Экспертная оценка
1. Каковы реальные перспективы Таможенного cоюза для нашей страны?
2. Казахстанский экспорт – что это такое, на Ваш взгляд, и каких качественных подвижек Вы ожидаете от его будущего?
3. Если бы Вы вдруг возглавили правительство, что бы сделали в первую очередь для поддержки отечественного товаропроизводителя, повышения его конкурентоспособности?
1. В отдаленной перспективе Таможенный союз выгоден для бизнеса и в целом для экономики Казахстана. Однако сегодня уровень подготовленности предпринимательства очень низкий, особенно в производственной сфере. Удельный вес товаров, потребляемых гражданами Казахстана, на 70–80% состоит из импорта. Учитывая, что наше производство фактически держится на завозимых из Европы, Китая комплектующих, сырье, оборудовании, производимая продукция подорожает. Поэтому большей части бизнеса придется ориентироваться на российские компании. Выход может быть в создании совместных с россиянами, белорусами предприятий.
2. Казахстанский экспорт сегодня – это на 90% сырье: нефть, газ, зерно, металлы. В стратегическом плане поставлена задача довести долю несырьевого экспорта в общем объеме экспорта с 10 до 40% к 2015 году и до 45% – к 2020 году. Это амбициозная задача, однако если вспомнить, как у нас выполнялись подобные программы ранее, не думаю, что мы сможем довести уровень несырьевого экспорта до 40% к 2015 году.
Основными причинами существующего положения являются дефицит квалифицированных кадров, изношенность энергетической и транспортной инфраструктуры, высокие тарифы монополистов и коррупция. Без принципиального решения этих проблем мы ничего не сможем изменить.
3. К сожалению, существующий инвестиционный климат в стране не мотивирует бизнес заниматься производством. Отраслевая структура МСБ в стране не меняется годами, 40% занимает торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий, около 20% – в производстве и оказании услуг. Более того, доля промышленных предприятий снижалась за последние 10 лет. Объясняется это высокими рисками производственного бизнеса. Это недоступность долгосрочного дешевого кредитования, долгая окупаемость, необходимость большого стартового капитала, отсутствие стимулирующих мер со стороны государства.
Необходимо реформировать налоговое законодательство, касающееся, например, технологического оборудования. Если предприниматель вкладывает средства в развитие своего производства, необходимо освободить его от налогов на новое оборудование.
Больной вопрос – это НДС, который фактически исчисляется от оборота и поэтому не стимулирует бизнес, во-первых, заниматься производством, во-вторых, выплачивать полностью все налоги.
Если бы правительство решило эти проблемы, мы могли бы смело говорить о конкурентоспособности казахстанского бизнеса.
1. Структуры экономик Казахстана, России и Беларуси различны. Наша экономика менее диверсифицирована. Россия и Казахстан, как нефтедобывающие страны, имеют конкурирующие интересы. Доля нефтяного ВВП в Казахстане в 2005–2008 годах составляла 32%, доля нефтяных доходов в совокупных доходах – 38%, тогда как у России доля нефтяного ВВП – 23%, а доля нефтяных доходов составляет 30,7%, по данным МВФ. Поэтому утверждение наших чиновников о том, что у Казахстана больше выгод от вступления в Таможенный союз, так как мы расширим рынок с 15 миллионов до 170 миллионов, некорректно. Нам нечего предложить этому рынку, так как три четвертых нашего экспорта составляют минеральные ресурсы, потребителями которых являются не Россия и Беларусь.
Единый таможенный тариф (ЕТТ), утвержденный 27 ноября 2009 года главами государств в Минске, на 80% повторяет российский тариф, Казахстану придется изменить 45% тарифной номенклатуры, при этом 40% корректировок будут сделаны в сторону повышения. Так, по словам А. Кудрина, при переходе на ЕТТ Россия повысила ставки пошлин лишь по 2% позиций, Казахстан – по 45% товарных позиций, Беларусь – по 10% позиций. Таким образом, будут созданы преференции для российских товаров в Казахстане, что расширит их экспансию на наш рынок.
Просмотрела разъяснения нашего министра финансов по вступлению в Таможенный союз, но конкретных цифр, кроме риторики по расширению рынка до 170 миллионов, не нашла. Если вырастут таможенные тарифы по 45% товарной номенклатуры, то вырастут цены, должны вырасти также поступления в бюджет. Есть ли такие расчеты? Хотелось бы знать, так как рост тарифов и цен оплачивает конечный потребитель, то есть мы, граждане. Например, министр финансов России заявил, что в бюджете учтено, что введение ЕТТ сократит поступления в бюджет России в 2010 году по сравнению с 2009 годом на $50–60 миллионов, что связано со снижением на 5–10% ввозных пошлин на бытовую технику: кондиционеры, посудомоечные машины, пылесосы, швейные машины, электроплиты.
Считаю, что решение по Таможенному союзу принято поспешно, без проведения реальных расчетов потерь казахстанской экономики и оценки компенсации этих потерь в долгосрочном периоде. Кратко- и среднесрочные перспективы от вступления в Таможенный союз негативны, а долгосрочные – туманны.
2. Объем экспорта Казахстана в 2009 году составил 43,2 млрд долларов, сократившись на 39,3% по сравнению с 2008 годом из-за падения цен на нефть (импорт сократился на 25,0%). Экономика носит сырьевой характер: 74% экспорта в 2009 году составляли минеральные продукты. При этом сырьевая зависимость экономики за годы независимости выросла. Существенных изменений в ближайшие годы не ожидается. Если от миллиардных проектов, направленных на диверсификацию экономики, будут какие-то результаты, то, возможно, к 2020 году доля минеральных продуктов в экспорте может снизиться. Но опять-таки это зависит еще и от того, будет ли запущен проект по Кашагану и увеличит ли это существенно нефтедобычу. Пока же 36% экспорта направляется в Европейский союз, 13,6% – в Китай и 8,2% – в Россию. Экспорт Казахстана в Россию снизился за последний год с 9,7 до 8,2%, на Украину – с 7,4 до 3,0%.
3. Проблемы в финансовом секторе резко снизили объемы кредитования экономики. Необходимо расширить доступ к финансовым услугам предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечить доступ к оборотным средствам по приемлемым ставкам для отечественного товаропроизводителя, то есть не более 8% – годовая инфляция в 2009 году составила 7,3%. Только в результате проведения такой последовательной политики можно будет говорить о диверсификации экономики. Следует снизить количество посредников при направлении кредитных ресурсов в реальный сектор. Так, деньги в рамках антикризисных мер выделяются «Самрук-Казыне», затем банкам и только затем – конечным получателям.