среда, 25 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Полет фанеры над Парижем

Шоу-бизнес – этот когда-то малопонятный иностранный термин был заимствован странами постсоветского пространства сравнительно недавно, в начале 1990-х. Тогда, после падения «железного занавеса», люди на одной шестой земной суши наперегонки ринулись за модой яркого, цивилизованного мира. Мира, который прочно ассоциировался с Западом. Разумеется, на переднем крае столь массового порыва стояли культура и, как один из важных ее компонентов, особенно для молодежи, – тот самый шоу-бизнес.

Абу Алиев

Не сказать, что хороших композиторов и исполнителей в СССР не имелось, отнюдь. Однако общая унылость и серость совкового бытия, неспособность преподнести музыку зрелищно и вкусно оставляли примерно такое же впечатление, что и хорошая еда, но поданная без соли, да еще сопутствующей сервировки. Народу же, который жаждал не только куска хлеба, строго указывали, что слушать, а также в каких порциях. Что касается собственно прелестей американской или европейской индустрии развлечений, то приобщиться к ним прежде удавалось немногим. Власти видели в этом враждебные социалистическому строю элементы и насколько возможно пресекали импорт. Среднему обывателю оставалось слушать Кобзона, Зыкину, Магомаева, Бюль-Бюль оглы. Лишь немногим тайком удавалось привезти из загранкомандировок виниловые диски и «катушки» с записями The Beatles, Rolling Stones, ABBA и прочих кумиров 1960–80-х, которые затем подпольно тиражировались в сотни низкопробных копий. Кто-то просиживал ночами у радиоприемника, настроив свои «Маяки» и «Весны» на манящие мелодии и ритмы зарубежной эстрады. Редкие программы, которые все же пробивались с экранов советского ТВ, в основном ограничивались либо трансляцией итальянской эстрады, либо незамысловатыми хитами из социалистических стран, в частности чешского Карела Готта или эстрадного балета ГДР. Но времена изменились.
С обретением независимости Казахстан тоже последовал в общем потоке музыкального влечения ко всему западному, хотя, видимо, в силу устоявшейся за период советского общежития традиции, стандарты моды, будь-то в одежде, масс-культуре или музыке, продолжали формироваться с оглядкой на Москву. Некоторые «продвинутые» алматинцы тех времен даже многозначительно замечали: «То, что попадает на западные прилавки, через год появляется в Москве и Питере, и лишь через два-три – у нас».
Попутно шел процесс подгонки своей казахстанской эстрады под изменившиеся реалии жизни. Здесь сошлись главным образом три направления: западное, российское и свое, казахское, которые иногда могли плодотворно сочетаться, рождая прекрасные композиции, как в случае с «Роксанаки», «А-Студио», «Уркер», а иногда вступать в противоречия, которые доходили порой до курьезов. И, тем не менее, на протяжении почти всех 1990-х, если не считать мэтров казахской советской эстрады, как, например, Розу Рымбаеву, группу «Дос-Мукасан», Нагиму Ескалиеву, тон на отечественной ниве поп-музыки задавали все же россияне. Собственно, в тот период и зародился феномен с неблаговидным названием «чёс», когда звезды из Москвы и Петербурга, а нередко даже их двойники собирали на перифериях целые стадионы, конечно, не бесплатно. Все начиналось с приснопамятных «Миража» и «Ласкового мая», пугачевых, киркоровых и газмановых и иже с ними. Впрочем, приобретя по ходу внешне чуть более цивильные черты, чёс живет и здравствует поныне.
Зарождение казахстанского шоу-бизнеса шло тяжело. С одной стороны, появились первые качественные звукозаписывающие студии, музыкальные радиостанции, фестивали и тусовки. О себе заявили довольно масштабные песенные проекты наподобие «Азия дауысы» или «Жас канат», пускай со временем многие из них свернулись. Равно как формировался свой underground, где в основном делали первые эксперименты молодые рок-группы и неформалы. С другой стороны, опусы периода взросления в стиле а-ля Led Zeppelin были с восторгом встречены лишь теми, кому было сильно за тридцать, и людьми, отягощенными интеллектом, то есть – меньшинством. При этом случалось немало забавных эпизодов типа обязательных по тем временам прослушиваний в Союзе композиторов, когда после исполнения очередного «творения» один из композиторов высказался: «Я ничего не понял. Лично для меня: шум начался – шум кончился».
Между тем было ясно, что, как и во многих других сферах, шоу в условиях рынка неотделимо от мира денег. Но в случае с Казахстаном эта неразлучность «сладкой парочки» порой давала совершенно противоположный эффект – на большую сцену, телевизионные экраны выходили не столько талантливые яркие личности, сколько посредственности, единственным преимуществом которых являлось спонсорство влиятельных покровителей. Хит-парады 1990-х также зачастую составлялись с пристрастием организаторов. А в народе ходили всевозможные версии вокруг того, кто является пассией какого-нибудь толстосума, через чью постель зажглась та или иная «звезда», кто приходится дочкой, племянником какого-нибудь олигарха. Появился даже специальный термин – агатайство. Как закономерный итог, девальвировала сама планка популярности, когда, записав пару-тройку «хитов» в компьютерной обработке, обладатели заурядных голосов и сомнительного слуха просыпались наутро знаменитыми.
При этом общая неразвитость инфраструктуры шоу-бизнеса, провинциализм не давали возможности «раскрутиться», казалось бы, даже самым даровитым представителям отечественной эстрады. Собственно, тогда в поисках лучшей доли и подались в Россию «А-Студио», Мурат Насыров, «Бахыт-Компот», чтобы мир посмотреть да себя показать.
С наступлением 2000-х казахстанский шоу-бизнес все же начал обретать приличествующий лоск. Появилась целая плеяда грамотных менеджеров, продюсеров – Кыдырали Болманов, Нуржан Бейсенов, многообещающая молодежь. Некоторые даже сумели вырваться за привычные рамки и приобрести популярность за пределами страны: группы «Улытау» и «101», Макпал Исабекова, Айкын, Дильназ Ахмадиева и другие.
Тем не менее в сравнении с Западом, даже соседней Россией, уровень казахстанского шоу-бизнеса оставлял желать лучшего, в чем были причины как субъективного, так и объективного характера. При обилии новых исполнителей, альбомов их качество и оригинальность были весьма слабы. Временами создавалось впечатление, что в потугах осовременить национальный колорит большинство клипов создавались под примитивный шаблон с юртами, всадниками и прочими атрибутами аульной жизни. Из-за проблем материального характера, помноженных на относительно небольшую зрительскую аудиторию, редко какой артист мог собирать аншлаги, не говоря уже о настоящем шоу, соответствующем канонам жанра. В основной массе то были привычные с советских времен выходы певцов на пустые либо блекло оформленные сцены, песни также преимущественно исполнялись под пресловутую «фанеру».
Сохранилась проблема хороших песен, композиторов, текстов. В Казахстане есть только, как говорят эксперты, полтора композитора, которые продолжают славные традиции. Шамши Калдаяков, Тлес Кажгалиев, Тулеген Мухамеджанов – у этих и других композиторов, которые привнесли в казахстанскую эстраду советских времен немало хорошего, сегодня практически нет преемников. Большие проблемы и с вокалистами. Другой головной болью была и остается необеспеченность авторских прав. Это привело к такому уродливому явлению, как пиратство. Нелицензированные, а именно подпольные диски пользуются спросом и приносят доход их производителям, лишая средств обладателей авторских прав. Власти борются с пиратами, но пока безуспешно.
Финансовый кризис, начавшийся с осени 2007 года, добавил свою ложку дегтя. И без того скудный доход местных служителей эстрады автоматически упал в два-три, а то и в пять раз. Концерты резко пошли на убыль, та же самая картина наблюдается с корпоративными вечерами – главными источниками гонораров.
Что ж, приходится констатировать, что шоу-бизнес остается одной из самых отсталых отраслей экономики Казахстана. Он все еще слабо конкурентен по сравнению с западным и российским. Для них наша страна представляет интерес лишь как импортер музыкальной продукции. На уровне государства на шоу-бизнес смотрели и продолжают смотреть, как на милые капризы высокородных чад либо эскорт-сопровождение всяких юбилеев и тоев, но не бизнес, в который можно и нужно вкладывать серьезные инвестиции.
Однако и одним бизнесом, пускай и потенциально прибыльным, вопрос не ограничивается. Музыка, в том числе популярная, есть один из индикаторов развитости любой страны, ее самобытности, культуры. Это также мощный инструмент воспитания молодежи, который выронен из рук государства. Свято место пусто не бывает, и в условиях беспризорности шоу-бизнеса в цене оказываются не истинные таланты, а «звезды-однодневки», пошлости ниже пояса да заезжие гастролеры-дельцы.

Комментарий независимого редактора:
Так себе статейка. Неглубокая. Так, по верхам: Кобзон, Зыкина, Магомаев, Бюль-Бюль оглы, типа знаю фамилии, обзову совок совком, напишу про тяжелое рождение казахстанского шоу-бизнеса, тут с именами попроще, ну и статейка готова! Я очень хорошо понимаю автора статьи, потому что сам причисляю себя к многочисленной когорте дилетантов. Но раз я сам был свидетелем того, что происходило в те годы, могу кое-что подправить в вашей истории, чтобы снять тот накал драматизма, описанный вами про советские годы и про то, что там слушали. Так что не обижайтесь на то, что я прямо с места и в карьер!
Ну так вот, всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия», иногда по лицензии, а чаще, по-моему, нет, печатала пластинки перечисленных вами звезд западной эстрады (так это тогда называлось). Среди того, что я видел и слушал сам, были не только «Битлз», «Роллинг Стоунз», «АББА», но и масса других исполнителей. Беда заключалась тогда в том, что  многое выпускалось с большим опозданием, очевидно, проходя массу бюрократических препонов. А слушать хотелось свежее, вот в чем была беда. Ну и ассортимент, конечно, был победнее. А что сейчас? Кто вам в магазине дисков продаст что-то по-настоящему свежее сразу? Тоже с опозданием, пока не убедятся, что товар пойдет точно. Да, были исполнители из «черного списка», типа альбом «The Final Cut» Pink Floyd за слова в одной из песен «Brezhnev took Afganistan and Begin took Beirut», но таких все равно можно было достать и послушать. Проблема была в том, что об этой музыке мало говорили официально, но все же говорили, и даже крутили раз в неделю по радио. Нет, я не идеализирую, но и драматизировать не хочу. Что касается казахстанской эстрады 90-х, то прежде всего она во многом сформировалась под доминантой тандема Ергалиев–Пономарёв. Сейчас можно смело сказать, что именно они и никто другой в Казахстане в 90-х делали настоящее и высокопрофессиональное шоу. Большинство тех, кто делает сегодня успешно шоу-бизнес в Казахстане, прошли школу «Азия дауысы». И в этом, пожалуй, главная заслуга этого тандема.
Что касается той-бизнеса в Казахстане, то если обратиться к корням не только казахского народа, а в целом к ментальности Востока, то можно обнаружить, что эта форма шоу-бизнеса – одна из древнейших. И она успешно развивается сегодня, даже несмотря на кризис. А насчет шоу-бизнеса как отрасли экономики могу лишь констатировать, что она находится в прямой зависимости от развития экономики в целом. Такие дела!

Оставить комментарий

Антресоли

В круге первом В круге первом
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:09
Оксфорд Оксфорд
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:04
Сбиты прицелы Сбиты прицелы
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:04
Что посеешь, то… Что посеешь, то…
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:03
Программа «Болашак»: Программа «Болашак»:
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:03
Каспийский  передел Каспийский передел
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:31
Кто кого сильнее? Кто кого сильнее?
Редакция Exclusive
11.06.2009 - 10:30
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33