Елена Бахмутова:
– Если не ошибаюсь, Вы были одним из главных инициаторов вхождения государства в четыре системообразующие банка Казахстана. Сейчас, по прошествии года, остались ли Вы на прежней позиции или имелись все-таки другие альтернативы?
– Полагаю, что альтернатив не было. К такому выводу склонилось и большинство признанных в мире экспертов. Возьмем пример RBS, в котором государству принадлежат уже 84%, а также ряд европейских и американских банков, оказавшихся частично в собственности государства.
– Немало экспертов сетовали на то, что указанные банки были частными, а спасать их решили на народные деньги. Вы разделяете такую постановку вопроса?
– Это общая проблема в масштабах всего мира. Именно этот вопрос следует решить регуляторам и правительствам при изменении архитектуры финансовой системы. Есть предложения по заблаговременному принятию планов действий в чрезвычайных ситуациях, в первую очередь для системно значимых институтов. В этом же ряду предложения по введению специальных налогов от проведения финансовых операций для формирования фонда, из которого будут финансироваться расходы по спасению банков. В любом случае потеря частными акционерами части доли в компании – справедливая цена за пользование «народными деньгами».
– Проблемы с БТА или «Альянсом» появились не вчера. Судя по «делам» Аблязова, Жаримбетова, Ертаева и других топ-менеджеров, получается, что они злоупотребляли полномочиями как в период кризиса, так и задолго до него. Как так получилось и есть ли гарантия, что аналогичная история не повторится впредь?
– Гарантией может быть безупречная деловая репутация акционеров, членов совета директоров и менеджмента, а также действительная, а не мнимая коллегиальность решений наряду с персональной ответственностью за результаты таких решений, при безусловном раскрытии собственников не только финансовых организаций, но и компаний корпоративного сектора.
– Кризис заставил многие государства напрямую вмешиваться в дела экономики, в том числе банков. С другой стороны, тезис, что государство – не лучший менеджер, никто не отменял. Где, по-Вашему, должна проходить золотая середина?
– Государство только в исключительных случаях может быть менеджером или собственником, но оно обязательно должно быть регулятором. Это и есть золотая середина.
– Так или иначе, но отечественные БВУ переживают не самые лучшие времена. Соответственно активно обсуждается вопрос о привлечении зарубежных активов для повышения ликвидности, как, например, в случае со Сбербанком России, который имеет определенные виды на наш БТА. Учитывается ли при переговорах такой важный критерий, как национальная безопасность? Если да, то каким образом?
– Полагаю, что опираться следует не на «зарубежную» ликвидность, а в первую очередь на внутреннюю, то есть на доходы компаний и граждан, полученные внутри Казахстана. Что касается иностранной собственности, то в законодательстве присутствует жесткий отбор крупных участников банков, в том числе иностранных. В рамках концепции развития финансового сектора предлагается вернуться к рассмотрению ранее присутствовавшего в нашем законодательстве лимита в размере 50% от совокупного уставного капитала банковского сектора для банков с иностранным участием.
– То, что Казахстан нуждается в развитии фондового рынка, не вызывает сомнений. Но реальных подвижек мало. Каково Ваше видение развития данного рынка?
– Развитие фондового рынка изначально должно строиться на прочной основе, то есть отвечать ожиданиям как эмитентов, так и инвесторов. Ожидания инвесторов пока не очень оправдываются и требуют кардинальных изменений с точки зрения прозрачности компании корпоративного сектора, в том числе их отчетности, раскрытия информации о сделках связанных сторон, в целом качественного улучшения корпоративной культуры. И инвесторы тоже должны нести осознанную ответственность за принимаемые решения. При этом инфраструктура рынка, безусловно, должна отвечать ожиданиям обеих сторон. Для устойчивого сбалансированного развития требуется присутствие эмитентов из производственного сектора.
– Есть другая тема, которая также не сильно продвинулась от плоскости разговоров. Имеется в виду такая интересная, особенно в период кризиса и нехватки залоговых средств, опция, как исламский банкинг. Что Вы могли бы сказать по этому поводу?
– Исламский банкинг проходит эволюционный путь в Казахстане. Для начала было принято законодательство, отвечающее мировым стандартам. На подходе открытие первого исламского банка, есть реальные подвижки и в перспективах выпуска исламских ценных бумаг.
– Ваша оценка и прогнозы, как руководителя контролирующего органа, относительно реструктуризации, которую проходят сейчас крупные банки Казахстана?
– Это первый опыт такого рода в истории суверенного Казахстана. Безусловно, есть шероховатости в самом процессе, но я убеждена, что выбор в пользу реструктуризации был абсолютно верен.
Комментарий независимого редактора
Елена Леонидовна – один из самых лучших топ-менеджеров страны. У нее блестящий и острый ум, железная логика и сильная воля. У нее железный кулак в бархатной перчатке. Можно согласиться с ее оценкой роли государства. Однако присутствие государства в частном капитале должно быть временным. И должны быть четкие гарантии того, что государство как собственник и менеджер заходит только на период кризиса. Затем оно выходит, разумеется, с какой-то общественно нормальной прибылью. Что касается развития фондового рынка, то гордиев узел – это участие крупных корпораций на фондовом рынке своей страны.