Электронное правительство —
Серик Алиаскаров, заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии»
— Для начала не могли бы вы привести общую статистику? Например, сколько граждан страны сегодня регулярно пользуются услугами электронного правительства? Какие виды услуг оказываются?
— На сегодняшний день услугами электронного правительства пользуются около 70 тысяч человек. Среди них и физические, и юридические лица. С каждым днем интерес к получению услуг именно в электронном виде, а не по старинке (через многочисленные кабинеты и очереди), растет. Также увеличивается количество предоставляемых населению услуг. В этом году по поручению министра связи и информации мы проведем масштабную кампанию по популяризации электронного правительства. Ее цель — информирование каждого жителя страны о возможности получения электронных услуг, а следовательно — экономии времени и денег. Учитывая это, можно сделать прогноз, что уже до конца года количество пользователей е-услуг заметно возрастет.
Что касается доступных электронных услуг, то сейчас их количество достигло 59. Через портал электронного правительства www.e-gov.kz граждане и юридические лица могут получить, например, услуги, которые предоставляют ЦОНы (справки о рождении, смерти, заключении/расторжении брака, наличии/отсутствии движимого и недвижимого имущества и т.д.), ряд министерств, ГЦВП (информация о назначении пособий и пенсий), справки о наличии/отсутствии судимости и т.д. Единственное условие для получения услуг — наличие электронной цифровой подписи, которую можно получить в ЦОНах. С полным перечнем услуг можно ознакомиться там же — на www.e-gov.kz.
— Как известно, главное предназначение электронного правительства — сблизить народ и чиновников. Но застать последних в «электронных приемных» очень трудно. При этом даже продвинутые компьютерщики теряются в многочисленных подразделах сайта www.e-gov.kz. Можно как-то облегчить диалог, сделать его неформальным?
— Да, действительно, сейчас получать услуги сложновато. Хотя основные затруднения вызывает только получение электронной цифровой подписи. Сейчас специально созданная рабочая группа работает над созданием возможности получения услуг без ЭЦП. Скорее всего, это будут логины и пароли. Но нужно понимать, что это сложный процесс — логины и пароли для всех жителей должны быть уникальны, необходимо обеспечить информационную безопасность для каждого пользователя и т.д. Что касается самого портала, то сейчас идет работа по его редизайну. Будет значительно упрощена навигация. Для более удобного поиска и быстрого получения информации и услуг можно будет сделать отбор по категориям, ведомствам или возникшим жизненным ситуациям, таким, как, например, потеря работы или выход на пенсию. Для персонального обращения в ведомства действует «личный кабинет» с персональными настройками и интерактивными сервисами. Так что получить услуги, оставить сообщение или просто отыскать нужную информацию можно будет гораздо проще и быстрее. Портал в новом дизайне заработает летом этого года.
Сейчас на портале уже выложена подробная информация о работе любого государственного органа, сроках оформления и стоимости услуг, а также всевозможная справочная информация, касающаяся вопросов государственного устройства, образования, здоровья, финансов, производства, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, культуры, спорта и туризма. Очень часто люди, столкнувшись с какой-либо ситуацией, не знают, куда обращаться, какие необходимы документы, а на портале можно получить любую информационную услугу. Кроме того, портал содержит массу другой полезной информации, в том числе интерактивные учебники для детей, афиши кинотеатров, театров и т.д.
— Портал изобилует электронными адресами госорганов по всему Казахстану. На деле же оказывается, что отнюдь не все ссылки работают, еще больше тех, которые не обновляются месяцами. Следуют ли по линии вашего учреждения какие-либо оргвыводы в отношении ответственных лиц и органов?
— Еще раз подчеркну, что www.e-gov.kz — это единая точка доступа, обеспечивающая переход на сайты всех министерств и ведомств. В данный момент портал содержит более трех тысяч ссылок на сайты государственных организаций. Иногда случается, что министерства и ведомства проводят работу по актуализации, редизайну или реструктуризации своих сайтов. В этом случае соответствующая страница, как и на любом другом сайте, не может быть доступна пользователю. Мы постоянно мониторим эти случаи и совместно прилагаем усилия для обеспечения работы всех страниц.
— Если сравнивать уровень существующего в Казахстане портала с аналогами в развитых и не очень странах, насколько мы продвинулись вперед или отстали?
— Недавно ООН опубликовала рейтинг 192 стран по готовности к электронному правительству. В рейтинге учитывался целый ряд параметров: наличие электронных услуг и порталов государственных органов, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, уровень грамотности населения и т.д. Из всех стран по показателю «электронное участие» граждан в электронных государственных проектах Казахстан оказался на 18-м месте, по готовности к нововведениям — на 22-м, а по предоставлению онлайн-услуг мы заметно опережаем средний мировой уровень и занимаем 24-е место. По итогам же всех классификаций Казахстан занял 46-е место. То есть мы являемся абсолютным лидером в СНГ по развитию электронного правительства. Всего за один год мы продвинулись на 35 пунктов, обогнав в том числе ближайших соседей — Россию (59-е место) и Украину (54-е место). Думаю, такая высокая оценка независимых экспертов является отличным показателем признания эффективности развития электронного правительства в Казахстане на международном уровне.
— Нередко раздаются мнения, что запуск электронного правительства — уж очень дорогое удовольствие, с которым можно было бы и подождать. А как вы считаете? И во сколько денег налогоплательщикам уже «встал» данный проект?
— Надо понимать, что работа электронного правительства — не дань международной моде. Это прежде всего экономически обоснованный инструмент государственной политики. Кроме того, электронное правительство является важной составляющей конкурентоспособности государства в целом. Что касается бюджетных средств, затраченных на создание е-правительства, то они окупаются за счет различных статей. Так, например, за счет внедрения государственных баз данных «Физические лица», «Юридические лица», «Адресный регистр», «Регистр недвижимости», «Е-лицензирование» снижение затрат на регистрационные процедуры составило 520350 тенге в год, сокращение потерь госбюджета от незаконных финансовых операций лжепредприятий — 160 миллионов тенге, сокращение потерь государственного бюджета — 18 140 миллионов тенге, рост доходов от налоговых поступлений, арендной платы, продажи недвижимости — 547 299 тенге в год. Упрощение процедуры лицензирования деятельности (на 1 госорган) принесло 17 163 тенге, внедрение портала электронных государственных закупок сэкономило около 6 миллиардов тенге в год. И это с учетом того, что электронное правительство в Казахстане функционирует только с 2008 года.
— Оптимисты говорят, что электронное правительство в ближайшем будущем заменит все государственные административные органы, такие как ЦОНы, статуправления, адресные бюро и т.д. Пускай и с проблемами, но подобное уже происходит с некоторыми банковскими услугами. Как скоро это произойдет?
— Электронное правительство ни в коем случае не должно заменить госорганы. Цель е-правительства — сделать услуги государственных органов населению более доступными, удобными. Использование электронных услуг позволяет экономить время и деньги, исключает контакты с чиновниками, что, в свою очередь, ведет к транспарентности работы государственной системы. Ведь www.e-gov.kz — это не просто информационный сайт, а портал, через который можно будет виртуально попасть в любое министерство или ведомство. Через него по принципу «одного окна» можно получить многие услуги ЦОНов, Налогового комитета, ряда министерств. Всего функционируют девять направлений, в том числе «е-лицензирование», позволяющее облегчить получение разрешительных документов; «платежный шлюз электронного правительства», позволяющий оплатить госуслуги, и другие. Сейчас совместно с Министерством юстиции запущен пилотный проект «е-нотариат», который предоставит возможность нотариусам проверять достоверность сведений в документах посредством национальных реестров: существует ли такое-то физическое или юридическое лицо, дееспособно ли оно и т.д.
Планируется осуществление онлайн-регистрации нотариальных сделок с недвижимостью, то есть после электронного оформления сделки у нотариуса гражданам не нужно будет идти в центр по недвижимости для регистрации сделки в государственной базе данных. Также в ближайшее время будут запущены в эксплуатацию «е-акимат», позволяющий получать услуги местных исполнительных органов, и другие направления. Перечень электронных услуг постоянно расширяется. Хотелось бы отметить, что электронное правительство работает не ради галочки или места в рейтинге ООН, а в интересах граждан. Чем больше к нам поступает вопросов и предложений от пользователей е-услуг, тем более качественной становится работа е-правительства. Специально для этого на портале созданы форум, страница обратной связи, работает бесплатная горячая линия 8-8000-80-7777. Мы, в свою очередь, делаем все возможное для того, чтобы работа е-правительства была максимально доступной и удобной.
— Каких других приятных сюрпризов нам ожидать от е-правительства?
— На портале уже давно практикуется онлайн-общение. Работают блоги руководителей госорганов, проводятся онлайн-конференции. Эта площадка является одним из важнейших инструментов, который позволяет обеспечить открытый прямой диалог между населением и властью, где каждый может быть услышан. С недавних пор действует площадка «Президентская защита бизнеса», на которую поступают обращения представителей бизнес-сообщества к главе государства об ущемлении их прав и интересов со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов или отдельных чиновников. По каждому подобному обращению будут проводиться проверки.
То есть, кликнув на соответствующую ссылку, можно задать вопрос власти, просмотреть архив вопросов и ответов. Все очень понятно. Зайдите на портал — и вы убедитесь в этом сами.