среда, 25 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Промышленность-наука-образование

Подготовлено по материалам НЦ НТИ РК

Знаменитый российский академик Е. Велихов в одном из своих выступлений сказал: «Проблемы научно-технического потенциала и инновационного развития страны в целом коренятся в том, что промышленность, наука и образование рассматриваются не как единый взаимоувязанный комплекс, а как совершенно независимые друг от друга промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и даже школы, индивидуально выживающие в промышленной, научной и образовательной нишах мирового рынка. И цель реализуемого в России варианта рыночной экономики заключается в достижении конкурентоспособности на мировом рынке продукции отдельного национального промышленного предприятия, отдельного научного или образовательного учреждения, а не доминирования на этом рынке национального комплекса «промышленность–наука–образование». Все сказанное практически относится и к Казахстану, где процессы интеграции науки, образования и производства развиты пока весьма слабо.
В русле подобной автономизации в нашей республике активно идет процесс акционирования научных организаций с весьма неопределенными целями в плане потребностей развития науки, коммерциализации вузов, которая способствует скорее конкуренции, нежели сотрудничеству и интеграции. «Проблема подготовки кадров, которой в советские времена занималось только государство, сегодня может решаться на путях государственно-частного партнерства, тесного взаимодействия между системой подготовки кадров (вузы, аспирантура) и производственным сектором. Пока отечественные частные бизнес-структуры нацелены прежде всего на получение скорой прибыли, а подготовка конкурентоспособных специалистов – процесс долгосрочный, требующий «длинных денег», которые есть у государства».
В Казахстане создан Центр государственно-частного партнерства во главе с Б. Смагуловым. Сейчас разрабатываются концепция развития государственно-частного партнерства до 2020 года, отраслевые проекты, дополнения, изменения в законодательстве. Однако от концепции до практики и реального активного участия частного сектора в подготовке кадров для нужд страны дистанция пока еще велика, особенно если учесть, что 90% промышленного производства в Казахстане находится в частных руках и к тому же образование и наука в настоящее время не входят в сферу интересов и деятельности Центра государственно-частного партнерства. По словам академика Ж. Алфёрова, для того, чтобы научные результаты (добавим – и научные кадры) были востребованы экономикой, необходимо возродить высокотехнологичные отрасли промышленности, создать экономику, которой нужна наука.
В России интеграция науки и образования практически поддерживается правительством в рамках реализации программ «Интеграция» (1996–2000 гг.) и «Фундаментальные исследования и высшее образование», реализация которой началась с 1998 года. По программе «Интеграция» создано 154 учебно-научных центра. Связующим звеном становятся кадры, в том числе студенты и аспиранты. При этом доходы от образовательной деятельности вузов могут быть одним из источников финансирования фундаментальной науки. Таким образом, наука поддерживает образование на современном уровне, а образование служит одним из источников финансирования науки.
Научно-образовательные центры сфокусированы на интегрированном развитии науки, образования и внешних связей (с учебными, научными, инновационными, промышленными организациями и предприятиями). Соотношение исследователей в научно-образовательных центрах из вузов и академических институтов составляет в среднем 2 : 1. Около 60% участников научно-образовательных центров моложе 35 лет, поэтому можно говорить, что модель научно-образовательных центров закрепляет в науке молодых. Появились новые направления работы, усилилась междисциплинарность выполняемых проектов. Число зарубежных публикаций в соавторстве по всем научно-образовательным центрам за годы реализации программы возросло на 30%.
Этот положительный опыт заслуживает внимания и применения в Казахстане.
Вызовом системы подготовки кадров является слабая подготовка преподавательского состава высшей школы и слабое участие в научно-исследовательских работах. Причиной этого является чрезмерная коммерциализация высшего образования. Преобладание частных коммерческих вузов в Казахстане, не имеющих научных школ и современного научного оборудования (так как в основном это вузы гуманитарного профиля), с недостаточно укомплектованным ППС, – все эти факторы отнюдь не способствуют высокому качеству подготовки ими кадров. Стремясь к европейским стандартам высшего образования, следует обратить внимание, что в Западной Европе лишь 10% студентов учатся в частных вузах. Несомненная опасность для современной казахстанской системы вузовского и послевузовского образования заключается в явной тенденции все большего превращения ее из бесплатной в платную: даже в государственных вузах 81,2% студентов в 2007 году обучались на платной основе, а это отсекает от высшего образования, магистратуры прежде всего значительную часть молодежи из малообеспеченных семей.
Особую остроту приобретает недостаточная ориентация научно-педагогических и инженерных кадров республики, в том числе высшей квалификации, на инновационное развитие страны. Действующая у нас система подготовки кадров реализует в основном традиционную модель обучения, ориентированную на усвоение предметно-дисциплинарных знаний. Новые же условия объективно требуют подготовки таких специалистов, которые будут способны решать проблемы методами не только улучшения реальности, но и проектирования будущего. В новых условиях все специалисты, занятые удовлетворением изменяющихся потребностей социума, должны ориентироваться не на то, что будет необходимо сегодня, а на то, что будет востребовано завтра, и, очевидно, в ближайшее время успех будет сопутствовать тем профессионалам, которые овладеют мастерством адекватного моделирования динамических процессов реальности, надежного прогнозирования.
Инновационное высшее образование можно определить как процесс подготовки специалистов, ориентированных на решение социальных, экономических, технических, экологических, политических и других проблем методами моделирования, прогнозирования будущего на основе междисциплинарного синтеза знаний.
Учитывая изложенное, необходимо вводить уже апробированные методики целевой подготовки кадров на принципах проектно-деятельностного обучения, закрепляющего навыки проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности. Эти методики реализуются в структуре корпоративных университетов. Продуктом корпоративного университета выступают готовые высокоэффективные инновационные проекты, объединяющие носителей идей, команду исполнителей, материально-техническую базу, прошедшие стадию коммерциализации и готовые к промышленному внедрению, или организация нового бизнеса, или внедрение результатов проекта в уже существующие производства.
Подготовка кадров в корпоративных университетах (особенно в России – практически во всех университетах) осуществляется на основе компетентностной модели, ориентированной на развитие и использование творческого потенциала кадров, суть которой отражает краткое определение: «компетентностная парадигма – «зажечь факел», знаниевая – «наполнить сосуд». В Казахстане же только начинается внедрение компетентностных подходов, которые приходят на смену традиционным. Научно-методическая база подготовки инновационных менеджеров в России сформирована и апробирована в целом ряде ведущих вузов (МФТИ, МИЭТ, МГТУ, ТУСУР, ТГУ, СГАУ, ННГУ и др.). Разработаны государственные образовательные стандарты нового поколения, учебные программы по новым специальностям, согласованным с партнерами в профильных отраслях промышленности («Организация и управление наукоемким производством», «Менеджмент высоких технологий», «Наукоемкие технологии и экономика инноваций»). Но в Казахстане на сегодняшний день процессы подготовки и повышения квалификации кадров отстают от бурного развития инновационных технологий. Современные технологии выдвигают принципиально иные требования к работнику: это должен быть интеллектуал, обладающий высоким творческим потенциалом.
В связи с этим в мире развернулась ожесточенная конкуренция в области качества образования и интеллектуальных ресурсов. Однако большинство вузов в Казахстане превратились в «фабрики дипломов», выпускающие специалистов без учета востребованности их специальностей. В результате усугубляется ситуация с достаточно высоким уровнем безработицы среди лиц, имеющих высшее образование.
Востребованные на рынке технологии наш специалист после получения диплома осваивает в большинстве случаев самостоятельно. Экономический аспект данной ситуации отражают экспертные оценки: расходы работодателей на доводку выпускников вузов до «нужной кондиции» в России составили около 460 млрд долларов, в два раза больше, чем государство потратило на высшую школу – 214 млрд (2007 г.). Следует налаживать многовекторные тесные контакты с отечественными и зарубежными фирмами–потребителями кадров.
Отдельные вузы разрабатывают и реализуют экспериментальные образовательные программы подготовки специалистов, необходимые для инновационной экономики. Так, в связи с дефицитом управленцев-рыночников – менеджеров современного типа для различных сфер деятельности КарГТУ ведет подготовку бакалавров по таким управленческим специальностям, как «Государственное и местное управление», «Менеджмент». В дальнейшем была разработана программа «Модель университетского управленческого образования рыночного типа». Подобные программы необходимо ускоренно развивать, а разработанные в зарубежных странах методики осваивать и адаптировать, чтобы подготавливаемые кадры не были кадрами для экономики вчерашнего дня.
По сравнению с вузовскими образовательными инновационными программами система подготовки кадров высшей квалификации не менее инертна: в Номенклатуре специальностей ККСОН всего одна специальность – «Управление инновациями» – имеет непостредственное отношение к инновационной деятельности.
Представляется, что системности в подготовке инновационных кадров будет способствовать государственная программа на 2009–2011 годы «Путь в Европу», согласно которой предусматривается проведение ряда учебных мероприятий по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента и переподготовке инженерных кадров на территории технопарков с приглашением специалистов европейских стран. Кроме того, в планах: создание современных подходов управления организациями образования и науки, обмен студентами и ППС, создание в сфере технического и профобразования, с учетом опыта европейских стран, национальной квалификационной системы, внедрение системы сертификации квалификаций, разработка образовательных программ, отвечающих международным требованиям, привлечение зарубежных преподавателей и специалистов для работы в учебных заведениях, создание университетских систем управления качеством образования (к примеру, на базе Казахстанско-Британского технического университета). 

Комментарий независимого редактора
Действительно, Казахстан унаследовал от советской системы определенный разрыв между исследовательскими и образовательными центрами. В СССР было всего несколько вузов, в которых были самостоятельные и мощные исследовательские институты. Думаю, сегодня уговорами о сотрудничестве Академии наук и университетов задачу не решить. Здесь нужны институциональные решения, возможно, связанные с прямым объединением исследовательских и образовательных организаций, с формированием реально исследовательской аспирантуры. В ряде стран сегодня активно создаются межвузовские программы подготовки магистров и аспирантов, к которым присоединяются и научные центры. Возможно, об этой форме стоит подумать.

Оставить комментарий

Антресоли

ОБСЕ ОБСЕ
Редакция Exclusive
04.01.2010 - 11:28
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33