среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Издержки неправильной ориентации

Карлыгаш Еженова

Уже через несколько дней после того, как государство вошло в состав акционеров четырех крупнейших банков, всем стало ясно – не с той стороны

Этот вывод становится все более очевидным и теперь, когда прошел первый шок и ситуация в финансовой отрасли находится под относительным контролем. А скорее, как говорят медики, перешла в латентную фазу. Мы еще долго не узнаем, что послужило истинной причиной тех драматических событий начала 2009 года. Но первые последствия уже можно анализировать.
Итак, Народный попал «под раздачу», несмотря на активное сопротивление, видимо, из приличия – чтобы не обидно было остальным. «Казком», всегда отличавшийся гибкостью, вышел из этой схватки изрядно потрепанным, но уцелевшим. «Альянс», в свойственной ему тинейджерской манере, простодушно пошел с молотка. А вот от того, как сложится судьба БТА, зависит не только финансовый рынок.
История его не столько слияний, сколько поглощений вобрала в себя весь жертвенный узел амбиций, невежества, несбывшихся надежд и болезней нашего общества. И дело здесь не только в том, что люди привыкли питаться чужими страстями. Есть громкие решения, которые только по касательной влияют на судьбу государств. Но есть те самые арбузные корочки, на которых подскальзываются самые продуманные стратегии. Одной из них может стать БТА.
Безусловно, это понимают сейчас все. И предсказать, как дорого стране обойдется это запоздалое похмелье, трудно. Но точно еще дороже, чем это уже стоило. Хорошо, если обойдемся деньгами, даже немалыми. И тем более важно снова и снова анатомировать это еще живое тело, чтобы найти то самое единственное противоядие. А для этого нужен профессиональный консилиум без той околонаучной словесной шелухи, которой обычно прикрывают или некомпетентность, или обычный человеческий страх. Что, впрочем, практически всегда одно и то же.
Во-первых, никто не взял на себя персональную ответственность за это решение. Суть переговоров между БТА и правительством до того злополучного решения предполагала совершенно иной вариант. Об этом достаточно много писали, досадно часто оговаривая этот шаг национализацией. При всем обилии версий, судя по сумме признаков, идеологом все-таки был новоиспеченный акционер «Самрук-Казына» в лице г-на Келимбетова. Похоже, он и сам не ожидал, что танк окажется настоящим, и в растерянности сделал несколько громких заявлений (в частности о реструктуризации долгов), которые довольно серьезно просадили рынок. С тех пор премьер последовательно напоминает об огромной роли (и ответственности) «Самрук-Казыны», а сам руководитель фонда последовательно и с энтузиазмом «расширяет и углубляет» инициативы Марченко, которого злые языки называли его основным оппонентом.
Прости их, Господи, ибо не ведают они, что творят…
В апреле Анвар Сайденов, председатель АО «БТА Банк», Казахстан, г. Алматы, сообщил, что банк вводит мораторий на досрочное погашение синдицированных кредитов, еврооблигаций и связанных займов.
В частности, банк не будет досрочно погашать $550 млн двум инвесторам (одним из которых является Morgan Stanley), требование которых является результатом ковенант, касающихся изменений собственников банка и кредитных рейтингов.
Данное заявление было воспринято в финансовой прессе как объявление банком банкротства, а также привело к дефолтным/преддефолтным оценкам со стороны тройки крупнейших рейтинговых агентств.
Ричард Хейнсворт, известный своей прямотой в оценках событий, заявил, что ситуация гораздо сложнее: «В феврале 2009 года правительство Казахстана, воспользовавшись полномочиями, предоставленными законодательными нормами, введенными в действие в 2008 году, предприняло меры по принудительному выпуску акций банка, что имело результатом смену собственников, контролирующих банк. В настоящее время представляется очевидным, что правительство Казахстана не было осведомлено, что смена собственников приведет к запуску ковенант, позволяющих некоторым кредиторам право требования досрочного погашения».
Переговоры, начавшиеся незамедлительно, в марте завершились безрезультатно, что привело к требованию досрочного погашения в размере $550 млн.
Опустив все детали, мы имеем чрезвычайно упрямый факт: на днях стало известно, что чистый убыток ведущего переговоры о реструктуризации $10-миллиардного долга «БТА банка» составил за январь–сентябрь 2009 года 2,015 трлн тенге ($13,4 млрд) по сравнению с чистой прибылью в 24,5 млрд тенге за аналогичный период 2008 года.
Продолжающийся судебный процесс с бывшими акционерами БТА мог бы и не быть, если бы кое-кто отдавал себе полный отчет в том, к каким последствиям это может привести. Если бы был реализован изначально обсуждавшийся сценарий «мягкой посадки», вся ответственность действительно оказалась бы только на совести г-на Аблязова. «Грубый» вариант всегда мог быть реализован.
«У Казахстана просто нет ни юридических и исторических прецедентов, ни соответствующей инфраструктуры, чтобы разрешить данную ситуацию с помощью судебных инстанций, – считает Хейнсворт. – Приобретение контроля над БТА мы считаем серьезной ошибкой правительства Казахстана. […] Вместо того, чтобы действовать преждевременно, государству надо было позволить банку допустить неисполнение платежа (или убедиться в том, что специалисты в области финансов признали бы ситуацией, близкой к банкротству), и только тогда вступить во владение. Правительство имело бы больше выбора в том, какие ковенанты БТА может допустить.
Кроме того, растворение доли меньшинства материально повлияло на иностранных институциональных инвесторов, желающих сохранить свои акции до того времени, когда завершится влияние мирового кризиса и их стоимость возрастет. Независимо от появления политической мотивации тактика, принятая казахстанским правительством, чрезвычайно непродуктивна.
Учитывая, что БТА соответствовал всем регуляторным коэффициентам на момент смены собственника, приведшей к невозможности в настоящее время исполнить международные обязательства, а также имеющиеся предположения об отрицательной величине собственного капитала банка, можно задуматься об адекватности деятельности финансовых регуляторов.
По крайней мере публично высказываются мнения, что регулятор действовал исходя из политической целесообразности. Это может нанести серьезный удар по репутации регулятора как независимого и профессионального института.
В течение последнего года констатируется снижение уровня прозрачности, связанное с ухудшением качества и количества финансовой информации, предоставляемой банками.
Сильное давление, оказываемое на банковскую систему Казахстана по продолжительности более года, имеет отрицательное воздействие. Указанные негативные тенденции в перспективе, безусловно, отразятся на рейтингах казахстанских банков», – подытожил глава «Глобал рейтинг».
А вообще отсутствие единой проработанной позиции довольно часто приводит к тому, что руководители смежных министерств и ведомств делают взаимо-исключающие заявления. Как результат, страна теряет в лучшем случае рейтинги, в худшем – возможности их когда-либо вернуть.
Во-вторых, мы опять воспользовались довольно неоригинальным способом, назначив виноватым во всех бедах банковский сектор. Банки упрекают за то, что они оказались более предприимчивыми, чем остальные отрасли. Увы, но только здесь можно было добиться чего-то только за счет менеджмента. В остальных случаях без материальных активов обойтись было гораздо сложнее.
Правда в том, что банкир только обслуживал как спекулятивный рост рынка, так и его падение. Это все равно что обвинить кассира в том, что на прилавках супермаркета подорожал товар. Только г-жа Бахмутова, видимо, уже просто отчаявшись, вслух сказала о том, что король-то голый. На фоне оптимистичных реляций правительства она, как человек, который устал от перепроизводства лжи, проговорилась, что «только очень наивный человек может считать АФН виновным в кризисе, причины которого носят системный характер. Отечественная экономика не смогла переварить всю массу дешевых денег, хлынувших на нас в последние несколько лет, по причине сырьевой направленности и отсутствия развитого производственного сектора малого бизнеса».
В-третьих, к сожалению, чудес не бывает. Прогнозируя восстановление темпов экономического роста, мы должны признать, что его источники не имеют никакого отношения к эффективности государственного менеджмента: рост цен на сырье, китайские кредиты и относительно небольшой объем внешних выплат.
В то же время, по данным Нацбанка, рост бюджетной задолженности в течение 2009 года, как и в 2008-м, произошел главным образом за счет финансирования строительства казахстанско-китайского газопровода и других проектов, связанных с добычей нефти и газа. Есть у китайских инвестиций и обратная сторона. В основном деньги поступают в виде кредитов и ссуд (92%), которые придется возвращать. Валовой внешний долг перед Китаем, – пишут «Центральноазиатские новости», – составил уже 7,3 млрд долларов и вошел в пятерку стран-кредиторов Казахстана.
Вопрос в том, удовольствуется ли Китай материальными ресурсами (или их денежным эквивалентом) или потребует большего. Аналогичные по схеме, но более прозрачные по условиям сделки Поднебесной по принципу «кредиты в обмен на ресурсы» явно принимаются сегодня многими странами не от хорошей жизни. Другое дело, что Россия возьмет реванш после того, как заработает Таможенный союз. А мы с вами будем вместо китайского поддерживать российского производителя, потому как при всем желании своих производственников нужно искать по стране под лупой. Сам факт, что мы сильно задолжаем китайцам за то, что они имеют нас два раза (один раз за деньги, второй раз – по любви), говорит о том, что ситуация в экономике не так безоблачна, как о ней говорят.
А ведь «вроде не бездельники и могли бы жить». Может, понедельники взять и отменить? Если вдруг случится чудо и концепция посткризисного развития будет реализована, то можно смело назвать финансовый рынок отмененным.
На первый взгляд косвенный, но очень красноречивый факт, которым гордится власть, – «рост доверия к банкам с зарубежным участием». Весьма и весьма сомнительное достижение. Это насторожило даже Марченко, который осторожно намекнул, что, возможно, нужно восстановить законодательные ограничения на иностранное участие в финансовой отрасли в размере не более 50%. Он даже признает, что в условиях кризиса это приводит к ограничению кредитования реального сектора.
Но ведь «если страна не имеет своих олигархов, то ее имеют чужие олигархи».
В каком-то смысле это размывание национальной идентификации. Наше общество в целом дезориентировано, и аналитики уже устали об этом писать. Другое дело, что менеджмент страны лихорадочно пытается заткнуть дыры в тонущем корабле.
Но не все так плохо. Рынок так перекормлен стратегиями, концепциями и программами, что еще один контрольный выстрел в голову просто устало проигнорирован. Несколько человек нас так и успокоили: если бы все написанное реализовывалось, мы бы уже давно построили коммунизм.
В то же время сам факт того, что финансисты первыми осознали необходимость посткризисного видения, уже говорит о том, что в отрасли работают наиболее компетентные люди. На самом деле такая концепция необходима для всего социально-экономического блока правительства, а ее финансовая составляющая должна быть только производной от основной.
Правда, в рамках новой концепции финансового сектора предполагается усиление роли Национального банка как центрального органа, ответственного за обеспечение финансовой стабильности и осуществление макропруденциального регулирования.
Будьте осторожны, Григорий Александрович, – назначат любимой женой!
Возможно, все дело в том, что нет структуры, а главное – людей, способных создать это видение. Правительство по определению не может при всем желании этого сделать – оно работает пожарником. Весь государственный аппарат валится с ног от усталости. Осмыслять поток поручений просто невозможно, поэтому исполнители тратят весь свой интеллектуальный потенциал на то, чтобы попросту переложить ответственность на другого. А чиновники высшего звена половину времени тратят на преодоление сопротивления аппарата, а вторую – на то, чтобы не быть выброшенным за его пределы.
Познай себя, говорили древние. Государству нужно внимательно присмотреться к тому, что происходит в его недрах. Но для этого, как и для посткризисного видения, нужны свободные от риторической трухи мозги. Одна из причин того, что «забронзовела» чрезвычайно важная для страны Стратегия «Казахстан–2030», как раз то, что она создана во многом людьми как раз в возрасте от 20 до 30 лет. В этом ничего плохого нет – нам и тогда, и сейчас так нужны свежие, восприимчивые и умные головы. Вопрос в том, что этим умным головам нужны мудрые пастыри. Разве сама жизнь не подсказывает нам, что именно внуки и деды лучше понимают друг друга, чем отцы и дети?

Комментарий независимого редактора
Впечатление двойственное. Есть хорошие положения, но они редки. Они тонут в массе обывательских, ненаучных рассуждений. Конечно, несколько дней – недостаточно для полного анализа. Но, думаю, решение было выстраданным, основанным на системном анализе всех рисков: финансовых, кредитных, экономических, социальных и нравственных. Почему автор не проанализировал весь комплекс причин? Неясно. Как-то походя разбив в пух и прах Народный, «Казком» и «Альянс», он признается, что судьбы Отечества зависят только от БТА. Думаю, такое понимание сложной истории становления БТА не является единственно верным. Надеюсь, автор позволит аналитикам иметь другую точку зрения. Автор намекает, что вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия. Мне кажется, это не совсем верно. Соглашусь, что выход из похмелья – наука тонкая, как поет одна музыкальная группа. Профессиональный консилиум? Поддерживаю. Если речь идет о персональной ответственности, то она взята известными автору топ-менеджерами. Они работают день и ночь. Может, не будем толкать их под руку или в спину? Дадим им возможность что-то сделать. Я искренне желаю им успехов в переговорном процессе с кредиторами, внешними и внутренними.
Кстати, не упоминайте имя Гос-пода всуе. Это некорректно. Или сделайте сноску на первоисточник. Я уважаю Ричарда Хейворта, однако не мог бы автор привести оценки других аналитиков? Иначе диалог превращается в монолог.
Хотел бы заметить, что негоже обожествлять рейтинги или преувеличивать роль отдельных высказываний в их движении. Будем просто более мудрыми в оценках, а это значит проявлять системность мышления. Насчет приведенного высказывания г-жи Бахмутовой замечу, что автор его недооценил. А ведь она глубоко права, говоря о недостатках структуры нашей экономики. Спасибо за похвалы финансистам. Но не соглашусь с тезисом о конфликте поколений. Много красивых слов, но нет ни одного конструктивного предложения, направленного на развитие финансового сектора. Может, автор что-то предложит? Конкретные предложения? Они есть? Буду ждать. С надеждой на встречу в Ассоциации финансистов на заседании рабочей группы.

Оставить комментарий

Антресоли

Назад в будущее, Назад в будущее,
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:48
Мысли вслух Мысли вслух
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
Елена Бахмутова: Елена Бахмутова:
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
Под колпаком Под колпаком
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
В краю далеком В краю далеком
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
Прерванный полет Прерванный полет
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:46
Вспоминая о будущем Вспоминая о будущем
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:46
Ерик Асанбаев: Ерик Асанбаев:
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 11:00
Вячеслав Гиззатов: Вячеслав Гиззатов:
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 11:00
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 11:00
Наша цель Наша цель
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 10:59
Помидорный барон Помидорный барон
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 10:59
Зреть в корень Зреть в корень
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 10:58
О хлебе насущном, О хлебе насущном,
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 10:58
Все хорошо Все хорошо
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 10:57
Долгая дорога в дюнах Долгая дорога в дюнах
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 10:57
Вячеслав Гиззатов: Вячеслав Гиззатов:
Редакция Exclusive
07.10.2009 - 16:01
Кадыр Байкенов: Кадыр Байкенов:
Редакция Exclusive
07.10.2009 - 16:01
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33