Уста, которыми глаголет Истина
Раушан Бостанова
Поскольку выпуск настоящего номера посвящен сфере образования, мы не могли обойти стороной мнение тех, кто непосредственно испытывает на себе процесс подготовки к «взрослой жизни». С этой целью был проведен небольшой опрос среди студентов различных вузов Казахстана, чтобы понять, насколько сами студенты оценивают нынешнее состояние высшего образования в стране и собственную конкурентоспособность на отечественном рынке труда.
Методология
В общей сложности в опросе приняли участие 678 студентов из государственных и частных (всего 35) вузов республики. Анкетирование проходило анонимно, что, на наш взгляд, позволило максимально повысить планку объективности исследования. Респондентам было предложено дать свою оценку по 10 вопросам по 10-балльной шкале, исходя из того, что 1 – «очень плохо», а 10 – «очень хорошо».
Результаты
Анализ полученных данных показал, что ни один из опрошенных не оценил степень объективности Единого национального тестирования на «очень хорошо». При этом лишь 8,7% считают, что ЕНТ как инструмент оценки качества выпускников школ – не такое уж безнадежное дело. А вот количество тех, кто полагает, что ЕНТ оправдывает себя наполовину, составляет 56,5%. Число же сторонников того, что прохождение подобного тестирования вообще не является показателем знаний, составляет 34,8%.
Уровень образования в своем вузе, так же как и в первом случае, по высшему баллу не оценил ни один из студентов. Тем не менее больше половины опрашиваемых (4,2%) уверенно отнесли свой институт (университет) на позицию «хорошо». Отчасти в этом сказался такой фактор, как субъективность (редко какой студент будет однозначно плохо отзываться о собственном вузе, с другой стороны, это доказывает, что уровень отечественных вузов в целом соответствует потребностям студенчества (54,1%)). Однако, по мнению 41,7% респондентов, их вуз находится в «среднем эшелоне», что ставит под сомнение конкурентоспособность как самих вузов, так и их выпускников.
Студенты, уверенные в том, что по окончании вуза смогут устроиться на хорошую работу, составляют 32% от общего числа. Парадоксально, но столько же молодых людей говорят о повышении вероятности получения работы лишь по протекции влиятельных родственников или знакомых. При этом 36% опрошенных вообще считают, что наличие диплома о высшем образовании – скорее формальность.
Но, отвечая уже на следующий вопрос, больше половины респондентов (52,6%) высказались в том плане, что диплом конкретно их учебного заведения находится на верхней позиции рейтинга, что весьма обнадеживает. Те же, кто в этом не совсем уверен и оценивает свой вуз на среднем уровне, набралось 36,8%. Оставшиеся 10,6% думают, что «их» вуз не имеет достаточного потенциала и грамотного менеджмента для включения хотя бы в список ведущих учебных заведений Казахстана.
Что касается коррупции в отечественных вузах, то, несмотря на реформы, кампании по искоренению этого уродливого явления, 52,7% опрошенных оценивают ситуацию как очень плохую, 42% определили уровень коррупции по усредненному баллу и лишь 5,3%, считают, что в их вузах коррупция не пустила очень глубокие корни.
Не лучше выглядит картина с технической базой вузов. На «очень хорошо» ее оценили только 13,3% студентов. Самое большое же количество респондентов (46,7%) поставило оценку «хорошо», меньше трети (30%) – «удовлетворительно». 10% считают уровень технической оснащенности своих вузов абсолютно низкой.
На просьбу сравнить «свой вуз» с одним из ведущих университетов мира – английским Оксфордом, графы «очень хорошо» и «хорошо», к сожалению, оказались незаполненными. Однако 11,5% респондентов оценили шансы своей альма-матер на твердую «тройку». Подавляющее же большинство (88,5%) посчитали, что уровень их вуза низок настолько, что заслуживает «неуда». А вот уже на просьбу провести аналогии с российским МГУ показатели пусть не намного, но выглядят обнадеживающе. Так, по мнению 3,8% респондентов, их вуз по качеству ничем не уступает московскому гранду образования, 7,7% оценили свой институт (университет) чуть ниже МГУ, а 11,5% – на средний балл. Все остальные (77%) поставили своему вузу низшую оценку.
Опять-таки несмотря на субъективность в оценке личных качеств, 31% студентов довольно скромно отозвались о своей конкурентоспособности на отечественном рынке труда. Самых уверенных в своих силах оказалось 42%, слабо свои способности оценили 27% потенциальных работников с дипломами о высшем образовании.
О многом может говорить тот факт, что степень справедливости процесса отбора кадров на государственную службу на «очень хорошо» никто из респондентов снова не оценил. Около 20% все же считают, что данный процесс объективен на приемлемом уровне, 10% опрашиваемых – лишь частично. Большинство же (70%) вообще не верят в справедливость процедуры приема кадров на государственную службу.
Наконец, по последнему пункту анкетирования – «Ощущаете ли Вы заботу государства в процессе получения высшего образования?» – графа высших баллов вновь оказалась пустой. На «четверку» свои ощущения оценивают 23,5% студенческой молодежи, а на «тройку» – 11,8% . Как оказалось, подавляющее большинство (64,7%) респондентов какой-либо государственной поддержки вовсе не испытывает.