Два года и первые результаты
Председатель правления АО "Корпорация по развитию и продвижению экспорта "Kaznex" Ерлан Аринов
С февраля 2008 года, момента основания корпорации, нам удалось пройти этап становления и показать первые результаты своей деятельности.
Напомню, что КАZNEX создана по аналогии таких международных организаций, как корейская KOTRA, японская JETRA, британская UKTI, австралийская AUSTRADE, малайзийская MATRADE и так далее. Подобные агентства, а за последние двадцать лет их количество удвоилось, существуют в 119 странах мира. Согласно исследованиям Всемирного банка, они являются самым популярным и эффективным инструментом продвижения экспорта.
Наша корпорация начала работу с построения инфраструктуры поддержки отечественных экспортеров, в частности налаживания системы сервисной помощи. Прежде всего мы подготовили аналитические страновые обзоры и бриф-анализы, подробно изучив импорт государств на уровне четырех знаков кода ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). Такие обзоры позволяют определить потенциальные экспортные ниши для отечественных экспортеров, поскольку в них представлен анализ тенденций роста импортных поставок по конкретным товарным позициям. Что самое важное, обозначены тенденции роста стоимости продукции, а это означает, что зарубежные рынки в ней нуждаются, и поэтому государства стараются минимизировать таможенные пошлины, а также свести к минимуму нетарифные барьеры.
Второй инструмент аналитической поддержки – бриф-анализы подразумевают позиционирование конкретного казахстанского товара на определенном рынке на уровне 10-значного кода ТН ВЭД. Данные исследования служат основанием для выработки более детальной маркетинговой экспортной стратегии отечественного производителя.
Кроме того, мы выпустили серию материалов «в помощь экспортеру», в которых доступным языком изложены инструкции по самым актуальным темам и направлениям. К примеру, они содержат рекомендации, как выйти на экспортные позиции, провести анализ внешних рынков, подобрать маркетинговые инструменты, оценить риски и барьеры ведения экспортной деятельности и так далее. Также мы издали путеводитель экспорта по семи странам, где расписаны процедуры таможенного, налогового, валютного регулирования и администрирования.
Целая серия инструментов направлена на продвижение казахстанской продукции за рубежом. Это осуществление торговых миссий наших предпринимателей за пределами республики, организация диалога деловых кругов с государственными органами зарубежных стран (в прошлом году это были Корея и Китай), проведение переговоров с потенциальными партнерами, в том числе и в самом Казахстане.
Для продвижения продукции отечественного бизнеса КАZNEX обеспечивает участие экспортеров в специализированных и профильных выставках. Именно на таких форумах в основном происходит знакомство продавцов и покупателей, налаживаются партнерские отношения и, в итоге, заключаются контракты.
Мы также проводим презентационные мероприятия торговых знаков казахстанских производителей за рубежом. Определяем страну–потенциальный рынок сбыта, организуем там встречи, в рамках которых представляется наша продукция. Экспортные контракты заключаются и посредством таких узконаправленных меропритяий.
К инструментам сервисной поддержки можно отнести логистические расчеты максимальных экспортных маршрутов, когда выбирается страна и по всем категориям товаров (генеральные, навалочные, наливные) рассчитывается стоимость транспортировки. При этом схема доставки может быть комбинированной – автомобильным, железнодорожным, авиационным транспортом. Помимо самих расчетов бизнесменам предоставляется информация о процедурах таможенного оформления, страхования грузов, пересечения границы и подготовки сопроводительных документов.
Ко всему прочему нами подготовлен национальный справочник экспортной продукции, который содержит информацию о самих товарах и контактные данные о их производителях. В Казахстане он издается уже второй год подряд и распространяется через все зарубежные дипломатические представительства Казахстана, а также через иностранные диппредставительства в нашей стране, сеть торгово-промышленных палат, международные организации, такие, например, как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития. Этот справочник получают и участники международных конференций и бизнес-форумов.
Благодаря такой комплексной сервисной поддержке, при непосредственном содействии KAZNEX за два года было заключено контрактов на 120 миллионов долларов. Удалось наладить поставки стеклопластиковых труб, металлоконструкций, филе судака, сантехнической продукции, текстиля и других товаров за рубеж.
Помимо этого на протяжении всего этого времени мы добивались внедрения финансовой поддержки наших экспортеров, которая широко применяется во всем мире. Речь идет о возмещении затрат производителей при выходе на внешние рынки. С этого года впервые такой же инструмент будет использован и в нашей стране. Казахстанские поставщики могут рассчитывать на компенсацию расходов, связанных с процедурами регистрации продукции за пределами республики. К примеру, чтобы зарегистрировать лекарственные средства в Узбекистане только одного препарата, необходимо 2,4 миллиона тенге. Шымкентский завод «Химфарм» зарегистрировал 50 наименований (среди них пенталгин, аналгин, цитрамон и другие), и в результате объем его экспорта в соседнюю республику составил 732 миллиона тенге.
Следующий вид возмещения связан с процедурами получения сертификации товаров. Например, завод «Белкамит» получил сертификат, потратив на его оформление 3,5 миллиона тенге. В то же время объем экспорта металлоконструкций и другой его продукции составил 300 миллионов тенге.
Следующий вид гранта – это компенсация расходов на содержание зарубежного представительства или торговой точки, как это принято в международной практике. К примеру, наша компания Textiline открыла шоу-рум в Швейцарии, расходы на ее содержание составили 4,5 миллиона тенге. Между тем объем экспорта в эту страну насчитывает 300 миллионов тенге.
Возмещаются также затраты экспортеров на аренду экспозиционной площади и регистрационный взнос за участие в специализированных выставках. Так, расходы компании «Актюбрентген», демонстрировавшей свою продукцию на выставке «Здравоохранение–2009» в Москве, по этим статьям составили 3 миллиона тенге, а объем экспорта после экспозиции оценивается в 186 миллионов тенге.
Следует упомянуть о брендинге и рекламе товара, что необходимо для его выхода и продвижения на зарубежные рынки. Потенциальные покупатели привлекаются через размещение рекламы в газетах, журналах, на телевидении, также презентационные мероприятия. При этом расходы несут экспортеры. К примеру, АО «Рахат» проводил PR-кампании, участвовал в зарубежных выставках, разработал дизайн упаковки для освоения китайского рынка, потратив 4,1 миллиона тенге. В то же время экспорт окупил эти затраты и составил 623 миллиона тенге.
Почти 200 стран мира применяют данные гранты в зависимости от своего экономического состояния. Так, на эти цели Бразилия ежегодно тратит 217 миллионов долларов, Австралия – 200 миллионов, Малайзия – 185 миллионов, Турция – 123 миллиона. В Казахстане насчитывается порядка 260 стабильных экспортеров несырьевой продукции пищевой, химической, машиностроительной промышленности с высокой добавленной стоимостью, которая находит свою нишу на внешних рынках.
В этом году все вышеуказанные инструменты будут впервые реализованы КАZNEX в рамках пилотной апробации. Надеюсь, в следующем году финансовую поддержку мы поставим на более массовую основу, тем самым уравняем условия наших экспортеров и поставщиков из других стран, получающих государственную помощь. После пилотной апробации мы перейдем к обсуждению увеличения пакета материальной помощи нашим производителям, вышедшим или готовым выйти на международный уровень. Как известно, в мировой практике используется возмещение затрат на электроэнергию, транспортировку товаров на внешние рынки (для аграриев), компенсация налога на прибыль – в казахстанском варианте это корпоративный подоходный налог на экспортную продукцию. Подобная работа, разумеется, потребует определенного времени, расчетов, обоснований, и мы будем ее активно проводить совместно с производителями и бизнес-объединениями.