воскресенье, 22 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Встречают по одежке

Михаил Камышный, управляющий директор «Тетра Пак Центральная Азия»

– Давайте начнем с Таможенного союза. Какие перспективы либо сложности Вы видите в этом объединении, особенно в плане развития экспортного потенциала Казахстана?
– Начнем, пожалуй, с цифр. Если говорить про пищевую промышленность, «Тетра Пак» все-таки профилируется на соках, напитках и молочной продукции – экспорт Казахстана, за исключением статистической погрешности, практически равен нулю. А импортная составляющая в молочной промышленности составляет 15–20%, в соковой – порядка 8–10% (цифры можно уточнить). Почему? Если же говорить про наши северные границы, существовали объективные сложности. Несмотря на то что на молочную и на большую часть соковой продукции таможенных пошлин не существует, россияне более умело выстраивали административные барьеры, в то время как на тех же самых условиях мы видим здесь достаточно много российских продуктов.
Я не думаю, что с появлением Таможенного союза значительно увеличится импорт, потому что тот, кто хотел играть на этих рынках, уже здесь. Это касается как молока, так и соков. Нулевая таможенная ставка существует уже давно. С открытием границ исчезают барьеры и для наших производителей, и это скорее даже возможности, чем угроза. Время, конечно, покажет, но, видимо, административные барьеры будут полностью убраны. Многие компании уже всерьез подумывают и даже уже открывают офисы в Томске, Омске, Новосибирске для того, чтобы реализовывать там свою продукцию.
Дальше, конечно, встает вопрос о том, насколько она востребована, вопрос по цене и восприятию. Начнем со второго. Часть казахстанских брендов имеет ту или иную национальную окраску, остальные – более нейтральную. То есть продажа лидера нашего рынка молока «Айналайн» в России, особенно если оставить надписи на казахском языке, думаю, не сможет обеспечить серьезных, прорывных позиций. Может быть, лишь в каких-то отдельных регионах, как Татарстан. Поэтому наши производители сейчас рассматривают возможность убрать надписи на казахском языке для экспортной продукции, чтобы она выглядела более универсально и международно. Есть свежий пример молока «Домашнее» компании «ФудМастер», которое заменило свое название на более международное – «Лактель».
Конечно же, конкуренция в любом случае возрастет, но в среднесрочной перспективе, думаю, это хорошо, потому что люди начнут подтягивать стандарты. Мы заведомо будем проигрывать в эффекте масштаба крупным российским производителям – мегазаводам, мегафермам, у которых эффективность производства по определению намного выше. Это тоже заставит местных производителей еще раз переоценить свою эффективность.

– С какими проблемами наши предприятия сталкиваются при упаковке своей экспортной продукции за пределами Казахстана?
– Говоря об экспорте, в первую очередь мы говорим о России. Как я уже говорил, непривычным для них будет внешний вид продукции, я имею в виду написание названий. Второе: по молочной продукции в среднем мы серьезно уступаем российским производителям, как по качеству, так и по количеству. Это общеизвестный факт, и здесь без помощи правительства не обойтись. Третье – эффект масштаба. Крупные компании «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк» тратят огромные деньги на продвижение своей продукции, чтобы она была узнаваема и популярна.
Но есть рынки Сибири, близкие для нас, где вышеупомянутые компании не сильны, хотя у них там есть свои заводы. На этих рынках можно достичь успеха.
С точки зрения упаковки у нас здесь есть все возможности, чтобы соответствовать любым стандартам. Часть упаковки для казахстанской продукции изготавливается в России. У нас порядка 50 фабрик по всему миру, поэтому никаких сложностей быть не должно.

– Какую роль играет упаковка (как технические, так и креативные аспекты) при продвижении продукции за рубежом?
– Это одна из составляющих маркетинга и брендинга. Если мы посмотрим на те форматы, которые у нас присутствуют на сегодняшний день, у нас, может быть, и нет определенного конкурентного преимущества перед ближайшими рынками, но и отставания тоже нет, может быть, за исключением каких-то новейших разработок.

– Можете ли Вы назвать успешные и не очень кейсы казахстанской упаковки как внутри рынка, так и за его пределами?
– За пределами Казахстана было несколько попыток продажи товаров за рубежом, но кейсами их не назовешь. Если брать последний год, то интересно посмотреть, как себя вели лидеры рынка. Если говорить о соковой промышленности, это компании Raimbek Bottlers и RG Brands, все они в кризис воспользовались возможностями, не стояли на месте, где-то оптимизировали ассортимент, обновили дизайн, продукция стала интересней. Вышло несколько новых молочных брендов. Рынок был, есть и остается привлекательным.

– Различаются ли, на Ваш взгляд, предпочтения потребителей внутри страны и за ее пределами?
– Безусловно, от региона к региону отличаются. Но если сравнивать с Россией, фундаментальных отличий нет, хотя культура потребления немного иная. У нас молоко пьют в основном с чаем, и его жирность, соответственно, выше – порядка 4–6%. В России популярно более легкое молоко – 2,5%.

– Как Вы оцениваете степень регулирования рынка упаковки, есть ли какие-то стандарты, закреплены ли они какими-то правовыми инструментами и прочее?
– «Тетра Пак» является членом двух ассоциаций – Ассоциации производителей напитков и Ассоциации производителей молока и молочных продуктов. Еще до введения Таможенного союза правительство по многим аспектам шло навстречу, таможенные пошлины на молочную бумагу были в свое время отменены, и на соковую бумагу, в зависимости от страны происхождения, тоже. Были, конечно, таможенные сборы, брокерские услуги, но пошлин не было. Условия для работы были очень неплохими. Если для автомобильного рынка поднятие пошлин с 10 до 30% – это «тектоническое преобразование», то для молочной промышленности практически ничего не изменится.

– Как формируется цена упаковки по отношению к самому продукту? Каково их идеальное соотношение и как обстоит дело сегодня?
– Отвечу фразой основателя компании «Тетра Пак» Рубена Раусинга: «Упаковка должна экономить больше, чем она стоит». Волшебной формулы нет. Здесь надо смотреть на полную цепочку ценностей упаковки. Не просто ее цену, а цену транспортировки, хранения, затрат на реализацию и конечного этапа ее жизненного цикла – утилизацию.

– Какие проблемы и перспективы упаковочного бизнеса Вы сегодня можете выделить? Кто основные игроки, как выглядит структура рынка?
– Компания «Тетра Пак» работает не в упаковочном бизнесе как таковом, а в молочной и соковой промышленности. В молочной промышленности первая проблема – нехватка сырья, и это потенциальная угроза для конкурентоспособности местных производителей. Здесь надежда на поддержку правительства, и это распространенная практика, потому что молоко – основной продукт в рационе питания населения, который не может и не должен быть ничем заменен. Основная сложность – это снижение потребления молока или замещение его другим, менее здоровым продуктом. А поскольку молоко – это здоровье нации, и вопрос это скорее государственного масштаба, здесь требуются как пропаганда потребления молока, так и определенные экономические меры, направленные на поддержку фермерских хозяйств, производителей и переработчиков молока.
Рынок соков и напитков более саморегулирующийся, здесь больше рыночных отношений, механизмы, пожалуй, лучше работают. Но тут я вижу уход от категории полезных, настоящих соков без добавления воды, которых осталось очень мало, к категории напитков, призванных просто утолять жажду в жаркие дни. В то время как натуральные соки несут не просто жаждоутоляющую функцию, а в первую очередь полезного сока, с содержанием большого количества витаминов. И уход в сторону напитков, на мой взгляд, является угрозой.

– От чего будет зависеть конкурентоспособность наших производителей?
– В молочной промышленности мы реально про-игрываем России в сырьевой базе. Здесь без государственного вмешательства не обойтись. Наши надои на сегодняшний день на 20–30% меньше средней российской коровы, и качество молока гораздо хуже. Мы рискуем потерять в прямой конкурентной борьбе. Эта проблема не раз поднималась, освещалась и обсуждалась, но реальных, эффективных действий пока было очень немного. Поголовье скота, количество цивилизованных фермерских хозяйств – а именно это является залогом качественного молока – не увеличивается. Если произойдут изменения в этом секторе, мы сможем быть конкурентоспособными.

– Есть ли государственные программы поддержки фермерских хозяйств и почему они неэффективны?
– Программы есть, выделяются деньги, но не так-то много желающих в них участвовать, потому что это рискованный бизнес, и не такой уж он низкотехнологичный, как принято считать. Здесь нужны знания, нужно быть хорошим бизнесменом и управленцем. Поэтому реальных партнеров «КазАгроФинансу» на строительство ферм найти тяжело. Народ не идет в сельское хозяйство из-за больших рисков и нехватки знаний.

Оставить комментарий

Антресоли

Репутация–2009 Репутация–2009
Редакция Exclusive
15.03.2010 - 16:43
Жармахан Туякбай: Жармахан Туякбай:
Редакция Exclusive
05.02.2010 - 11:37
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
05.02.2010 - 11:37
Образование и наука: Образование и наука:
Редакция Exclusive
05.02.2010 - 11:37
Финансирование науки Финансирование науки
Редакция Exclusive
05.02.2010 - 11:37
Тулеутай сулейменов: Тулеутай сулейменов:
Редакция Exclusive
04.01.2010 - 11:29
Предисловие Предисловие
Редакция Exclusive
04.01.2010 - 11:29
ОБСЕ ОБСЕ
Редакция Exclusive
04.01.2010 - 11:28
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33