ОБСЕ
Асель Асхатова
За последние несколько лет аббревиатура ОБСЕ стала, пожалуй, самой часто произносимой из уст казахстанского истэблишмента. Но, помимо частоты упоминаний, сам факт избрания нашей страны председателем этой структуры подается под соусом признания небывалого успеха Астаны на мировой арене, ее выдающихся заслуг в политике, экономике, построении демократии. Быть может, это действительно так. Правда, за бравадой подобного рода заявлений как-то незаметным остается вопрос – а что же это такое – ОБСЕ, в чем заключается почетность статуса его председателя, наконец, какие дивиденды это даст Казахстану? На эти и иные вопросы мы попытались найти ответы в Глобальной сети
Когда почти 31 год назад, 1 августа 1985 года, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписал в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, мало кто в Кремле сомневался, что свою витиеватую роспись обладатель всех мыслимых и немыслимых наград и званий ставил без каких-либо обязательств. То есть, конечно, фанфары звучали, дикторы Центрального телевидения об этом говорили, но сам текст Заключительного акта в СССР видели немногие. Потому сразу и была создана Московская Хельсинкская группа, чтобы население страны знало об обязательствах, которые Кремль взял на себя. Часть членов МХГ сослали в лагеря, а статьи советской Конституции оставались лишь буквами на бумаге до горбачевской перестройки.
Так, собственно, и начиналась ОБСЕ, организация, которая вначале называлась СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), а с 1 января 1995 года СБСЕ была преобразована в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Членами ОБСЕ сейчас являются 56 стран, включая США и Канаду (http://www.c-asia.org/akt/index.php?cont=long&id=1877&year=2006&today=30&month=06).
Сама организация создана для уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе. Совещание проводилось в три этапа:
3–7 июля 1973 – Хельсинки, совещание министров иностранных дел,
18 сентября 1973–21 июля 1975 – Женева, внесение предложений, поправок и согласование текста
Заключительного акта, 30 июля–1 августа – Хельсинки, главы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинские соглашения) (http://ru.wikipedia.orgwiki/%D0%9E%D0%91%D0%A1%D0%95#.D0.98).
Встречи глав государств и правительств в рамках ОБСЕ проводятся один раз в два года. Парламентская ассамблея ОБСЕ проводит свои заседания раз в год. Руководящим органом ОБСЕ является Совет министров ОБСЕ, сессии которого с участием министров иностранных дел проводятся раз в год. Действующий председатель ОБСЕ избирается на год по принципу ротации (http://palm.newsru.com/world/27nov2000/osce.html).
После распада СССР и завершения идеологического противостояния между Западом и Востоком бывшие противники предприняли попытку превратить СБСЕ (ОБСЕ) в общеевропейскую организацию, занимающуюся поддержанием безопасности в Европе, урегулированием конфликтов, выработкой новых соглашений по контролю за вооружениями, равно как и мерами по укреплению доверия в военной области. Именно в это время были выработаны и подписаны такие ключевые документы, как Парижская хартия для новой Европы, Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу, документы о «третьем поколении мер по укреплению доверия и безопасности» и другие соглашения. Таким образом, страны-участники пытались «приспособить» ОБСЕ к новым реалиям, сложившимся на континенте после «холодной войны» (http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/ORGANIZATSIYAPO_BEZOPASNOSTI_I_SOTRUDNICHESTVU_V_EVROPE_OBSE.html).
Бывшие советские республики почти сразу после объявления суверенитета стали членами СБСЕ, подписали текст Заключительного акта. Всего 10 принципов: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.
Все страны-участники приняли на себя обязательства выполнять принципы. Даже те страны, которые территориально не являются европейскими, но поскольку входили в формальное европейское государство СССР, были приняты на равных. Казалось бы, новым независимым государствам был дан шанс стать не только суверенными, но и демократическими, но в Центральной Азии произошло все иначе: Туркменистан превратился в государство с авторитарным режимом, почти сразу, вслед, подтянулся Узбекистан, потом началась гражданская война в Таджикистане. И только в Казахстане и Кыргызстане происходили события, которые не отвечали всем принципам ОБСЕ, например, по части соблюдения прав человека, но все сводилось к разговорам о государственной молодости, неопытности политиков, тяжелом наследии советского прошлого и проч. (http://www.c-asia.org/akt/index.php?cont=long&id=1877&year=2006&today=30&month=06).
Между тем страны СНГ придавали ОБСЕ большое значение, каждая преследуя при этом собственные интересы. В частности, Россия в 1990-х, имея право вето, надеялась, что ОБСЕ в конце концов заменит собой НАТО, где доминировали американцы. До прихода Владимира Путина ее устраивала другая сторона деятельности ОБСЕ — наблюдение за выборами в новых демократиях. «Но как только они захотели воссоздать сферы влияния на развалинах СССР, они сочли, что под влиянием Запада организация тратит слишком много времени на деятельность, которая у них ассоциируется с вмешательством в их внутренние дела». Именно поэтому Россия ведет «бюрократическую партизанскую войну» против ОБСЕ. Предложение Президента Дмитрия Медведева о созыве крупной конференции по безопасности в Европе имеет целью вытеснить ОБСЕ или заменить ее другой организацией, больше устраивающей Москву (http://www.inopressa.ru/article/24Dec2008/lemonde/obse.html).
Подобно тому, как Европа стала тяготиться чрезмерной зависимостью от России в поставках газа, так и Казахстан стала беспокоить зависимость от поставок оценок из одного источника – Бюро по демократическим институтам и правам человека. И наша страна, как и Европа, пока не смогла найти равноценной альтернативы. Только Европа не нашла альтернативы количественной, а мы – качественной. Но поиск продолжается (http://www.arba.ru/news/3457).
Республика Казахстан еще в 2003 году подала заявку на председательство в ОБСЕ. Однако, несмотря на благожелательное отношение со стороны большинства участников организации, реализация этой инициативы натолкнулась на ряд препятствий. В частности, США настаивали на том, чтобы перенести председательство Казахстана в ОБСЕ на более поздний срок (например, речь шла о 2011 годе). Также периодически из недр самой ОБСЕ раздавалась критика в адрес Астаны за ситуацию с «правами человека» и «свободой слова». При этом по большинству критериев, принятых самой ОБСЕ, Казахстан имеет право занять кресло председателя этой авторитетной международной организации, а значит, оказывать существенное влияние на ее деятельность, уже в период с 2008 по 2010 год (так как руководят организацией три государства: настоящий, бывший и будущий председатели) (http://www.humanrights.kz/press_article_37.php).
После того, как председательство Казахстана в ОБСЕ было отложено на более поздние сроки, Астана стала преподносить свою заявку не как индивидуальную, а как коллективную – от всех стран СНГ-членов ОБСЕ. СНГ, в свою очередь, особенно в лице России, поддержало заявку Казахстана и даже стало говорить о том, что Казахстан является коллективным кандидатом на пост председателя ОБСЕ от всего постсоветского пространства. Со всеми вытекающими последствиями. Но и тут демократические страны ОБСЕ проявили известную твердость и принципиальность. Не отклоняя кандидатуры Казахстана, западное сообщество только отодвинуло сроки рассмотрения заявки Казахстана на председательство в 2011 году.
И тут члены делегаций ОБСЕ со стороны Казахстана и других стран СНГ стали ставить вопрос о вообще самом существовании ОБСЕ. На прошлогодней встрече в Брюсселе позиция стран СНГ приобрела жесткую форму конфронтации: если западное демократическое сообщество в ближайшее время (до 2009 года включительно) не поддержит кандидатуру Казахстана, вполне возможно, что за этим отказом последует коллективный выход стран восточного крыла ОБСЕ из этой организации, что поставит вопрос о самом существовании ОБСЕ (http://www.titus.kz/?type=polit&previd=2769).
На протяжении последних лет заявка Астаны на председательское кресло в 2009 году (с бонусом в виде включения в так называемую тройку в 2008 и 2010 годах) была одной из главных тем пропагандистской риторики Акорды. Этот проект был включен в число президентских, и на его выполнение были брошены все силы МИДа, задействованы все личные связи на всех уровнях. Было сделано кое-что и на уровне реформ. О том, чтобы выполнить все советы и рекомендации ОБСЕ, даже не думали, но ведь на роль отличника Казахстан никогда и не претендовал, признавая наличие недостатков и отставание от Запада по части развития демократических институтов. Результат этой действительно титанической работы был впечатляющим: нашу кандидатуру поддержали почти все из пятидесяти с лишним членов организации. Но требуемого консенсуса не было (http://www.arba.ru/news/3457).
Когда напряжение достигло пика, а участники 15-го – испанского – СМИДа вместо объявленного получаса совещались почти два... а затем засветились в пресс-зале мониторы, заработали переводчики, и действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел и сотрудничества Королевства Испания Мигель Анхель Моратинос согласно протоколу долго перечислял, какие важные документы приняты, под какими номерами они идут... И только потом зазвучал голос нашей победы... Мы сказали: «Yes!», и это было настоящей сенсацией. Сегодня мы понимаем: решение о том, что Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ в 2010 году, – закономерный итог большой и напряженной работы. У нашей победы есть творцы – народ Казахстана, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, дипломатия Казахстана (www.nomad.su).
Очевидно, что, несмотря на имевшиеся среди стран – участников ОБСЕ разногласия по поводу Казахстана, руководство этой организации готово поднять своего будущего председателя на «белую кошму»... Цена вопроса очень высока. Возможность доступа к казахстанским ресурсам и не до такого доводила. Хотя, надо отдать должное, Казахстан в этой ситуации повел себя все же достойно, не уподобившись известному коту, убаюканному масляными речами. Президент Назарбаев, несмотря на «послабление», дал слово, что реформы все же будут проведены, и даже обозначил первоочередные направления. Во-первых, это создание правового механизма, позволяющего сформировать парламент с участием представителей не менее двух партий. Во-вторых, обеспечение более благоприятных условий для государственной регистрации политических партий, а также совершенствование процедурных моментов электорального процесса и снятие излишних бюрократических барьеров, регулирующих деятельность средств массовой информации. Гости из ОБСЕ, конечно же, кивали в ответ, как китайские болванчики, но не излучали при этом уверенности в том, что Казахстан на самом деле пойдет озвученным путем (http://www.neonomad.kz/neonomadika/politika/index.php?ELEMENT_ID=2599).
После мадридского заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ (СМИД ОБСЕ) Министерство внутренних дел Республики Казахстан неоднократно вносило изменения в свой законопроект о диффамации. Ни одна из шести статей Уголовного кодекса, предусматривающих наказание за клевету и оскорбление, из этого проекта не исключена. Сохраняется особая ответственность за посягательство на честь и достоинство высших должностных лиц страны. Из статей законопроекта убран такой вид наказания, как лишение свободы, а также исключены квалифицированные составы этих преступлений, совершаемых с использованием СМИ. В то же время в Гражданский кодекс РК предлагается добавить статью, устанавливающую ответственность за распространение сведений в оскорбительной форме, затрагивающих частную жизнь человека и порочащих его честь и достоинство (http://www.medialaw.kz/index.php?r=1&c=3076).
Если же говорить о казахстанском видении деятельности ОБСЕ и ее институтов, то, скорее всего, Астана будет использовать свой руководящий статус в этой организации для акцентирования внимания и максимальной ориентации их деятельности преимущественно на вопросах обеспечения глобальной и региональной безопасности, всеобщего разоружения, борьбы с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом и международной преступностью, экономического развития, гуманитарного сотрудничества, взаимодействия цивилизаций и религиозных конфессий. То есть в отношении всего того, что непосредственно не касается вопросов развития демократии и соблюдения прав и свобод человека, особенно на постсоветском пространстве.
В то же время вряд ли большинство инициатив Казахстана будет поддержано другими странами–участниками организации. Вполне вероятно, что многие из них будут полагать присутствие Москвы, так сказать, за спиной у Астаны. В любом случае последняя в 2010 году будет ограничена фактическим сопредседательством со стороны Греции и Литвы как, соответственно, бывшего и будущего руководителей ОБСЕ. (http://www.neonomad.kz/neonomadika/politika/index.php?ELEMENT_ID=2599).