Гора родила мышь
Подготовлено по материалам НЦ НТИ РК
Для развития национальной инновационной системы нужно заниматься не только вопросами создания научных разработок и подготовкой их к внедрению. Более действенный (а может, и единственный) механизм, который требуется, – это госзаказ на конечный продукт, будь то таблетки, дороги или добротное вооружение. Если государство будет заказчиком готовой продукции, то это поднимет и научные учреждения, и производство.
Мировая практика показывает, что для того, чтобы результаты НИОКР находили своего потребителя, необходимо, чтобы процесс «наука—производство» начинался с потребителя. Сегодня наука развитых стран составляет неотъемлемую часть комплекса «промышленость–инновации–образование–наука». При этом не малые производственные предприятия и фирмы будут определять заказ на научные разработки и сами заниматься НИОКР, а крупные компании-отрасли (масштаба «Майкрософт», «Дженерал Моторс» и др.), обладающие мощной современной производственной структурой и огромными финансовыми возможностями, реализуют бизнес-модель «экономика знаний», осуществляют крупные вложения в генерацию новых знаний, формируют спрос на результаты инновационной деятельности.
В нашей стране этот механизм трудно осуществим из-за отсутствия подобного типа компаний, руководства крупными предприятиями иностранными специалистами, мало заинтересованными в использовании результатов исследований казахстанских ученых и разработке отечественных технологий. Поэтому в Казахстане пока более реальным является традиционный путь инновационного развития – от науки к производству. А для этого первоначально необходимо провести инвентаризацию накопленных результатов научно-технической деятельности и выявить имеющие коммерческий потенциал конкретные результаты фундаментальных и прикладных НИР, проводимых по приоритетным направлениям в рамках научно-технических программ.
Национальным центром научно-технической информации (НЦ НТИ) начата работа по определению результативности НИОКР, выполняемых в рамках НТП по приоритетным направлениям развития экономики, с целью выявления новых технологий, имеющих инновационный потенциал, для дальнейшего вовлечения их в хозяйственный оборот, а также оценки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на науку. Информационной базой исследования является государственный фонд отчетов о НИОКР, формируемый с 1994 года и насчитывающй свыше 15 тыс. документов.
Проанализированы результаты НИОКР, выполненных в рамках 4 приоритетов из 5, определенных ВНТК в 2007 году: технологии для углеводородного и горно-металлургического секторов и связанные с ними сервисные отрасли; биотехнологии; ядерные технологии и технологии возобновляемой энергетики; информационные и космические технологии. Отчетные материалы по приоритетному направлению – нанотехнологии и новые материалы – будут анализироваться в следующем году, так как научно-техническая программа по данному приоритету завершается в 2009 году. Работа по оценке результативности включала три этапа:
1-й этап – оценка результативности отдельных НИОКР;
2-й этап – оценка результативности НТП;
3-й этап – оценка результативности научно-технических приоритетов.
Для реализации работ по первому этапу была разработана форма краткого заключения на результативность НИОКР, включающая также некоторые критерии коммерческой привлекательности. Информационной основой заключения явились сведения, представляемые организациями-исполнителями в регистрационных и информационных картах на НИОКР и непосредственно в заключительных отчетах по расматриваемым НИОКР.
Кроме того, использовались сведения из плановых и отчетных форм, представленных головными организациями по выполняемым НТП. Ретроспектива инвентаризуемых отчетов представлена периодом с 2000 по 2008 год.
Критериями оценки результативности и перспективности НИОКР приняты следующие:
1. Новизна и актуальность, охватывающие показатели публикационной активности, патентоспособности и защищенности охранными документами.
2. Информационно-аналитическое обеспечение НИОКР, включающее оценку наличия патентных исследований и анализ зарубежных исследований по тематике (данный критерий показывает научную проработанность темы).
3. Вид полученной продукции и степень ее разработанности – критерии, призванные определить завершенность полученной продукции.
4. Критерии эффективности: экономической, экологической, социальной, эффективность инвестиций, возможности импортозамещения и повышения экспортного потенциала республики, преимущества использования данной разработки на практике.
5. Наличие рынка сбыта – как в Казахстане, так и за рубежом.
Второй этап работ – оценка результативности НТП – включал описание количественных (количество публикаций, полученных охранных документов, затраты на финансирование, количество исполнителей) и качественных (полученные технологии, методы, способы, образцы, проведенные испытания и внедрения) результатов. Для того, чтобы сравнить результативность отдельных программ в рамках заданного приоритета, использовались приведенные формализованные показатели:
- затраты на 1 исследователя;
- публикационная активность на 1 исследователя;
- патентная активность на 1 организацию.
Третий этап работ по оценке завершенных в стране научных исследований – оценка результативности научно-технических приоритетов – носит наиболее масштабный характер и представляет собой интерес для Высшей научно-технической комиссии (ВНТК) при Правительстве РК для принятия решений по дальнейшему сбалансированному и эффективному развитию отраслей наук и экономики.
При оценке приоритетных направлений развития науки и технологий проводится сравнительный анализ результативности соответствующих НТП в рамках одного приоритета, что позволяет получить данные, которые могут быть использованы для корректировки политики формирования и финансирования НТП и могут способствовать развитию наиболее эффективных технологий для инновационного развития экономики страны.
В свете этой работы, которая будет развиваться и в дальнейшем, еще раз следует подчеркнуть важность полноты охвата госрегистрацией всех выполняемых в республике НИОКР и полноты фонда отчетов, соблюдения исполнительской дисциплины организациями, выполняющими НИОКР, по своевременному и качественному представлению отчетных документов.
В связи с этим заметим, что по программам фундаментальных исследований и отраслевым программам действует эффективный механизм улучшения отчетности по НИОКР – получение организацией финансирования на предстоящий год только после представления отчета за год прошедший. Данный механизм поэтапного своевременного финансирования через Министерство образования и науки следует распространить на все НИОКР, в том числе по договорным работам и НИР, выполняемым по заданию министерства, отчетность по которым, как правило, проводится с опозданием в один, иногда в два года.
Для повышения эффективности государственного учета выполняемых научно-исследовательских работ и качества предоставляемых документов НЦ НТИ проводит постоянный мониторинг состояния регистрации НИОКР и отчетности по ним и информирует об этом вышестоящие органы и организации-исполнители. В 2008 году было подготовлено 15 фактографических справок.
Разработанное в НЦ НТИ программное обеспечение позволяет в рамках БД «Статистика НИОКР» исключить дублирование регистрируемых НИОКР или выявить его наличие. По приказу Комитета науки МОН РК в 2007 году была проведена инвентаризация проведенных исследований за 10 лет на предмет дублирования. Сведения о зарегистрированных в 1997–2007 годах НИР в разрезе 62 рубрик (свыше 6700 НИР) были переданы членам комиссии для анализа и по представленным ими заключениям подготовлена аналитическая справка для Комитета науки.
Периодически обращается с запросами АО «Фонд науки» о проведении проверки на дублирование в БД НЦ НТИ проектов, поданных на финансирование через фонд. За 2007–2008 годы проведена проверка перечня из 325 проектов, в том числе 50 – в 2008 году.
В связи с сокращением доли сектора госбюджетных исследований сужается сфера госрегистрации НИОКР и снижается полнота информации о проводимых в республике научных исследованиях, а также представительность государственных фондов отчетов, содержащих сведения о последних достижениях и разработках казахстанских ученых. В целом сокращается сфера учета и контроля за научно-исследовательским процессом в стране. Существующее на сегодняшний день нормативно-методическое обеспечение госрегистрации НИОКР в Казахстане не дает возможности охватить госрегистрацией НИОКР, выполняемые за счет средств зарубежных грантодателей и Фонда науки (а это наиболее перспективные исследования), за счет собственных средств организаций, иностранных инвестиций, средств институтов развития и других внебюджетных источников. Проблема неполноты госрегистрации НИОКР сохраняется с 1994 года, несмотря на неоднократно предпринимаемые инициативы и усилия со стороны НЦ НТИ для ее решения.
В целях обеспечения полноты регистрации НИОКР и диссертаций и в связи с переходом от традиционной системы подготовки кадров высшей квалификации на докторские программы PhD, с разработкой проекта Закона «О науке» подготовлен и передан в Комитет науки для согласования проект Правил государственной регистрации защищенных диссертаций на соискание высших академических степеней доктора философии и доктора по профилю, ученых степеней кандидата и доктора наук, государственных и отраслевых (секторальных) научно-технических программ, программ фундаментальных и прикладных исследований; открытых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-технологических работ, а также их результатов, независимо от формы собственности организации-исполнителя и видов источника финансирования.
Задержка с утверждением Закона «О науке» препятствует введению вышеуказанных правил, а это, в свою очередь, создает сложности в госрегистрации диссертаций национальным центром НТИ. Так, в 2008 году регистрация PhD-диссертаций была проведена со значительной задержкой во времени, так как по процедуре защит PhD-работ не требуется утверждение решения диссовета Комитетом по контролю в сфере образования и науки, который проводил его после обязательной государственной регистрации в НЦ НТИ, со сдачей экземпляра диссертации в Государственный фонд. В результате «сбоя» налаженной и безотказно действовавшей в течение 16 лет процедуры госрегистрации из 86 защищенных в 2008 году в Госфонде отсутствуют 26 работ, и информация о них имеется только на уровне учетных карт, оформленных НЦ НТИ в инициативном порядке на основе документов, любезно предоставленных ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва.
Для полноты учета кадрового потенциала республики, подготовки молодых ученых налажено сотрудничество с АО «Центр международных программ» (ЦМП). ЦМП предоставляет списки ученых, обучавшихся за рубежом по докторской программе и получивших степени PhD, продолжающих обучение в настоящее время. На сайте ЦМП выставлены информация о регистрации в НЦ НТИ диссертаций и электронный вариант учетной карты диссертаций.
Проводятся научно-методические семинары для ученых и технических секретарей диссертационных советов НИИ и вузов г. Алматы и молодых ученых по вопросам повышения качества оформления представляемых на государственную регистрацию диссертационных работ и учетно-регистрационных документов. Кроме того, с 2007 года начата новая работа НЦ НТИ по проверке защищенных в республике кандидатских и докторских диссертаций на плагиат. Проводилось тестирование пилотной версии программы PlagiatInform. Проверено 266 диссертационных работ из списка, переданного Комитету по контролю в сфере образования и науки МОН РК (ККСОН).
Результаты тестирования показали, что система PlagiatInform позволяет технически выявить и определить в процентном отношении долю заимствованного из других диссертаций текста. Однако определение наличия плагиата должно оставаться за экспертом. В 2008 году в НЦ НТИ проведена презентация программы для председателя и экспертов ККСОН, а затем в МОН РК – для средств массовой информации. Подписан договор о сотрудничестве с ККСОН МОН РК, который предусматривает выполнение по запросам ККСОН проверки на плагиат диссертаций, обмен информацией о прошедших госрегистрацию, утверждение и переаттестацию диссертационных работ, обмен выпускаемыми изданиями, совместное участие в мероприятиях, посвященных вопросам подготовки кадров высшей квалификации.
Проблемы подготовки кадров высшей квалификации во многом являются общими для стран СНГ, вышедших из Советского Союза. Однако за уже довольно продолжительный период суверенного существования каждая из этих стран наработала свой положительный опыт в сфере подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Ежегодно с 2002 года по инициативе Госкомитета по науке и новым технологиям Республики Беларусь и Белорусского института системного анализа в научно-технической сфере (БелИСА) проводятся международные конференции по проблемам подготовки кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития. В этих конференциях принимают участие Россия, Украина, Кыргызстан, Армения, Молдова, Грузия на уровне, как правило, председателей ВАК стран-участников, представители бизнеса, академической науки, промышленности. Ни в одной из этих представительных конференций не принимал участие ККСОН РК, хотя информация о них заблаговременно направлялась в МОН РК. Казахстан представляли, и то не каждый год, сотрудники НЦ НТИ, которые подготовкой кадров высшей квалификации не занимаются, только фиксируют ее результаты. Видимо, ККСОН следует обратить внимание на указанные весьма полезные мероприятия.