суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Поднять престиж и статус учителей, педагогов и ученых

Раушан Бостанова

Досым Сулеев, почетный ректор Казахского национального технического университета им. К.И. Сатпаева, академик

– Сейчас, когда экономика переживает кризис, а цены на сырье упали, правительство вновь вспомнило о важности инновационной науки. Не будет ли этот настрой временным, если, например, цены на нефть и газ снова повысятся?
– Думаю, что нет. Кризис сделал свое дело – он еще раз подтвердил необходимость скорейшего ухода от сырьевой экономики. Большие доходы от повышения цен на углеводороды теперь уже бесповоротно будут направлены на индустриализацию страны, и прежде всего на разработку и внедрение инновационных проектов. Надеюсь, что при этом «перепадет» и науке.

– С момента обретения Казахстаном независимости наши наука и образование в основном развиваются по западной модели. С одной стороны, это, быть может, оправданно, с другой – звучит немало критики. Например, говорят, что прежняя модель была лучше. А как считаете Вы?
– Я тоже считаю, что прежняя модель была лучше, ведь неспроста мы (СССР) первыми в мире запустили спутник Земли и человека в космос с Байконура. Думаю, ни у кого нет сомнения, что это торжество науки стало возможным благодаря высокому качеству отечественного образования.
Но с развалом Союза на 15 новых независимых государств каждая вновь образованная страна приступила к разработке своей национальной модели образования, в основном прозападной. Начали действовать, образно говоря, центробежные силы. Прибалтика первая, а затем Украина, Белоруссия и другие страны начали поочередно переходить на англо-американскую систему образования. В России развернулись бурные и продолжительные дискуссии по этому поводу, которые, кстати, продолжаются до сих пор. А что оставалось делать небольшим государствам? Как известно, Магомет идет к горе, а не наоборот. И мы начали процесс перехода на западную систему, вначале робко и половинчато, все еще оглядываясь на Россию, а затем, убедившись, что она даже не пытается идти на сближение, перешли полностью. Катализатором в этом процессе стало принятие Болонской декларации, предусматривающей переход стран Европы на единую трехуровневую (бакалавр–магистр–доктор философии РhD) систему образования.
И надо сказать, Казахстан преуспел в этом деле. Первое – мы ввели единое национальное тестирование (ЕНТ) при приеме в вузы. Это, я считаю, был важный шаг в борьбе с коррупцией, удалось, наконец, уйти от так называемых ректорских списков. Взятничество при зачислении в университет сократилось на несколько порядков. Правда, со временем ЕНТ становится тормозом, но об этом отдельный разговор.
Второе. Высшее образование перешло вначале на двухуровневую (бакалавр–магистр) систему, а позже и на трехуровневую, включая подготовку докторов философии РhD.
Третье. В вузах внедрили кредитную технологию обучения. Это, пожалуй, самый сложный процесс, сравнимый разве что только с революцией в системе образования.
Россия хоть и подписала позже Болонскую декларацию, но до сих пор полностью не перешла на европейскую модель. Тестирование при поступлении в вузы она только внедряет, со всеми присущими болезнями роста, которые мы уже преодолели. Сейчас, в связи с улучшением экономической ситуации, в странах СНГ начали преобладать уже центростремительные силы, то есть желание объединить усилия по выработке общих подходов к дальнейшему развитию траектории образования наших стран и дать свои обобщенные предложения для совершенствования Болонского процесса.
Но Россия сама не может еще окончательно разобраться с концепцией образования. Передовые, продвинутые, прогрессивные руководители периферийных и ряда университетов Москвы и Санкт-Петербурга поддержали переход на европейскую систему образования, но такие монстры, как МГУ и несколько других солидных вузов, категорически против перехода на ЕНТ, кредитную технологию обучения и трехуровневую систему образования.
Думаю, в этой ситуации мы правильно поступили, перейдя на англо-американскую систему образования, принятую большинством развитых стран, потому что страны СНГ не проявили желания объединиться и разработать единую модель образования. А ждать в эпоху глобализации, как известно, – значит отстать навсегда. Перейдя же на западную систему образования, теперь мы понимаем друг друга и разговариваем на одном языке со всеми университетами мира. Осталось только гармонизировать наши образовательные программы, и казахстанские студенты и преподаватели станут вполне мобильными. То есть студенты могут начать учиться в университете одной страны, продолжить в другой, а закончить в третьей стране. Педагоги же спокойно могут преподавать в любом вузе мира. Единственное требование – знание языков. Вот почему необходимо внедрять у нас трехъязычие.

– Казахстан перешел на подготовку докто-ров философии (РhD), и теперь создается путаница между привычными кандидатами и докторами наук с РhD. Мы знаем, что Вами подготовлено 13 кандидатов, 5 докторов наук и на выпуске РhD, которого Вы совместно с американским профессором подготовили в знаменитом Горном университете Колорадо по их технологии. Ваше мнение по этому вопросу?
– С подготовкой бакалавров и магистров большинство более или менее смирилось, вместе с тем очень много критики в связи с переходом на третий уровень – подготовку докторов философии (РhD). На то есть основания. Эти вопросы очень плохо освещаются в СМИ. Общественность не знает, что это такое, многие, даже отдельные крупные ученые, ругают систему, не вникнув в существо вопроса. И, наконец, своей нерешительностью и непоследовательностью действий подливает масла в огонь родное Министерство образования и науки.
Сразу хочу оговориться: буду говорить относительно подготовки кадров в области технических наук, которые кардинально отличаются от гуманитарных.
Преимущество подготовки докторов РhD состоит в том, что соискатели выполняют финансируемые научные исследования и проходят серьезную экспертизу до опубликования своих трудов. На мой взгляд, уровень и содержание их диссертаций ничуть не выше наших кандидатских и несравненно ниже докторских. И сама процедура защиты намного проще. Я, по большому счету, приравнял бы наших кандидатов наук к докторам философии РhD, с правом присвоения звания профессора в зависимости от стажа педагогической работы и выполнения достаточно высоких требований, а нынешних докторов наук наделил бы более высоким статусом и оплатой. Тогда переход на новую систему был бы плавным, справедливым и менее болезненным, а вакуум остепененности профессорско-преподавательского состава был более заполненным. Нынешние доктора наук остались бы социально защищенными и уважаемыми людьми в обществе до конца своей жизни, а ранее защищенные кандидаты наук автоматически стали бы РhD.
Здесь может возникнуть проблема в признании за рубежом эквивалентности дипломов наших кандидатских диссертаций и РhD. Главным их доводом будет не уровень диссертаций, а продолжительность обучения «школа + бакалавриат + магистратура + докторантура». У них она равняется 21 году, у нас же – 18 лет. Эту проблему согласовать и решить, очевидно, намного проще.

– Общеизвестно, что сейчас наблюдается перекос в подготовке специалистов: экономистов и юристов перебор, а инженеров не хватает. Как можно выправить ситуацию?
– Элементарно. Это регулируется государственным заказом. Надо выделить больше грантов для инженерных и технических специальностей и, безусловно, проводить разъяснительную работу через средства массовой информации. Ведь неспроста приоритетной сейчас является индустриальная программа развития нашего государства, в реализации которой главную скрипку должны играть инженерные и технические кадры.

– Понятно, что многие молодые казахстанцы по мере возможностей стремятся получить образование за рубежом. Но когда и каким образом, на Ваш взгляд, отечественные вузы смогут достойно конкурировать с ведущими университетами мира?
– Мы и без того к концу прошлого века и тысячелетия уже прилично отставали от ведущих вузов мира, и прежде всего в оснащенности материально-технической базы. Положение сильно усугубили развал Советского Союза и процесс становления независимости новых государств. Особенно болезненно пережили этот кризис учебные заведения: не успели встать с колен, как вынуждены были переходить на новую модель образования. Это еще больше откатило образовательную систему назад. В эти годы активно развивалась компьютерная техника, и вузы дальнего зарубежья на основе ее внедрения в учебный и научный процессы далеко оторвались от нас.
Надо отметить, что кризис в образовании у нас продолжается, поскольку необходимо еще затратить огромные средства и силы на разработку и создание новой учебно-методической базы, в том числе учебников нового поколения, адаптированных к переходу на 12-летнее среднее и трехуровневое высшее образование. А если еще начать переход на латиницу, то… Поэтому, несмотря на достаточно сильный в целом педагогический состав и потенциал ученых, мои прогнозы неутешительны. Думаю, наши вузы, имею в виду хотя бы десять лучших, даже при хорошем внимании со стороны государства до трепетно ожидаемого 2030 года вряд ли войдут в число 500 лучших вузов планеты. Хотя я считаю, что даже сейчас наше высшее образование находится в первой кварте рейтинга всех стран.

– Сегодня казахстанское образование подвержено коррупции не меньше, чем любая другая сфера. Учитывая Ваш опыт работы в этой системе, в том числе в Министерстве образования и науки, канцелярии премьер-министра, то, что Вы были ректором крупного университета, что Вы рекомендовали бы для искоренения этого негативного явления?
– Разумеется организационные меры, прежде всего воспитание у нашего народа уважительного отношения к законам, дадут определенный эффект. Но полагаю, все же необходимо существенно поднять престиж и статус учителей, педагогов и ученых. В настоящее время это самый низкооплачиваемый контингент. Даже во времена Союза доктора наук, профессора получали зарплату выше своего министра. Я не говорю о «диком Западе». Поэтому было бы правильным и сильным политическим ходом, если правительство резко повысит зарплату этой категории работников, например, в пять раз, а не на 25 процентов ежегодно, как это делается сейчас. И далее периодически будет индексировать ее в зависимости от инфляции.
Уверяю Вас, что тогда, через некоторое время, вся экономика так же резко пошла бы вверх, и, самое главное, руководство страны получило бы огромное уважение и поддержку своего народа. Мало того, в международном сообществе этот шаг получил бы сенсационный общественный резонанс, а узнаваемость, авторитет и имидж Казахстана выросли бы неизмеримо.
Но уверен и в другом. К сожалению, почти все посчитают этот ответ популистским.

Оставить комментарий

Антресоли

Вода Камень точит Вода Камень точит
Редакция Exclusive
05.02.2010 - 11:34
Тулеутай сулейменов: Тулеутай сулейменов:
Редакция Exclusive
04.01.2010 - 11:29
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
04.01.2010 - 11:29
ОБСЕ ОБСЕ
Редакция Exclusive
04.01.2010 - 11:28
Методом проб и ошибок Методом проб и ошибок
Редакция Exclusive
04.01.2010 - 11:27
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:56
Даулет Сембаев: Даулет Сембаев:
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:56
Сюрпризы  для  Киндеров Сюрпризы для Киндеров
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:48
Назад в будущее, Назад в будущее,
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:48
Мысли вслух Мысли вслух
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
Елена Бахмутова: Елена Бахмутова:
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
Под колпаком Под колпаком
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
В краю далеком В краю далеком
Редакция Exclusive
08.12.2009 - 14:47
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33