Комплекс дежавю
Магжан Куанышбаев
Любой среднестатистический казахстанец, и млад и стар, часть своего свободного времени, причем большую, посвящает обозрению столь ценного изобретения человеческого гения, как телевизор. Сколько эпитетов появилось с вхождением в наш быт этого устройства: по-детски ласково звучащий «голубой экран», немного грубоватый «ящик», лаконичное «ТВ» и т.д. Но вот что странно: пробегая по отечественным телеканалам с помощью незамысловатых манипуляций с пультом дистанционного управления, каждый раз ловишь себя на одной и той же мысли: где-то я это уже видел.
И это независимо от того, идет ли речь об информационных и развлекательных программах, ток-шоу, познавательных передачах (сериалы и мультфильмы не в счет, поскольку в силу разных причин отечественные киноиндустрия и «аниме» не в состоянии похвастать сколь-нибудь значимыми достижениями в этих сферах). Лишь сопоставив блок программ с грифом «made in Кazakhstan» с тем, что предлагает нашему брату, не побоюсь этого выражения, «родное» российское телевещание, становится ясно, где собака зарыта – в сплошном плагиате, заполонившем наше эфирное, иже с ним радио-, информационное, культурное, в определенной степени идеологическое пространство.
Взять, к примеру, новостные программы. Первое, что бросается в глаза, если опустить так называемый официоз, – обилие теленовостей со ссылкой на российские источники. Нет, автор настоящих строк ничего против российского как такового не имеет, тем более коль скоро мы говорим о дружественной соседней стране, равных конкурентных возможностях (впрочем, к теме добросовестной конкуренции мы еще вернемся). Не сильно отличается от российских аналогов манера поведения многих телеведущих (достаточно сравнить некогда признанного российского «телекиллера» Доренко и его казахстанского образчика с КТК, «аксакала» российской журналис-тики Познера и уж очень смахивающего на него ведущего с канала «Казахстан»), подача и компоновка корреспондентами звукового и видеоряда. Не говоря о ретрансляции телеканалов РФ, от которой, между прочим, наша республика не только не зарабатывает, но и тратит деньги налогоплательщиков. Между тем российское ТВ представлено на нашем медиарынке в таком количестве, как ни в одной другой стране мира.
Все бы ничего, но новости зачастую играют роль пропаганды, даже в какой-то степени зомбирования зрительской аудитории. И совсем неудивительно, что восприятие тех или иных тем у нас формируется сугубо через призму российских ньюсмейкеров, будь то война на Северном Кавказе, потасовки с Украиной и Беларусью или нарушение прав человека в Прибалтике. Альтернативная точка зрения отсутствует напрочь.
Попробуем переключиться теперь на более веселую волну – развлечения. Так вот, если на российском телевидении (традиционно имеющем более высокий рейтинг, чем отечественное, среди казахстанцев) имеется множество программ в жанре еntertainment: концерты советского типа, стэндап-шоу в западном стиле, сериалы, конкурсы и фестивали, то на казахстанских каналах их совсем немного. Ну а те, что есть, не слишком-то веселят публику, хотя также страдают подражательством: Yellow, Black & White, являющийся копией популярного российского Comedy Club (при этом половина участников «нашего» шоу – из России), КВН как посредственное подобие знаменитого телепроекта Маслякова или «Наша Казаша» в качестве не самого успешного аналога российской «Наша Russia». Как правило, их юмор вызывает сарказм, нежели улыбку, шутки тривиальны и ниже пояса, с чрезмерным использованием грязной лексики, которая, по их мнению, видимо, должна быть смешна сама по себе. Был аналог шоу политической сатиры «Куклы», но качество его опять-таки оставляет желать лучшего – в политическом смысле оно беззубо и максимум ограничивается оскорбительными выпадами в адрес представителей оппозиции… Список можно продолжать долго. Но суть в том, что все сводится к копированию российских шоу местной кустарщиной.
Дотошные телеманы вправе возразить, что, дескать, некоторые котирующиеся на российском ТВ программы – вовсе не отечественный продукт, как, например, «Кто хочет стать миллионером?» или «Сам себе режиссер». И в чем-то они правы. Вот только в случае с «северным соседом» получается, что плагиат зачастую становится лучше и смотрибельнее своего оригинального собрата. У нас же с точностью до наоборот.
А что же шоу-бизнес?
Если в других областях мы партнеры, то в культуре продолжаем комплексовать перед «старшим братом». Да, с одной стороны, использование чужого опыта не всегда дает отрицательный результат. Достаточно вспомнить проект «SuperStar.KZ», который хоть и был соткан по образу и подобию российской «Фабрики звезд», но удачно прижился на нашей почве. Но, к сожалению, общая картина от этого мало меняется.
Возвратимся к вопросу о здоровой конкуренции. Сегодня наши каналы бесплатно показывают продукцию российских артистов, а со своих, отечественных, дерут деньги невзирая на лица. Условия явно неравные. Хотя если обратиться к опыту других стран, например Украины, то там россияне обязаны платить за подобные услуги. Ведь это вхождение в чужой рынок. Мы же даром раскручиваем соседей, народ платит деньги, налоги идут мимо государственного бюджета, деньги вымываются из страны, в общем, полная обдираловка из-за нашего собственного попустительства. Более того, наметилась тенденция продажи контрольных пакетов акций отечественных теле- и радиоканалов резидентам РФ. О политических и идеологических последствиях таких сделок никто не думает. Создать свой ТВ-продукт не хотим или не умеем – легче продать.
Может быть, подобная практика и приемлема для любого другого вида бизнеса, но не для телевидения и радиовещания. Если дело так пойдет дальше, то через лет десять не то что своих артистов – своих ведущих и журналистов по отечественному ТВ не увидим.
Отдельного разговора заслуживает импорт российских исполнителей. До последнего времени, то есть до кризиса, Казахстан был первой после России площадкой по числу заказов. Не Украина, не Беларусь, где гораздо больше русскоязычного населения, а Казахстан. Да и потом, по признанию самих российских звезд шоу-бизнеса, свои состояния многие из них сделали в нашей республике. Российские олигархи тоже гуляют в Монте-Карло, Куршавеле, но все равно такого размаха нет. У казахстанцев же чем пафоснее вечеринка, тем круче. Это стало нашей культурной особенностью. Теперь «новые казахи» если и гуляют, то считают каждую копейку. Но тенденция остается прежней, что в очередной раз продемонстрировали празднества в Астане.
Нечто подобное наблюдается на рынке музыкальной продукции, где основную долю бизнеса компаний составляют аудио- и видеозаписи на кассетах, CD и DVD производства России. На их долю, по оценкам «Меломана», приходится не менее 80% аудиокассет, реализуемых в нашей официальной торговой сети. Интересно, что ООН оценивает объем российского рынка пиратской музыкальной продукции в 285 млн евро, что составляет, по мнению экспертов, 64% музыкального рынка России. Исходя из этого, косвенно можно предположить, что не менее половины музыкальных носителей, реализуемых в нашей республике, по происхождению являются также «черными». По другим данным, эта доля доходит до 75–80%.
А что насчет национального контента в музыкальной индустрии? Известный певец Батырхан Шукенов так характеризует положение: «Что происходит сегодня в отечественной поп-музыке? Берется шаблон западной песни и подставляется под него якобы казахская мелодия, которая на самом деле не основана на каких-либо фольклорных традициях. Затем подбираются слова, которые никак не вписываются в мелодию, и полученный продукт подается зрителю как казахстанская эстрада. На самом деле получается совершеннейшая ерунда, не говоря о том, что это элементарный плагиат. Сейчас обращение к фольклору модно и популярно, но нельзя прикасаться к этому роднику чистой воды, который проходит через века, грязными руками. Не буду называть исполнителей, но недавно услышал народную песню, в конце которой вдруг ни с того ни с сего зазвучал отрезок русского романса. Такой подход говорит об отсутствии понимания музыкантами того, что они делают, и к тому же является грубейшим нарушением стиля.
Среди авторов у нас очень мало таких людей, которые, скажем, как Тлес Кажгалиев, Куат Шильдебаев, Талгат Сарыбаев, пропускают любовь и понимание фольклора, классической, эстрадной, джазовой музыки через себя и создают оригинальные вещи, в которые привносят что-то свое. То, что сегодня звучит в эфире, в основном штампы».
На взгляд другого видного музыканта Айдоса Сагата, наше ТВ давно нуждается в идеологической реформе: «У нас отсутствует национальная концепция телерадиовещания, отсутствует национальный телепродукт. Нет госзаказа на создание идеологически правильной отечественной ТВ-продукции. А то, что это должен быть именно госзаказ, – я убежден. Если наши каналы не хотят часть своей прибыли от рекламы вкладывать в развитие национального контента, значит, этим должно заняться государство. Ибо это идеология, а значит – сфера государственных интересов. В этом смысле убедительный пример демонстрирует Россия. Огромное количество проектов, призванных поднимать престиж отечественных артистов, спортсменов, врачей, милиции и т.д., – это не что иное, как выполнение госзаказа и дополнительная возможность поднять рейтинг. Сколько рабочих мест можно было бы создать, сколько наших артистов занять, сколько своих героев создать! Я являюсь членом Совета по делам молодежи при Президенте РК и состою в рабочей группе, занимающейся вопросами патриотического воспитания молодежи. И эти вопросы волнуют меня как гражданина и общественного деятеля. А пока воспитанием нашей молодежи занимается российское ТВ. В духе своей идеологии, естественно. Можно смело сказать, что наши СМИ, используя недавнюю советскую общность народов, произвели в сознании казахстанцев подмену национальной идеологии российской. И в этом отчасти повинно и государство, не уделяющее должного внимания вопросам идеологии, пустившее вопрос развития национального вещания на самотек.
Вспоминается реплика небезызвестного Бората о своем соседе неком Тулякбае: «Интересный он человек. Куплю холодильник, он бежит и тоже покупает, куплю магнитофон, он опять за мной повторяет». Вглядываясь в наш ТВ, невольно возникает образ того самого Тулякбая, не способного ни на что, кроме как копировать».
Комментарий независимого редактора:
Оценка Айдоса абсолютна. Но этого уже мало. Нужна программа действий.
Вот, к примеру, начнем с того, что научим приезжих российских звезд элементарным нормам поведения, принятым в нашей стране. Недавно стал свидетелем разнузданного поведения директора одной популярной рок-группы из России, который за наши же, простите, деньги поучал организатора шоу за 15-минутную сдвижку в концерте по вине другой же российской звезды. Мол, ничего не знаю и знать не хочу, двигайте программу за счет ваших артистов, и все это в т-а-а-а-а-ком тоне! Я поинтересовался тогда у этого организатора, почему он стерпел оскорбления. На что он ответил мне, что это сложившаяся практика, они ведут себя здесь, как мегазвезды, хотя настоящие мегазвезды так себя не ведут. Однажды, рассказал он мне, на одном из концертов кто-то из приезжих до слез оскорбил нашу очень известную и уважаемую казахстанскую исполнительницу. Значит, нужно закрепить законодательно нормы поведения артистов на общественных мероприятиях, пусть артисты Казахстана подпишут меморандум о взаимном уважении и пусть организаторы концертов приезжих звезд берут подписку с таким кодексом у наших гостей. Поверьте, они, может, и посмеются, но считаться будут вынуждены. Особенно если будет приписка, что организаторы снимают с себя ответственность за безопасность зарвавшихся гастролеров.
Во-вторых, как ни крути, а «черный список» артистов, которые не умеют вести себя по-человечески, в Казахстане должен существовать. Попадающие в него будут лишаться права на какой-то период выступать на подмостках страны, в противном случае – взимать большие штрафы с организаторов. Конечно же, это как некие штрихи к большой системной программе, которой должно, по-хорошему, заняться Министерство культуры совместно с заинтересованными организациями.
Что касается программ отечественного телевидения – боюсь, мой комментарий будет больше, чем сама статья. А если по-простому, то хочется дать совет нашим шоуменам. Друзья! Нам есть с чем сравнивать ваше творчество! Не думайте, что мы не замечаем вашей лажи! Пока что слабовато работаете! Побольше креатива, и перестаньте плестись в хвосте у России! Где ваше природное чувство собственного достоинства? Дайте качество, и народная любовь настигнет вас!
Что касается новостных блоков, то выходы наших журналистов на камеру а-ля Парфёнов откуда-нибудь из-за зернотока на Кустанайщине уже даже не вызывают смеха. Ну да ладно, верю в способную и креативную молодежь, лишь бы новости у нас были в большей степени позитивные!
Про пиратство уже молчу, так как война с ним уже идет в виртуальном мире. Компьютер и интернет-технологии изменили мир. А следовательно, недолго осталось ждать, когда закроется последний завод по выпуску тиражных CD. Музыка и кино с каждым днем все активнее продаются в Интернете. Так стоит ли бороться со злом там, где война уже проиграна? Тиражное CD, на мой взгляд, исчезнет как бизнес в ближайшие 10 лет. Тем легче будет отечественному исполнителю пробивать себе окно в мир. Записал, выложил в Интернет, и если это хит, то тебя слушает весь мир! Смеялись же все над домбристом из конкурса «Суперстар КЗ», певшим «фыт-фыт-фристайло», а в Европе кто-то смикшировал его, и получился супершлягер сезона!
В XVII веке во Франции были даже своеобразные теоретики плагиата, такие как Ла Мот Ле Вайе, заявлявший, что «заимствовать у древних – все равно что сделать морской набег, но обирать современников – все равно что разбойничать на большой дороге», и Ришесурс, который в своей оригинальной «Академии ораторов» и в руководстве «Masque des orateurs ou Manière de déguiser toutes sortes de compositions, lettres, sermons etc.» среди прочих средств компенсации недостатка творческих способностей указывал и «плагиаризм», заключающийся в последовательной замене всех выражений украденной фразы их синонимами.
Арыстанбек Мухамедиулы,
ректор Казахской национальной академии искусств им. Жургенова.
Как правило, в Казахстане мы имеем дело с теневой стороной шоу-бизнеса. Например, любое частное лицо в Казахстане имеет право заниматься шоу-бизнесом. И даже нерезидент Казахстана. Например, приезжает с концертом Верка Сердючка – реклама крутится, афиши висят, билеты продаются за хорошие деньги. И на концерт выходят двойники Сердючки. Ну а художественную часть мы даже не смеем обсуждать. Во многих областных центрах были громкие скандалы, когда мошенники на стадионы завлекают народ, развешивают афиши, собирают кассу – и бесследно исчезают. Поэтому нам надо переходить на цивилизованные методы, которые существуют во всем мире, – это лицензирование. По крайней мере организаторы, то есть принимающая сторона, будут знать, с кем конкретно заключают договор. Мы сами себя обманываем, когда говорим, что в Голливуде всем руководит рынок. Нет. Если ты не имеешь лицензии на съемку и прокат фильмов, то и речи не может быть, чтобы ты близко подошел к Голливуду.