Чужие берега образования
Зарина Пахирдинова
За последние два-три года стоимость обучения в отечественных вузах возросла в несколько раз и составляет порядка 2000–5000 долларов США в год. То есть практически она сравнялась со стоимостью обучения в престижных зарубежных институтах и университетах. Не удивительно, что большинство потенциальных студентов, а точнее их родителей, задумываются: а стоят ли этих денег те знания, которые дает казахстанская высшая школа? Отсюда растет интерес к международным образовательным программам, прежде всего западным. Причины лежат на поверхности: качество их образования на порядок выше, перспектива трудоустройства с дипломом иностранного вуза более реальная, да и будущая зарплата вполне оправдывает затраты на обучение.
Выбрать лучший университет могут помочь добрые друзья и знакомые, уже получившие знания за границей, консалтинговые агентства, занимающиеся образованием за рубежом, или Интернет, в котором насчитывается бесчисленное множество рейтингов, оценивающих вузы по всевозможным критериям и категориям. Заглянув во Всемирную паутину, скорее всего вы наткнетесь на рейтинги зарубежных средств массовой информации, чаще всего респектабельных газет или исследовательских центров, нередко самих образоватиельных центров. Среди печатных и электронных СМИ подобные рейтинги печатают The Sunday Times, The Telegraph, The Financial Times и др. Однако самыми популярными среди них считаются ежегодные рейтинги, публикуемые изданием Times Higher Education Supplement (THES) – тематическим приложением по высшему образованию деловой газеты The Times. Данный рейтинг составляется совместно с организацией Quacquarelli Symonds (QS).
Итак, в страновом разрезе по итогам рейтинга за 2008 год по версии QS-THES продолжают доминировать Великобритания и США – Гарвардский университет по-прежнему остается на вершине почетного списка вузов, Йель обогнал Кембридж, поднявшись на второе место, Оксфорд опустился на четвертое место, а Принстон (единственное, пожалуй, измненение в минус среди лидеров) выпал из десятки, потесненный новичком в топ-10 – Колумбийским университетом.
В список лучших 50 университетов попали 13 стран (в прошлом году их было 12). Счастливыми новичками стали Hong Kong University of Science and Technology, University of Copenhagen, Trinity College Dublin, Ecole Polytechnique Fйdйrale de Lausanne and Seoul National University.
Вузы из 33 стран попали в этом году в список топ-200 (в 2007-м было 28 стран). Примечательно, что после неудачи в 2007 году в привилегированную группу вновь вернулся Московский государственный университет, заняв 183-е место (2007-й – 231-е).
Следует отметить, что при составлении данного рейтинга, равно как и многих других, основной упор делается на такие параметры, как исследовательская деятельность вуза, трудоустройство выпускников, международная представленность преподавательского и студенческого состава, а также качество преподавания. Кстати, подобные «глобальные» рейтинги стали составлять сравнительно недавно. В 2003 году Институт высшего образования (Institute of Higher Education) Шанхайского университета (Shanghai Jiao Tong University) впервые опубликовал рейтинг 500 ведущих вузов мира. В следующем году запущен испанский проект Webometrics – глобальный рейтинг, в который вошли уже четыре тысячи вузов мира. В 2005 году свой глобальный рейтинг университетов начал публиковать журнал Newsweek International, а в 2007-м впервые сформирован рейтинг научной деятельности мировых университетов Тайваньского Совета по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования (Higher Education Evaluation and Accreditation Council Taiwan).
В общем потоке региональных и международных рейтингов российское независимое рейтинговое агентство «РейтОР» выпустило в 2008 году свою версию – так называемый Новый глобальный рейтинг мировых университетов. По словам составителей, из почти 15 тысяч претендентов ими отобрано для оценки 500 высших учебных заведений, в том числе почти сотня вузов из России, стран СНГ и Балтии. Разумеется, рейтинги бывают разные и по-разному относятся к таким важным составляющим любого исследования, как объективность и беспристрастность. Так или иначе, но «РейтОР» достаточно «скромно» определил на 5-е месте своего ранжира Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, при этом значительно оставив позади таких признанных грандов, как Гарвард, Кембридж и Стендфорд. Столь разительное отличие от западных рейтингов российские исследователи оправдывают тем, что в существующих глобальных рейтингах сравнительная оценка университетов базируется в основном на оценке их достижений и возможностей в сфере исследований и разработок, а вот оценке качества образования практически не уделяется внимания. Всего же в итоговую таблицу попали 56 российских вузов и два казахстанских: КазНУ им. аль-Фараби (372-е место) и Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилёва (389-е).
Несмотря на экономический кризис, желающих поступить в бизнес-школы меньше не становится. Многие уже состоявшиеся бизнесмены стремятся получить степень MBA. Конечно, чаще всего они идут в казахстанские вузы, поскольку не имеют возможности прервать карьеру и выехать за рубеж на 1,5–2 года. Но для тех, кто все-таки решил «отведать» настоящего бизнес-образования, Financial Times составил всемирный рейтинг программ MBA.
Нужно быть готовыми к тому, что в такие рейтинги попадают самые-самые, а значит, самые дорогие и самые требовательные к студентам высшие образовательные учреждения. Стоимость обучения в них колеблется от 2000 до 70 000 долларов США. Например, один год американского баклавриата «весит» $13 000, магистерские программы – от $17 000 в год. Но самое дорогое образование – в Англии: за год обучения на степень бакалавра здесь придется раскошелиться на 20 000 долларов, а в Кембридже – аж на 60 000 американских дензнаков.
Что касается самых доступных по цене вузов, то здесь пальму первенства дежит Китай, где год обучения стоит в среднем $3500–5000 в год.
Конечно, в каждом университете предусмотрены определенные финансовые льготы или гранты, различные программы поощрения. Скидки предоставляются за хорошую успеваемость, высокий средний бал. Или другая опция – если в общей массе для иностранных студентов обучение стоит немного дороже, чем для коренных жителей, то в отдельных вузах студентам, представляющим развивающуюся страну или страну, не входящую в ЕС, предлагают специальные программы скидок. Но даже при этом в последнее время наблюдается тенденция, связанная с тем, что спрос на англоязычные вузы среди неанглоязычных студентов постепенно падает, а на азиатские, напротив, растет. Так, например, среди казахстанских студентов год из года все большей популярностью пользуются китайские и сингапурские университеты. И, думается, дело здесь не только в ценовой стороне.
Комментарий независимого редактора:
Видимо, российский рейтинг – такой же продукт внутреннего употребления, как и казахстанский. Тем более обидно. В конце концов, учитывая нашу дружбу, могли бы наши КазНУ и ЕНУ «втиснуть» хотя бы куда-нибудь между МГУ и Оксфордским университетом.