«Запад нам поможет», а кто поможет Западу?
Общественный фонд Global Monitor совместно с журналом Exclusive завершают цикл круглых столов в 2009 году, которые были посвящены теме «Антикризисная программа Правительства Казахстана – год спустя».
В рамках проекта были проведены круглые столы в ряде областей Казахстана, представляющих север, юг и восток нашей республики, а также в городах Астана и Алматы. В этих встречах приняли участие государственные и аналитические структуры, общественные организации, ученые, работники различных секторов экономики.
Какое впечатление складывается по их итогам?
Во-первых, положение дел в зависимости от конкретного региона далеко не равнозначное. Многое зависит от хозяйственной специализации, в том смысле, что кризис по-разному отразился на различных секторах экономики, качестве работы местных исполнительных органов и других факторах. Вместе с тем налицо присущие практически всем областям проблемы, связанные в основном с ростом безработицы, сложным положением сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, с функционированием ЖКХ, социальными аспектами. Во-вторых, следует констатировать, что общее экономическое самочувствие Казахстана в период кризиса выглядит лучше в сравнении с большинством стран СНГ, в том числе Россией. Это стало возможным ввиду солидной финансовой подпитки экономики со стороны государства, а речь идет о почти 20 миллиардах долларов США, выделенных в рамках антикризисной программы.
Впрочем, далеко не все пункты, намеченные в плане мероприятий, привели к желаемым результатам. Сказались непроработанность и волатильность механизма получения государственной помощи конечными адресатами, неравномерность ее распределения по областям, недостаточно слаженная работа ответственных инстанций. В частности, это касалось поддержки МСБ, аграрных хозяйств. С другой стороны, в числе эффективных антикризисных проектов в указанный период можно отметить программу «Дорожная карта». Почти во всех областях, где проводились круглые столы, данная программа дала положительный импульс в части создания рабочих мест, пускай на временной основе, строительства или ремонта многих инфраструктурных и социальных объектов.
Так или иначе, но единственным регионом, который не попал в поле зрения Global Monitor и Exclusive, стал Запад Казахстана, поэтому завершающие круглые столы были проведены в Актюбинской и Мангистауской областях. Это, на наш взгляд, было важно не только с точки зрения составления целостной картины антикризисных мер в Казахстане, но и с учетом того неоспоримого фактора, что именно Запад страны традиционно рассматривается как один из ключевых доноров государственного бюджета.
На фоне показателей Актюбинской области реализация антикризисной программы и в целом темпы социально-экономического развития другой западной области, Мангистауской, выглядят скромнее. Во всяком случае, такое мнение сложилось по итогам аналогичного круглого стола, который состоялся в Актау.
Нуртаза Абдуллаев, заведующий кафедрой истории Казахстана Актюбинского педагогического института, профессор, доктор наук
Кризис с точки зрения науки – явление периодическое. Только в ХХ веке было несколько кризисов, в том числе Великая депрессия в США, Азиатский финансовый кризис и нынешний глобальный экономический кризис. Все дело в том, насколько глубоко и широко распространяются последствия кризиса. Если взять, к примеру, опыт Америки образца 1930-х, то тогдашний Президент Франклин Рузвельт, как главный механизм вывода страны из катаклизма, выдвинул регулирующую роль государства. И действительно, путем прямого вмешательства в финансово-банковский сектор, деятельность крупных корпораций, других сфер экономики Рузвельту удалось переломить ситуацию и вселить в сердца американцев дух уверенности. Более того, именно с тех пор США превратились в ведущую экономику мира. Соответственно то, что сегодня предпринимает наше государство, в частности Президент Нурсултан Назарбаев, во многом напоминает сказанное. Лично я считаю, что это правильная стратегия. Что касается непосредственно хода выполнения антикризисной программы, то нельзя сказать, что все идет идеально. Тем не менее мы, ученые, сотрудники бюджетных организаций, представители бизнеса, финансового сектора и других, на себе ощущаем заботу государства, те огромные средства, которые выделяются в помощь региону.
Марат Балмуханов, заместитель начальника управления предпринимательства и промышленности акимата Актюбинской области
Кризис, безусловно, ударил практически по всем сферам экономики. Соответственно возросли риски, связанные с ростом безработицы, снижением заработной платы, другими социально негативными процессами. В связи с этим одним из приоритетных шагов, предпринятых в нашей области, стало подписание меморандумов о сотрудничестве между акиматом и крупными предприятиями, хозяйствующими субъектами. К настоящему времени заключено около 450 таких соглашений по обеспечению трудовых прав, гарантий со стороны работодателей. Отдельной строкой в меморандумах мы предусмотрели обязательства со стороны товаропроизводителей, направленные на удержание цен на продукты и предметы первой необходимости. Думаю, эти действия дали положительный эффект в плане социальной защищенности населения региона.
Что касается промышленности, то в рамках антикризисной программы правительства за первые 10 месяцев текущего года нам удалось обеспечить рост в этой сфере на 101,7 процента, в итоге выпущено промышленной продукции на 507 миллиардов тенге. Соответственно сохранился приток инвестиций в основной капитал, который в указанный период составил 214 миллиардов тенге, или 112 процентов роста в сравнении с пошлым годом. Благодаря этому мы уже реализовали 44 инвестиционных проекта на общую сумму 213 миллиардов тенге, создав при этом пять с половиной тысяч новых рабочих мест. До конца года намереваемся запустить еще 10 инвестпроектов. Похожая картина наблюдается по другим основным направлениям. Также ведется работа по увеличению казахстанского содержания на основе анализа крупнейших предприятий области, таких как АО «Актюбинская медная компания», «CNPC-Актобемунайгаз» и других.
Жумабай Жандаулетов, директор актюбинского филиала Национального банка Казахстана
Я, в свою очередь, хотел бы обратить внимание на положение банков, в том числе в Актюбинской области. Честно говоря, сейчас приходится слышать много нареканий в отношении банковской системы страны, дескать, она оказалась неподготовленной к разбушевавшейся стихии, длительное время до кризиса извлекала большие прибыли, и почему государство принялось выручать коммерческие банки и т.д.? С другой стороны, надо понимать, что банки являют собой главный связующий элемент в структуре экономики любой страны, и их коллапс весьма негативно отразится на состоянии всего государства. Поэтому считаю, что правительство приняло верное решение, войдя в акционеры четырех системообразующих банков Казахстана, тем самым уберегло их от дефолта. Да, снижение активности в деятельности банков налицо, но общие показатели выглядят более привлекательно, чем в соседних странах. Так, в масштабах нашего региона за десять месяцев 2009 года было выдано кредитов в общей сложности на 87 миллиардов тенге против 121 миллиарда в прошлом году, то есть снижение составило 28 процентов. Если посмотреть, в какой валюте выдавались кредиты, то снижение по тенговым кредитам составило 35 процентов, по валютным – на 4,6 процента. При этом краткосрочные кредиты понизились на 27, а средне- и долгосрочные кредиты – почти на 30 процентов. Что касается вопроса доверия банков к клиентам, то пока преобладает прежняя тенденция, когда доверяют больше юридическим лицам, нежели физическим. Что, в общем-то, понятно хотя бы по тому факту, что просроченная задолженность физических лиц БВУ лишь за 2009 год выросла в 2,7 раза. Но обратная картина, уже с доверием населения к банкам второго уровня, тоже выглядит не лучшим образом. Например, депозиты за отмеченный мною период уменьшились на 32 процента по сравнению с предыдущим годом.
Амандык Мукаев, заместитель начальника Департамента статистики по Актюбинской области
Как ответственное за статистические данные лицо, могу отметить, что мы в Актюбинской области действительно ощущаем стабилизацию экономики в целом. Так, наблюдается увеличение объемов производства нефти, газа, медной и хромовой руды, их концентрата. Местные предприятия в основном работают по контрактам, а не, так сказать, на склад, то есть если у них есть дополнительные заказчики, они способны увеличить объемы производства. И даже несмотря на подобные объективные ограничения, мы фиксируем рост по большинству секторов экономики, как, например, по промышленности, обрабатывающей и строительной отраслям, вводу в строй жилья. Вместе с тем объем производства сельского хозяйства незначительно упал в сравнении с прошлым годом, но это в основном связано с климатическими условиями. Главным образом снижение имело место в растениеводстве, но в части животноводства, поголовья скота и производства мяса, молочных изделий идет рост.
Разумеется, большое значение имеет своевременное решение социальных проблем. Здесь следует отметить, что такой важный индикатор, как уровень заработной платы, не упал по сравнению с 2008 годом. При этом по индексу потребительских цен наша область идет на 6 пунктов ниже, чем в среднем по республике. Уровень безработицы, в том числе благодаря «Дорожной карте», держится на уровне 6 процентов, что относительно других регионов является неплохим показателем. То есть в общем можно констатировать устойчивость социально-экономического положения Актюбинской области.
Халила Нургалиева, Управление экономики и бюджетного планирования Мангистауской области
В рамках антикризисной программы правительства нашей области выделено 8 миллиардов тенге. Всего акиматом предусмотрено 119 проектов, включая капитальный ремонт детских садов, школ, больниц, инвестиционных проектов. По состоянию на декабрь на стадии завершения остались всего 4 объекта. Конечно, проведенные работы позволили частично снять проблемы, касающиеся безработицы, что особенно актуально для нашей области. Всеми этими вопросами активно занимаются областной акимат, другие компетентные органы. Кроме того, дабы исключить возможные злоупотребления, нами открыт специальный телефон доверия, чтобы граждане могли сообщать, что кого-то, например, в рамках «Дорожной карты», не приняли на работу, необоснованно задерживают заработную плату и т.д.
Доспаев Жанбырбай, директор филиала национальной экономической палаты «Атамекен»
Одним из действенных инструментов поддержки области стал объявленный правительством еще в прошлом году мораторий на проверку субъектов МСБ. В нынешнем году этот мораторий был продлен еще на шесть месяцев, что позволило многим нашим предпринимателям на фоне кризисных явлений удержаться на плаву, сохранить рабочие коллективы. Но и после окончания моратория с нашей подачи была прекращена практика проверки предпринимателей на ежемесячной основе. Теперь соответствующие инспекции осуществляется один раз в квартал, и то с учетом мониторинга общей ситуации. Другими словами, если определенный предприниматель не имел прежде каких-либо серьезных нарушений и нареканий со стороны проверяющих органов, то соответственно проверка его деятельности проводится еще реже.
Кроме того, в Управлении промышленности и предпринимательства Мангистауской области создан отдел по поддержке производств с казахстанским содержанием, с выделением соответствующих сумм. Серьезные средства направлены по линии «Дорожной карты», кроме того, были снижены процентные ставки, в частности для обрабатывающей промышленности, субъектам которой кредиты выдаются под 8 процентов годовых. Эти и иные меры, необходимо заметить, послужили хорошим подспорьем для местных субъектов МСБ, строительных, сервисных и буровых компаний, которые в результате тендеров получили контракты, сохранили объемы работ, избежали увольнений. Вместе с тем нельзя не согласиться с тем фактом, о котором говорилось в начале круглого стола, – я имею в виду неравномерное распределение государственной помощи по областям. Так, в нашем регионе отнюдь не все нуждающиеся смогли ощутить заботу государства, например, в плане получения кредитов под 12,5 процента годовых. С одной стороны, это понятно, когда государство старается поощрять обрабатывающую промышленность, но специфика Мангистау, равно как и Атырауской или Актюбинской областей, как раз и заключается в том, что у нас очень мало таких предприятий. Например, могу отметить предприятие «Мырзабек-Алтынтас груп», которое эксплуатирует карьеры, но, имея долги, не может претендовать на «легкие» кредиты. Хотелось бы, чтобы подобные моменты учитывались в отношении не только нашей области, но и в целом Западного Казахстана.
Еще один момент связан с тем, что большинство наших предприятий по своим размерам являются средними либо мелкими, то есть они не в состоянии участвовать в тех крупных тендерах и лотах, которые объявляются нефтяными компаниями в регионе. Поэтому еще одним подспорьем для них стало бы разделение таких крупных лотов на несколько частей, с тем чтобы субъекты МСБ могли получать заказы и работать.
Мырзабек Кадыров, заведующий отелом социального обеспечения Союза молодежи Мангистауской области
Я бы хотел коснуться темы антикризиса с точки зрения самочувствия молодежи, ее социального положения и обеспеченности работой. Безусловно, немалую поддержку в нынешние непростые времена оказала реализация «Дорожной карты» и других вытекающих из нее программ, в частности «Жасыл ел» («Зеленая страна»). Только по Мангистауской области на цели обеспечения занятости молодежи выделено порядка 5 миллиардов тенге. Всего работу получили 9 тысяч человек, из них 1056 молодых людей в возрасте 18–25 лет. Конечно, этого недостаточно, если учесть, что, согласно нашим исследованиям, уровень безработицы среди местной молодежи составляет около 15 процентов. Среди положительных же сторон необходимо отметить тот факт, что немало молодых людей, будь то в Актау, Жанаозене или Каракие, получили дополнительное профессиональное образование, в частности по различным строительным специальностям. Поскольку сама «Дорожная карта» носила временный характер, понятно, что овладение молодежью новыми, причем востребованными на рынке, специальностями весьма целесообразно. Кроме того, были предусмотрены льготные микрокредиты под 10 процентов для начинающих предпринимателей, например, по линии областного акимата, «КазАгро Маркетинг», других структур. Однако количество тех, кто получил такие кредиты, очень мало. В связи с этим одним из путей увеличения масштабов кредитования видится освобождение молодых предпринимателей от выплат хотя бы на годичный период. Это дало бы необходимое время таким бизнесменам, чтобы встать на ноги, что в конечном итоге было вы выгодно им самим и государству.
Агзам Жумсаков, Мангистауский филиал демократической партии «Ак жол»
То, о чем вы сейчас проинформировали, быть может, и хорошо, хотя некоторые из приведенных данных в отношении обеспеченности молодежи работой не внушают большого доверия. Сам Президент в свое время заявил, что мы должны обеспечить стабильной работой как минимум одного человека из каждой семьи, чтобы был надежный кормилец. Очень хорошая инициатива. Но в нашей области данное поручение исполнятся вяло. Приведу всего один пример. В поселке Мунайшы, что на Жетыбае, насчитывается 113 семей, в которых, как выяснилось, нет ни одного человека, имеющего стабильный заработок. Одна из причин этого – невысокий уровень оплаты труда, 20–25 тысяч тенге в месяц. Конечно, по сравнению, например, с южными областями Казахстана эта цифра может показаться достаточной, но здесь надо также учитывать разницу в ценах, скажем, между Актау и Шымкентом, которая по некоторым видам услуг и продукции может различаться в разы. Этим отчасти объясняется преобладание приезжих рабочих над местными. Да, наши чиновники нередко винят местную молодежь в том, что она ленива или не желает работать за зарплату ниже 50 тысяч тенге. Но вы сами подумайте: на что хватит 20 тысяч тенге? Это ведь на дорогу да на обед, а на что жить, семью содержать? То есть подобного рода специфику надо понимать.
В целом же я считаю, что социальными вопросами, в первую очередь вопросами молодежной политики, надо заниматься системно и на долгосрочной основе, а не только в рамках «Дорожной карты» или антикризисной программы. Ведь для нашего края особенно остро стоят проблемы, связанные с распространением наркомании среди молодежи, усилением различных религиозных сект. И одним выделением денег либо срочными отраслевым программами такие негативные тенденции не переломить.
Мурат Куандыков, предприниматель
Меня как представителя малого и среднего бизнеса очень волнует ситуация, связанная с кредитами, точнее процентными ставками на кредиты, и той политикой, которую проводят наши коммерческие банки. Ведь все мы знаем, что они берут «длинные» и «дешевые» кредиты за рубежом либо выступают в роли промежуточного звена между государством, оказывающим помощь экономике, в том числе МСБ, и конечными адресатами. Весь парадокс заключается в том, что на выходе из банков второго уровня процентная ставка на кредиты достигает 14, 16, а то и 18 процентов годовых. Понятно, что для многих предпринимателей такие условия попросту неподъемные. Проблема также в том, что банки уже со второго месяца «садят» компании, получившие кредит, на проценты, без каких-либо каникул, как этот предусмотрено в цивилизованных странах, иначе почти любой бизнес рискует просто закрыться. Потому когда по телевизору правительство говорит об одних процентах, льготах для тех или иных категорий граждан – это одно, но стоит обратиться в областные филиалы банков, и ситуация получается совсем иная. Хотелось бы, чтобы правительство, фонд «Самрук-Казына» серьезно занялись этой задачей, отрегулировали деятельность БВУ таким образом, чтобы стимулировать предпринимателей, компании, простых граждан.
Бекайдар Суюндуков, доцент, Институт экономики и права им. Ш. Есенова Мангистауской области
Мне хотелось бы вернуться к изначальной теме нашего круглого стола – антикризисной программе правительства. Вот мы обсуждали проблемы безработицы, низкой заработной платы, предпринимательства и кредитов. Но разве до кризиса всех этих проблем у нас не было? Почему-то у нас в последнее время стало модно кивать на кризис. Как появится какая-та проблема, так сразу кризис виноват. Однако если разобраться, то многие из этих актуальных вопросов возникли из-за наших собственных недоработок. Вот в этом мы должны, во-первых, честно признаться, во-вторых, не бояться брать ответственность на себя. Ведь если взять, к примеру, Мангистаускую область, то львиная доля нашей экономики зависит от нефти. При этом нефтяная отрасль в период кризиса не сказать что пострадала. Но что происходит? Буквально в эти дни на Жанаозене рабочие вышли на забастовку, хотя мировые цены на нефть держатся на уровне 70 долларов за баррель. В прошлые годы, вы все хорошо помните, нефть стоила 15–20 долларов, но даже тогда рабочие в нефтедобывающих компаниях исправно получали зарплату, премии. Все это, на мой взгляд, зависит от менеджмента на этих предприятиях.
Другой важный момент связан с тем, что зачастую в погоне за «хорошими» цифрами и показателями, чтобы показать вышестоящему начальству, мы забываем о сути проблем. В рамках той же «Дорожной карты» озвучивается, к примеру, одна цифра обеспеченных работой, но на слуху и случаи с откровенными приписками, когда работающих сотрудников формально увольняют, а затем вновь принимают на ту же самую работу. В итоге получается, что создали новых 20 или 30 рабочих мест, но только на бумаге. Реальной экономике от такого очковтирательства никакой пользы.