Статус лидера – особый путь Ливии
Кризис, как выясняется, рождает в головах не только креативные мысли относительно экономики или финансов, приемов ведения бизнеса. Свою порцию необычных идей в разгар катаклизма рождает также сфера политики. В разряде таковых безусловным бестселлером последних недель стала инициатива о наделении действующего главы государства статусом пожизненного лидера. Не претендуя на конечную объективность, мы постарались отыскать подобный прецедент в других странах, где пожизненный статус лидера нации был бы закреплен на законодательном уровне. Сначала изучили опыт Америки, где Президент Франклин Рузвельт правил четыре срока подряд. Но этот пример не сгодился, поскольку Рузвельт каждый раз избирался на альтернативных выборах. Почти то же самое наблюдалось в случаях с Ататюрком в Турции или де Голлем во Франции. И даже в развалившемся СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС считался выборной должностью. Поиски увенчались успехом, когда взор пал на север Африки. Оказалось, что именно там статус пожизненного лидера закреплен официально. Это – Ливия во главе со своим бессменным в течение четырех десятилетий лидером Муаммаром Каддафи. Об уникальном опыте Ливии, перипетиях статуса ее лидера дальнейшая речь.
…Образ современной Ливии, государственной идеологии, внешней и внутренней политики, экономической модели определяет, без всякого преувеличения, феномен одного-единственного лица – Муаммара Каддафи. Для одних он, находящийся на вершине власти уже 40 лет, воплощение вездесущей диктатуры, политической демагогии, экстремизма, а порой и наносной экстравагантности, самодержец, не имеющий альтернативы в постколониальной и постмонархической Ливии, для других – он пламенный революционер и борец за интересы угнетенных, радетель за идеи всеобщей справедливости и братства, выдающийся мыслитель и политический деятель. Однако тот факт, что это обаятельная, харизматичная личность, по-своему мудрая и прагматичная, оспорить никак нельзя.
Полное его имя – Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи. Бедуин и сын бедуина. Уже в юные годы его выявляли неординарные организаторские таланты, воля, неистовое стремление к лидерству. Подпольную молодежную организацию он создал уже в школьные годы в городе Себха. Позже, в 1963–1965 годах, стал курсантом военного колледжа в Бенгази, где подавал большие надежды. Молодой офицер сделался любимцем коллег, им по душе были его аскетизм и дружелюбие. Никто в окружавшей Каддафи среде, кроме узкого круга лиц, не видел в нем врага режима. Он ни разу не выдал себя ни эмоциями, ни фразой, ни жестом. Дело, заведенное полицией еще в Себхе, где он устроил антиправительственную демонстрацию и за что его исключили из школы, было нечем пополнить. А вечерние посещения лекций по истории в Бенгазийском университете воспринимались как безобидные причуды...
1 сентября 1969 года группа молодых армейских офицеров во главе с Муаммаром Каддафи в одночасье свергла монархический режим и провозгласила Ливию республикой. Отныне вся полнота власти перешла к Совету революционного командования (СРК). Одновременно руководителю СРК Каддафи было присвоено звание полковника (в дни переворота он был капитаном войск связи). Ему исполнилось всего 27 лет.
СРК распустил парламент, приостановил действие конституции и назначил кабинет министров, состоявший преимущественно из гражданских лиц. В 1973 году Каддафи организовал Арабский социалистический союз, ставший единственной легальной политической организацией в стране. В области государственного строительства установился режим, основанный на симбиозе идей арабского национализма, социализма и ислама. Это нашло отражение в «Зеленой книге» Каддафи, первая часть которой называется «Решение проблемы демократии». Книга сразу была объявлена главной идеологической платформой государства. Сам автор называет ее «окончательным теоретическим решением человеческих проблем». По нему подлинное социалистическое общество – Джамахирия (в переводе с арабского – народовластие) – должно базироваться на трех принципах:
1. Осуществление народными массами власти через народные собрания, где каждый участвует в принятии решений и реализации власти.
2. Обладание народом общественным богатством, которое рассматривается как собственность всех членов общества.
3. Передача народу оружия и обучение его применению с целью покончить с монополией на оружие со стороны армии. Отсюда и лозунг: «Власть, богатство и оружие – в руках народа!».
Начало периода «народной революции» обычно связывается с программной речью Каддафи в Зауаре в мае 1973 года. В ней он впервые выдвинул идею о передаче всей полноты власти народу. Всякие иные системы правления, утверждал он, недемократичны. Только народные конгрессы и народные комитеты представляют собой конечный результат борьбы за демократию. И это были не просто слова.
В конце 1975 года состоялись выборы народных комитетов, сформированы руководящие органы народных конгрессов. В январе 1976 года создан Всеобщий народный конгресс (ВНК). Республиканский этап развития Ливии вступил в стадию завершения. Началось его перерастание в принципиально новый «джамахирийский», который изменил не только характер власти в стране, но и ее философию, социально-политическое и экономическое развитие. В марте 1977 года на чрезвычайной сессии ВНК, проходившей в родном городе Каддафи Себхе, была принята Декларация, которая провозгласила новое название страны – Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (ВСНЛАД), что ее законодательство основывается на Коране, а ее политический строй – на прямом народовластии. Совет революционного командования и правительство распускались. Вместо них создавались новые институты, соответствующие джамахирийской системе. Всеобщий народный конгресс объявлялся высшим органом законодательной, а образованный им вместо правительства Высший народный комитет – исполнительной власти. Министерства заменялись народными секретариатами, во главе которых создавались органы коллективного руководства – бюро. Посольства Ливии в зарубежных странах также вскоре преобразовались в народные бюро.
В соответствии с популистским принципом прямого народовластия роль лидера страны формально как бы выводилась за рамки политической системы. Еще в 1974 году Каддафи был освобожден от «политических, протокольных и административных обязанностей», чтобы полностью посвятить себя «теоретической работе в деле организации масс». Однако вплоть до 1977 года полковник оставался главой государства и главнокомандующим вооруженными силами. С провозглашением Джамахирии он формально уже не мог выполнять какие-либо государственные функции, ведь джамахирийская система официально отрицала государство как форму политической организации. Отныне Каддафи объявлялся лишь лидером ливийской революции, и этим якобы определялась его подлинная роль в политической системе страны.
Тем не менее реальное идеологическое и направляющее воздействие не только «вчерашнего бедуина», но и других членов СРК на дальнейшее развитие и функционирование новой системы власти еще более возросло. Это стало своеобразным ливийским ноу-хау, позволявшим Каддафи формально не занимать высших постов во власти, а как бы возвышаться над нею, парить без всякого намека на альтернативу и лимит времени. Соответственно терял смысл сам принцип выборности главы государства. Кстати, касаясь темы выборов, лидер ливийской революции в своих философских трактатах аргументировал их иллюзорность. По его мнению, выборы на самом деле подменяют идеи демократии, выхолащивают суть, поскольку делегирование кому бы то ни было своих полномочий лишает гражданина суверенного права на участие в управлении государством. Разъясняя суть происшедших изменений, Муаммар Каддафи в марте 1977 года на массовом митинге в Триполи указал на постоянно сохранявшуюся опасность завоеваниям ливийской революции. В связи с этим он призвал, чтобы ее защиту осуществлял весь «вооруженный народ». Однако провозглашенная цель «замены армии вооруженным народом» оказалась на практике неосуществимой.
Между тем Себхская декларация 1977 года фактически заменила прежнюю конституцию, хотя сама по себе не носила законодательного характера. Дело в том, что «Зеленая книга» в принципе отрицала роль конституции как основного закона общества. «Подлинным законом общества является обычай либо религия, – писал сам Каддафи, – которая включает в себя обычай, а обычай есть выражение естественной жизни народов. Законы, не базирующиеся на религии и обычае, специально создаются человеком против человека. И в силу этого неправомерны, поскольку они не основываются на естественном источнике – обычае и религии».
Однако политическое и законодательное оформление джамахирийской системы создавало лишь надстройку нового здания на старом фундаменте. Экономическая структура оставалась в своей основе той же, что существовала до провозглашения Джамахирии. Ливийское руководство осознавало это достаточно отчетливо и вело активную подготовку для наступления и на экономическом фронте. Внедрение джамахирийских принципов в этой сфере проводилось длинным путем сложных экспериментов, сопровождавшихся не менее длинным рядом проб и ошибок.
В сентябре 1977 года Каддафи выдвинул в качестве основы развития хозяйственной жизни принцип самоуправления в экономике. В соответствии с этим принципом предусматривался поэтапный переход предприятий в коллективное управление тех, кто там работает. Провозглашенный им впоследствии лозунг «Партнеры, а не наемные работники» нашел теоретическое обоснование во второй части «Зеленой книги» и с ноября того же года начал внедряться на ряде производственных предприятий.
В развитие той же идеи Каддафи выдвинул новый лозунг: «Жилище – собственность его обитателя». То есть провозглашалось, что отныне человек, живущий в доме, и есть его хозяин. В мае 1978 года был принят закон, в соответствии с которым сдача жилых помещений в аренду запрещалась, а бывшие арендаторы автоматически становились собственниками арендуемых квартир и домов. Задумка имела двуединую цель покончить с ростовщиками в сфере недвижимости как чуждыми социализму элементами, заодно столь оригинальным образом решить жилищный вопрос хотя бы для части граждан.
Далее, проводя в жизнь лозунг «Партнеры, а не наемные работники», рабочие и служащие под руководством народных комитетов захватывали предприятия и учреждения в сфере не только производства, но и торговли, а также различных служб обслуживания. Бывшие владельцы получали вместе с компенсацией и возможность участвовать в управлении этими предприятиями, но на правах «равного партнерства с производителями». Эта кампания «народного захвата», как ее назвали в Ливии, стала своеобразной формой ликвидации частной собственности крупной и средней буржуазии.
Функционирование политической системы Джамахирии на местах, и особенно на производстве, затруднялось между тем как из-за саботажа буржуазных слоев, так и по причине недостаточной подготовленности осуществляемых мероприятий, неспособности нового управленческого аппарата руководить хозяйством. Все это вызвало недовольство и брожение среди части населения. Против политических и экономических новаций ливийского руководства выступила и некоторая часть мусульманского духовенства. Она обвинила Каддафи ни много ни мало в «отступлении от положений Корана». В ответ власти пошли на серьезные меры по ограничению влияния духовенства. Оппозиционно настроенным «хранителям чистоты ислама» Каддафи устроил по телевидению нечто вроде публичного экзамена на знание Корана. Богословы не смогли ответить на вопросы лидера революции и были скомпрометированы в глазах верующего населения. Это дало властям основание лишить впоследствии некоторых из них права вести религиозную службу.
В марте 1979 года Каддафи выдвинул новую идею – отделение революции от власти. Было образовано Революционное руководство СНЛАД, которое стало опираться на сеть революционных и народных комитетов. По мысли Каддафи, создание новых комитетов должно было вовлечь в функционирование джамахирийской системы на местах как можно большее число граждан. Популистский принцип прямого народовластия, таким образом, приобрел всеохватывающий масштаб. Формально Революционное руководство не участвовало в управлении государством, но фактически оно стало играть еще более важную роль в политической системе Джамахирии. Каждый член Революционного руководства имел определенный круг обязанностей. Сам Каддафи, сохранив за собой пост верховного главнокомандующего вооруженными силами, являлся одновременно и генеральным секретарем Всеобщего народного конгресса.
Между тем, не находя в так называемом исламском социализме конкретных рецептов преобразования общества, Каддафи постоянно вносил поправки в свою теорию. Так, например, если в период до появления «Зеленой книги» ислам считался одним из идейных источников официальной идеологии, то вышедшая летом 1979 года третья часть этой книги – «Истинность третьей мировой теории» – уже не измерялась постулатами ислама. Напротив, теперь «истинность» самих исламских положений стала оцениваться с точки зрения их соответствия самой этой теории. Движущей силой истории отныне объявлялась национальная и общественная борьба. Вместе с тем, уточнял Муаммар Каддафи, «если бы мы ограничились только поддержкой мусульман, то показали бы пример фанатизма и эгоизма: истинный ислам – тот, который выступает в защиту слабых, даже если они не мусульмане». И хотя в последующих комментариях к «Зеленой книге» многие ее положения подвергались значительной корректировке, она остается как бы основополагающим катехизисом официальной идеологии в Ливии.
Данная идеология не сильно поменялась и в 1980–1990-х, во времена жесткого противостояния Триполи с Западом, прежде всего с США и Великобританией, а также антиливийских санкций ООН, длившихся вплоть до начала 2000-х. Сообразно тому и внутреннее положение в Джамахирии остается устойчивым вследствие высокого личного авторитета Муаммара Каддафи, его умения обеспечить баланс интересов различных племен, значительного влияния спецслужб на ситуацию в стране, а также в силу сохранения ориентации режима на поддержание определенного уровня социальной защищенности населения (широкая система дотаций, льгот малообеспеченным семьям и т.п.). Внутренняя оппозиция представлена небольшими группами фундаменталистов, действующих в подполье. Зарубежная оппозиция (Фронт национального спасения и др.) весьма разрознена, организационно слаба и ощутимого влияния в стране не имеет.
С 2005 года обозначился курс Каддафи на постепенное сближение с Западом и умеренную либерализацию экономики, возрождение частного бизнеса при сохранении в господчинении ключевых отраслей экономики. Проводится приватизация оптовой и розничной торговли, обнародован закон, разрешающий учреждение частных банков, активно идет кампания создания так называемых народных акционерных банков в регионах. Ливийское руководство заявляет о своей готовности открыть двери для иностранных капиталовложений. Однако зарубежные инвесторы скептически относятся к возможности экономических вливаний в нефтяной сектор и считают, что, несмотря на все усилия правительства, переход к рыночной экономике займет весьма длительное время. При этом социалистически ориентированная плановая экономика привела к хроническому дефициту бюджета, когда около двух третей бюджетных расходов идет на зарплату государственных служащих (примерно 700 тыс. человек из 6-миллионного населения).
С одной стороны, экономический потенциал Ливии является одним из наиболее богатых на африканском континенте, однако международная изоляция в течение двух декад негативно отразилась на развитии этой страны. По подсчетам правительства Ливии, международное эмбарго ООН стоило экономике страны потери примерно в $33 млрд. Как ни парадоксально, но и после отмены международных санкций социально-экономический рост остается незначительным, рынок капитала истощается в связи с неадекватностью использования инвестиций, коррупцией и непрозрачностью расходов...
(Из книги Расула Жумалы «Арабский пасьянс»)
Когда верстался номер, Муаммар Каддафи находился по ту сторону Атлантики, в Нью-Йорке, где участвовал в заседании Генеральной Ассамблеи ООН. На этом самом представительном форуме планеты ливийский лидер позабавил собравшихся глав государств и правительств рядом экстравагантных заявлений. Среди них, например, предложение назначить Барака Обаму пожизненным Президентом Соединенных Штатов Америки.