Вячеслав Гиззатов:
– С обретением независимости перед Казахстаном встало множество сложных задач. Но если в других сферах у нас был определенный опыт, кадры, то в области внешней политики все приходилось начинать с нуля. Как один из людей, стоявших у истоков отечественной дипломатии, поделитесь впечатлениями о том времени?
– В СССР многие сферы деятельности государства были сверхцентрализованы. Это относится и к внешней политике, которая осуществлялась из Москвы. Союзные республики в этой сфере деятельности играли декоративную роль. У них имелись свои МИДы, но не было своей внешней политики. Естественно, не было ни опыта, ни кадров, ни теоретических знаний, ни практических навыков.
Но наступил декабрь 1991 года, СССР неожиданно для многих распался, и Казахстан, как и другие национальные республики, оказался в области внешней политики без кадров, без концепции, без инфраструктуры – в общем, на нуле. На тот момент в МИДе работали всего 19 человек, включая технический персонал. 16 декабря Казахстан объявил о своей независимости. Началась волна признаний, визитов многочисленных делегаций на очень высоком уровне, то есть груз неотложных задач свалился как снег на голову. В этой ситуации, когда не было времени на подготовку кадров, не оставалось ничего другого, как пригласить казахстанцев, работавших в союзных ведомствах. Тогда в Алматы и высадился «московский десант», куда входили первый министр иностранных дел независимого Казахстана Толеутай Сулейменов, его первый заместитель Салим Курмангожин, заместитель Касым-Жомарт Токаев. В эту группу входили также Ибрагим Амангалиев, возглавивший направление СНГ, Болат Нургалиев (руководитель управления безопасности, позже стал заместителем министра), Айр Омаров (занимался азиатским вектором), Болат Нуржанов (отвечал за кадровую службу МИД).
Хотел бы отметить, что в подборе и приглашении кадров для работы на родине наряду с министром Сулейменовым большую роль сыграли тогдашний посол Казахстана в России Канат Саудабаев, заведующий международным отделом Администрации Президента Гани Касымов. Так, по рекомендации Касымова на должность первого заместителя министра иностранных дел был приглашен известный китаист Дамир Байдильдин, многие годы проработавший в МИД СССР и советском посольстве в КНР. Он даже прилетал на утверждение в Алматы, однако по состоянию здоровья был вынужден вернуться в Москву и вскоре скончался.
С первых же дней пребывания в Алматы пришлось окунуться в горячку работы, 24 часов в сутки не хватало. Одновременно приходилось делать множество дел: встречать вереницу делегаций, участвовать в формировании внешнеполитического курса, готовить материалы для переговоров, принимать иностранные посольства, обеспечивать их зданиями и необходимыми условиями для работы, открывать посольства за рубежом, набирать кадры в центральный аппарат МИД и в посольства, обучать их профессиональным навыкам и многое другое. Все это делалось в условиях жесточайшего дефицита квалифицированных кадров.
Особой проблемой было непонимание некоторыми высокопоставленными чиновниками специфики деятельности МИДа. Подходы были такие же, как, например, к Министерству сельского хозяйства. В то же время все считали себя сведущими в вопросах дипломатии и навязывали свои, мягко говоря, не самые компетентные мнения. Но больше всего, особенно министра Сулейменова, донимали звонки с просьбами принять на работу, желательно на высокую должность, того или иного родственника, свата, брата, друга и т.д. Если это были подготовленные люди, их охотно брали. Однако в большинстве случаев подобные протеже никак не подходили из-за незнания иностранных языков, отсутствия навыков политического мышления, аналитических способностей, а порой и в силу элементарной безграмотности. Чтобы нейтрализовать давление на МИД в кадровых вопросах, пришлось создать комиссию по приему на работу во главе с аксакалом отечественной дипломатии Михаилом Исеналиевым. Придание коллегиального характера процессу принятия кадровых решений вскоре разрядило ситуацию.
Нелегко приходилось и в части материально-технического обеспечения. Сказать, что в первые годы независимости молодой еще МИД Казахстана работал в стесненных условиях, значит ничего не сказать. Работали в экстремальных условиях. Все внешнеполитическое ведомство ютилось в двух одноэтажных деревянных домах на ул. Желтоксан, по несколько комнат в каждом. К примеру, два заместителя министра, Касым-Жомарт Токаев и я, занимали одну комнату площадью 10 квадратов. Поэтому когда к соседу по кабинету приходил кто-то из иностранных послов, мне приходилось на улице ждать завершения переговоров, и наоборот. Управление СНГ занимало одну комнатенку в подвале здания. На весь МИД был один компьютер, к которому выстраивалась огромная очередь, обслуживали всего две машины. Можете себе представить, какое впечатление это производило на нас после помпезного здания МИД СССР на Смоленской площади в Москве? С другой стороны, такая обстановка способствовала демократичному отношению с подчиненными, помогала в короткие сроки изучить их, узнать деловые и личные качества сотрудников.
– Но ведь, помимо организационных неудобств, пришлось срываться с насиженных мест, бросать многолетнюю карьеру и ехать почти в неизвестность?
– «Московский десант» в большинстве своем прибыл в Казахстан без семей, оставив их в Москве. При этом сами жили без квартир, в старых дачах с полуразвалившейся мебелью. Энтузиазм и даже романтизм сотрудников МИДа сыграл немалую роль в том, что тяжелые условия не сломили их веру в будущее своей страны. Преодолевать многочисленные трудности помогала поддержка со стороны Президента. Он уделял постоянное внимание работе внешнеполитического ведомства, стремился по мере возможности оказывать всестороннюю помощь. Со временем МИДу было предоставлено более представительное здание на ул. Айтеке би, улучшалось материально-техническое и финансовое обеспечение. Все москвичи уже в 1994 году получили благоустроенные квартиры и смогли наконец перевезти свои семьи.
Летом 1994 года я находился в служебной командировке в Пекине, где меня пригласил на ужин к себе в резиденцию посол России в Пекине Игорь Рогачёв. Я знал его с 1971 года по прежней работе. Перед развалом СССР он в течение восьми лет был заместителем министра иностранных дел СССР, курирующим страны Азии. Он спросил, как я чувствую себя в Казахстане. Я ответил, что никогда не работал с такой интенсивностью, но и никогда не получал такого удовлетворения от своей работы. Думаю, так же искренне ответили бы и большинство моих коллег. А он задумался и сказал, что хорошо меня понимает.
Нами двигало чувство сопричастности к строительству независимого государства, о котором мечтало не одно поколение наших предков. Как-то ко мне пришла группа молодых сотрудников с номером «Казахстанской правды» в руках. Целый разворот газеты занимала статья, суть которой сводилась к тому, что Казахстан вряд ли сможет состояться как независимое государство без руководящей роли России. На лицах молодых коллег читалась растерянность, некоторые даже порывались уйти из МИДа. Прочитав этот опус, я выразил твердую убежденность в том, что мы сумеем реализовать исторический шанс. Привел в пример страны Африки и Азии, которые после развала колониальной системы встали на путь самостоятельного развития. Их стартовые условия были намного хуже наших, но ни одно из них не отказалось от своего суверенитета. Более того, нередко они с оружием в руках отстаивали свое историческое право и добились в конечном итоге успеха. Мы же имеем огромное преимущество, у нас поголовно грамотное население, гигантские природные ресурсы, развитая промышленность и сельское хозяйство, сложившаяся интелегенция, поддержка со стороны ведущих держав и мирового сообщества. Мы непременно построим процветающее и уважаемое всеми государство, закончил я. Помню, у всех тогда на лицах появились радостные и мечтательные улыбки.
– В том, что Вы сейчас рассказываете, отчетливо проглядывается одна линия – патриотизма. О необходимости укрепления патриотического духа много говорится и сегодня. Но какие настроения преобладали тогда, в начале 1990-х?
– Да, действительно, патриотизм, желание служить Родине не были для нас пустым звуком. Более того, этот мотив был главным при принятии решения о возвращении в Казахстан из Москвы, куда я уехал в 1967 году для учебы в Высшей дипломатической школе МИД СССР, а по ее окончании остался работать. Работа в союзном МИДе была не только почетна, но давала ощущение того, что ты работаешь на свой народ, который был частью великого советского народа. Такое чувство испытывали особенно те, кто работал на китайском направлении, так как в силу географического соседства Казахстан был непосредственно вовлечен в сферу советско-китайских отношений.
Распад СССР лишил нас этого чувства. Перед каждым встал вопрос: а что я делаю в Москве? И каждый решал этот непростой вопрос по-своему. Некоторые мои коллеги до сих пор живут и трудятся в Москве. А мы, я имею в виду «московский десант», решили вернуться на родину и принять участие в создании своей казахской государственности. Признаться, я занимал руководящую должность, был на хорошем счету, тем не менее, несмотря на все уговоры остаться, уехал в Алматы. Это было 5 мая 1992 года. Дочь оканчивала среднюю школу, жена оказалась в полной растерянности. В Алматы, как говорится, мы не имели ни кола ни двора, да и никого из друзей или родственников, на кого можно было бы опереться. Но решение было принято.
Случилось так, что меня министр Сулейменов приглашал на должность своего заместителя, однако у него что-то не получилось, и он предложил занять любую другую должность. Можете представить глубину моего разочарования, так как все мосты за собой были уже сожжены? В ответ я предложил создать Управление Америки и Европы, которое и возглавил. А в августе следующего года был назначен заместителем министра иностранных дел, курирующим наши отношения с США, с другими странами американского континента, а также с государствами Европы. Позже к сфере моей ответственности добавились страны Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока, проблемы Каспийского моря, экспортных трубопроводов и другие вопросы.
– А как Вы впервые познакомились с Нурсултаном Назарбаевым?
– О Нурсултане Абишевиче я как казах, всегда интересовавшийся своей Родиной, слышал много, и неизменно только положительное. С началом гласности я получил возможность наблюдать за выступлениями Назарбаева по телевизору. Скажу откровенно: на фоне лидеров других советских республик он уже тогда отличался неординарностью мышления, убежденностью и продуманностью своих инициатив. Больше всего мне импонировали его решимость в отстаивании интересов Казахстана, последовательное стремление сохранить Советский Союз. Он вызывал восхищение многих моих московских коллег, что рождало чувство гордости за руководителя своей республики.
Во время работы XIX партийной конференции КПСС в июне 1988 года руководство попросило меня помочь в организации выступления Нурсултана Абишевича перед нашим коллективом. Я посетил его в резиденции на Чистых прудах и передал письменное приглашение. Он сразу согласился, при этом в ходе самой беседы активно интересовался у меня характером аудитории, советовался по тематике предстоящего выступления. Я предложил говорить об обсуждаемых на конференции проблемах, но больше времени оставить для ответов на вопросы, и заверил, что к нему относятся с большой симпатией и примут хорошо. Как я и ожидал, Нурсултана Абишевича приняли исключительно тепло, зал, рассчитанный на 1000 посадочных мест, был переполнен, люди сидели в проходах и на ступеньках. Его ответы на вопросы вызывали оживленную реакцию, встреча удалась.
Нурсултан Абишевич предложил мне вернуться на родину, однако тогда я не мог принять это приглашение, так как готовился к выезду в длительную загранкомандировку. Таким образом и произошло мое первое знакомство с Нурсултаном Абишевичем. Он произвел на меня сильное впечатление масштабом своей личности, простотой общения, ясностью мыслей и глубиной суждений. Но особенно поразила его феноменальная память, способность легко и непринужденно оперировать огромным количеством информации, цифрового материала.
– Итак, Казахстан стали признавать в мире, приняли в полноправные члены ООН, устанавливались дипломатические отношения, совершались первые визиты за рубеж. Как вспоминаются Вам эти начальные контакты и как бы Вы охарактеризовали Президента Нурсултана Назарбаева в тот период как главного дипломата страны? Говорят, дела в большой политике решаются более успешно, если налажены личные доверительные отношения между лидерами стран. И наоборот. Тогда, в начале 1990-х, с кем из мировых «грандов» наш Президент сумел установить близкий контакт?
– Сразу по приезду в Алматы мне было поручено заняться подготовкой участия Казахстана в саммите ОБСЕ в Хельсинки. Нашу делегацию возглавлял Нурсултан Абишевич. В ходе подготовительной работы удалось договориться о проведении ряда двусторонних встреч с лидерами влиятельных государств–членов ОБСЕ, в том числе с Президентом Финляндии как страны–хозяйки форума, канцлером ФРГ Гельмутом Колем, Президентом Франции Франсуа Миттераном, председателем правительства Испании Адольфо Суаресом Гонсалесом, Президентом Румынии и другими. Проходили эти встречи в жестком временном графике, так как все участники были очень заняты. Их основная цель состояла как в установлении личного контакта, так и создании основы для двустороннего сотрудничества. Собеседники внимательно присматривались к Президенту Казахстана, составляли о нем собственное впечатление. Поскольку это был первый крупный международный форум, в котором Нурсултан Абишевич принимал участие в качестве главы молодого государства, нам было важно дать сигнал о готовности Казахстана содействовать укреплению международной безопасности. Вместе с тем была выражена наша заинтересованность в иностранных инвестициях и передовых технологиях.
Естественно, все волновались и присматривались к поведению грандов международной политики. Вообще первые годы независимости выдались чрезвычайно богатыми на визиты за рубеж и на прием высоких гостей в Казахстане. Тогда, наблюдая за Нурсултаном Абишевичем, чувствовалась некоторая скованность, хотя внешне это и не проявлялось. Сильное впечатление производило на собеседников его умение четко аргументировать свои позиции. Импонировала также искренность нашего лидера. От визита к визиту, от переговоров к переговорам Президент обретал чувство уверенности в себе и всегда держался с достоинством, как равный с равными, с политиками самого высокого уровня. От него веяло энергией и силой, что проступало в каждом его движении. Его харизма действовала на партнеров, и каждое слово Назарбаева имело вес и интересовало собеседников. Его умение вести переговоры по самым чувствительным проблемам, находить компромиссы в, казалось бы, тупиковых ситуациях, удачной шуткой разряжать обстановку всегда впечатляло меня, уже немало повидавшего человека. Можно смело сказать, что лично ему принадлежит заслуг в развязке многих сложных узлов в отношениях с нашими партнерами, особенно в СНГ, включая Байконур, проблемы двойного гражданства с Россией, Каспий и многое другое. Все это говорит о таких его качествах, как умение брать на себя ответственность, держать данное слово, твердо стоять там, где компромисс неприемлем. Думаю, одним из важных факторов успеха его дипломатии является то, что он никогда не ставил перед собой заоблачных целей, а всегда подходил к проблемам прагматически, решая их, насколько это возможно, без ущерба для своего народа, стремился также учитывать и уважать интересы партнера. Уверен, что личные доверительные контакты Нурсултана Абишевича с Борисом Ельциным, Джорджем Бушем-старшим, Джеймсом Бейкером, Цзян Цзэминем, Тургутом Озалом, Хуаном Карлосом I и рядом других крупных политических деятелей сыграли важную роль не только в налаживании широкомасштабного сотрудничества Казахстана с руководимыми ими государствами, но и в повышении международного авторитета нашей страны.
– Нынче стало модно сравнивать Назарбаева с крупными историческими личностями, например Ататюрком, де Голлем, Дэн Сяопином. Как Вы к этому относитесь?
– Я не сторонник таких сравнений, так как их деятельность проходила в принципиально различных исторических условиях, они решали разные по сложности задачи. Руководимые ими государства имели разный вес на мировой арене, отличались по степени влияния на глобальную политику. Общее для них, на мой взгляд, это то, что они сыграли выдающуюся роль в истории своих стран. С этой точки зрения и Нурсултан Абишевич, несомненно, займет особенное место в истории Казахстана.
(Окончание следует)
Гиззатов Вячеслав Хаменович
Родился 9 апреля 1942 года
Образование
1960–1964 – Саратовский юридический институт.
1967–1970 – Высшая дипломатическая школа (Дипломатическая академия) МИД СССР, г. Москва.
Профессиональный опыт
1970–1971 – работа в системе МИД СССР, 3-й секретарь.
1971–1974 – работа в посольстве СССР в Китае, 2-й секретарь.
1980–1984 – работа в посольстве СССР в Лаосе, 1-й секретарь.
1984–1992 – работа в системе МИД СССР, советник.
1992 – советник министра иностранных дел Республики Казахстан.
1992–1993 – заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан (курировал отношения с США и Канадой, с европейскими странами, странами Южной Азии и Ближнего Востока, проблему Каспийского моря, проекты экспортных нефтепроводов).
1997–2000 – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Исламской Республике Иран.
2000–2003 – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Федеративной Республике Германия.
2003–2005 – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Туркменистане.
2005 – руководитель правительственной делегации Республики Казахстан по пограничным вопросам.
Вячеслав Хаменович Гиззатов – Человек с большой буквы, который работал еще в системе МИД СССР – одной из сильнейших в мире. Казахстанские дипломаты называют его «живой легендой». Вячеслав Хаменович был в числе тех, кто участвовал в становлении казахстанского внешнеполитического ведомства, в выработке концепции внешней политики Казахстана, а также в выработке позиции нашего государства относительно правового статуса Каспийского моря. Работая в Иране, Вячеслав Хаменович вывел республику на передовые позиции в рамках Организации экономического сотрудничества (ОЭС). Благодаря его усилиям штат секретариата ОЭС значительно пополнился представителями Казахстана. Также благодаря его усилиям Казахстан добился того, что впервые в истории генеральным секретарем этой авторитетной международной организации стал представитель нашей страны.