Лизинг в «особо крупных размерах»
Наталья Абсалямова
– Каныш Темиртаевич, как Вы оцениваете прошедший год? Какова динамика развития лизингового сектора в целом и Вашей компании в частности?
– По большому счету прошедший год был достаточно сложным не только для лизинговых компаний, но и для всего финансового сектора Казахстана. Экономический кризис коснулся всех сегментов. По экспертным оценкам, в сравнении с минувшим годом количество заявок на получение лизинга сократилось в среднем на 30–40%. В условиях спада деловой активности многие клиенты «взяли паузу», чтобы оценить перспективы развития своего бизнеса в сложившихся условиях.
Но это, как говорится, одна сторона медали. Лизингодатели при этом ощутили сложности с привлечением денежных ресурсов. Таким образом, кризис проводит коррекцию рынка, своего рода его санацию. На нем начали действовать законы консолидации, при которых более крупные и в финансовом смысле более крепкие компании будут усиливать свои позиции, а мелкие – сливаться. Скорее всего, останется несколько крупных игроков, за которыми стоят надежные банковские структуры. В нашем случае это – Банк Развития Казахстана.
На фоне общих кризисных явлений, с особой силой проявившихся в начале текущего года, нам, конечно, не удалось достичь всех запланированных показателей. Но при этом год мы завершаем с хорошей динамикой, я бы даже сказал – с отличной.
– Оценили ли Ваши потенциальные и реальные клиенты преимущества лизинга в условиях кризиса? Есть ли положительная динамика?
– Принципиальным преимуществом лизинговых операций перед кредитом остается отсутствие залогового обеспечения, обесценение которого, как известно, произошло в последние годы. Нашим же заявителям достаточно внести 20% от стоимости предмета лизинга в качестве аванса, чтобы получить в свое пользование необходимое имущество. Все остальные операции мы берем на себя. Далее клиенты вносят платежи на протяжении нескольких лет, что позволяет избежать значительных единовременных трат.
Привлекательность и перспективность лизинговых схем очевидно недооценивалась в период кредитного бума. Но ситуация изменилась. Отток инвестиций и сокращение заемных средств заставили предпринимателей «затянуть пояса». Сейчас они стали лучше считать деньги, более объективно оценивать свои возможности. В первой половине текущего года термин «режим экономии» стал практически повседневным в жизни каждой компании. Многие из них не решались начинать новые проекты в ожидании благоприятных перспектив либо склонялись к тому, чтобы «заморозить» начатые проекты в силу тех же причин.
Этот период оказался шоковым и для наших поставщиков и клиентов. Есть случаи, когда у лизингополучателей возникают сложности с платежами, но в каждой конкретной ситуации мы стараемся совместно оценить перспективы бизнеса на «оживление» и подобрать наиболее оптимальные варианты решения проблем. Это может быть и реструктуризация платежей, и другие варианты помощи. Мы работаем в тандеме с клиентом. По-другому нельзя: мы в этой связке, и проблемы одного – это проблемы другого.
Самое главное, что с сентября к нам начали обращаться новые клиенты. Уже сформирован большой пул проектов для одобрения и последующей реализации. Данные тенденции позволяют с большой долей вероятности говорить, что в следующем году мы сможем восстановить в своей деятельности положительную динамику предыдущих лет. Мы видим, как финансовые вливания государства в рамках антикризисной программы правительства способствуют оживлению экономики.
– Есть ли у Вас какие-либо антикризисные предложения, чтобы помочь предприятию оптимизировать свой бизнес в условиях спада продаж и неплатежей?
– Мы всегда ценили и ценим наших партнеров. И гибко подходим к каждому клиенту. Как показывает анализ, лизингополучатели чаще всего теряют платежеспособность в силу общей сложившейся ситуации. С учетом объективных обстоятельств мы идем им навстречу для структурирования лизинговых сделок. Со своей стороны «БРК-Лизинг» полностью выполняет обязательства перед своими кредиторами. При этом наш инвестиционный портфель достаточно диверсифицирован.
– Какие виды лизинга предлагает ваша компания и какие из них наиболее востребованы сейчас?
– Мы занимаемся классическим лизингом. Он на сегодня самый востребованный. Помимо этого в рамках нашей продуктовой линейки клиентам предлагаются дополнительные опции и услуги, как, например, «Кредит + лизинг», «Консалтинг + лизинг», «Территориальный лизинг», «Лизинг с привлечением ТНК», «Пакет лизинга для корпораций», «Технологии + оборудование», «Equity + лизинг».
Столь широкий маркетинговый набор позволят нам финансировать проекты любой сложности. Мы выступаем не только в качестве лизингодателя, но и партнера, предоставляющего различные консультации и альтернативные варианты. Например, по каждому виду оборудования у нас есть своя база поставщиков и производителей, то есть мы можем обеспечить выбор как по цене, так и по качеству. При этом организуем возможность структурировать сделку с привлечением институтов развития, входящих в систему фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Практикуемый нами комплексный подход в определенной степени является принципом «одного окна».
– В чем заключается ваше уникальное конкурентное преимущество в сравнении с другими лизинговыми компаниями?
– В отличие от частных лизинговых компаний, нацеленных на получение прибыли, мы ставим во главу угла диверсификацию экономики и обновление основных фондов предприятий с помощью лизинга. Бизнес наших коллег сосредоточен на монопродуктах, а у «БРК-Лизинг» определенная ниша – мы финансируем сложные и капиталоемкие индустриальные проекты в различных отраслях стоимостью от миллиона долларов сроком до 15 лет. Соответственно, от момента размещения заказа на оборудование до ввода его в эксплуатацию проходит достаточно много времени. Принимая во внимание подобную специфику, на этот срок мы предоставляем льготы по выплате основного долга и вознаграждения, при этом процентная ставка значительно ниже рыночной. То есть наши деньги более «длинные» и дешевые. Каждый запущенный нами объект по-своему уникален.
– Например?
– Наглядный пример – текстильный кластер. «БРК-Лизинг» является оператором бюджетной программы по развитию всей технологической цепочки. Мы уже профинансировали ряд проектов по выращиванию хлопка, созданию производств по переработке хлопковолокна и заводов по производству готовой отечественной продукции взамен импортных аналогов. В их числе завод в СЭЗ «Онтустик» по выпуску из отечественного сырья ваты, которую раньше завозили из России, Китая и Бельгии. Один из ярких примеров – компания «Тексти Лайн», занимающаяся пошивом одежды и поставляющая коллекции для спортивного отдыха с казахстанским лейблом в Швейцарию.
Мы также «перевооружили» знаковый для страны Кентауский трансформаторный завод, где создается уникальная для отечественного производства продукция – силовые трансформаторы, которые ранее приходилось импортировать из-за рубежа. На Петропавловском трубном заводе выполнен инвестиционный проект по производству стальных труб, применяемых на объектах инфраструктуры.
В общей сложности в этом году мы запустили порядка девяти предприятий. Понятно, что работа по этим проектам начиналась в докризисный период. Однако, несмотря на финансовые сложности последних двух лет, все производства введены в строй. Таким образом, очевиден положительный вклад, как в экономическом, так и в социальном плане.
– Какие секторы инфраструктуры вы намерены развивать дальше?
– После принятия правительством программы форсированной индустриализации экономики основные направления для «БРК-Лизинг», думаю, останутся прежними, но с учетом приобретенного опыта будут расставлены новые акценты и актуализируются соответствующие направления финансирования. В каждой из приоритетных отраслей мы видим свою нишу, выступая в качестве лизингодателя. Наше видение находит полное понимание со стороны Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан.
– Каковы Ваши прогнозы, как эксперта, по дальнейшему развитию экономики страны, Ваше мнение об антикризисной программе правительства и в связи с этими прогнозами, о планах «БРК-Лизинг» на ближайшее время?
– На мой взгляд, антикризисная программа правительства содержит все необходимые инструменты. По сравнению с другими странами этот программный документ был принят своевременно и оперативно. И выделенные средства достаточно быстро были доведены до экономики. Показательно, что по этому же пути пошли Соединенные Штаты и страны Евросоюза.
Поэтому считаю, что последний квартал этого года станет переломным. Если все намеченные правительством планы будут выполнены, то уже со следующего года с большой долей вероятности можно ожидать позитивной динамики в развитии казахстанской экономики. Первые подвижки в этом направлении уже наблюдаются. Что касается наших планов, то они ориентированы на реализацию государственной политики, только в масштабах лизинга.