среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Если я думаю, значит, жив

Подготовлено по материалам НЦ НТИ РК

Первостепенное значение в развитии страны имеют сферы образования и науки. Эксперты ОЭСР разработали систему из 200 индикаторов «экономики, основанной на знаниях», среди которых важнейшеее место занимают образование и наука.

В структуре новой экономики все большую значимость приобретают кадры ученых, инженеров, техников – носителей знания. Без высококвалифицированного персонала невозможны ни создание, ни внедрение, ни даже эксплуатация новых технологий. Значимость кадров порой даже более весома, чем финансирование. Так, например, в России за последние 5–6 лет бюджетное финансирование науки увеличилось в два-три раза, но результативность научных исследований по основным показателям (инновационная активность, число публикаций отечественных ученых в ведущих мировых журналах и т.д.) продолжает снижаться. На первый план выходит проблема воспроизводства высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям инновационной экономики.
Воспроизводство кадров высшей квалификации в Казахстане остается основной проблемой кадрового потенциала, как с количественной, так и с качественной стороны. Благополучную картину роста числа защит нивелирует низкий процент (до 15%) используемости специалистов с ученой степенью в качестве потенциала науки. Заметим, что один из секретов японского «экономического чуда» таился в том, что общество и бизнес сделали главную ставку на максимальное применение творческого потенциала человека.
В настоящее время в Казахстане отсутствует комплексная и систематизированная информация по проблемам подготовки кадров (и науки в целом), что не позволяет должным образом анализировать, оценивать и прогнозировать развитие вузовского и послевузовского образования, системы подготовки кадров высшей квалификации, изучать взаимо-влияние образования и рынка труда. По этой причине мониторинг системы подготовки кадров носит фрагментарный характер. В республике имеется Национальный центр оценки качества образования, однако его доклады не включают содержательных сведений о высшем и послевузовском образовании. Вполне закономерно, что в Казахстане уже назрел вопрос создания государственной системы мониторинга системы высшего и послевузовского образования, аттестации кадров высшей квалификации (возможно, с организацией соответствующего центра), которая концентрировала бы всю информационную базу в тесном сотрудничестве с Агентством по статистике и другими компетентными организациями. Актуальна разработка научно-методического обеспечения и сама научная обработка данных результатов мониторинга.
В России высказываются более кардинальные предложения: в целях координации процессов подготовки кадрового потенциала – уход от нынешнего, во многом ведомственного, управления высшей школой страны (медицинские, сельскохозяйственные и иные вузы различного подчинения) и академической науки. В плане науки показательным является опыт Беларуси, где единым координирующим органом является Государственный комитет по науке и технологиям.
В рамках мониторинга вузам и ККСОН Казахстана необходимо отслеживать динамику спроса на специалистов, предлагать подготовку по новым специальностям, закрывать прием, прекращать или сокращать подготовку по невостребованным специальностям, а предприятиям не полагаться на рынок труда и заказывать вузам нужных специалистов. Нужны экономически обоснованные прогнозы потребностей в кадрах разного квалификационного уровня и отраслевой специализации.
Между тем в той же России, например, подсчитали, что стране необходимо 50 тыс. инновационных менеджеров. Кто определит, сколько их требуется Казахстану? Так или иначе, но сегодня в России ведется статистический государственный учет распределения выпускников высшей школы дневной формы обучения на работу. В Украине отслеживаются процессы миграции молодых специалистов на рынке труда, устройства на работу и смены места работы. У нас же в Казахстане процессы трудоустройства выпускников отслеживаются в единичных вузах. Заметим, что в некоторых странах уровень трудоустройства выпускников учитывается в рейтинге вузов. Не отслеживаются и процессы использования на рынке труда кадров высшей квалификации, миграции ученых – межстрановой и по сферам деятельности.
На основе действующей общегосударственной статистики невозможна оценка трудоустройства выпускников в разрезе специальностей, а также в разрезе высших учебных заведений (государственных и частных) – два вида данных, которые были бы полезны МОН РК для прогнозов и планирования подготовки специалистов.
Необходимо создание государственной системы трудоустройства выпускников.
В РК отсутствует статистический учет и систематический анализ по показателям, принятым в странах ОЭСР, в частности:
- влияние высшего образования и системы подготовки кадров высшей квалификации на экономический рост;
- показатели мобильности студентов и кадров высшей квалификации и ее экономические последствия (прибыль и убытки).
Отраслевая структура кадрового потенциала. Очевидно, что формировать кадровый потенциал необходимо с учетом потребностей экономики, рынка труда. Имеющиеся данные свидетельствуют не только о серьезных диспропорциях в отраслевой структуре научных кадров, но и о нарастании их гипертрофированной гуманитаризации.
На заседании круглого стола, посвященного теме интеллектуальных ресурсов страны и их использования, президент Ассоциации вузов РК Р. Алшанов так определил проблему с потребностями отраслей экономики в профессиональных кадрах: «Эта огромная проблема сейчас должна решаться на уровне государства — какие специальности на тот или иной момент должны быть приоритетными, чтобы эта информация доходила до школ».
Здесь содержится очень важная мысль – необходимы «сквозная», скоординированная кадровая политика, преемственность в подготовке кадров на разных уровнях образовательной системы, так как каждая последующая ступень образования является преемником плюсов и минусов предыдущей. Готовить кадры для науки и экономики нужно начиная со школьной скамьи, обучая основам методологии научных исследований, ориентируя профессионально.
В американских университетах создаются специальные механизмы, позволяющие учесть интересы компаний и других работодателей при формировании научных планов и подготовке кадров, планируется политика в отношении бизнеса и поддержки его интересов. «У нас же, в Казахстане, к сожалению, бизнес не осознал до сих пор важности сотрудничества с наукой, что нужен некий интеллектуальный капитал для осуществления долгосрочных проектов».
Следует, однако, иметь в виду, что требование полного соответствия кадровой политики рыночной экономике – опасное требование в связи с угрозой потери академических ценностей сферы образования и его качества.
Вузы сейчас становятся субъектами рыночной экономики. Вместо слов «образование» и «обучение» все чаще применяется понятие «образовательные услуги». Рыночная заинтересованность в наборе студентов приводит к снижению качества их подготовки. Наблюдается перепроизводство «офисных» работников при очевидном недостатке работников, обеспечивающих «содержательную» составляющую любой экономики. И вполне может случиться, что в скором времени управленцам станет некем управлять.
Новое в кадровом обеспечении отраслей экономики. В России и на Западе получила распространение практика формирования и реализации целевых программ подготовки кадров для определенных приоритетных отраслей экономики. Так, в Российской Федерации в рамках целевых программ подготовки кадров для атомной энергетики проводятся работы по созданию сетевого регионально распределенного (по 18 городам) научно-образовательного холдинга, объединяющего 6 профильных высших учебных заведений, 5 учреждений начального профобразования, с целью подготовки и закрепления выпускников по специальностям ядерной энергетики на предприятиях госкорпорации «Росатом» и системного воздействия на экономику отрасли, повышения ее конкурентоспособности.
В США специально создан Комитет по обеспечению потребности национальной космической программы VSE кадрами. Была проведена оценка состояния кадров для реализации этой программы и определено, что НАСА требуются 150–200 менеджеров программ, 100–150 инженеров-системников и специалистов по интеграции комплексных изделий, 200–240 специалистов по подготовке и реализации космических полетов.
Россия оперативно решает вопросы подготовки преподавания и обучения новым современным технологиям и специальностям. В рамках национального проекта «Образование» создана основа распределенной системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам на базе ведущих российских вузов, подготовлено ее кадровое, научно-методическое и материально-техническое обеспечение.
В Казахстане не формируются отдельные целевые программы подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики, но в рамках некоторых целевых научно-технических программ предусматриваются мероприятия по кадровым вопросам. Так, государственной программой «Развитие нанонауки и нанотехнологий в РК на 2007–2009 гг.» предусмотрено создание научно-образовательного центра «Перспективные материалы и технологии» при Национальной нанотехнологической лаборатории, деятельность которого направлена:
- на разработку и введение в учебные планы специальных дисциплин и лабораторных спецпрактикумов в области нанонауки и нанотехнологий;
- на подготовку магистрантов, аспирантов и докторантов PhD в области нанонауки и нанотехнологий;
- на организацию стажировки магистрантов, аспирантов и докторантов PhD в передовых центрах зарубежных партнеров;
- на организацию конкурса грантов Национальной нанотехнологической лаборатории на прорывные исследования, проводимые магистрантами, аспирантами и докторантами PhD;
- на организацию ежегодного конкурса грантов Национальной нанотехнологической лаборатории на участие в работе международных конференций;
- на организацию ежегодной международной летней школы по нанотехнологиям и другие направления деятельности.

Доктор математических наук академик НАН РК Аскар ДЖУМАДИЛЬДАЕВ: «Однажды я услышал от англичан: зачем вам технологии, у вас такая музыка, такая культура, такие красивые женщины – оставайтесь такими, какие вы есть, развивайте туристический бизнес, а мы будем приезжать, смотреть, слушать, отдыхать. Так не пойдет. Живая рыба бывает только в океане – либо ты, как акула, гоняешься за добычей, либо за тобой гоняются. Мертвая рыба бывает в консервах, а нам предлагают именно законсервироваться».

Оставить комментарий

Антресоли

ОБСЕ ОБСЕ
Редакция Exclusive
04.01.2010 - 11:28
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33