"Новые" песни о главном
В стране развернулась масштабная кампания по разъяснению Послания Президента народу. Это – уже сложившаяся традиция, когда функционеры правящей партии, депутатский корпус, представители центральных органов власти, акимы разных уровней занимаются массовым ликбезом. Официальные СМИ, в свою очередь, рапортуют о не менее массовой поддержке послания «на местах». Но если исходить из известного тезиса Ленина о том, что «марксизм не догма, а руководство к действию», то не лишен смысла разговор о самом содержании послания. Тем более что речь идет о «руководстве» не просто на год, а как минимум на целое десятилетие. Своими мыслями на этот счет делятся эксперты.
1. Ваши впечатления от последнего послания Президента к народу? Что из ожидаемого Вы услышали в этом обращении, а что осталось за рамками внимания?
2. Глава государства в своем послании больше говорил о посткризисном развитии Казахстана. А как Вы считаете, кризис уже закончился?
3. Нынешнее послание было четырнадцатым по счету. Какова вообще эффективность этой практики, верность расставляемых из раза в раз приоритетов?
1. С одной стороны, наверное, было правильным обозначить приоритеты на предстоящее десятилетие, до 2020 года. Важно и то, что были обозначены очередные приоритеты в развитии экономики. С другой стороны, так как период с 2010 по 2020 год входит в горизонты, уже охваченные Стратегией-2030, необходимо было охватить и другие сферы, в том числе эффективное госуправление. Поскольку ставились задачи на целое десятилетие, то, наверное, тем, кто готовил послание, необходимо было коротко, но емко обозначить проблемы, оставшиеся нерешенными в прошедшем десятилетии. Во-вторых, говоря об экономических приоритетах в рыночной экономике, нельзя акцентировать внимание только на моментах, свойственных в большей степени плановой экономике. Я имею в виду, что в послании практически ничего не говорилось об инвестиционном климате, экономической среде, которая служит одним из базовых факторов устойчивого и качественного роста экономики. Возникает ощущение, что диверсификацией экономики хотят заниматься только за счет государственных инвестиций. Эта тенденция отчетливо наблюдается последние 5–6 лет.
К сожалению, это уже повлияло на тренды в области человеческих ресурсов. Буквально на днях я прочитал материалы форума предпринимателей, где говорится о том, что большая часть нашей молодежи уже настроена на то, чтобы делать карьеру либо в госкорпорациях, либо в госорганах, но все меньше молодых людей настроены начинать свое собственное дело. Почему? Потому как в целом бизнес-сообщество и начинающие предприниматели, в частности, не уверены в том, что государство будет обеспечивать нормальную предпринимательскую среду, а это в первую очередь касается верховенства закона, равенства всех перед законом, недопущения избирательного применения права, гарантии прав собственности, прозрачности финансовых потоков. Одновременно это говорит о том, что все больше и больше госслужба, работа в национальных компаниях рассматривается как место получения дохода, несопоставимо большего по сравнению с доходом тех, кто занимается реальным бизнесом.
В той же Стратегии-2030 одним из семи приоритетов провозглашались эффективное госуправление и демократизация. Эти приоритеты не были охвачены в нынешнем послании. Однако коль скоро речь идет действительно о плане на десятилетие и если это упущено осознанно, то это означает, что нас ожидает консервация политической системы, консервация самого государственного управления. Ни о децентрализации, ни о деконцентрации, ни о развитии местного самоуправления ничего не было сказано.
Наконец, у всех нас было ожидание, что в начале 2010 года, когда Казахстан занял кресло председателя ОБСЕ, будут обозначены проблемы развития политической системы и третье измерение ОБСЕ найдет свое отражение.
Наряду с качественной системой образования, здравоохранения, окружающей средой, инфраструктурой инвестиционный климат, конкурентная и инновационная среда являются базовыми факторами долгосрочной конкурентоспособности страны. Этот вопрос, к сожалению, также остался за рамками послания. Вообще, мало говорилось о конкурентоспособности, в том числе и о такой ее составной части, как прозрачность: прозрачность финансовых потоков, деятельности госорганов и нацкомпаний. Это говорит о том, что у нас будут оставаться проблемы в сфере эффективного использования бюджетных средств и средств Национального фонда. При отсутствии должного контроля со стороны общества через представительные органы, при отсутствии должной ответственности членов советов директоров, членов правительства и менеджеров гос-компаний и при недостаточных полномочиях Счетного комитета, а также Парламента по контролю за исполнительной властью вероятность того, что значительная часть инвестиций будет «распилена» между чиновниками, как это происходит сейчас, остается такой же высокой. А это, в свою очередь, является риском для реализации, в общем-то, правильно обозначенных в послании главы государства приоритетов.
2. Возможно, дно кризиса уже пройдено, и статистика последнего квартала 2009 года подтверждает это. Хотя абсолютные показатели в тенге, наверное, не могут быть достаточно репрезентативными в связи с проведенной в начале 2009 года девальвацией. Социальные последствия кризиса были в какой-то степени смягчены мерами краткосрочного характера, такими как программа «Дорожная карта». Свою роль сыграла наша «подушка безопасности» в виде Национального фонда. Но финансовая система все еще имеет большие проблемы. Качество портфелей наших банков не улучшается, экономика испытывает неудовлетворенную потребность в финансировании. Да и доверие к государственным органам и финансовой системе было в какой-то степени подорвано прошлым годом. Определенно имеют проблемы в первую очередь малые и средние предприятия, которые в период кризиса не получили адекватной поддержки со стороны государства. Хотя некоторые крупные строительные компании, финансовый сектор получили очень большой объем помощи со стороны государства. Не были предприняты шаги по структурным реформам, о которых говорилось выше.
Как Вы помните, вашингтонский, лондонский саммиты «двадцатки» говорили о прозрачности и ответственности как об условиях эффективности антикризисных мер. В программе действий казахстанского правительства эти направления практически не были охвачены. Кроме того, оценка последствий и состояния, в котором мы находимся, усложнятся еще и тем, что происходит наслоение такого фактора влияния, как Таможенный союз.
Видимо, правильно, что в послании говорилось о посткризисном развитии, но наша экономика структурно остается такой же, какой была до кризиса. Сама поддержка во время кризиса оказывалась в значительной степени тем компаниям, которые были лидерами не потому, что их менеджеры лучше работали, а потому, что они умели устанавливать нужные контакты с чиновниками, принимающими решения.
В то же время происходят непонятные операции по обратному выкупу отдельных компаний, допустим, акций у «Казахмыса», по энергетической составляющей. Но ведь можно было бы еще год назад, когда евразийская группа и «Казахмыс» сильно потеряли в капитализации и акции их упали, если я не ошибаюсь, в 7 раз, выкупить их акции.
В целом же, так как наша сырьевая экономика сильно зависит от конъюнктуры рынка, окончательные выводы зависят от трендов развития экономик Китая, США, Европы и России.
3. Во-первых, это конституционная норма. Во-вторых, когда речь идет о долгосрочных ориентирах, приоритеты послания находят отражение в дальнейших государственных актах, таких как государственные программы, концепции, планы действия правительства, и, несомненно, часть из них реализуется. Другой вопрос, что у нас не практикуется качественный анализ реализации предыдущих посланий. Когда-то под эти послания, по сути, было создано Агентство стратегического планирования и контроля. В функции этого органа входил контроль за стратегическими планами. Сегодня логично было бы, чтобы эта функция реализовывалась в администрации Президента, но там подбор кадров осуществляется несколько по-иному и социально-экономические аспекты контроля не являются качественными.
Надо также понимать, что послания используются не только для того, чтобы реализовывались определенные программы. Важное предназначение – задать ориентиры обществу – это общемировая практика, что, в принципе, позитивно. Но в посланиях нашего Президента все же недостаточно четко обозначаются ценностные ориентиры. Мы понимаем, что рыночная экономика и демократическое общество должны базироваться на определенных ценностях, и это придает устойчивый характер преобразованиям. Но у нас в долгосрочном плане это является одним из слабых звеньев. Казахстан пришел к независимости с размытыми ценностями, и за эти годы в этом аспекте государством очень мало сделано. Из того, что все-таки сделано, можно отметить свободу вероисповедания и свободу предпринимательства. Они являлись новыми направлениями, а свобода как ценность провозглашалась и реализовывалась. Однако потом стало увеличиваться стремление государства больше контролировать процессы в обществе, что привело к снижению значимости этих ценностей. Что касается ценностей труда, знаний, таких принципов, как справедливость и равенство, то можно сказать, что фактически очень мало предпринято шагов, и это может служить причиной будущих проблем Казахстана.
1. Любое послание Президента народу имеет несколько вполне конкретных целей. Например, продемонстрировать наличие «петли обратной связи» между властью и гражданами страны. Поэтому многие ждали от послания адекватной реакции на текущие социально-экономические проблемы. Тем более что нынешнее послание прозвучало после того, как антикризисная программа правительства отметила свой первый год реализации. Хотя ничего нового практически не прозвучало. В основном говорилось о достигнутых успехах, многие из которых имеют явно сомнительный и искусственный характер, как, например, удачная реализация антикризисных мер.
Надо отметить, что в прошлом году политическая часть президентского послания была очень маленькой по сравнению с социально-экономическими главами. Объяснялось это сохранением кризисных факторов, которые повышали уровень экономической неопределенности. В этом году ситуация, как ни странно, практически не изменилась. И это несмотря на то, что в последнее время появилось довольно много новых точек напряжения в политической сфере, как, например, усиление напряженности в обществе по поводу той же Доктрины о национальном единстве. К тому же нынешний пост председателя ОБСЕ требовал от руководства страны презентации свежих политических идей.
В целом сколько людей, столько и ожиданий. Кто-то хотел услышать в послании очередное обещание увеличить социальные выплаты. Для кого-то более важной являлась поддержка малого и среднего бизнеса. Другие ратовали за активные политические реформы. Четвертые выступали за усиление государственного контроля во всех сферах, а пятые, наоборот, являлись сторонниками экономического либерализма. Поэтому ждать от послания удовлетворения всех ожиданий не стоило.
2. Во-первых, должны быть надежные индикаторы, которые указывают на то, что кризис уже закончился. Отсутствие таких индикаторов и приводит к появлению большого количества противоречивых прогнозов. Одни видят улучшение экономических показателей в США, другие ждут новой кризисной волны из-за государственного дефолта некоторых участников ЕС, а также из-за нового «мыльного пузыря», который надувается в Китае в связи с чрезмерным объемом внутреннего кредитования. Во-вторых, у нас все наоборот: объемы внутреннего кредитования существенно сократились, МСБ продолжает лежать на боку, платежеспособный спрос ниже плинтуса, а дефицит бюджета правительство пытается покрыть за счет иностранных займов. Проблема в том, что у наших чиновников кризис давно в голове. Плюс к этому добавьте, что многие экономические процессы вообще не зависят от Казахстана, как, например, ценовая конъюнктура на мировых сырьевых рынках, от которой мы еще сильно зависимы.
3. Приоритеты расставляются не только исходя из текущих потребностей, а опираясь на долгосрочные программы развития государства. У нас же все больше «пожарников», которые экстренно тушат очаги возгорания, при этом нет стратегов. Поэтому многие государственные программы, которые упоминались в посланиях прежних лет, так и остались на бумаге, будь то развитие импортозамещающих производств или поддержка аула. Максимум, на что хватило мозгов у правительства в этот раз, так это на переименование индустриально-инновационной программы в «форсированную индустриально-инновационную программу». Судя по всему, речь идет о том, что бюджетные деньги в рамках этой программы решили теперь тратить еще более «форсированно».
1. Послание Президента Республики Казахстан «НОВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ – НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАЗАХСТАНА» в определенной степени является знаковым. В нем подведены итоги развития страны за предыдущие десять лет и обозначены задачи на предстоящее десятилетие – на период до 2020 года.
Вместе с тем само послание вызывает неоднозначное впечатление. Если говорить о качестве подготовки, то многие цифры отчетного периода вызывают определенные сомнения. Кроме того, за прошедший период было принято множество программ разного уровня, стратегий развития страны и отдельных отраслей экономики. К сожалению, большинство из них не были выполнены в полном объеме, про большинство из них даже не вспоминают, например, про кластеры, 30 корпоративных лидеров, водообеспечения сельских населенных пунктов и т.д.
Следует отметить, что и программные показатели на период до 2020 года также требуют уточнения. Например, достижение полуторного увеличения объема ВВП к 2015 году, резкого роста производительности труда в сельском хозяйстве и перерабатывающем секторе вызывает сомнение. Для этого потребуется, с учетом низких темпов роста ВВП в 2009 и 2010 годах, чтобы в оставшийся период среднегодовые темпы прироста ВВП были на уровне 8–9%, что выглядит нереально.
Очевидно, что эти недостатки послания-2010 обусловлены низким профессионализмом лиц, готовивших этот стратегический документ, системными недоработками правительства при подготовке стратегических документов, которые должны определять будущий облик страны. Видимо, поэтому Президент на следующий день на расширенном заседании политсовета НДП «Нур Отан» подверг резкой критике действия правительства.
2. Сейчас сложно утверждать, кончился кризис или нас ожидает его новая волна. С моей точки зрения, настоящий кризис имеет системный характер, связанный с утверждением нового мирового порядка, качественным изменением сущности основных экономических категорий, таких как государство, национальные интересы, деньги и т.п. Необхо-димость переосмысления основополагающих категорий связана со все возрастающей ролью новых акторов мирового сообщества, которые начинают играть определяющую роль в нашей миросистеме: ТНК, играющих доминирующую роль в мировой экономике и определяющих внутреннюю и внешнюю экономическую политику большинства стран мира; международных правительственных и неправительственных организаций, которые оказывают сильное влияние на процесс принятия решений суверенными государствами.
В этой связи трудно предполагать, что смена модели экономической политики (кризис совпал с завершением экономико-политического цикла, на протяжении которого доминировали монетарные методы) и переход на усиление кейнсианских методов позволит преодолеть кризис и обеспечит достаточно продолжительное время для устойчивого развития мирового хозяйства, как это произошло после кризиса 1929 года.
Определяющей становится утрата деньгами как института рынка двух своих основных функций – меры стоимости и меры накопления. Это привело к разрыву реального и финансового секторов, последний стал функционировать не как обеспечивающая подсистема, а как самостоятельный институт со своими законами. Внешне этот разрыв проявляется в виде различного рода «пузырей», но на самом деле снятие противоречий между этими секторами экономики не может быть ограничено «проколом» этих пузырей, а требует принятия более кардинальных мер. В этой связи важным становится реформирование мировой валютной системы, отказ от доллара как основной резервной валюты и создание новой валюты, не привязанной к тому или иному товару.
Новая валюта должна минимизировать возможности для финансовых спекуляций. Только в этом случае можно будет говорить о преодолении кризиса. В противном случае мировые кризисы будут продолжаться постоянно, причем периоды будут сокращаться, но их острота снизится, так как произойдет адаптация реального сектора к перманентному финансовому кризису. В этой связи, с моей точки зрения, следует усилить внимание к разработке методологических проблем глобализации экономики, так как третья волна трансформации мирового сообщества уже началась в конце ХХ века.
3. Во всех посланиях Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, как правило, ставятся стратегические задачи, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Правительство, как всегда, берется их исполнять и разрабатывает национальный план по реализации поручений Президента. Не зря в системе стратегического государственного планирования ежегодные послания Президента рассматриваются как стратегические документы.
С моей точки зрения, такой подход принципиально неверен. Долгосрочные цели и задачи социально-экономического развития страны, методы их решения должны содержаться в схеме развития и размещения производительных сил, долгосрочных программах и стратегических планах.
Ежегодные послания Президента – это политический документ, который отражает сложившуюся социально-экономическую и политическую ситуацию, формулирует наиболее актуальные проблемы, которые следует решить в текущем году в рамках общей стратегии развития страны. В этой связи ежегодные послания не должны подвергать существенной корректировке долгосрочную стратегию развития, а содержать тактическое решение наиболее острых проблем.
Вероятно, этим и объясняется низкая результативность всех посланий Президента, в которых основной блок социально-экономических вопросов имеет стратегический характер, на реализацию которых требуется не один год, а несколько лет. Если проанализировать все послания, то видно, что реализуются в основном текущие задачи: повышение заработной платы, пенсий, принятие отдельных законов и т.п.
Все долгосрочные цели, которые были провозглашены – диверсификация экономики, вхождение в число 50 конкурентоспособных стран мира, подъем села и другие, – так и не были реализованы. В противном случае не понадобилась бы разработка новой, не знаю какой по очереди, программы форсированного индустриально-инновационного развития.
В этой связи, с моей точки зрения, важно на деле, а не формально восстановить систему стратегического планирования и управления воспроизводственным процессом национальной экономики на всех ее уровнях. Только в этом случае будут сняты противо-речия ежегодных посланий Президента, повысится степень их реализации.