Под колпаком
Намедни из недр правительства вышел очередной важный документ - Концепция развития финансового сектора Казахстана в посткризисный период. Как указывают разработчики, в рамках концепции планируется, в частности, усилить роль Национального банка в осуществлении макропруденциального регулирования. Выражаясь проще, стоит задача раннего выявления рисков и их минимизации, недопущения «пузырей» на рынках реальных и финансовых активов, а также обеспечения достаточными ресурсами приоритетных секторов экономики. Звучит обнадеживающе. Но насколько новый документ отвечает требованиям времени, насколько он способен на практике снимать те проблемы, которые, собственно, и привели к незавидному положению, в котором оказался финансовый сектор страны? Поделиться мнениями на этот счет мы попросили авторитетных отечественных экспертов.
В целом проект Концепции развития финансового сектора в посткризисный период состоит из следующих разделов:
1. Определение роли государства в вопросах мобилизации финансовых ресурсов.
2. Укрепление системы надзора и регулирования.
3. Усиление механизмов защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг, расширение источников финансирования.
4. Повышение качества корпоративного управления и прозрачности деятельности финансовых организаций.
5. Регулирование системных рисков и взаимодействие госорганов.
Основными целями концепции являются:
• повышение устойчивости финансового сектора,
• стимулирование инвестиционной активности в посткризисный период как инструмента реализации макроэкономических решений,
• укрепление доверия к финансовому сектору республики.
Свою основную роль государство видит в ВОССТАНОВЛЕНИИ доверия к финансовому рынку. При этом государство продолжит работу по расширению спектра предоставляемых страховых услуг. Основным инструментом здесь будет являться государственно-частное партнерство.
Укрепление системы надзора и регулирования, что очень важно, будет максимально учитывать уроки как прошлых кризисов, так и текущего. Этот факт позволит нам надеяться на то, что в будущем мы уже не наступим на те же грабли. Одновременно будет усиливаться макропруденциальный подход в регулировании и надзоре за субъектами финансового рынка, создадутся условия для повышения конкуренции на нем и будет внедрен принцип контрцикличности в регулировании финансовых организаций. Вкратце этот принцип основан на повышении требований к формированию резервов в период экономического роста и понижении в период спада. Не останется без пристального внимания регулирование сложных финансовых инструментов и совершенствование процедур регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций.
Усиление механизмов защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг будет реализовано:
• усилением на законодательном уровне ответственности должностных лиц акционерных обществ путем внедрения их персональной ответственности,
• повышением прозрачности информации о сделках, заключаемых акционерным обществом,
• совершенствованием системы корпоративного управления акционерным обществом,
• раскрытием информации для инвесторов о деятельности эмитентов ценных бумаг и лицензиатов,
• разработкой и внедрением инструментов, позволяющих довольно эффективно возвращать финансовые активы из офшорных зон.
Повышение качества корпоративного управления будет осуществляться на основе внутреннего контроля и риск-менеджмента. И то и другое будет существенно пересмотрено с учетом общемировых рекомендаций, будет сформирован новый подход к их построению. Повышение прозрачности деятельности финансовых организаций будет осуществляться через распространение информации о результатах стресс-тестирования в финансовых организациях. Что очень важно, будет регулироваться бонусная система поощрения руководителей финансовых организаций с целью ее увязки со стратегическими целями компании и показателями эффективности работы, а также показателями финансовой устойчивости компании. Политика материального поощрения должна стимулировать руководителей финансовых организаций к обеспечению прибыли исходя из долгосрочных стратегических целей, а не к получению прибыли в краткосрочном периоде, и в полной степени соответствовать бизнес-стратегии финансовой организации и ее устойчивости к рискам. Выплаты не могут быть осуществлены в краткосрочном периоде, когда риски могут быть реализованы в более долгосрочном периоде, то есть выплаты должны иметь отсроченный характер.
То, что имеется в СМИ, является очень кратким описанием проекта концепции. Сам проект концепции звучит очень лаконично и убедительно. Но как человек, не имеющий специального финансового образования на макроуровне, я не могу объективно оценить ее эффективность и действенность.
Параллельно с началом внедрения в жизнь самой концепции меня очень волнует другой вопрос: как развитие финансового сектора поможет Казахстану создать конкурентоспособную и устойчивую экономику? Как нам не просто создать рабочие места, а создать их «на века»? Одних только денежных вливаний недостаточно. Финансовые ресурсы также доступны нашим конкурентам в бизнесе в других странах. Поскольку почти все оборудование закупается за рубежом, то оно также доступно и нашим конкурентам. Например, наш конкурент в какой-нибудь отрасли создал то же самое производство, ориентированное на внутренний и внешний рынки. В этом случае наша основная задача – научиться производить товары и услуги качеством выше, чем у него. При этом себестоимость нашей продукции должна быть ниже, и разница по обоим показателям должна быть значительной, чтобы потребитель отдал предпочтение нам. Здесь уже основную роль имеют не финансовые ресурсы, а философия и система менеджмента. На этом уровне каких-либо инноваций и серьезных исследований пока не видно. Какой-либо государственной политикой здесь пока вообще не пахнет. Единственное, чем ограничились и считаем, что этого достаточно, – это президентская премия «Алтын сапа». Многие банкиры говорят, что кредитовать некого, нет конкурентоспособных предприятий, и это правда.
Концепция развития финансового сектора в посткризисный период дала бы гораздо больший – в разы – эффект в сочетании с новым подходом к системам менеджмента, основанным на управлении с помощью качества. И, к сожалению, западный опыт, на который мы так часто ссылаемся, здесь не является передовым.
Мне кажется, повышать требования по капиталу, как это указано в концепции, большого смысла не имеет. Дело в том, что, во-первых, это уменьшит количество банков, что, в свою очередь, снизит уровень конкуренции в банковской сфере. Во-вторых, если говорить об ответственности перед вкладчиками, то на самом деле мы наблюдаем больше проблем именно с крупными банками, чем с маленькими, поэтому принятие ужесточительных мер со стороны АФН вроде как и оправданно с точки зрения недопущения злоупотреблений. С другой стороны, очень важно не перегнуть палку, чтобы не загнать наши банки в угол.
Что касается отказа в выдаче кредитов компаниям, которые зарегистрированы в офшорах, других запретительных мер, то это вполне оправданно. Хотя, насколько мне известно, подобные меры ранее уже были приняты АФН. Здесь, полагаю, нужно конкретизировать, что именно нужно запретить.
В целом же текущий кризис показал, что необходимо не столько иметь макропруденциальное регулирование, сколько формализовать его, назначить ответственный орган и ввести в рутину. Аналогичным образом это должно происходить в Национальном банке. То есть помимо усиления Агентства по финансовому надзору необходимо передавать ключевые функции по регулированию финансовых институтов именно Национальному банку. Иначе я предвижу большой конфликт интересов.
Но концепция предполагает использование института государственно-частного партнерства в качестве основного механизма финансирования развития экономики страны. Лично я не совсем понимаю это. Что такое государственное-частное партнерство в мире – это одно. Но остается неясным, что конкретно под этим подразумевает концепция?
Что касается второго принципа, согласно которому регулирование надзора финансового сектора в период экономического роста должно ужесточаться и наоборот, то такой механизм называется контррегулированием, который я считаю вполне нормальным. Третье направление предусматривает выработку оптимального механизма раннего выявления дисбаланса финансового сектора, предотвращение возникновения пузырей. Однако все это звучит достаточно обобщенно. Если говорить о макрорегулировании, о чем я постоянно говорю, то эту задачу нужно достаточно четко сформулировать и сделать понятной. Ведь и в прежние времена принимались аналогичные меры, при этом никто не мешал обнаруживать те же самые финансовые пузыри. Но оставалось непонятным, на ком лежит ответственность. Правительство же радовалось только тому, что строительный сектор быстро растет.
Здесь необходимо уточнить, что Концепция посткризисного развития финансового сектора является продуктом в большей степени Национального банка и АФН, так как эти организации являются финансовыми регуляторами в Казахстане. С учетом последних тенденций и приобретенного опыта противостояния новым глобальным вызовам, а также компетентного мнения специалистов международных финансовых организаций, казахстанские финансовые регуляторы провели корректировку своей долгосрочной финансовой политики. Главной задачей новой концепции стала ликвидация узких мест в области определения безопасного коридора изменения макропруденциальных показателей и создания системы раннего распознавания внешних и внутренних факторов, способствующих возникновению кризисных ситуаций на макроэкономическом уровне и в сфере деятельности финансовых организаций.
Сегодня всем известно, что отсутствие стройной системы мониторинга, анализа, прогнозирования и моделирования ситуации на внешнем и внутреннем финансовом рынке породило финансовый кризис в банковском секторе Казахстана.
Оправданность и актуальность принятия названного документа продиктована тем, что наличие такой концепции дает иностранным партнерам основания для принятия решений по реструктуризации внешней задолженности казахстанских банков, а также для развития долгосрочных отношений с финансовым сектором Казахстана.
В данной ситуации исходить из того, завершился или еще не завершился кризис, нет целесообразности. В своих интервью председатель Национального банка Казахстана и председатель АФН достаточно понятно объясняют ситуацию, что новая концепция не противоречит целям и задачам, которые были определены для развития финансового сектора на долгосрочную перспективу, а лишь вносят некоторые дополнения, которые вытекают из новой ситуации на мировом финансовом рынке. Это свидетельствует о правильности стратегического курса в области развития финансового сектора Казахстана.
Выработка механизмов раннего распознавания кризисных ситуаций проводилась с участием макро-экономических и финансовых регуляторов Казахстана. В этой работе был задействован внешний партнер в лице всемирно известного исследовательского института из Германии (IFO-институт, г. Мюнхен). Творческие связи Казахстана с IFO-институтом непрерывно развиваются с 1992 года. В связи с этим система противостояния развитию кризисных ситуаций в Казахстане адаптирована к нашим условиям и получила высокую оценку международных и казахстанских экспертов.
Результаты названного проекта вооружают казахстанских специалистов конкретными инструментами повышения устойчивости финансовой системы. В связи с этим нет оснований считать, что принятый документ носит скорее не концептуальный, а тактический характер. Эта концепция создает комплексную систему повышения макроэкономической и финансовой устойчивости.
Что касается предложения Кайрата Келимбетова о необходимости запретить субъектам казахстанской экономики операции, связанные с деятельностью офшоров, то очевидно, что он исходит из того, что Казахстан достиг уровня развития экономики, когда необходимо думать о качестве инвестиций и целенаправленности их вложения. В связи с этим я полностью солидарен с этой направленностью политики казахстанских властей.
В последние годы Казахстан имел высокие показатели по торговому балансу товаров и услуг с внешним миром, однако за счет увеличения оттока спекулятивного капитала, а также вывоза инвестиционного дохода прямых инвесторов нетто-доходы страны с внешним миром имеют ежегодно отрицательное сальдо в $3–7 млрд.
Кроме того, такое состояние вносит элементы неразберихи в части использования в банковской системе привлеченных с внешнего рынка средств.
Со стороны казахстанских субъектов вывоз капитала в офшорные зоны мотивирован необходимостью скрыть теневой капитал, а это противоречит целям и стратегии развития Казахстана.
Необходимо навести порядок в учете потоков капитала с внешним миром, особенно со стороны субъектов казахстанской экономики. То есть знать, куда и сколько валютных средств вывозится из Казахстана, а также какую политику необходимо проводить с инвесторами, чтобы они реинвестировали эти средства для реализации проектов в нашей стране.
Можно, конечно, вести дискуссию относительно эффективности административных мер противо-действия оттоку капитала из страны в офшорные зоны, но сама идея создания прозрачного механизма потоков капитала правильна и требует поддержки. В то же время в 2000–2001 годах и в более поздние годы государство принимало решения по амнистии и легализации ранее вывезенного капитала. Вероятно, необходимы меры экономического воздействия на вывоз спекулятивного капитала, которые стимулируют вложение средств в развитие производства продукции.
Принятие Концепции финансового сектора на посткризисный период в целом считаю мерой своевременной. Прежняя концепция принималась еще в 2006 году, а с тех пор много воды утекло. Так, еще в апреле этого года мы отмечали, что прежняя модель финансовой системы себя изжила, и на повестке дня стоит вопрос стратегии выхода из кризиса и реформы финансового сектора.
Финансовый сектор за последний год пережил ряд серьезных изменений, поэтому очевидно, что концепция его развития должна отвечать новым реалиям, я бы даже сказала – вызовам, которые стоят перед ним. Докризисная финансовая система была сосредоточена вокруг банков. Так, 76% активов финансового сектора были банковскими активами. Кроме того, все другие участники финансового сектора: страховые компании, небанковские организации, пенсионные фонды, – так или иначе связаны с банками. В последний год доля активов банковского сектора снизилась до 62%. До кризиса банковский сектор был единственным источником кредитования реального сектора экономики. В силу простоты доступа к банковскому кредитованию компании реального сектора не были заинтересованы выходить на фондовый рынок, потому что там есть ряд требований по обеспечению прозрачности. Сейчас, во время кризиса основным источником финансирования и банков, и реального сектора стало государство: бюджет и Национальный фонд. Понятно, что средства и бюджета, и Национального фонда имеют ограничения. Поэтому в посткризисный период должны получить развитие другие источники фондирования, фондовый рынок, например. Эти вопросы концепция охватывает.
Кризис пока не завершился, мы находимся в самом что ни на есть кризисе: ВВП по итогам 9 месяцев снизился на 2,2%. Экономика не растет, а находится в процессе снижения.
Стратегический это документ или тактический? Мне кажется, что в концепции можно было бы выделить те вопросы, которые имеют краткосрочный характер, и для их реализации не нужно ждать, когда кризис закончится, то есть меры должны приниматься незамедлительно. Ряд вопросов потребует времени для реального воплощения, например, все, что связано с фондовым рынком. Кроме того, в качестве замечания к концепции хотелось бы отметить, что нельзя считать, что индикатором восстановления банковского сектора следует рассматривать достижение или превышение соотношения активов банковской системы к ВВП. Все мы помним, как были достигнуты такие докризисные показатели – чрезмерными внешними заимствованиями. Качество банковского сектора нужно оценивать по качеству услуг, оказываемых клиентам. К сожалению, здесь банки не утруждают себя. Я процитирую Гордона Брауна, премьера Великобритании, который сказал: «Наша задача – перестроить банковскую систему там, где она дала сбои, а затем создать экономику, в которой банки будут служить не самим себе, а жителям нашей страны».
Эффективность концепции можно будет оценить не раньше чем через 3–4 года. Впервые концепция не содержит каких-либо мероприятий, свойственных разного рода программам. При этом сделана попытка разработки видения усилившейся роли государства, ориентации на внутренние источники заимствования, дальнейшее развитие конкуренции в новых финансово-экономических условиях и работы механизмов государственно-частного партнерства.
Кроме этого, отражено видение выхода государства из банковского капитала. Что касается страхового сектора, то в концепции ему уделено совсем немного внимания, в соответствии с той ролью, которую он и играет сегодня в общей финансовой системе. Акцент сделан на удержание большей части рисков в казахстанской плоскости и на развитие добровольных видов страхования.
Что касается, в частности, состояния страхового рынка, то оно характеризуется резким сокращением добровольных видов страхования, проблемами, связанными с агентскими сетями и завышенными комиссионными вознаграждениями, качеством инвестиционных портфелей страховых компаний. Текущий экономический кризис в полной мере отразился на страховых компаниях, хотя их финансовые показатели не очень ощутимо затронуты в силу нескольких причин. Во-первых, страховые компании не так сильно интегрированы в экономику страны, как банки (активы страховых компаний в 40 раз меньше, чем у банков), во-вторых, высокие тарифы по ОС ГПО ВТС дают возможность выжить многим страховщикам. Наряду с тем, что абсолютные показатели существенно не изменились, снизились сборы практически по всем видам добровольного страхования, в том числе по имуществу, автотранспорту – до 30%. При этом единственным исключением является рост добровольного медицинского страхования – на 10%.
Если рассуждать о проблемах, которые испытывает страховой рынок, то одной из широко обсуждаемых сегодня стала тема завышенных агентских комиссионных, когда в некоторых компаниях посредникам выплачивается до 50% стоимости полиса обязательного страхования. С одной стороны, это сказывается на финансовой устойчивости страховых компаний, а с другой, приводит к задержкам и махинациям с выплатами у недобросовестных компаний. Из этой ситуации видится несколько путей выхода: прямое государственное ограничение агентских комиссионных (хотя при реализации этого ограничения есть свои подводные камни), перевод на безналичные платежи агентов, оплата полиса через интернет-банкинг, открытие прямых точек продаж. Кстати, в нашей компании в этом году планируется открыть до трех точек прямых продаж, одна из них начнет работу в ближайшее время на пересечении улиц Абая и Манаса. Кроме того, в нашей компании запущен пилотный проект «Страховой офицер», суть которого сводится к тому, что наши клиенты могут получить услугу дома или на рабочем месте в удобное для них время. По заявке страховой офицер выезжает к клиентам, при этом он оснащен всей необходимой техникой: ноутбуком, портативным принтером и кассовым аппаратом, для того, чтобы оформить полис в соответствии с законодательством, то есть с распечаткой его на принтере и выдачей фискального чека.
Еще одной проблемой для страховщиков являются падение фондового рынка, допущенные технические и фактические дефолты крупных эмитентов и их дальнейшая реструктуризация. Все это серьезнейшим образом отражается на качестве инвестиционных портфелей страховых компаний и на их способности отвечать по своим обязательствам. Весь следующий год эта проблема будет актуальна для рынка, поскольку фактическая оценка бумаг в портфелях зачастую не соответствует реальному положению дел. Что касается нашей компании, мы всегда придерживались консервативной политики, и сегодня, в очень непростое время, получили международный рейтинг финансовой устойчивости, что дает нашим текущим и потенциальным клиентам полную картину того, кем мы являемся.