Парадоксы влечения к западу,
Подготовлено по материалам НЦ НТИ РК
Подготовка PhD-докторов
Происходящие в мире процессы глобализации, интернационализации научных исследований, увеличения мобильности научно-технических кадров (на 300% за последние 25 лет), по оценке западных исследователей, требуют внесения изменений в систему образования и подготовки научных и научно-педагогических кадров с учетом международных стандартов и с целью интеграции страны в мировое образовательное и научное пространство. Учет международных стандартов тем не менее не означает стопроцентное их заимствование. Болонская конвенция не императивна. Она предусматривает уважение к особенностям и традициям отдельных стран. Образование не может быть целиком стандартизированным, и, механически заимствуя лишь внешние формы и нормы западных образовательных систем, можно получить высокообразованное поколение выпускников, готовых работать в Европе или в США, но... на вторых ролях.
Между тем с 2005 года и в Казахстане начали внедряться докторские программы PhD в рамках Государственной программы развития образования. Подготовка докторов наук нового типа начата в двух университетах: Казахском национальном университете им. аль-Фараби и Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилёва. В 2008 году зарегистрированы первые 86 диссертационных работ. Полномочия присуждения степени PhD передаются в диссертационные советы организаций образования или науки, реализующих образовательные программы докторантуры, без утверждения решения диссертационного совета Комитетом по контролю в сфере образования и науки (ККСОН).
Переход системы послевузовской подготовки образовательных и научных кадров на программы PhD следует принять как факт, хотя, по данным социологических исследований Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований Bisam Central Asia, проведенных в 2006 и 2008 годах в виде двух массовых опросов (700 и 1600 анкет) и серий глубинных интервью с экспертами, «внедрение в Казахстане англо-американской системы аттестации научных кадров, венчаемой академической степенью PhD, полностью одобрило лишь 4% и «скорее одобрило» 27% респондентов. 29% опрошенных полагают, что по своему содержательному наполнению статус PhD ниже нынешнего кандидата наук, 44% ставят степень PhD на уровень кандидата наук и только 8% – на уровень доктора наук. Остальные респонденты затруднились дать оценку». До 2011 года будет параллельно функционировать и традиционная система подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации.
Вопрос сохранения в отдаленном будущем традиционной системы подготовки и аттестации научных кадров пока открыт, так как в проекте Закона РК «О науке», который находится в настоящее время на рассмотрении в парламенте, содержатся определения понятий «доктор наук», «кандидат наук», «академическая степень магистра», «высшая академическая степень доктора философии (PhD) и доктора по профилю», и постановлением Правительства Республики Казахстан № 777 от 26 мая 2009 года утверждены формы государственного образца квалификационных документов, среди которых дипломы доктора PhD, кандидата и доктора наук. При этом четко разграничено: кандидат и доктор наук – это ученые степени, а магистр и доктор философии PhD – это академические, образовательные степени. Такой же подход в этом вопросе и в Законе РК «Об образовании».
Таким образом, на законодательном уровне допускается наличие всех указанных квалификационных уровней, что, вероятно, было бы оптимальным вариантом системы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации.
Министерством образования и науки планируется увеличение государственного образовательного заказа по программе докторантуры PhD со 100 человек в 2008 году до 2500 человек к 2010 году. Предполагается, что последняя цифра обоснована и потребность в таком количестве PhD-специалистов экономически просчитана, поскольку подготовка PhD-докторов, с одной стороны, достаточно затратна. В настоящее время на начальном этапе внедрения программ PhD только на привлечение ведущих зарубежных преподавателей для обучения, консультаций и руководства докторантами в двух университетах ежегодно из республиканского бюджета выделяется 2 млн долларов. Кроме того, для каждого докторанта в обязательном порядке предусматриваются научные стажировки в зарубежных вузах-партнерах.
С другой стороны, по данным Агентства по государственной статистике РК, из примерно полутора тысяч ежегодно защищающихся кандидатов и докторов наук не более 15% находят применение в научной сфере, а PhD-доктора – это особая категория кадров, и ее место и востребованность в научно-инновационном развитии страны еще недостаточно определены.
В ближайшее время докторские (PhD) программы будут внедрены в шести университетах республики (см. табл.).
На государственном языке в 2008 году было защищено 26 докторских и 303 кандидатских диссертаций, или 25,9% от всех защищенных диссертаций. То есть доля защищенных диссертаций на государственном языке в 2008 году несколько возросла относительно 2007 года (24,2%). Наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа защит на государственном языке (см. диаграмму).
Существенных изменений в отраслевой структуре защищенных диссертаций на казахском языке в 2008 году не произошло. Основная доля приходится на общественные науки (71,7%), среди которых педагогические составляют 20,6%, филологические науки – 16,4%, исторические — 7,3%; увеличилась доля работ по экономическим (на 2,8%) и юридическим (на 1,7%) наукам, доля которых в сумме составила 20,3% от общего числа работ, защищенных в области общественных наук. По две докторские диссертации на государственном языке защищено по истории, психологии, одна – по экономике, ни одной – по философии, юридическим наукам, искусствоведению, архитектуре, социологии, политологии и культурологии. Не изменилась доля работ среди естественных и точных наук (7,3% в 2008 году, как и 7,3% в 2007 г.). По данному разделу науки защищена одна докторская работа по физико-математическим наукам и одна по биологии. Ни одной докторской работы не было защищено по химии и наукам о Земле.
В области технических и прикладных наук произошло увеличение доли работ на государственном языке на 9,6%. Увеличился процент работ по техническим наукам на 4,3%, медицинским на 2,8 ветеринарным на 1,0 и сельскохозяйственным на 0,7%. В 2008 году не было защищено ни одной диссертации по фармацевтическим наукам, по ветеринарным – только кандидатские (11 ед.). Наименьшее количество работ защищено по искусствоведению (11) и фармации (7), ни одной защиты не было по архитектуре.
Всего за годы существования в Казахстане системы подготовки кадров высшей квалификации на государственном языке защищено 3203 диссертации, в том числе 355 докторских и 2848 кандидатских, что составляет 17,9% от общего числа защищенных диссертаций.
Комментарий независимого редактора
Вопрос о системе научных степеней – один из самых острых в любой стране. То, что сегодня возникло в Казахстане, очевидно, является некоторым промежуточным вариантом. Долго он не продержится. Это все равно что перевести часть машин на правостороннее движение, а другую часть оставить на левостороннем. В целом мне кажется, что переход на одноуровневую систему степеней – шаг в правильном направлении. Возможно, сначала стоило бы просто отказаться от присвоения степени доктора наук. К сожалению, она в целом себя скомпрометировала на всем постсоветском пространстве. Другой острый момент – защита диссертаций на государственном языке. Надо ли биться за это или все-таки рассматривать высокое качество и международную экспертизу как приоритет? Наука принципиально интернациональна, поэтому, например в Индии, большинство диссертаций защищается на английском языке. Связь казахстанских исследователей с огромной русскоязычной научной литературой является сегодня одним из конкурентных преимуществ казахстанской науки.
Доктор математических наук академик НАН РК Аскар ДЖУМАДИЛЬДАЕВ:
«Возьмите это PhD. Какая разница между чапаном и плащом? Никакой, в принципе. Функционально и то, и другое – одежда. Разница может быть только в покрое или в ткани. Какая разница между кандидатскими степенями и PhD? Большой разницы нет. Говорят, кандидатскую степень за рубежом не признают. Чепуха это. Половина моих сокурсников по МГУ прекрасно устроились на Западе со своими кандидатскими дипломами. Извините, у кого болашаковцы получают образование за рубежом? А я вам скажу: у моих однокурсников из МГУ. Они все работают в Америке. В любом американском университете половина математиков – из МГУ. Это как если бы мы ехали в Каскелен через Москву и Вашингтон – примерно так. Думают, что PhD – панацея, что будет меньше халтуры. Черта с два! Все равно нужен ВАК, контроль. У нас сто университетов, и все будут присваивать PhD? Смешно это. Для любителей поживиться и для денежных соискателей – рай. Понимаю, хотят упростить процедуру и отсечь «чиновников», но, мне кажется, этими упрощениями занимаются, как правило, те, кто в жизни ни одной научной статьи не написал».