"Вдохнуть новую жизнь в процесс, начатый 35 лет назад"
– Одной из важнейших инициатив Казахстана в период председательства обещает стать проведение в 2010 году саммита ОБСЕ. Какие страны-партнеры уже поддержали данную инициативу и какой Вы видите повестку дня встречи в верхах?
– Мы считаем, что ОБСЕ, крупнейшая в мире региональная структура, может и должна вносить еще более значимый вклад в укрепление безопасности и сотрудничества на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Именно из такого понимания намерен исходить в качестве председателя ОБСЕ в 2010 году Казахстан, который удостоился этой чести первым из постсоветских, азиатских и мусульманских государств.
Опираясь на уже достигнутые результаты работы ОБСЕ в ходе председательств наших предшественников, мы намерены внести свой вклад в укрепление мира, безопасности, доверия и взаимопонимания в зоне ответственности ОБСЕ. Наши приоритеты будут включать укрепление архитектуры европейской безопасности, развитие транзитно-транспортного потенциала, стабилизацию регионального партнера ОБСЕ Афганистана, продвижение принципов терпимости и мирного сосуществования. Кстати, в июне в Астане состоится конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации.
Наконец, в качестве одной из важнейших задач казахстанского председательства мы определяем организацию саммита ОБСЕ.
Со времени последнего саммита в Стамбуле в 1999 году главы государств и правительств ОБСЕ не собирались вместе для обсуждения актуальных проблем и дальнейших совместных путей их решения. С тех пор мир столкнулся с кардинально новыми вызовами. После 11 сентября 2001 года с новой силой заявил о себе международный терроризм, перевернув традиционные представления о врагах и угрозах.
В свете разновекторных процессов, включая расширение НАТО, отсутствие единства по вопросу об адаптированном Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, особую актуальность приобрели вопросы создания новой архитектуры европейской безопасности. К сожалению, остаются неразрешенными «затяжные конфликты» на пространстве ОБСЕ – в Приднестровье, в Нагорном Карабахе, грузино-югоосетинский и грузино-абхазский. Сохраняется риск усугубления межэтнических и межрелигиозных проблем на Балканах.
В течение уже восьми лет международному сообществу не удается добиться стабилизации ситуации в Афганистане. Казахстан, как страна, оказывающая гуманитарную помощь Афганистану и недавно заключившая соглашение на обучение за наш счет 1000 афганцев мирным специальностям, хотел бы не только использовать потенциал ОБСЕ в данной сфере в период своего председательства, но и заложить хорошую основу для наращивания роли ОБСЕ в решении проблем Афганистана.
Уже в течение двух лет мир сотрясает крупнейший в истории финансовый и экономический кризис, показавший, что единственный путь преодолеть его лежит через еще более тесное сотрудничество всех государств.
Исключительную актуальность для всех членов ОБСЕ приобрели вопросы всеобъемлющей толерантности, что весьма наглядно продемонстрировало отношение к другим религиям в разных странах благополучной и либеральной Европы.
Кроме того, в течение длительного времени в самой ОБСЕ наблюдаются серьезные противоречия, когда в течение восьми лет на ежегодных итоговых встречах министры иностранных дел ОБСЕ оказывались не в состоянии принять единую политическую декларацию. Вместе с тем принятая в ходе недавней встречи министров в Афинах декларация по процессу Корфу, равно как и сам процесс Корфу, показала готовность стран ОБСЕ к диалогу и более тесному взаимодействию. И мы намерены дальше развивать этот несомненный успех председательства Греции, в том числе посредством проведения саммита ОБСЕ.
Именно исходя из понимания перечисленных проблем и вызовов и необходимости поиска их решений на высшем уровне Президент Нурсултан Назарбаев предложил организовать саммит ОБСЕ. Мы убеждены, что проведение саммита в год 35-летия Хельсинского заключительного акта, в год 65-летия окончания Второй мировой войны придаст мощный импульс всей деятельности организации. Сегодня наступил момент, когда именно лидерами наших стран должна быть дана оценка нынешним вызовам и намечены важнейшие приоритеты по обеспечению безопасности и сотрудничества на пространстве ОБСЕ.
Мы глубоко благодарны всем государствам–участникам ОБСЕ за поддержку инициативы проведения саммита в 2010 году, которая была закреплена в документах Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Афинах в декабре. Как отметили министры иностранных дел 56 стран, «подобная встреча высокого уровня потребует адекватной подготовки в отношении содержания и модальностей».
Мы прекрасно понимаем вызовы, стоящие перед нами. Наша цель не в том, чтобы провести саммит ради саммита, а в том, чтобы вдохнуть новую жизнь в процесс, начатый 35 лет назад. Вместе с нашими партнерами мы намерены активно работать над трансформацией этого видения в реальность.
Точно так же, как основатели Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки 35 лет назад проявили стратегическое предвидение и политическую мудрость, настал черед нынешних лидеров на евроатлантическом и евразийском пространстве подняться над разногласиями и проблемами и выступить единым фронтом в отражении современных угроз и вызовов. Именно этого от нас ждут граждане всех стран организации.
– С начала 2010 года Казахстан, Беларусь и Россия открывают таможенные границы между собой. Сейчас в отечественных экспертных кругах идут дискуссии вокруг того, чего в этом больше для нашей страны – плюсов или минусов. Но если все-таки минусов окажется больше, есть ли у нас механизмы «обратного хода» из Таможенного союза?
– Для начала уточню, что с 1 января 2010 года Казахстан, Беларусь и Россия вводят единый таможенный тариф, а c 1 июля 2010 года «открывают» таможенные границы, то есть снимают таможенный контроль на внутренних границах. Таможенный союз строится только на взаимовыгодных условиях и должен обеспечивать защиту общих интересов наших государств.
Учитывая, что Таможенный союз направлен в первую очередь на развитие отношений между хозяйствующими субъектами трех стран, правительством Казахстана при проведении переговоров по его формированию проводилась консультативная работа с различными ассоциациями, объединяющими казахстанских бизнесменов и предпринимателей, для согласования многих вопросов и учета их интересов.
По последним расчетам, создание Таможенного союза позволит Беларуси, Казахстану и России обеспечить к 2015 году прирост ВВП на 15%. Создается огромный рынок с населением в 170 млн человек, совокупные объемы запасов нефти которого – 90 млрд баррелей, общий объем ВВП – 2 трлн долларов, совокупный товарооборот – 900 млрд долларов, объем производства сельхозпродукции – 112 млрд долларов.
Таможенный союз открывает огромные перспективы. Союз активизирует создание совместных производственных коопераций. Беларусь, Казахстан и Россия смогут свободно торговать между собой. Будут созданы условия для появления новых рабочих мест, повышения конкуренции на рынках стран. Можно более эффективно использовать транзитный потенциал. Предприятия получат лучшие условия для выхода на международные рынки.
И это только начало на пути к более глубокой экономической интеграции, так как Таможенный союз является основой и первым шагом для создания в будущем Единого экономического пространства (ЕЭП) и в конечном итоге – Евразийского экономического союза государств.
В рамках ЕЭП будет действовать общий энергетический рынок, будут обеспечены равноправные условия для работы субъектов хозяйствования и справедливой конкуренции, сформируется единое транспортное пространство, будет решена масса других принципиальных для наших экономик вопросов.
Относительно «обратного хода» – юридически эта процедура закреплена. В октябре 2007 года государствами–участниками Таможенного союза заключен Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним, которым обеспечивается правовой механизм, устанавливающий порядок выхода из международных договоров союза. Тем не менее полагаю, что «обратного хода» не будет. Мировой опыт и практика создания таможенных объединений, а их в мире более 30, свидетельствует о их востребованности, особенно в условиях глобализации.
Мы надеемся, что этот важнейший интеграционный проект, инициированный Президентом Назарбаевым, послужит наглядным примером взаимовыгодного сотрудничества между государствами и народами и еще раз подчеркнет бесперспективность изоляционистских подходов в мировой политике и экономике.
– Вместо однополярного мир стремительно превращается в многополярный. Появляются новые центры силы, такие как Пекин, Москва, ЕС и т.д. Влечет ли этот процесс какие-то коррективы в стратегии и тактике казахстанской дипломатии?
– Вы правы, в характере международных отношений происходят значительные изменения, одним из отражений которых является усиление влияния целого ряда государств. К таким новым центрам влияния по праву можно отнести Россию, Китай, Индию, Бразилию – это так называемая группа стран БРИК, а также, конечно, Европейский союз.
Говорить о каких-либо кардинальных переменах в нашем внешнеполитическом курсе нет смысла. С момента обретения независимости Президент Назарбаев провозгласил политику многовекторности, в русле которой мы выстраиваем наше сотрудничество с миром. Правильность выбранного курса подтверждена временем. За 18 лет независимости Казахстан превратился в равноправного и уважаемого члена мирового сообщества. 56 государств Европы, Северной Америки и Центральной Азии оказали нам высокое доверие возглавить ОБСЕ в 2010 году, а в 2011 году Казахстан будет председательствовать в Организации Исламская конференция, в которую входят 57 государств Азии, Африки и Европы.
Сегодня мы развиваем партнерские отношения практически со всеми странами, в том числе с Россией, Китаем, США, Индией, Бразилией и государствами ЕС.
– В 2009 году Президент Нурсултан Назарбаев предложил создать в Казахстане Международный банк ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ. Как отнеслись другие крупные державы к этой инициативе? Есть ли у нее будущее?
– Будучи приверженным принципам ядерного нераспространения, Казахстан постоянно стремится к укреплению сотрудничества с Международным агентством по атомной энергии.
Являясь ведущим производителем урановой руды и имея потенциал для производства ядерного топлива, Казахстан намерен расширять участие в мирной атомной энергетике в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия и под гарантиями МАГАТЭ.
Мы с большим интересом наблюдаем за инициативами МАГАТЭ по развитию новых рамок использования ядерной энергии на основе многостороннего подхода к ядерному топливному циклу. Казахстан поддерживает развитие ядерной энергии, направленное на обеспечение полного доступа к мирным ядерным технологиям и уменьшение потенциальных рисков распространения чувствительных технологий ядерного топливного цикла. Мы поддерживаем критерии того, чтобы любой механизм не должен быть политизирован, не должен иметь дискриминационный характер и должен быть доступен для всех государств, соблюдающих соглашения о гарантиях. Нам близка и понятна цель Международного банка ядерного топлива (МБЯТ) – обеспечение гарантированного доступа к ядерным материалам в целях развития мирной атомной энергии странам, не обладающим достаточными внутренними ресурсами для осуществления всего ядерного топливного цикла.
На наш взгляд, реализация идеи МБЯТ под управлением МАГАТЭ позволит Ирану и другим странам открыто и честно реализовывать свои энергетические программы. Сегодня данная инициатива находит поддержку у лидеров США, России, Китая и Евросоюза. В связи с этим 6 апреля 2009 года Президент Назарбаев заявил, что в случае создания МБЯТ Казахстан мог бы рассмотреть возможность его размещения на своей территории.
Мы считаем, что есть ряд объективных факторов, обусловливающих привлекательность Казахстана в качестве потенциальной принимающей страны для МБЯТ. Среди них – впечатляющий послужной список и признанное лидерство в процессе разоружения и нераспространения; хорошие и неконфронтационные отношения со всеми странами в мире, наличие большого кредита доверия к нашей стране с точки зрения объективности и беспристрастности в международных делах; наличие четко отрегулированной законодательной базы, обеспечивающей контроль за экспортом ядерных материалов и материалов двойного назначения; наличие соответствующей инфраструктуры для размещения МБЯТ, которая обеспечивала бы сохранность и безопасность запаса низкообогащенного урана в требуемом количестве; наличие соответствующего количества специалистов в ядерной отрасли, способных обеспечивать работу МБЯТ; наконец, что немаловажно, наличие больших запасов природного урана и безопасного и высокоразвитого уранового производства, что может обеспечить бесперебойное пополнение запасов МБЯТ в случае его размещения в Казахстане.
Решение о создании МБЯТ должно приниматься Советом управляющих МАГАТЭ, оно ожидается в 2010 году. Мы рассчитываем на положительное решение, ибо подобная структура нужна миру. Кстати, в ноябре 2009 года Совет управляющих принял резолюцию о создании запаса низкообогащенного урана в российском Международном центре по обогащению урана в Ангарске, акционером которого является и Казахстан.
– Что Вы ожидаете от участия Президента Казахстана в Глобальном саммите по ядерной безопасности в США?
– Казахстан является одним из общепризнанных лидеров мирового процесса разоружения и нераспространения ядерного оружия. Добровольно отказавшись от обладания четвертым в мире ракетно-ядерным арсеналом и закрыв второй крупнейший в мире Семипалатинский ядерный испытательный полигон, Президент Назарбаев продемонстрировал нашу твердую приверженность построению мира, свободного от ядерного оружия. Мы продолжаем активно участвовать в соответствующих усилиях. Особого упоминания заслуживает поддержка Генеральной ассамблеей ООН предложения нашего Президента о провозглашении 29 августа, дня закрытия Семипалатинского полигона, Международным днем действий против ядерных испытаний.
Во всем этом заслуга принципиальной миролюбивой политики Президента Казахстана с первых дней независимости. Именно поэтому одним из первых личное приглашение Президента США Барака Обамы для участия в Глобальном саммите по ядерной безопасности получил Нурсултан Назарбаев.
Мы активно участвуем в подготовке этого знакового международного мероприятия. Казахстан выступил с предложениями и поправками к проектам основных документов саммита.
Сегодня говорить о результатах саммита преждевременно, предстоит большая подготовительная работа. Вместе с тем, на фоне текущих позитивных мировых тенденций в сфере ядерного нераспространения, необходимо отметить, что мы с большим воодушевлением ожидаем этого мероприятия и надеемся, что здравый смысл и политическая воля его участников приведут к успешным результатам. Уверен, что этот саммит внесет значительный вклад в усиление безопасности ядерных материалов, укрепление режима нераспространения и в целом безопасности в мире.
– Побывавший осенью 2009 года в Астане Президент Франции Николя Саркози заявил, что деловая, энергетическая и стратегическая дружба его страны с Казахстаном много важнее прочих «второстепенностей». Как Вы думаете, что он имел в виду?
– Не думаю, что это правильная трактовка того, что сказал французский лидер, но мне понятна суть вопроса. Прежде всего отмечу, что обе страны расценивают состоявшийся государственный визит Саркози в Астану как прорывной. По итогам визита подписано 11 межправительственных соглашений в различных областях, заключено 15 коммерческих контрактов между казахстанскими и французскими компаниями, в рамках которых общий объем французских инвестиций составит свыше 4 млрд евро.
Во-вторых, Франция стала первой среди стран Европы, с которой Астана подписала Договор о стратегическом партнерстве. Как известно, лидеры двух государств подписали данный документ в ходе визита нашего Президента в Париж в июне 2008 года.
В-третьих, в ходе визита Саркози в Астану подписано совместное заявление глав двух государств, в котором нашли отражение приоритетные направления двустороннего сотрудничества. В этом документе стороны подтвердили приверженность укреплению политического диалога, развитию стратегического партнерства между двумя странами, поддержку французской стороной казахстанского председательства в ОБСЕ в 2010 году, общность подходов к решению актуальных международных проблем и договоренность об усилении совместного сотрудничества в борьбе против распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Мы высоко оцениваем тот факт, что Франция поддерживает наши внешнеполитические инициативы, в том числе идею проведения саммита ОБСЕ в 2010 году, а также начало переговоров по новому Соглашению РК–ЕС. В целом мы весьма удовлетворены динамикой и содержательностью нашего стратегического диалога с Парижем и намерены всячески его поддерживать.
Что касается подтекста Вашего вопроса, то хотел бы твердо заявить, что Казахстан был, есть и будет твердо привержен демократическим ценностям. Построение развитой демократии в стране – осознанный выбор народа Казахстана и нашего Первого Президента Нурсултана Назарбаева.
Казахстан – это транзитная страна, идущая по новому для себя пути построения демократических институтов, на основе и с учетом наших реалий и традиций. Все годы независимости мы последовательно движемся курсом демократических реформ исходя из наших собственных национальных интересов. Кстати, эти реформы проводились до решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ, они будут продолжаться во время и после нашего председательства в ОБСЕ.
Сегодня вряд ли можно назвать хотя бы одну страну, где строительство демократии закончилось. Как, помнится, говорил Черчилль, «демократия – это худшая форма государственного управления, за исключением всех остальных, опробованных человечеством». Демократия – это процесс, и мы лишь в начале этого пути.
Хочу подчеркнуть, что мы воспринимали и будем воспринимать справедливую, выдержанную, здоровую критику и пожелания наших западных партнеров, высказываемые в духе диалога и взаимопонимания. Но необходимо рассматривать процессы в Казахстане в общем контексте развития нашей страны. Важно осознавать, что в Казахстане обеспечены главные права человека – право на достойную жизнь, на образование, на здравоохранение, на вероисповедание, на изучение родного языка и развитие национальной культуры всех граждан, независимо от национальной и религиозной принадлежности.
Что касается некой «первостепенности» так называемой «реал политик» и ее составляющих – делового сотрудничества, энергетической и военной безопасности, – по сравнению с «второстепенными» ценностями демократии и правами человека, то мы абсолютно убеждены, что это понятия, которые не находятся в подчинении друг у друга и не противоречат друг другу. Напротив, без безопасности и экономического сотрудничества не может быть демократии. И без демократии и сотрудничества демократий, разделяющих общие ценности, не может быть подлинной долгосрочной стабильности и безопасности.
– Недавно Вы с визитом побывали в Афганистане. Как Вы оцениваете ситуацию в этой горячей точке, каковы возможные сценарии ее развития и каковы могут быть действия Астаны, если талибы снова вернутся к власти в Кабуле?
– В ходе недавнего визита в Кабул мы с руководством Афганистана обсудили состояние и перспективы двустороннего и многостороннего сотрудничества, а также обменялись мнениями по вопросам, связанным с председательством Казахстана в ОБСЕ. Состоялось также подписание важного межправительственного соглашения о сотрудничестве в области образования.
Вот уже несколько лет Афганистан вызывает серьезные опасения у международного сообщества. Хотя эта страна не входит в ОБСЕ и лежит за пределами ее географической зоны ответственности, очевидно, что ситуация в данной стране прямым образом влияет на безопасность в Центральной Азии, Европе и за ее пределами. Сегодня в общей сложности более сорока стран из 56 государств–членов организации в том или ином виде вовлечены в данный конфликт.
В целом военно-политическая ситуация в Афганистане в настоящее время продолжает оставаться напряженной. Основным дестабилизирующим фактором на протяжении длительного периода остается деятельность незаконных формирований вооруженной оппозиции.
Несмотря на сложную обстановку в стране и непрекращающуюся террористическую активность, правительство Афганистана при поддержке международного сообщества провело 20 августа выборы главы государства и депутатов провинциальных советов. Мы понимаем историческую важность этих выборов. Переизбрание Карзая стало стабилизирующим элементом в развитии ситуации в Афганистане.
Казахстан выступает за активную и масштабную помощь всех стран в реализации реформ в Афганистане. Безусловно, это не снимает с правительства Афганистана ответственности за эффективное использование международной помощи, проведение объединительной политики, создание условий для нормализации ситуации.
Мы заинтересованы в скорейшей стабилизации Афганистана, становлении его в качестве мирного и процветающего государства. Мы поддерживаем объявленный Президентом США Бараком Обамой план наращивания военного присутствия в Афганистане, но считаем, что только военного решения проблем этой страны не может быть. Без полноценной реабилитации, установления порядка и укрепления государственных институтов в этой стране, налаживания экономической активности невозможно говорить о полноценной безопасности в регионе. От нормализации обстановки в Афганистане зависит мир и безопасность в регионе и, как трагически показали теракты 11 сентября, далеко за его пределами. Именно поэтому мы все должны помочь Афганистану и афганцам в их стремлении к мирной жизни.