Все хорошо
1. Сегодня на селе живет почти половина населения Казахстана. Как Вы считаете, за последние 15–20 лет в результате реформ положение наших сельчан улучшилось или ухудшилось? И как они переживают нынешний кризис?
2. Президент, правительство, парламент – уже многие говорят о развитии перерабатывающей промышленности в сельском хозяйстве, но заметного улучшения ситуации пока не видно. Как Вы думаете, почему?
3. Сейчас, во время кризиса, в нашей стране вновь активно заговорили об отходе от сырьевой зависимости, причем главной альтернативой для экономического роста многие называют сельское хозяйство. Ваше мнение?
4. Казахстан, занимая 9-е место в мире по размерам территории, пока импортирует большинство видов продовольствия, даже из 1,5-миллиардного Китая. Что следует сделать, чтобы прокормить хотя бы себя?
1. Если быть точным, то численность сельского населения составляет 47,2% от общего числа населения страны. Безусловно, за годы реформ положение наших сельчан улучшилось. Произошло реформирование аграрного сектора, осуществлено преобразование государственной собственности в частную, созданы правовые основы рыночной экономики. Экономическими последствиями этого процесса стали изменение производственных отношений, либерализация ценообразования, кредитной системы, создание конкурентной рыночной инфраструктуры. В социальном плане реформа избавила сельских жителей от государственного патернализма и переориентировала ответственность за материальное положение на каждую трудоспособную личность.
Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства было связано с задачами стабилизации отрасли и реализации мер по ее выводу из кризисного состояния. Для решения этих задач, в соответствии с Государственной агропродовольственной программой, реализованной в Год аула, проведена значительная работа по формированию рыночно ориентированной законодательной базы АПК, приведению ее в соответствие с нормами международной практики. Законодательно установленные механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей были подкреплены реальным финансированием.
Принятое законодательство и рост финансирования явились основой достигнутой стабилизации производства продукции агропромышленного комплекса, повышения его эффективности и обеспечения продовольственной безопасности страны.
В настоящее время агропромышленный комплекс страны является одной из ключевых отраслей экономики, и от степени его развития всецело зависит не только уровень продовольственной безопасности страны, но и общественно-политическая стабильность государства. Благодаря правильно выбранной аграрной политике государства на сегодня стабильными темпами развиваются земледелие, животноводство, сфера переработки сельскохозяйственной продукции. Разумеется, все эти успехи являются результатом целенаправленной поддержки отрасли со стороны государства. Это позволило создать прочную основу для обеспечения продовольственной безопасности. Даже в условиях кризиса, охватившего мировые продовольственные рынки, нам удалось сохранить стабильность внутреннего продовольственного рынка. Благодаря принятым мерам в стране не был допущен дефицит продовольственных товаров, существенную роль в этом сыграли созданные стабилизационные фонды по социально значимым видам продовольственных товаров. В частности, они были созданы по продовольственной пшенице, рису, растительному маслу, сухому молоку, мясу, сливочному маслу.
Но следует признать ряд недостатков, которые на сегодня остаются нерешенными. Так, ощущается техническая и технологическая отсталость отрасли. Слабым звеном продолжает оставаться мелкотоварность производства, и на этом фоне идет медленный процесс кооперации мелких товаропроизводителей. Животноводство остается сосредоточенным в личных подсобных хозяйствах. Особенно много недостатков в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, поэтому для повышения конкурентоспособности АПК и, соответственно, обеспечения продовольственной безопасности страны стратегическим направлением государства остается индустриализация отрасли за счет технического и технологического перевооружения. В земледелии активизируется работа по диверсификации и внедрению в производство влагоресурсосберегающих технологий, а в животноводстве – по укрупнению и повышению генетического потенциала животных.
Что касается сферы переработки, то здесь главным направлением остается техническое и технологическое перевооружение. Для стимулирования процессов интенсификации производства, его укрупнения, кооперирования и перехода на современные технологии используются меры государственной поддержки за счет их дифференциации. Кроме того, глава государства в своем Послании народу Казахстана поставил перед нами конкретную задачу по созданию продовольственного пояса вокруг Астаны. На примере этого в целях гарантированного насыщения рынка дешевыми продовольственными товарами ставится задача по созданию вокруг крупных городов специализированных продовольственных поясов.
В целом задачи, стоящие перед АПК страны, огромные и ответственные. От их успешного решения во многом зависит не только уровень насыщенности внутреннего продовольственного рынка, но и благосостояние сельского населения.
2. Да, действительно, в настоящее время в отрасли имеется ряд проблем, в том числе высокая степень износа технологического оборудования, низкий уровень промышленной обработки сельхозсырья и недозагруженность мощностей из-за отсутствия качественного сырья, дефицит оборотных средств, недостаточный уровень обеспеченности кредитными ресурсами, недостаточный уровень конкурентоспособности продуктов переработки и, как результат, высокая доля импорта, недостаточная работа по внедрению принципов системы менеджмента качества. Для их решения министерством принимаются меры по технической и технологической модернизации отрасли, стимулированию предпринимательской инициативы и повышению конкурентоспособности отечественного производства:
- обеспечение кредитными ресурсами;
- субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции на пополнение их основных и оборотных средств, по лизингу оборудования;
- субсидирование стоимости услуг по разработке, внедрению и сертификации международных стандартов менеджмента качества предприятий отраслей агропромышленного комплекса;
- разработка технических регламентов, стандартов на сырье и готовую продукцию АПК, гармонизированных с международными стандартами;
- совершенствование таможенно-тарифного регулирования;
- стимулирование объединения сельхозтоваропроизводителей по заготовке, хранению, переработке, сбыту сельхозпродукции, а также по оказанию сервисных услуг.
В результате пищевая и перерабатывающая промышленность Казахстана продолжает динамично развиваться. На сегодняшний день выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляют около четырех тысяч предприятий с численностью работающих около 70 тыс. человек. Среднегодовой темп роста отрасли за последние пять лет составил 108,4%. Объем производства пищевой промышленности в 2008 году достиг 734,1 млрд тенге, или в три раза больше по сравнению с 2000 годом (217,9 млрд тенге). В 2008 году по сравнению с 2000 годом производство муки увеличилось почти в 2 раза, макаронных изделий – в 3 раза, молока – в 2,4 раза, колбасных изделий – в 3,3 раза, сахара – в 1,8 раза. При этом по состоянию на 1 января 2009 года систему менеджмента качества (СМК) внедрило 251 предприятие пищевой и перерабатывающей отрасли, на стадии разработки и подготовки производства к внедрению более 68 предприятий.
3. Как известно, «отход от сырьевой зависимости» – это переход от экспорта сырья к экспорту готовой продукции, поскольку готовая продукция стоит на внешних рынках намного дороже, чем сырье, и к тому же это новые рабочие места. В связи с этим взят курс на развитие экспортно ориентированного производства и диверсификацию экспорта. В рамках решения данной задачи основное внимание сосредоточено на реализации инвестиционных проектов – это строительство площадок с развитой инфраструктурой по откорму скота, убойных пунктов, развитие тонкорунного овцеводства, производства и переработки сои и кукурузы, глубокой переработки зерна, развитие товарного рыбоводства, переработка рыбной и плодоовощной продукции.
Также принимаются меры по повышению конкурентоспособности сферы переработки за счет ее технического и технологического перевооружения. Для этого предприятиям переработки предоставлены налоговые льготы, субсидируются процентные ставки банковских кредитов, затраты по внедрению в производство международных стандартов качества. Помимо этого начиная с этого года производители мяса и молока получают субсидии только при условии поставки произведенной продукции на предприятия переработки, а со следующего года аналогичные механизмы субсидирования будут применяться и в отношении производителей плодово-овощных культур.
Наряду с этим в целях поддержки отечественных переработчиков реализуются меры государственного протекционизма в вопросах создания условий для сбыта произведенной продукции. Принимаются меры по расширению емкости внутреннего рынка продовольственных товаров за счет обеспечения казахстанского содержания при государственных закупках. Также реализуются меры и по развитию национальных конкурентных преимуществ, для занятия ведущих позиций на внешних рынках и формирования экспортно ориентированного бренда казахстанской экологически и биологически чистой продукции. Для занятия достойных позиций на внешних рынках разрабатываются специальные программы развития по приоритетным направлениям АПК, по которым Казахстан имеет потенциал вхождения в число ведущих экспортеров.
При этом для вытеснения импортных аналогов и полного удовлетворения внутренних потребностей страны разрабатываются следующие программы:
- по развитию производства молока и молочных продуктов;
- по развитию производства и переработки масличных культур;
- по развитию птицеводства (мясного направления);
- по развитию производства и переработки плодоовощной продукции;
- по развитию производства белого сахара из сахарной свеклы.
Кроме указанных мер реализуются такие программные документы, как План мероприятий по реализации Плана совместных действий правительства, Национального банка, Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы и программа «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также разрабатывается Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010–2014 годы, которая обеспечит формирование емкости аграрного рынка путем производства отечественной сельскохозяйственной продукции в объеме, гарантирующем продовольственную независимость страны, модернизацию производственной инфраструктуры в соответствии с международными стандартами и увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.
Данные программы способствуют переходу аграрного сектора на промышленную основу, внедрению передовых технологий, увеличению доли производства отечественной продукции в общем объеме и сокращению импортных поставок готовой продукции.
4. В настоящее время потребность населения по основной группе продуктов питания, в соответствии с национальными нормами, обеспечивается за счет отечественного производства. Ввиду природно-климатических особенностей страны потребности внутреннего рынка по отдельным продуктам удовлетворяются за счет импортных поставок. В частности это сахар, фрукты и растительное масло. По масличным и плодово-ягодным культурам посевные площади возделывания будут увеличены.
Хочу отметить, что нам в ближайшие годы предстоит удвоить площади возделывания сахарной свеклы и тем самым поднять долю отечественного сахара в общем объеме внутреннего потребления с 6 до 25%. В свою очередь, со стороны министерства приняты и принимаются необходимые меры по стимулированию производства вышеуказанных культур. В частности, все эти направления растениеводства отнесены к приоритетным, и по ним реализуются инвестиционные проекты. Также для этих культур установлены повышенные нормативы субсидирования затрат по возделыванию, а по плодоводству и виноградарству дополнительно субсидируются затраты по закладке новых плантаций и уходу за насаждениями до периода плодоношения. Кроме того, следует отметить, что сняты все барьеры по сортоиспытанию плодово-ягодных культур и импорту саженцев.
1. Конечно, сказать, что ситуация улучшилась, означало бы погрешить против истины. По ряду регионов у нас, действительно, имеются серьезные ухудшения в сельском хозяйстве. Такое положение сложилось в силу того, что отдельные агроформирования в советское время создавались без учета климатических условий, плодородия земли и даже специфики местности, где надо было бы размещать поселок. И эти изъяны очень ярко проявились в тот период, когда жесткие требования предъявил сам рынок. Выжили большей частью те, кто был экономически обоснован и подготовлен. Мое личное наблюдение таково, что в первую очередь наиболее эффективными сегодня являются те аулы, чья история уходит в глубину веков. Это аулы, образованные на более плодородных почвах с достаточным объемом пастбищ, вблизи рек или лесных массивов, или возле каких-то крупных водоемов, или же возле каких-то инфраструктурных объектов. Опять же те хозяйства, которые появились в годы столыпинских реформ, тоже чувствуют себя значительно комфортнее в условиях рынка.
Неудачными же оказались объединения, которые стали создаваться, к примеру, в годы освоения целины. Отдельные агроформирования сформировывались вообще на пустом месте – в степи просто забивался кол, и на этом месте образовывался поселок. Вот они-то в условиях жесткой конкуренции и не выдержали. Поэтому многие поселки исчезают, а их земли присоединяются к более успешным аулам. Этот процесс болезненный, но целесообразный. Образующиеся крупные и мелкие крестьянские хозяйства сегодня создают для себя комфортные условия для проживания и более эффективно используют потенциал земли. На основании уже этого можно судить, улучшилась или ухудшилась жизнь в аулах: те хозяйства, где менеджмент был соответствующим образом организован, справились, восстанавливают социальную инфраструктуру, обновляют машинный парк, приобретают комбайны, трактора. А молодые люди, которых я видел за рулем «Джон Дира» или «Челера», с установленными в их машинах кондиционерами, у которых приличная зарплата, на вопрос, улучшилась ли жизнь, конечно, отвечают положительно.
2. В Парламенте многие годы занимаются вопросами агропромышленного комплекса. При этом мы всегда пытались доказать, что переработка без льготного налогообложения и стимулирования работать не будет. Она не станет привлекательной отраслью, проще вырастить и продать, чем вкладывать средства в переработку, а потом мучиться со сбытом, выстраивать реализационную сеть и конкурировать с импортом, который зачастую у нас демпингует. Но пока мы не создали эти условия. За последние 2–3 года нам удалось выстроить систему субсидирования, поддержки производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции и льготное кредитование, все это является основой для развития этой отрасли. То есть первые шаги есть. На сегодняшний день, на мой взгляд, мы создали необходимую законодательную базу, и на этой платформе только в нынешнем году были выделены 120 млрд тенге из Национального фонда для развития приоритетных направлений в АПК. Это проекты по созданию молочных комплексов, мясных откормочных площадок, развитию капельного орошения, строительству теплиц, перерабатывающих комплексов. Наконец-то в отрасль пришло кредитование. Раньше финансовые институты очень осторожно работали с агропромышленным комплексом ввиду рискованного земледелия, невысокой стоимости залогового имущества. Конечно, многие нынешние действия я считаю запоздалыми, но и они все же должны дать хорошие результаты.
6 ноября наш комитет проводит парламентские слушания по вопросу индустриализации агропромышленного комплекса и эффективного использования бюджетных средств. Необходимо государственное регулирование этого процесса, а оно заключается в преференциях, субсидиях, кредитовании, поддержке и в том числе в таком очень важном, на мой взгляд, вопросе, как продвижение нашего товара на экспорт. Иными словами, должна вестись протекционистская политика в отношении отечественного товаропроизводителя и его бренда. Этим должны заниматься все, в том числе министерства сельского хозяйства, индустрии, иностранных дел.
В советское время мы были поставщиками большого объема животноводческой продукции на российский рынок. В настоящее же время мы просто не присутствуем на российском рынке. Но ведь наш потенциал достаточно большой, и мы должны готовиться к выходу на российский рынок, в частности с говядиной. Сегодня Россия покупает около 3 млн тонн мяса говядины в Аргентине, Новой Зеландии, Австралии. А мы соседи, имея инфраструктуру и возможности, вполне можем составить им серьезную конкуренцию. Но для этого необходимо производить качественный товар, соответствующим образом его упаковать, выстроить логистику и поставить приемлемые цены. Этой работой и занимается «КазАгро», на первых порах это может измеряться десятками тысяч тонн и выходить постепенно до 300–500 тысяч тонн мяса на российский рынок. Если же говорить о проблемах переработки, то они заключаются в том, что наш внутренний рынок неемкий и создавать крупные объекты по переработке, пытаться насытить весь рынок невыгодно, потому как подобные предприятия не выдержат конкуренции из-за огромных расстояний и, соответственно, больших транспортных издержек. А вот на рынок такого крупного потребителя, как Россия, мы можем выходить с большими объемами и высокой рентабельностью.
3. Это очень правильное направление. Как я уже говорил выше, мы поздно взялись за сельское хозяйство и многое упустили, но еще не все потеряно. Наша страна обладает большими площадями, которые мы можем грамотно использовать и каждый год наращивать объемы. Только в нынешнем году по сравнению с прошедшим на полтора миллиона увеличены площади под зерновые, и так происходит почти каждый год. Что касается сельского хозяйства как приоритета, то, обладая такими земельными ресурсами, таким количеством населения, живущим на селе, уникальными климатическими условиями, мы можем выращивать и овощи, и фрукты, и зерновые и полностью обеспечивать себя. Мы должны заинтересовать в этом как отечественный бизнес, так и привлекать иностранные инвестиции.
4. Ответ на этот вопрос вытекает из всех предыдущих ответов. Мы зачастую бьем себя кулаком в грудь и говорим, что мы себя кормим. Но когда анализируем, видим, что ряд позиций мы просто утратили, стали во многом импортозависимыми, что становится опасным. 2007 год продемонстрировал, как опасно зависеть от основных продуктов питания, в том числе по растительному маслу, сахару. Вы помните, как эти товары вдруг исчезли с прилавков, как резко подскочили цены, а внутренних ресурсов у нас не было, поскольку мы потеряли производство и масла, и сахара. Но у нас серьезная зависимость по импорту мяса птицы – на 70%. Используя все те меры, о которых мы говорили, нам необходима конкретная поддержка, инвестиции от финансовых институтов. Я побаиваюсь, что мы, накидываясь всем миром на проекты, в целом не обеспечиваем маркетинг. Нужно понять, что мы можем и что является приоритетом. Этим занимаются сейчас уполномоченные органы Министерства сельского хозяйства и его подразделения. Та программа, которая существует, она меня радует. Мы наконец-то выстроили законодательную базу, нормативная база тоже выглядит уже неплохо, создан целый национальный холдинг, который имеет необходимые полномочия и ресурсы, возможности точечного инвестирования и создания имиджевых проектов. Вокруг них, в свою очередь, будет развиваться малый и средний бизнес, который будет заполнять нишу на продовольственном рынке. В этом направлении нужный сценарий фактически подготовлен. Когда крестьянам трудно, я считаю, нужно вмешиваться в этот процесс и не давать ситуации усугубиться. Нужно, в частности, находить пути, чтобы те объемы зерна, которые оказались невостребованными, были реализованы, крестьяне могли рассчитаться с кредиторами, банками, лизинговыми компаниями, с тем чтобы ситуация не обрушилась.
1. Сегодня в сельской местности, по данным статистики, проживает 7,3 млн человек, то есть 47% населения страны, из них 4 млн – экономически активное население. Сельское занятое население республики составляет 3,5 млн человек, из них наемные работники – 1,7 млн человек (48,6%) и самозанятые – 1,8 млн человек (51,4%). Непосредственно в сельскохозяйственном производстве занято 2 млн человек (57% от всего занятого сельского населения). По сравнению с доперестроечными 1980-ми в настоящее время объемы производства продуктов сельского хозяйства снизились в 2–2,5 раза, соответственно уменьшились поголовье скота, площадь обрабатываемых земель. Все это привело к адекватному сокращению рабочих мест и оттоку трудоспособного населения, в основном молодежи, из сел в города.
В Казахстане, по данным статистики, уровень безработицы составляет 7%, в том числе в сельской местности – 12%, в то же время в реальной жизни самозанятые не отвечают требованиям трудообеспеченных. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного уровня составляет 12,7% (2007 г.), в том числе в сельской местности – 18,1%. Однако следует отметить, что величина прожиточного минимума в нашей стране, как показали расчеты, искусственно занижена почти в два раза, то есть доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в сельской местности приближается к 40%.
Низкие объемы валовой продукции сельского хозяйства обусловливают невостребованность рабочих рук и в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции, особенно плодоовощной, картофельной и молочно-мясной. Не развита также сеть агросервисного обслуживания фермеров (агрохимическое, ремонтно-техническое обслуживание машинотракторного парка, грузоперевозки и т.д.).
Важным фактором при решении проблем села является доходность сельского населения. Доходы, получаемые от производства сельскохозяйственной продукции, не обеспечивают минимальные стандарты жизнеобеспечения сельчан. Их доля с доходами ниже прожиточного минимума в два раза больше, чем в городах. Такая тенденция наблюдается и в снижении доли сельского населения с доходами ниже стоимости продовольственной корзины. Как известно, одним из главных критериев в доходах населения является уровень оплаты труда. На сегодня уровень заработной платы на селе остается самым низким по сравнению с другими видами деятельности. По статистике, средняя заработная плата работника в сельском хозяйстве в 2008 году составила 31,4 тыс. тенге, или 50% от среднего уровня по народному хозяйству (в 1997 г. – 45,4%).
Улучшение условий труда и быта всегда должно быть главным приоритетом страны, наши же реалии указывают на противоположное – ущемленность в бытовых условиях, низкий уровень услуг, коммунальная необустроенность. У нас очень низкая обеспеченность централизованным питьевым водоснабжением. Около 550 СНП потребляют воду из открытых источников, без предварительной очистки и санитарного контроля, а жители почти 700 СНП используют привозную воду. 675 сельских населенных пунктов республики (10%) не имеют типовых помещений здравоохранения. Обеспеченность природным газом сельского населения составляет лишь 8%.
Эффективное развитие сельскохозяйственного производства во многом зависит от обеспеченности отрасли квалифицированными специалистами, с качественно новой подготовкой, в совершенстве владеющими организацией и технологиями производства. Одной из причин необеспеченности кадрами является низкий уровень трудоустройства выпускников в данной отрасли. Так, в 2007/08 учебном году выпуск специалистов с высшим образованием для АПК составил 2208 единиц, со средним профобразованием – 3795 человек. Из них непосредственно в сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия АПК трудоустроились лишь 30% выпускников вузов. Для сравнения, выпуск специалистов сельского хозяйства к началу 1990-х годов был в 2–2,5 раза больше, и большинство из них по направлению работали на селе.
Для решения проблем нехватки кадров на селе необходимо государственное вмешательство: ежегодное увеличение госзаказа по грантам на подготовку кадров по сельскохозяйственным, ветеринарным и другим специальностям для сферы АПК, поддержка прибывающих в село выпускников аграрных учебных заведений компенсациями и субсидиями, обеспечения жильем на льготных условиях и предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность безвозмездно, насыщение сельской местности детскими садами, школами, медицинскими и другими социально-бытовыми учреждениями.
2. Для развития перерабатывающих отраслей у нас, как ни странно, не хватает сырья. Если раньше, в советское время, 80% нефти и газа использовали внутри страны для развития машиностроения, легкой, пищевой и других отраслей перерабатывающей промышленности, то в настоящее время сырьевые отрасли, являясь частной собственностью олигархов, идут на экспорт в интересах получения частнособственнической прибыли в ущерб общегосударственным интересам. Из этих соображений приоритет отдается импорту продуктов сельского хозяйства с добавленной стоимостью перед собственным производством.
Возьмем ситуацию по мясу. В настоящее время около 90% скота содержится в домашних хозяйствах: КРС – 86,9%, овец и коз – 82,2%, свиней – 86,9%, лошадей – 84,6%, соответственно, основными производителями мяса являются домашние хозяйства (90%), на долю сельхозпредприятий и фермерских хозяйств приходится 10%. За последние годы при сложившемся дефиците животноводческого сырья ежегодно снижается удельный вес промышленной переработки мяса. В развитых странах промышленной переработке подвергается более 90% мяса скота и птицы, что обеспечивает рациональное и комплексное использование сырья, внедрение передовой техники и прогрессивных технологий. В настоящее время в республике насчитывается 68 средних и мелких мясоперерабатывающих предприятий с проектной мощностью 687,6 тыс. т в смену, или 30,5% от уровня 1990 года. На сегодняшний день промышленную переработку проходят только 28,2% производимого в республике мяса, что в 12 раз меньше, чем перерабатывалось в 1990 году. Коэффициент фактического использования мощностей в республике составляет не более 10%. Главной причиной такого положения является необеспеченность предприятий сырьем нужного качества и количества из-за большой территориальной протяженности, низкой концентрации сырьевых источников и их отдаленности от мест забоя скота.
Что касается молока, то существующие производственные мощности по его переработке значительно отстают от потребностей. При необходимости переработки молока 4,9 млн т в год имеем всего 2,12 млн т, то есть обеспеченность составляет всего 43%. Такое использование существующих мощностей характерно почти для всех областей республики. Главной проблемой казахстанской молочной промышленности является состояние ее сырьевой базы. Наряду с незначительный увеличением поголовья наблюдается некоторый рост молочной продуктивности в расчете на одну корову. В 2001 году он был равен 1992 кг, в 2008-м – 2251 кг. Это, безусловно, мало, и является результатом утери отечественных высокопородных животных и преобладания экстенсивной технологии в молочном животноводстве. Вторая особенность сырьевой базы – это значительный удельный вес коров, находящихся в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских хозяйствах, производящих молоко невысокой товарности.
Наконец, по переработке плодоовощной продукции в 2008 году в республике было зарегистрировано 124 субъекта, из которых действуют лишь 50. Основное количество предприятий расположено в Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях и в Алматы. Объемы производства и переработки плодоовощной продукции в денежном выражении составили 14,9 млрд тенге, что на 13,4% меньше, чем в 2007 году. Производство овощных консервов сократилось по сравнению с 2007 годом на 30,4%, томатных консервов – на 55,3%, фруктовых – в 1,1 раза, овощных и фруктовых соков – на 41,8%. Основной причиной снижения объемов производства продуктов переработки плодоовощной продукции является недозагруженность производственных мощностей, связанная с нехваткой сырья, дефицитом оборотных средств, со снижением покупательской способности населения, с ограниченностью внутреннего рынка.
Причин, тормозящих развитие перерабатывающей промышленности, много. Отмечу лишь самые главные: недостаток собственных оборотных средств для закупки сырья; низкий уровень материально-технической базы предприятий; неразвитость инфраструктуры; недостаточное количество мини-заводов по комплексной переработке молочного сырья, оснащенных современным оборудованием, расположенных в местах производства сырья; неблагоприятный предпринимательский климат, недостаточно эффективные меры по защите отечественных товаропроизводителей; разрыв связей между сельхозпроизводителями и переработчиками; дефицит квалифицированных специалистов, способных работать в современных рыночных условиях; отсутствие статистически полных и достоверных данных об отрасли и объемах производства и т.д.
3. Сельское хозяйство во все времена должно находиться в центре внимания государства, а в период кризиса властным структурам всех уровней необходимо принимать конкретные решения и меры по его эффективному развитию. Сегодня развитие АПК пока еще имеет преимущественно сырьевую направленность. Вывоз продукции на внешний рынок осуществляется в основном в виде сырья, а не готовой продукции. В результате Казахстан теряет значительную часть дохода, и при этом нерационально используются вторичное сырье и трудовые ресурсы.
Необходимо уже сегодня коренным образом менять свое мировоззрение и подходить к развитию сельскохозяйственного производства комплексно, а именно создавать в сельской местности производственные объединения, включающие все технологические цепочки, от производства до реализации. Их целесообразно развивать в товарных зонах, например, в маслосыродельной зоне северного региона, в плодовоовощной зоне южного региона и т.д. Это позволит производить качественную, конкурентоспособную продукцию с более низкими затратами по всей системе товародвижения. Такая продукция будет конкурентоспособна как на национальном, так и на внешнем рынке.
4. Вопрос о том, чтобы прокормить себя, в Казахстане не стоит. В республике действительно имеется высокий потенциал для развития сельскохозяйственного производства, но он используется неэффективно. При высокой обеспеченности земельными ресурсами (до 1,5 га пашни и 12 га пастбищ на душу населения) и растущем производстве зерна, мяса и молока импорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в стране уже достигает $2756,4 млн, имея тенденцию к дальнейшему росту. Только за три последних года импорт плодов, ягод и винограда увеличился в 3,4 раза, мяса птицы – на 20%, молочных продуктов – в 2,3 раза, растительного масла – в 1,6 раза. Это следствие нерационального использования земельных ресурсов, высокой концентрации посевов пшеницы при недостатке крупяных, зернофуражных и кормовых культур, а также плодово-ягодных насаждений, низкой товарности сельскохозяйственного производства (кроме зерна) и несовершенной системы сбыта и товародвижения.
Для изменения ситуации необходимо создание условий для эффективного проведения диверсификации сельскохозяйственного производства с разработкой ее экономического механизма, развитие крупного и среднего товарного производства на основе усиленного кооперирования средних и мелких фермеров в регионах с высокими конкурентными преимуществами, а также формирование многоканальной системы сбыта и эффективной системы товародвижения.