среда, 25 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Жизнь – театр,

Расул Жумалы

Казалось бы, политика и шоу-бизнес – ничего общего! Ну как поставить рядом босоногую певицу в рваных джинсах и горделивого государственного мужа, излагающего с телеэкранов серьезные вещи? И все-таки схожего, а иногда просто едва различимого между этим двумя сферами деятельности несравнимо больше, особенно в последнее время с его телекоммуникационными технологиями, Интернетом, гламуром. Судите сами: актеры становятся президентами и губернаторами, те, в свою очередь, играют на саксофоне и поют перед многотысячными стадионами. Некоторых героев светской хроники, как, например Владимира Жириновского, вовсе невозможно однозначно идентифицировать: они больше политики или шоумены? Да и раскручиваются представители обеих групп с помощью одних и тех же технологий, работают на одну и ту же аудиторию.
Можно, конечно, возразить, что, мол, шоу-бизнес – это прежде всего бизнес на исполнении музыкальных номеров, чуть шире – киноискусство, еще шире – реклама, политтехнология, брендинг и так далее, включая в этот список и спортивные выступления. Все вышеназванное соприкасается с искусством подачи, показа и, разумеется, искусством получать от этого ресурсы. Но кто сказал, что политика полностью оторвана от мира коммерции, не стремится извлекать аналогичные ресурсы в виде, скажем, поддержки электората на выборах? Скорее наоборот. Более того, сейчас трудно представить, чтобы какие-либо важные государственные проекты и кампании проходили бы без тесной связки политики с шоу-бизнесом: первые нуждаются в привлечении дополнительного потенциала для улучшения собственного имиджа, вторые, не обязательно разделяя принципы политиков, идут на сотрудничество; кого-то рекрутируют в члены партии, кого-то – в депутаты, третьих – в предвыборные штаты.
Здесь важным слагающим успеха выступают рейтинги. Как правило, в оценках популярности, проводимых в различных странах, идет ли речь об Америке, России или Казахстане, их результаты поровну делят именно политики и представители шоу-бизнеса. Как говорили еще древние мудрецы, народ желает хлеба и зрелищ, и если политики больше специализируются на социально-экономических ожиданиях населения, устроители зрелищ основную ставку делают на культурно-эмоциональный аспект.
Яркий пример – феномен Барака Обамы в США. Сегодня он – номер один в звездном рейтинге американцев, которые всегда и больше других относились к политикам, как к звездам, а к звездам, как к политикам. Сейчас в Штатах наблюдается настоящая обамомания: если его лицо на обложке журнала – данное издание разойдется в три раза быстрее, чем аналог с другой обложкой, не говоря уже о футболках, сумках и прочих предметах с его изображением. Обама – высокий, подтянутый, прекрасно играет в баскетбол и выглядит, как идол Голливуда – такой себе Дензел Вашингтон.
Самое главное в том, что политика и шоу-бизнес – два мощных полюса управления массовой культурой, общественным сознанием, воспитания молодежи, выработки национальной идеологии и даже управления покупательским поведением масс. Но как используется данный потенциал у нас в Казахстане?
В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане, превратилась в реальную основу, которая складывается из твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства. Шоу-бизнес же, а в более широком контексте – культура, как раз и призван способствовать продвижению тех проектов, которые служат на благо страны, формирование хорошего вкуса.
Нынче стало модным по поводу и без критиковать советское прошлое. Но в те времена были неплохие наработки, которые не грех и перенять. Маленький пример: при СССР дети должны были, допустим, регулярно посещать театр юного зрителя или филармонию. Да, кто-то сбегал, кто-то не слушал и просто смотрел в потолок, но на многих это наложило отпечаток, даже тех, кто пренебрегал культмассовыми мероприятиями. То есть с детства прививалась культура: купить билет, прийти вовремя, найти место в зале, сесть, не мешая другим, уметь вести себя во время и после представления. Это все мелочи, на которых строится технология развития культуры в человеке, что обязательно сыграет свою роль в дальнейшей жизни. Люди, которые не прошли через сидение у костра и пение под гитару, потом сталкиваются с проблемами психологического характера, причем страдают не только они, но и те, кто по воле судьбы им должен подчиняться.
А потому ничего зазорного в том нет, чтобы шоу-бизнес был управляемым: чем выше его упорядоченность, тем выше его уровень, чем больше его социальное значение, тем больше конечная отдача для государства. Основа основ любого бизнеса – правила игры. Они должны быть общими для всех, понятными и прозрачными. Это вовсе не означает, что власть должна диктовать, ее задача – создавать условия для формирования патриотизма, государственного образа мышления. А «достучаться» до масс быстрее и легче через поощрение шоу-бизнеса, и одного Министерства культуры здесь мало. Должны быть частные лица, различные институты, обеспечивающие комплексное развитие этой сферы, причем на профессиональном уровне и с ясной идеологией.
Возьмем Россию: там ежегодно присуждаются различные премии, организуются масштабные общенациональные проекты, где красной линией проходит российская направленность. К примеру – премия «Тэфи», где побеждают телепередачи, имеющие наиболее выраженный национальный приоритет. С одной стороны, само присуждение премии отдано в частные руки (иначе был бы потерян авторитет этой премии), с другой – четко обозначены государственные интересы. Это плоскость, где шоу-бизнес и государство имеют общие интересы, действуя в единой струе.
Или те же концерты, посвященные Дню милиции, Дню защитника Отечества и прочие, которые не столько преследуют цель угодить начальству либо заработать деньги, сколько прививают уважение к людям, состоящим на службе государства. Выходят сериалы, при производстве которых россияне давно ушли от уголовной романтики 1990-х, от похабщины и «понтов» крутости. Взамен рождаются качественные, заставляющие задуматься фильмы, анимация, воспитывающая такие качества, как честь, порядочность, любовь к своей стране. Даже те социальные ролики, которые денно и нощно крутят россияне, ненавязчиво приучают к терпимости по отношению к ВИЧ-инфицированным, почитанию брака и семьи, заботе о судьбах сирот. Во всем этом чувствуется невидимая рука государства, и когда ночью молодежь идет по Красной площади и поет песни о России, ее патриотизм выглядит не как пустой звук.
Пока наше государство не так активно участвует в развитии шоу-бизнеса. Есть лишь эпизодические примеры, обычно накануне каких-нибудь съездов, выборов, когда во главе угла стоят конъюнктурные цели, но не перспективы стратегического и долгосрочного плана. Проведут шумный концерт – и разойдутся до очередного «нужного» случая.
Однако шоу-бизнес – это ведь не только продукт для внутреннего пользования. Наряду с экономикой, спортом, а возможно, гораздо больше, он представляет собой визитную карточку любой страны, подобно тому, как имидж Франции создает Патрисия Каас, Америки – Рэй Чарльз и Майкл Джексон, Великобритании – Пол Маккартни, Турции – Таркан. И что делают правительства этих стран? Одного награждают престижной премией, про второго снимают «оскароносный» фильм, третьему жалуют титул «сэр». К сожалению, не все, кто занимается продвижением нашего искусства за рубежом, понимают, что мы интересны зарубежной аудитории прежде всего своим национальным колоритом, тем, что они никогда не видели и не слышали. Просто умиляет, когда наши артисты, молодые или уже известные, исполняющие «попсу» или «классику», едут за рубеж и «ведутся» на все чужое. Хотя какой смысл, например, петь песни Пугачёвой в Юрмале или исполнять произведения Баха или Моцарта в Лондоне? Неужели наши не понимают, что искушенная местная публика не раз слышала эти вещи, причем в лучшем исполнении? Есть редкие, но воодушевляющие примеры, наподобие группы «Улытау», которые лишний раз доказывают, что не стоит гнаться за мнимой, а главное – чуждой модой, надо создавать свой продукт и покорять мир. Это задача не только шоу-бизнеса, а сфера приложения усилий и ресурсов государства – создавать условия для талантов, ценить их и продвигать на всех уровнях.
И напоследок. Недавно в республике проведен масштабный опрос общественного мнения среди молодежи. По его итогам выяснилось, что 80% нашей молодежи сегодня стремится по окончании учебы устроиться на госслужбу, 15% – в национальные компании, 5% думают о собственном бизнесе. Все остальное – почти 0%. Обосновывая свой ответ, молодые люди приводили следующие аргументы: большая зарплата, стабильность, влияние и уважение в обществе, возможность дополнительного заработка, красивая жизнь, престижные автомашины, возможность «разрулить» любую проблему, быть «хозяином жизни». Печальная, в общем, статистика. А ведь совсем недавно наши дети мечтали стать космонавтами, режиссерами, артистами, певцами…

Комментарий независимого редактора:
Могу лишь с огорчением констатировать замкнутость круга. И все же, разделяя мнение автора статьи, хочу сказать от себя лично, что по мере своих сил и способностей буду и впредь содействовать развитию моей страны, продвижению молодых талантов. И для этого не обязательно стремиться во власть. Это можно спокойно делать на своем месте. Кто как может и умеет. И речь не только о культуре. То же самое можно сказать и об образовании. Просто потому, что это мой долг как гражданина, как отца своих детей, как просто сына своей красивой и бескрайней земли. И если кому-то покажется, что это слишком громко и пафосно, что ж, пусть будет и так. Потому что если мы будем говорить об этом вполголоса и на кухне и стесняться ощущать себя таковыми, у нас ничего не получится.

Самое главное в том, что политика и шоу-бизнес – два мощных полюса управления массовой культурой, общественным сознанием, воспитания молодежи, выработки национальной идеологии и даже управления покупательским поведением масс.

Джон Орман, политолог, преподаватель университета Fairfield (США)
Звезды – такие же люди, они пользуются теми же гражданскими правами и могут высказывать свою точку зрения публично. Здесь все вопросы к СМИ. Медиа уделяют слишком много времени освещению жизни звезд – в десятки раз больше, чем эти знаменитости заслуживают. Приведу в пример заголовки новостей телеканала CNN пару лет назад: первая новость: «Бритни Спирс потеряла опеку над детьми», вторая – «Кевин Фадерляйн получил опеку над детьми», третья – «Детский психолог советует Бритни Спирс, как вернуть детей», и, наконец, четвертая новость: «Министр обороны выступает против военных действий в Иране». Вот так! Я понимаю, что медиа гонятся за рейтингами, поэтому они приглашают поп-звезд дискутировать о программах противоракетной обороны. Америка имеет одни из лучших информационных технологий в мире, и мы могли бы стать наиболее хорошо информированной нацией в мире, если бы мы не болтались в этой мыльной пене попсы.

Оставить комментарий

Антресоли

Как стать звездой? Как стать звездой?
Редакция Exclusive
03.08.2009 - 14:12
Той-бизнес, Той-бизнес,
Редакция Exclusive
03.08.2009 - 14:12
Король Король
Редакция Exclusive
03.08.2009 - 14:12
В круге первом В круге первом
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:09
Что посеешь, то… Что посеешь, то…
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:03
Программа «Болашак»: Программа «Болашак»:
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:03
Две  модели  науки Две модели науки
Редакция Exclusive
09.07.2009 - 11:03
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33