Nostalgia
Альжан Шомаев
Частый случай на современной казахской эстрадной сцене: голос есть, а вот внешность подкачала, либо наоборот. Конечно, наш народ если любит своих певцов, то любит безусловно и преданно. Но не бесконечно. Народ жаждет услаждать не только слух, но и взор. Желательно, чтобы был рост. Чтобы при этом не толстые и без брюшка. Не кривоногие. Умели красиво стоять-ходить-танцевать на сцене. Эта группа – как раз такой случай. Во время выступлений первая реакция: «Ах, какие ребята: высокие, красавцы!». Но и голоса, между прочим, тоже хороши…
Их трое, зовут их Ернар, еще Ернар и Дюйсен, и поэтому название группе они дали такое: «ДеНар». Есть, конечно, в этом немного мудрености, но только чуть-чуть, да и то она граничит со святой простотой. И как можно отказать парням в желании громко звучать?
Как говорится, у человека все должно быть прекрасно, особенно если он – артист-эстрадник. А парни и вправду стоящие: Ернар Жуматаев и Дюйсенбек Аралбаев – выпускники Жургеневки, амплуа – романтический герой. Занимаются спортом, не пьют, не курят… В общем, образ жизни очень и очень здоровый. Ернар Романкулов – отдельная песня. Он – пятикратный чемпион Казахстана по таэквандо, призер многих международных соревнований. Случилось так, что по очень серьезным причинам ему пришлось оставить большой спорт. К счастью, он хорошо пел и играл на домбре. Решение присоединиться к двум первым было естественным. Все трое – погодки и все – уроженцы юга, который, как известно, богат всем, и в первую очередь талантами.
Со вкусом, чувством своего неповторимого стиля у ребят из «ДеНар» тоже все в порядке. И первое появление на сцене Дворца Республики выделилось и запомнилось зрителям как раз их сценическим образом. Они вышли в черных водолазках и широченных клешах. Их клеши вызвали заметное замешательство у коллег по цеху – артисты подходили и с интересом разглядывали давнюю невидаль – клеши, развевающиеся при ходьбе, «подметающие» пол. Кто постарше вспомнил, что это была модная одежда конца 60-х–начала 70-х прошлого столетия. Давно, конечно. Так давно, что все успели позабыть. А как приятно вспомнить! Вместе с тем и песни внешнему имиджу под стать.
Идея концерта и названия принадлежит народной артистке Казахстана Майре Ильясовой, и эта идея – ретро. Исполнялась «Алатау» – хит золотого века казахского ретро, они пели ее с Гульбаршин, а концерт назывался «Сагындырган кундер-ай».
Вообще замечено, что ретро приходит на помощь всякий раз, когда культурная жизнь общества сталкивается с проблемой креатива, в периоды застоя и кризиса. Но по большому счету кризис не сегодня начался, а значительно раньше. И начался он в первую очередь с кризиса духовного – старая шкала ценностей уже разрушена, новой еще нет, и поэтому творчество, лишенное вдруг ориентиров, затопталось на одном месте и встало. Вернее, встало бы, если бы не спасительное ретро. Это же так естесственно – остановиться, перевести дух и оглядеться по сторонам. И самое главное – оглянуться назад, в прошлое, где, как оказалось, все было стабильно и надежно.
Первый шаг к возрождению песен 1950–1980 годов сделали, пожалуй, продюсерский центр «Ел» с концертами «Сагыныш». А может быть, «Сагындырган кундер-ай» и «Сагыныш» появились одновременно, не суть важно. А важно то, что ретро-концерты сделались сразу популярны у зрителя и любимы им. Наша эстрада повторила путь российской – за последние восемь лет она только и делает, что под разным соусом перепевает старые и очень старые песни. Ну и слава Богу – песни-то были хорошие...
Клеши у «денаров» появились по этой же причине, то есть неспроста. Они поют песни прошлых лет. Впрочем, в репертуаре трио не только казахские хиты советской эпохи, но и полюбившиеся песни так называемого ближнего и дальнего зарубежья. Чего только стоят шедевры блистательного Муслима Магомаева или «покорителя женских сердец» Хулио Иглесиаса! Но и здесь Ернар, еще Ернар и Дюйсен ломают привычные рамки и поют знакомые всем песни на казахском языке, в совершенно новой музыкальной и стилистической интерпретации. Потому и получается, что «ДеНар» не только навевает ностальгию, но и позволяет по-другому услышать когда-то услышанное.