех людях, кто сможет поправить ход дел в стране.
Одна из существующих проблем на сегодняшний день – это необходимость трансформации качественного бизнес-образования в современных условиях. В Казахстане первые программы MBA появились относительно недавно – всего лишь 15 лет назад. Развитие бизнес-образования в нашей стране видится в изменении и корректировке стандартного подхода. Особенно сейчас, когда многие ранее популярные специальности становятся вовсе невостребованными. Бизнес-образование должно переориентировать выпускников на то, в каком направлении начинающему бизнесмену лучше развиваться, где найти источники финансирования, как правильно оформлять документы, как получить кредит и т.д. В качестве возможных путей реформирования необходимо внедрить совершенно новые виды курсов.
Возможно, перспективным направлением будет разработка и внедрение курсов бизнес-реинжиниринга, переориентация бизнеса на оптимальные некапиталоемкие виды деятельности. При этом в структуре реформирования и адаптации бизнес-образования первостепенная роль должна быть отведена принципу преподавания, учитывающего местную специфику. Взаимодействие и подготовка кадров на основе требований местных реалий очень актуальны на сегодняшний день.
В регионах, несмотря на спрос на бизнес-образование, не хватает квалифицированных бизнес-тренеров. Одна из наших задач – организовать качественное бизнес-образование в регионах. Поэтому бизнес-школы должны быть инициаторами специальных курсов для всех желающих переориентировать свои знания и направить их на то, что более востребовано в данный момент.
– В нашей стране не первый год идет Болонский процесс – то есть направление движения выбрано, и, конечно, оспаривать его не имеет смысла. Но возникает вопрос: почему мы выбрали европейскую систему, а не какую-нибудь другую?
– Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы предусматривает создание на основе интеграции образования и науки эффективной системы подготовки кадров новой формации, способных решать задачи индустриально-инновационного развития страны. Проводится последовательная и системная работа по ее выполнению.
Мировое образовательное пространство имеет большой опыт внедрения прогрессивных тенденций в системе образования и науки. Интеграционные процессы в системе образования и науки в Европе привели в 1999 году к подписанию Болонской декларации о создании единого европейского образовательного пространства, внутри которого будут действовать общие законы, стандарты и правила.
Одним из принципов Болонского процесса является кредитная система обучения. Кредитная система обучения является одной из признанных и распространенных в мире университетских систем подготовки специалистов. Такая модель практикуется во всех известных университетах классического типа развитых стран. Изучение и анализ внедрения кредитной системы обучения показывает, что в различных странах мира она имеет свои специфические особенности. Тем не менее целесообразность данной системы обучения подтверждается все большим ее распространением в системе образования многих стран мира и имеет общие принципы.
Важным шагом в этом направлении является подписание и ратификация Казахстаном в 1997 году Лиссабонской конвенции по признанию квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Это обеспечивает не только признание на международном рынке образования отечественных дипломов и квалификации, но и признание качества казахстанской системы высшего образования, существенно повышает конкурентоспособность выпускников отечественных вузов, усиливает позиции Казахстана в международном образовательном пространстве.
– А стоило ли вообще изобретать велосипед? Ведь существовала система советского образования, на взгляд многих, очень эффективная...
– Внедрение принципов Болонской декларации позволяет, в первую очередь, повысить качество подготовки кадров. Для успешного внедрения принципов Болонской декларации перед вузами поставлена задача: повысить уровень профессионального мастерства профессорско-преподавательского коллектива, обеспечить материально-технической базой (библиотечным фондом; полиграфической базой, которая должна своевременно обеспечивать каждого обучающегося учебно-методическим комплексом дисциплин; компьютерной базой и технологией, которая дает возможность обучающимся регистрироваться и получать учебные материалы в режиме on-line).
Так, при внедрении кредитной технологии обучения используются общепризнанные в международной образовательной практике активные методы обучения. Образовательный процесс нацелен не только на передачу знаний, но и на приобретение обучающимся практических умений и навыков самостоятельно. При этом студент имеет возможность постоянно быть в контакте с преподавателем. Систематически контролируются учебные достижения студентов. При проведении итогового контроля учитываются результаты текущей и промежуточной аттестации. Студент к итоговому контролю допускается только при условии соответствующего рейтинга. Внедрение кредитной технологии обучения позволяет обеспечить академическую мобильность студентов и преподавателей, выдачу единого европейского приложения к диплому и пр.
При советской системе обучения подготовка кадров осуществлялась по фундаментальным направлениям, однако образовательный процесс был нацелен на передачу знаний и осуществлялся по схеме «аудиторные занятия–консультации–зачеты–экзамены». Учебные достижения контролировались только во время сессии (зачета или экзамена).
– Уже который год подряд в обществе не утихают разговоры о переходе на 12-летнее всеобщее образование: быть ему или не быть?
– Переход на 12-летнее среднее образование – серьезный социальный, политический шаг. Выстраивание модели будущей казахстанской школы и обеспечение перехода школьного образования на обучение по обновленному содержанию потребовали значительного времени, серьезной системной подготовки. Министерство образования и науки Республики Казахстан в настоящее время реализует План перехода на 12-летнее образование, предусматривающий выполнение мероприятий по организации научного, нормативного, методического и материально-технического обес-печения. Начало перехода на обучение по обновленному содержанию запланировано на 1 сентября 2010 года.
– В одном из интервью Вы сказали, что нынешние школьники будут изучать программу 10-го класса в 9-м, а потом, «перескочив» 10-й класс, продолжат учебу в 11-м классе. Правильно ли я поняла? К чему такая усложненная система? Разве изучение материала двух классов в одном – не дополнительная нагрузка?
– Так называемый «перескок» – общепринятая практика обеспечения общего среднего образования при увеличении сроков обучения. Эту практику применяли и при переходе на 10-, 11-летнее обучение. При реализации схемы перехода на 12-летнее образование речь не идет об усвоении учащимися программы двух классов за один год. Будут подготовлены учебные программы, которые позволят ученикам в полной мере завершить основную школу, получить базовое образование в соответствии с ожидаемыми результатами, обозначенными в государственных общеобязательных стандартах образования, и продолжить образование в 11–12-х классах старшей ступени.
– В прошлом году большой резонанс вызвала Ваша инициатива о проведении аттестации среди учителей школ. Как обстоят дела сейчас?
– По поручению премьер-министра РК К. Масимова тестирование педагогических кадров при аттестации перенесено на 2010 год. Для обеспечения качественной и своевременной подготовки базы тестовых заданий, предназначенных для проведения квалификационного тестирования педагогических работников, с 11 по 15 мая 2009 года был проведен семинар на тему «Применение тестовых форм при аттестации педагогических кадров Республики Казахстан». В нем участвовали эксперты и разработчики тестовых заданий из числа учителей средних общеобразовательных школ, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, а также специалисты-методисты управлений образования по областям и городов Астаны, Алматы, преподаватели институтов повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования, учителя специализированных школ. В настоящее время ведется работа по сбору и формированию базы тестовых заданий. Согласно утвержденному плану работы Национального центра тестирования на 2009 год экспертиза тестовых заданий будет проводиться с 20 по 25 августа.
– Что касается ЕНТ, то оно вызвало немало нареканий. Нередко электронные системы давали сбой, кроме того, есть мнение, что тест – это всего лишь проверка на внимательность и память. Системную проверку знаний он не дает, недаром в России ЕНТ введено не везде и зачастую идет наряду с устным экзаменом. Ваше мнение?
– Напомню, что ЕНТ проводится в соответствии с Законом РК «Об образовании» и постановлением Правительства РК. В результате получены объективная оценка уровня учебных достижений выпускников школ и мониторинговый материал, позволяющий провести оценку состояния качества подготовки учащихся в организациях среднего общего образования. Создан механизм вовлечения общественности в деятельность школ по улучшению работы над качеством образования через прозрачность результатов ЕНТ и их доступность для контроля со стороны общественности. Предоставлены равные права всем желающим получить высшее образование. Создана инфраструктура, обеспечивающая качественное проведение ЕНТ и обработку его результатов.
Введение ЕНТ является не только решением чисто педагогической проблемы контроля, но и мероприятием, имеющим большое общественно-политическое и социальное значение, ЕНТ стало первым реальным шагом в демократизации системы управления школой, так как предоставило возможность родителям, общественности и представителям органов власти участвовать в оценке качества среднего образования.
Анализируя собственный опыт и международную практику (на данный момент в той или иной форме тестирование как внешняя оценка качества образования используется в 83 странах мира), считаем, что за ЕНТ будущее, и необходимо дальнейшее его совершенствование.
– Затронем уже набившую оскомину проблему учебников. Я уж не говорю об учебниках по истории или литературе, но почему учебники математики в казахстанских школах меняются чуть ли не каждый год? Это не только бьет по карману многодетных родителей, но и вносит сумятицу в учебный процесс.
– С 1997 по 2007 год в систему среднего образования внедрены 714 учебников и 1717 учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения для 1—11-го классов на казахском, русском, уйгурском, узбекском языках, которые поэтапно внедрены в учебный процесс. Однако в связи с многочисленными нареканиями к качеству учебников нового поколения они неоднократно направлялись на экспертизу и дорабатывались.
В соответствии с Правилами организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий, утвержденными приказом министра образования и науки Республики Казахстан, в Перечень учебников и УМК, разрешенных к использованию в организациях образования, включаются не более пяти альтернативных учебников и учебно-методических комплексов по одной учебной дисциплине.
Закуп учебников и УМК осуществляется местными исполнительными органами на основе выбора организаций образования. Кроме того, согласно постановлению Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил обеспечения учебниками обучающихся и воспитанников организаций образования» учебниками бесплатно обеспечивается определенный контингент учащихся: воспитанники интернатных организаций, дети-сироты, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Вышеуказанная категория учащихся обеспечена на 100%. Акимам областей, городов Астаны и Алматы предоставлены права дополнительно определять категории обучающихся, имеющих право на бесплатное пользование учебниками на возвратной основе.
По данным управлений образования регионов, обеспеченность организаций образования учебниками в среднем составляет 94,4% (в 2007 году – 93,6%).
– Как сегодня МОН РК выстраивает взаимоотношения с частным сектором в образовании? Ведь здесь должны быть, по идее, не только контроль и регуляция, но и сотрудничество, обмен мнениями?
– Законодательство республики в области образования в полной мере учитывает интересы государственных и частных организаций образования, а также субъектов образовательного процесса. Законом Республики Казахстан «Об образовании» установлено, что совокупность взаимодействующих организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов, реализующих образовательные программы, представляет собой один из элементов системы образования Республики Казахстан.
Одним из основных принципов государственной политики в области образования является разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования.
В настоящее время в 866 учебных заведениях технического и профессионального образования обучаются 610 498 человек, из них в 360 частных учебных заведениях технического и профессионального образования – 264 806 человек. От общего контингента обучающихся ТиПО в частных учебных заведениях обучаются около 44%.
Частные учебные заведения равноправно участвуют в организации и проведении мероприятий по всем направлениям деятельности.
По состоянию на 10 октября 2008 года в Казахстане функционируют 115 (1,5%) негосударственных школ, в том числе в городе – 111, на селе – 4. Из них начальных школ – 16, основных – 13, средних – 86. Всего учащихся в частных школах – 17 044 (0,7%) человека, в том числе в городской местности – 16 712 учащихся, сельской – 332.
Общие требования к содержанию образования устанавливаются государственными общеобязательными стандартами, обязательными для всех организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов.
Государственная аттестация организаций образования, являющаяся одним из основных видов государственного контроля в системе образования, осуществляется уполномоченным органом в области образования и местными исполнительными органами в пределах их компетентности, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
Сотрудничество и обмен мнениями по вопросам частного сектора образования являются одним из приоритетных направлений деятельности МОН РК. В сентябре 2006 года создана Республиканская ассоциация частных организаций образования. Начиная с этого времени ежегодно проводятся республиканские конференции частных организаций образования. 21–22 сентября 2006 года состоялась первая республиканкая конференция «Социальное партнерство бизнеса и государства в сфере частного образования: проблемы и перспективы».
17–18 апреля текущего года в Алматы проведена третья Республиканская конференция частных организаций образования на тему «Качественное образование – будущее Казахстана». В работе таких форумов принимают участие руководители и специалисты МОН РК и подведомственных структур, которые рассматривают актуальные вопросы деятельности частных организаций образования, имеющиеся проблемы и пути их решения.
– В некоторых СМИ высказывается мнение, что государственная программа «100 школ, 100 больниц» провалилась. Как Вы это прокомментируете?
– В соответствии с Посланием 2007 года народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» глава государства поручил «в течение трех лет построить 100 школ и 100 больниц именно в тех регионах страны, которые особо нуждаются в этих объектах».
В 2007 году для реализации проекта в рамках программы «Строительство 100 школ и 100 больниц на основе государственно-частного партнерства» определено строительство 106 школ с проектной мощностью 86,3 тыс. ученических мест. Срок реализации данной программы – 2007–2009 годы. В 2007 году из 6 запланированных к вводу введены 2 школы: в Западно-Казахстанской области на 360 ученических мест, в Карагандинской области – на 464 ученических места. В 2008 году из запланированных к вводу 59 введены 44 школы на 33 015 мест.
Но есть и проблемы, влияющие на несвоевременный ввод в эксплуатацию объектов. Это замена и вопросы выделения земельных участков (акиматами в ходе строительства была произведена замена некоторых земельных участков застройки и привязки здания), отставание строительно-монтажных работ от графика, удорожание стоимости строительства школ. Указанные проблемы были выявлены нами во время проводимого ежемесячного мониторинга и неоднократных проверок в регионах, своевременно приняты целевые меры. В результате проведенных мероприятий в 2009 году планируется ввод оставшихся 60 школ.
– Вообще складывается впечатление, что каждый новый министр, приходя на это место, начинает очередную реформу. При этом начинания прежнего руководства забываются. Когда закончатся перманентные «реформы» в отечественном образовании, на которые весьма болезненно реагируют наши дети?
– На формирование новых тенденций образовательного процесса оказывает воздействие не отдельная личность, а многие социально значимые факторы, как общемировые, так и национальные, – это научно-техническая революция, усилившая общественную востребованность знаний, общее состояние современной цивилизации, в рамках которой образование будет определять главным образом уровень общественного развития, нарастание интеграции во всей жизни человечества, глобализация.
Реформы, проводимые министерством, находят отражение в таких долгосрочных программных документах, как Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы, Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007–2012 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2009–2012 годы.
Комментарий независимого редактора:
Упаси нас Бог от 12-летки! Чего мы добиваемся? 18-летних мужчин и женщин – в школах? Близорукости, косоглазия и сколиоза в 7 лет? Надуманных предметов и еще одного потерянного года? Нехватки классов и квалифицированных учителей? И вообще, чьим аршином мы хотим мерить?
На самом деле в Казахстане нет безработицы среди учителей – у нас их не хватает. Нам не надо, как в Европе, замещать иммигрантами тающее население. Мы пишем на кириллице, а не иероглифами, как в Японии, Китае, Корее.
И наконец, самое главное – срок обучения определяется школьной программой, а не наоборот.