среда, 25 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Центральная Азия и Казахстан:

Абу Алиев

Разобщенность стран Центрально-Азиатского региона, более того – нарастание противоречий между ними создает благоприятное поле для продвижения долгосрочных стратегических интересов России, равно как других крупных держав в Центральной Азии.
В этом смысле 2009 год не только не стал исключением, но и обострил коллизии. Это и соперничество за региональное лидерство между Астаной и Ташкентом, и «минно-пограничная дружба» между Таджикистаном и Узбекистаном, и «базовые страхи» между Ташкентом и Бишкеком, водно-энергетические проблемы, нелегальная миграция, наркотрафик, религиозный экстремизм, национальный сепаратизм, систематические факты закрытия границ, тарифные и транзитные ограничения и многие другие.
Параллельно нарастает воздействие третьих сил, стремящихся не только не допустить группирования стран региона между собой, но и, манипулируя взаимными противоречиями, втянуть их в орбиту своих интересов. США в этом смысле делают упор на двусторонние договоренности, совместные операции по обеспечению безопасности, в том числе в рамках НАТО, Китай больше уповает на ресурсы ШОС, Россия – на механизмы СНГ и ОДКБ. Последняя, для которой тема «ближнего зарубежья» имеет особую чувствительность, более других не заинтересована в интеграционных клубах без своего участия. Соответственно Кремль стремится тормозить подобные процессы или обратить их вспять. Знаменателен эпизод с вступлением России в 2004 году в ОЦАС. Прошел всего год, и эта организация перестала существовать, слившись с ЕврАзЭС.
Наряду с этим каждый внешний игрок предпринимает меры для блокирования влияния других конкурентов, правда, с переменным успехом. Так, например, потуги России прикрыть американскую военную базу в Кыргызстане не увенчались успехом. Соглашением от 22 июня 2009 года Бишкек согласился на дальнейшее использование Пентагоном аэропорта «Манас», правда, увеличив арендную плату до 60 миллионов долларов. В качестве компенсации уже Москве Президент Курманбек Бакиев дал также согласие на создание российской военной базы в Канте всего в 20 км от Бишкека.
Среди ближайших соседей это решение вызвало тревогу. Так, Президент Узбекистана Ислам Каримов выразил недовольство по поводу размещения российской авиабазы в Кыргызстане. Хотя в самом Узбекистане уже существует авиабаза антитеррористической коалиции, возглавляемой США, он предположил, что в Центральной Азии может начаться «военное соревнование великих держав». При этом Ислам Каримов явно дал понять, что обижен на Россию. Но усиление российского военного присутствия в Кыргызстане, в отношениях с которым Узбекистан испытывает серьезные разногласия, похоже, подтолкнуло Ташкент и к контрмерам. В разряде таковых представляется не случайным форсированное сближение Узбекистана с США, связи которых фактически свернулись после андижанских событий 2005 года. «Доверие между Вашингтоном и Ташкентом восстановлено в полном объеме», – так охарактеризовал положение посол США в Узбекистане Ричард Норланд. США, по его словам, делают ставку на взаимодействие с Узбекистаном в политической, социальной, экономической сферах, а также в вопросах обеспечения безопасности. Таким образом, официальный Вашингтон вслед за Евросоюзом заявил о расширении сотрудничества с Ташкентом.
Исходя из изложенного вполне вероятно, что отношения уже между Москвой и Ташкентом будут вновь обостряться. А проамериканская направленность Каримова вновь активизирует в его стране и за рубежом радикальную исламскую оппозицию, которая, как уже бывало не раз, попытается опрокинуть существующий в Узбекистане режим.
Между тем высокого напряжения достигли водные противоречия в регионе. Их суть сводится не столько к объемам воды, а прежде всего к своевременности пропусков воды между странами Центральной Азии, а также к формам, объемам компенсаций в виде бартерных сделок за эту своевременность. Сами объемы воды, которые должны быть пропущены между странами, традиционно определены как квоты еще со времен СССР, постоянно обновляются и нарушаются. Соглашения принимаются все чаще в двухсторонних и все реже в многосторонних переговорах правительств, что не способствует эффективному решению противоречий между соседними странами.
В апреле 2009 года в Алматы по инициативе Президента Назарбаева прошел очередной саммит глав государств–учредителей Международного Фонда спасения Арала, который за время своего существования с 1993 года мало продвинулся в разрешении аральской катастрофы. И хотя форум собрал всех глав государств центральноазиатской пятерки, водная тема, особенно вопросы водопользования трансграничных рек, сохраняют остроту. В этом смысле последние намерения Кыргызстана и Таджикистана о строительстве гидроэлектростанций на своей территории разделили региональных политиков на два лагеря. Также в конфликтную ситуацию втянутой оказалась и российская сторона с идеей финансирования проектов строительства крупных ГЭС, которые оставались замороженными со времен начала распада Советского Союза. Эти проекты снова вышли на первый план региональной политики из-за хронического энергокризиса, в котором в последние годы оказались Кыргызстан и Таджикистан. В текущем развитии ВЭК ЦА можно выделить несколько основных моментов:
- наиболее сложные взаимоотношения будут выстраиваться между Узбекистаном, с одной стороны, и Таджикистаном и Кыргызстаном – с другой. Углубление противоречий будет происходить параллельно с реализацией договоренностей с нерегиональными игроками по строительству крупных гидроэнергетических объектов;
- в настоящее время однозначных оценок предполагаемого негативного воздействия на центрально-азиатские республики от планируемого строительства гидросооружений в верховьях рек Вахш и Нарын не существует. Несмотря на имеющиеся опасения, правительства Кыргызстана и Таджикистана вряд ли откажутся от возведения новых гидроэлектростанций, независимо от политики, проводимой соседними странами;
- поскольку многие нерешенные проблемы, касающиеся распределения гидроресурсов, лежат в политической плоскости, позиции других игроков – Казахстана и Туркменистана – в перспективе могут повлиять на принятие компромиссного решения водноэнергетической проблемы в центральноазиатском регионе.
Другим знаковым явлением 2009 года стало усиление китайского фактора в Центральной Азии в целом и Казахстане в частности. Это во многом стало следствием глобального финансового кризиса, когда в условиях утраты ликвидности большинство стран мира оказались сильно зависимыми от иностранных кредитов. Среди немногих стран-доноров несомненное первенство принадлежит КНР, что в том числе нашло отражение на примере Казахстана. Примечательный момент заключается в том, что сам Пекин в последние годы демонстрирует не только растущую заинтересованность в сырьевых ресурсах и емких рынках Центрально-Азиатского региона, но и явные претензии на политико-экономическое влияние, включая структуры Шанхайской организации сотрудничества.
Так, еще по итогам 2008 года было ясно, что КНР контролирует 21% общей нефтедобычи в Казахстане (в 2,5 раза больше, чем стратегический партнер Россия). А 2009-й принес Поднебесной империи подлинный успех. В ходе упомянутого выше визита Президента Нурсултана Назарбаева в КНР за кредит в 10 миллиардов долларов Пекин получил один из главных активов в казахстанском нефтяном секторе, на который претендовал российский «Газпром», – 50% компании «Мангистаумунайгаз», а также потенциальный доступ к урановым месторождениям. По оценкам экспертов, доля китайских компаний в общем объеме нефтедобычи в Казахстане почти сравнялась с долей национальной компании «КазМунайГаз». Более того, в сентябре китайский государственный фонд CIC купил около 11% акций АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз». К слову, РД КМГ – едва ли не единственный нефтегазовый актив, в котором был только один крупный акционер – государство в лице нацкомпании. Остальные акционеры были мелкими – западные инвестиционные фонды, отечественные пенсионные фонды, частные лица… Теперь и этот бастион взят Поднебесной.
Таким образом, Китай фактически подмял под себя треть казахских энергоресурсов, попутно обеспечил маршрут транспортировки: заработал нефтепровод Казахстан–Китай. А введение в строй казахстанско-китайского газопровода, по которому потечет также туркменский газ, помимо прочего сильно ослабит позиции российского «Газпрома» и фактически лишит его монополии в регионе. Кроме того, китайцы будут даже модернизировать Атырауский нефтеперерабатывающий завод. Словом, Китай становится не просто крупнейшим энергетическим игроком в Центральной Азии, но и главным инвестором. Следовательно, нетрудно предположить, что зависимость от КНР становится определяющим фактором развития стран ЦА – экономического, политического, социального. Ясно и то, что усиление Поднебесной вызовет раздражение Запада, России, Индии, а «большая игра» в регионе развернется с еще большей силой. Но эффект будет ощущаться и на глобальном уровне, ибо выход Китая к Каспию ослабляет роль Персидского залива и создает предпосылки к установлению в Центральной Азии энергополитического блока под эгидой Пекина. В этой истории именно Казахстан, лежащий мостом между Каспием и Поднебесной, может служить плацдармом для осуществления таких замыслов. Резервы же последней в 2 трлн долларов позволяют в условиях кризиса делать странам региона предложения, от которых трудно отказаться.
Но, пожалуй, главным измерением во внешней политике региона по-прежнему остается СНГ. Уже в начале года Президент Казахстана принял участие в заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в Москве. В соответствии с договоренностями, достигнутыми 19–21 декабря 2008 года на неформальном саммите в Бурабае (Акмолинская область), лидеры государств закрепили подписями решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. В рамках самого форума прошла встреча Нурсултана Назарбаева с российским коллегой Дмитрием Медведевым, который среди других лидеров стран, как и в прежние годы, оказался самым частым собеседником главы Казахстана. Это происходило и в рамках официальных визитов, и в ходе празднования 175-летия Центрального Московского ипподрома, где состоялись ежегодные скачки на приз Президента России, и в ходе неформального Саммита глав государств–членов организации в Чолпон-Ате в июле, и в рамках VI казахстанско-российского Форума межрегионального сотрудничества в Оренбурге, и на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества.
Все бы хорошо, но осень внесла свои коррективы, когда Нурсултан Назарбаев не почтил своим присутствием саммит СНГ в Кишинёве. Специалисты даже затруднились вспомнить, когда руководитель Казахстана, известный своими интеграционными инициативами, игнорировал бы подобные встречи в верхах. Часть из них объяснили данный ход усиливающимся в последнее время «креном» казахстанской дипломатии в сторону Запада, что обусловлено «фактическим провалом стратегии этого государства в СНГ». Но, как известно, в молдавскую столицу не приехал ни один из центральноазиатских лидеров. Скептикам это дало повод говорить о произошедшем как о преддверии их планируемого выхода из малоэффективных постсоветских структур, ведь прежде президенты стран Центральной Азии с достаточной регулярностью (не считая традиционных особенностей узбекской дипломатии и нейтрального статуса туркмен) посещали саммиты СНГ. Теперь ситуация меняется, что позволяет сделать два вывода.
1. Периодически критика в адрес Содружества со стороны республик Центральной Азии звучала и раньше, хотя озвучивали ее местные лидеры обособленно. На сей раз далеко не факт, что по предварительной договоренности, но получился коллективный демарш, означающий разочарование как деятельностью интеграционной структуры, так и шансами на достижение посредством СНГ своих национальных интересов.
2. Вместе с тем коллективное отсутствие первых лиц Центральной Азии на последнем саммите СНГ сигнализирует об определенной доле опасений по поводу политики крупнейшей страны постсоветского пространства – России, что представляется не лишенным оснований в свете довольно агрессивного поведения Кремля в адрес не только рвущихся на Запад Грузии или Украины, но и последовательных сторонников сближения с Россией, даже Беларуси, с которыми Москву связывает союзный договор.
Пока все центральноазиатские страны по-прежнему плотно завязаны на России. Но и бывшее советское прошлое, и взаимодополняющая инфраструктура, некогда общая культура, и консолидирующий фактор русского языка все же не определяют для региона главного – реальных перспектив дальнейшего развития. Затруднительно ожидать, что страны ЦА в ближайшее время начнут выходить из состава СНГ, как это сделала та же Грузия. Скорее всего, они переживают момент нахождения достойной альтернативы Содружеству в зависимости от своих страновых специфик. Кто-то может двигаться в направлении тесной кооперации с США и Евросоюзом, кто-то – с Китаем, кто-то – с мусульманским миром и т.д. Вопрос лишь в том, каков будет конечный выбор.
Однако здесь не стоит ни этим странам, ни их лидерам тешить себя особыми иллюзиями. Те же «единые европейцы» при всех своих реверансах с экономической и политической подоплекой будут и дальше делать все возможное, чтобы в Европу страны СНГ особо не пускать. Причем не только сейчас, но и в перспективе. На самом деле не то что Ташкент и Астану, но и Минск с Киевом, считающих себя органичной частью Европы, в этой самой Европе не ждут. Для Евросоюза, и без того переживающего серьезные трудности в плане поиска компромисса между 25 членами, особые обязательства перед новыми странами–кандидатами на сближение не нужны.
Исключений из этой данности может быть лишь несколько, а именно: использование стран СНГ в качестве сырьевого придатка, рынка сбыта для своих товаров, наконец, барьера на пути нелегальной миграции и наркотрафика. В определенной мере такую генеральную линию подтвердил неоднократно откладывавшийся и пришедшийся на октябрь 2009 года визит в Астану Николя Саркози. 23-й Президент Французской Республики со свойственной ему откровенностью дал всем понять, что на фоне экономического кризиса, который еще не угас и может преподнести сюрпризы, с такими прагматическими вещами, как диверсификация источников сырья, не шутят. Одновременно Казахстан важен для Парижа в качестве рынка сбыта продукции своего машиностроения, электроники, автомобилестроения, обрабатывающей промышленности, атомной энергетики. В итоге были подписаны контракты на общую сумму 6 млрд долларов. Что касается других приоритетов, вытекающих в том числе из обязательств в рамках Европейского союза или ОБСЕ, то, по мнению Саркози, деловая, энергетическая и стратегическая дружба с Казахстаном много важнее прочих «второстепенностей».
Да, разногласия отдельных республик Содружества, в частности Украины и Грузии с Россией, не могут не волновать Евросоюз. Но и здесь главным образом работает принцип «своя рубашка ближе к телу». Соответственно, Брюссель больше озабочен обеспечением бесперебойной доставки энергоносителей в зону ЕС, наличием рычагов воздействия на Москву, получения большей лояльности от стран, нуждающихся в покровительстве.
Если брать в целом, то СНГ уже несколько лет кряду напоминает больного в коме, потуги вернуть которого к жизни терпят фиаско. И данное обстоятельство хорошо понимают не только в Астане или Бишкеке, Баку или Минске, но и в самой Москве. Но каков выбор нынешнего российского руководства, какова стратегия действий?
Судя по всему, тандем Медведев–Путин сделал ставку на четкое классифицирование стран СНГ по принципу «свой–чужой». Суть его сводится к тому, что отношение к соседям по бывшему СССР будут в первую очередь определяться тем, насколько дружественную, а проще выражаясь – угодную внешнюю политику по отношению к Кремлю проводит та или иная страна. В случае положительного ответа Россия готова включить режим наибольшего благоприятствования, и наоборот, не распыляя таким образом интеграционные усилия, меряя все республики СНГ одной меркой. Пример стран из первой группы хорошо иллюстрирует Кыргызстан, которому в обмен на решение закрыть американскую военную базу под Бишкеком Кремль обязался выделить на льготных условиях кредит в сумме 2 млрд долларов США. Из стран, находящихся в немилости, показателен опыт Украины, которая в рамках газового контракта была поставлена в жесткие условия. Насколько эффективен новый стиль поведения Москвы, судить пока сложно. С одной стороны, Россия резко обострила и без того натянутые отношения с Киевом и Тбилиси. С последним это даже привело к вооруженному столкновению. Мало того, остальные страны СНГ были поставлены перед нелегкой дилеммой между собственно Россией и ее внезапными недругами. С другой стороны, своими брутальными действиями в адрес отдельных республик Медведев подспудно дает всем остальным сигнал о последствиях антироссийского дрейфа.
Кроме того, пускай и в сузившемся круге единомышленников по СНГ, Россия получила возможность с наименьшим сопротивлением добиваться искомого результата. Лишь за последнее время ей удалось сколотить группу поддержки, преобразовав ОДКБ в реальный военный блок, добиться согласия коллег по ЕврАзЭС о вхождении во Всемирную торговую организацию исключительно на коллективных началах, а фактически под диктовку Москвы. Отчасти эту догадку подтвердил вице-премьер России Виктор Христенко. Он дезавуировал прежнее обязательство своей страны о коллективном вступлении в ВТО, сообщив, что Россия возобновляет соответствующие переговоры в одностороннем порядке. Таким образом, в очередной раз Москва поставила Астану и Минск перед фактом.

Оставить комментарий

Антресоли

ОБСЕ ОБСЕ
Редакция Exclusive
04.01.2010 - 11:28
Даулет Сембаев: Даулет Сембаев:
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:56
Балотворительность Балотворительность
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:55
Сюрпризы  для  Киндеров Сюрпризы для Киндеров
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:48
Назад в будущее, Назад в будущее,
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:48
Мысли вслух Мысли вслух
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
Елена Бахмутова: Елена Бахмутова:
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
Под колпаком Под колпаком
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
В краю далеком В краю далеком
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
Прерванный полет Прерванный полет
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:46
Вспоминая о будущем Вспоминая о будущем
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:46
Ерик Асанбаев: Ерик Асанбаев:
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 11:00
Вячеслав Гиззатов: Вячеслав Гиззатов:
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 11:00
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 11:00
Наша цель Наша цель
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 10:59
Помидорный барон Помидорный барон
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 10:59
Таможня дает «добро»: Таможня дает «добро»:
Редакция Exclusive
05.11.2009 - 10:59
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33