Надежная гавань суверенного Казахстана
Сабина Камирдин
Глобальный мировой финансовый кризис, затронувший практически все сферы экономики прикаспийских стран, негативно отразился и на рынке морских перевозок. В настоящий момент практически все порты Каспийского бассейна теряют грузопотоки, как экспортно-импортные, так и транзитные.
Снижение объемов перевозимой продукции обусловлено падением цен на сырьевые товары, помноженное на ухудшение глобальной рыночной конъюнктуры, снижение платежеспособности предприятий и утяжеление кредитной политики банков.
Совсем иначе дела обстоят в единственном морском порту Казахстана – порту Актау. Несмотря на кризис Актауский морской порт удивляет ростом производственных показателей, оставаясь основным грузообразующим портом на Каспии.
Примечательно, что порт Актау является государственным предприятием, структурой Минтранса и одним из самых молодых портов на Каспии, основанным 45 лет назад. Кроме того, это единственный морской порт Казахстана – предприятие со специфическими видами деятельности и такой же узкоспециализированной терминологией. Тальман, стивидор, таймшит, штивка, диспач, демерредж – это далеко не полный список.
На самом деле все просто, практически все слова имеют давнюю историю, используются в международном деловом обороте и преимущественно заимствованы из других языков.
Чтобы понять, как работает этот уникальный в своем роде для Казахстана механизм, нами проведены соответствующие исследования.
Основной деятельностью морского порта Актау является перевалка и хранение грузов. И если раньше это были камень-ракушечник, соль, стройматериалы, то сейчас основу грузопотока составляют нефть, сталь и зерно.
Географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура исторически и логистически привлекательны для отгрузок экспортных грузов, и в частности нефти с месторождений Западного Казахстана.
Весьма интересна динамика развития производственных мощностей порта, загрузка которых за последние годы увеличилась в разы.
Первые годы постсоветского периода болезненно переносились всей промышленностью бывшего Союза, это отражалось и на транспорте. Однако проведенные исследования подтверждали перспективность и своевременность развития портовой инфраструктуры в Актау, с расчетом на оживление и значительный рост грузоперевозок.
Именно в 1996 году Президентом страны дано поручение о начале финансирования проекта реконструкции порта успешно завершенного в 1999 году. Обновленные мощности, самая современная инфраструктура на Каспии и смелые управленческие решения позволили обеспечивать лидирующую роль порта в бассейне.
Реконструкция принесла с собой и обязательства по займам – более 74 млн долларов США, по тем временам цифра колоссальная. Тем не менее динамика последних десяти лет подтверждает жизнеспособность и перспективность проекта развития порта Актау.
Удивительно, но по мнению специалистов от транспорта, направление через порт Актау никогда не являлось удобным и экономически привлекательным ввиду его удаленности от традиционных сухопутных маршрутов и соответственно меньшей конкурентоспособности, логистическим и экономическим «утяжелением» за счет наличия нескольких перевалок в портах и множеством пограничных переходов на пути следования груза. Однако цифры свидетельствуют об обратном.
На этот вопрос мы попросили ответить самих портовиков. Со слов специалистов порта, развитие маршрута через порт Актау и достижение существующих показателей – это результат длительной планомерной работы, проводимой адресно с грузоотправителями, смежными транспортными организациями и государственными органами.
Существенную поддержку оказывают Министерство транспорта и коммуникаций, а также АО «НК «КТЖ» и железные дороги сопредельных стран, заинтересованные в привлечении грузопотоков и играющие важную роль в формировании тарифов.
Немаловажным фактором стабильности грузоперевозок на данном направлении является доверие основных грузоотправителей, в первую очередь крупнейших металлургических и нефтедобывающих организаций, к маршруту. Необходимо отметить, что Актау – не только комплекс современной транспортной инфраструктуры с налаженной технологией обработки грузов, это крупнейший на Каспии транспортный узел, находящийся на стыке международных транспортных коридоров Трасека, Север-Юг и Иногейт.
В свою очередь морская перевозка выгодно отличается возможностью многовекторного формирования перевозок по различным направлениям, в том числе с возможностью выхода в бассейны других морей.
2008 год для порта Актау был в целом удачным, поскольку удалось добиться весомых производственных результатов.
В условиях кризиса сохранен уровень обрабатываемого груза, а по отдельным видам – стали и зерну – достигнуто увеличение на 30 и 42% соответственно. Более того, результаты текущего года обнадеживают. В течение первого полугодия достигнуты показатели, которые стали для предприятия рекордными. К примеру, в мае впервые за всю историю порта предприятием обработано более 165 тыс. тонн металлопродукции, что на 73,0% превысило ожидания. Июнь отмечен очередным рекордом – перевалено свыше 60 тыс. тонн зерна, что почти в 3 раза больше запланированного и составляет почти четверть от ожидаемого годового объема.
В целом в первом полугодии 2009 года портовиками обработано свыше 6,6 млн тонн грузов, что на 21% выше аналогичного периода прошлого года. Эксперты оценивают данный интерес грузоотправителей относительной стабильностью потребления на рынке Ирана, куда преимущественно и традиционно транспортируется основной объем сухих грузов из Актау, на фоне общего замедления производства/потребления и стагнации рынков.
В условиях полной загрузки терминалов порта агрессивная маркетинговая стратегия портовиков направлена на удержание имеющегося грузопотока и загрузку перспективных терминалов, строящихся в рамках «прорывного» проекта расширения в северном направлении.
Расширение морского порта Актау позволит увеличить мощности по перевалке нефти и сухогрузов в два раза. Работы производятся в соответствии с планом организации работ и согласованными графиками их проведения. Финансирование проекта на данном этапе осуществляется за счет займов АО «Банк развития Казахстана».
В рамках проекта уже введен первый объект – это самое крупное защитное гидросооружение на Каспии – мол протяженностью порядка 1,4 километра.
В то же время в порту Актау, несмотря на позитивные показатели 2008 и 2009 годов, умеют не только обращать внимание на происходящие на мировых рынках потрясения, но и адекватно реагировать на новые вызовы и риски.
Нам удалось узнать, что с конца 2008 года в порту реализуется программа краткосрочных мер по снижению возможного негативного воздействия внешних экономических факторов на деятельность предприятия.
Реализация антикризисной программы, наряду с мораторием на сокращение персонала, снижением неприоритетных расходов, направлена на участие в социальных программах и усиление работы с грузоотправителями.
Разработанная программа не стала очередным декларативным документом в рамках всеобщего порыва по разработке различных антикризисных программ, а на деле позволила портовикам добиться определенных результатов.
Так, в рамках мер по диверсификации грузопотоков возобновлен грузопоток стали производства уральских комбинатов России. В феврале начата транспортировка транзитных гуманитарных и невоенных грузов в контейнерах из США и Европы в Афганистан. В целом объемы транзитных перевозок через порт Актау увеличились более чем в 3 разa.
Социальные и трудовые гарантии прав работников регламентируются действующим на предприятии коллективным договором. В настоящее время персонал порта Актау – это более шестисот квалифицированных специалистов, обеспечивающих деятельность уникального в своем роде производственного предприятия, работающего в круглосуточном режиме 12 месяцев в году.
Эффективная работа персонала государственного предприятия обеспечивает и неуклонный рост прибыли. Иными словами, труд каждого работника порта ежегодно приносит порядка 5 млн тенге чистого дохода.
Следуя поручениям главы государства, обеспечивается рост доли казахстанского содержания, которая в 2009 году превысит 84%.
Порт Актау поставил высокую планку лидера на Каспии и развивается как успешное предприятие. Опыт, целеустремленность, внедрение современных технологий и каждодневный труд – вот вклад портовиков в рост благосостояния Казахстана и его дальнейшую интеграцию в мировую транспортную сеть. Эффективное выполнение поставленных задач, основанное на профессионализме, уважении к истории и традициям, позволяет вписать новые страницы в достойную историю морской столицы Казахстана.