Короли черного золота
Зарина Пахирдинова
Постепенно все возвращается на круги своя. Несметное количество участников малого и среднего бизнеса незаметно закрыли свои двери для клиентов, а те, кто сумел воспользоваться моментом в нужное и удобное время, напротив, только ступили на свой собственный коммерческий путь. И лишь крупный нефтяной бизнес – наша большая черепаха, тихо плывущая с Казахстаном на спине по океану мировой экономики, – со стороны кажется непоколебимым. Так ли это? И поменялись ли позиции среди лидеров добычи и торговли черным золотом?
Чтобы выяснить, кто на свете всех милее, мы вновь прибегли к старому, доброму и невероятно увлекательному методу (результаты порой бывают просто неожиданными) – составлению опросов и рейтингов. Прискорбно лишь то, что все меньше и меньше людей хотят или могут выкроить несколько минут, чтобы заполнить небольшую анкету. В этом году мы получили лишь 235 ответов, но для нас они – самые важные, и наша редакция искренне благодарит всех, кто проявил сознательность и кому небезразлично будущее независимых исследований.
Конечно, нефтегазовая отрасль весьма специфична, и не каждый среднестатистический менеджер, коим являлось большинство наших респондентов, знает все «примочки» и особенности «большой черепахи». Но, тем не менее, они выразили свое личное мнение, которое имеет законное право на существование, и дали нам новую почву для размышлений. Например, кроме того, что вырисовалась четкая десятка лидеров, мы выяснили, что многие дочерние предприятия идут нога в ногу со своими материнскими компаниями и порой имеют репутацию намного выше своих «мам». Или что «лица» нашего нефтяного бизнеса так же недоступны простым обывателям, как и информация о финансовых данных возглавляемых ими компаний.
В этом году кроме традиционных вопросов мы решили определить, кого в нашей стране считают самым узнаваемым, самым влиятельным и самым перспективным нефтяником. Здесь сложилась весьма нестандартная ситуация. Более 53% респондентов вообще затруднились ответить на эти вопросы. Остальные же кроме вполне ожидаемых нами имен отметили таких персоналий, как Нурсултан Назарбаев, Имангали Тасмагамбетов, Канат Бозумбаев… Возникает вопрос: то ли наши респонденты не знают наших нефтяников в лицо, то ли, наоборот, знают больше, чем хотелось бы некоторым тайным «нефтяным баронам». Лидером же стал Тимур Кулибаев, причем по всем трем позициям сразу. Кроме него упоминались: Нурлан Балгимбаев, Кайргельды Кабылдин, Серик Буркитбаев, Жак Марабаев, Аскар Балжанов и др.
И в этом году «КазМунайГаз» никому не уступил лавры лидера, набрав более 90% голосов. Хотя средние оценки у золотого призера не самые лучшие, а по уровню прозрачности он и вовсе получил низкий бал (в рамках десятки лидкров), уступив звание самой закрытой компании «Мангистаумунайгазу». Тот же «КазМунайГаз» набрал самый высокий бал за наличие распознаваемого имиджа.
Следом на пятки наступает «Тенгизшевройл», он набрал 63%, причем получил лучшие баллы практически по всем критериям. Самый высокий средний балл за все критерии заработал КПO, он в рейтинге занял третью позицию.
За свою высокую квалификацию и профессионализм максимальные баллы получили руководители Chevron, КПО и Shell. Наиболее хорошие условия для персонала создает то же КПО. Самой высокой социальной ответственностью – новый критерий, введенный нами в этом году, – обладает Shell. Самым непривлекательным для инвесторов оказался «Мангистаумунайгаз».
В этом году, хоть и совсем не намного, но казахстанских компаний было упомянуто больше, нежели иностранных. Хотя истинно ли они казахстанские, понятно, конечно, не всегда.
Среди старожилов нашего рейтинга упали позиции российского «ЛУКОЙЛа», он в этом году не вошел в десятку. Уверенно свои позиции держат китайские нефтяники и казахстанско-китайские совместные предприятия. Эксперты высоко оценивают уровень менеджмента (возможно, в связи с их возрастающим присутствием на рынке), но при этом отмечают чрезвычайно низкий уровень прозрачности (самый низкий балл среди всех названных компаний – 1,56 – набрала PetroChina). Наши попытки связаться с менеджерами, например, CNPC были обречены на провал в силу… отсутствия русскоговорящего секретариата. Вероятно, именно в силу возрастающего влияния менеджмент этих компаний не считает обязательным содержать персонал, говорящий на языке страны пребывания.
На мнения наших респондентов у 35% опрошенных повлияли успехи компании, 20% – раскрученность бренда, о чем стоит задуматься руководителям при упразднении подразделений рекламы, маркетинга и PR, занимающихся выстраиванием нужного компании имиджа, упоминаемости и узнаваемости как компании в целом, так и топ-менеджмента в частности. Хотя многие могут посчитать, что, в отличие от тех же банков или страховых организаций, нефтяным компаниям излишне уходить с головой в распространение своей популярности не стоит – не на ту «публику» работают.