Свежий ветер
Создать в Казахстане медицинский кластер, способный конкурировать с крупнейшими мировыми медицинскими центрами, — довольно сложная задача. Как очень быстро выяснилось, недостаточно купить самое современное оборудование — важно, чтобы оно было востребовано в полном смысле этого слова. Востребованность в наших условиях — это и медики, способные им пользоваться, и службы сервиса этого оборудования, и логистика, и менеджмент.
В качестве пилотной площадки для решения этих задач в Астане два года назад создан Национальный медицинский холдинг. В его задачи входило объединить в медицинский кластер ряд инновационных медицинских центров, на их базе начать внедрение прогрессивных медицинских технологий, чтобы попасть в когорту избранных — в число клиник, которые получили заслуженное признание пациентов разных стран мира. Первый в списке клиник казахстанского холдинга — Национальный научный центр материнства и детства.
Международная интеграция в медицине сегодня имеет множество аспектов. Казахстану предстоит преодолеть чудовищное отставание, как в смысле подготовки кадров, так и качества менеджмента.
На этом свое внимание акцентировал Алмаз Шорман, директор Национального медицинского холдинга. В свое время лидер Сингапура Ли Куан Ю решил аналогичную задачу, пригласив под управление сингапурскими клиниками британские компании. Позже этот опыт получил распространение в Эмиратах, Ирландии, Португалии. В 2008 году в этом списке появился и Казахстан.
Для участия в тендере по передаче под управление пилотного проекта — Центра материнства и детства — были приглашены крупнейшие клиники Европы, США, Юго-Восточной Азии. В числе 22 клиник был представлен ряд больниц Малайзии и ОАЭ, клиники Израиля. Для Казахстана определяющими были три составляющие: бренд, опыт, бюджет.
В итоге выбор пал на транснациональную компанию из Австрии Vamed. В течение 33 месяцев компания должна решить две комплексные задачи: внедрение бизнес-ориентированного менеджмента и подготовка Национального научного центра материнства и детства к международной аккредитации.
Надо сказать, что выбор при первом приближении представляется достаточно логичным. Компания имеет трехсотлетнюю историю, а это не только традиции, но и способность к постоянной модернизации. Сегодня это крупнейший госпиталь не только Австрии, но и всей Западной Европы. Это 2000 коек, 1600 врачей, 40 тысяч кв. метров площади и полный сервис всех отделений. Клиника принимает около 100 тысяч пациентов в год стационарно и 500 тысяч амбулаторно. Еще один крупный западноевропейский проект Vamedа — клиника «Шаритэ» в Берлине. По площади университетская клиника и целый комплекс больничных корпусов превосходят территорию Ватикана. Госпиталь представляет собой причудливое сочетание архитектуры XVI века, в недрах которой ведущие европейские медики делают сложнейшие операции при помощи современных технологий медицины.
Вообще надо сказать, что европейские клиники скорее напоминают гостиничные комплексы, в которых вы заодно можете поправить здоровье. Стены и указатели расписаны самыми «веселенькими» тонами, а развешанные в большом количестве панно в стиле поп-арт придают клинике даже некоторую гламурность. Как пояснили нам служащие клиники, десятая часть доходов идет на закуп произведений искусства, что, безусловно, несет в себе целую философию. Кстати, управляющий врач в Астане, профессор Умек, оказался не только известным медиком, но и выпускником европейской Академии искусств. Возможно, поэтому его пребывание в Астане, по его словам, стало возможностью не только наладить многочисленные контакты с казахстанскими коллегами, но и прикоснуться к азиатской экзотике.
Нас подкупило, с каким увлечением он говорил о нашем регионе. Умек восхищался оборудованием и расположением палат в медхолдинге, о котором ведущие европейские клиники могут только мечтать, но при этом достаточно критично оценивает качество образования в казахстанской медицине. У европейских коллег вызывает недоумение главным образом сама система получения медицинского образования — на Западе для получения полноценной лицензии специалисту необходимо, помимо шести лет обучения, пройти три года общей медицины и еще шесть лет работы по специальности.
Что касается квалификации наших медиков, то западные специалисты признают достаточно высокий уровень их профессионализма, но при этом, по их мнению, им критически не хватает современной аппаратуры и навыков обращения с нею.
Как и любая отрасль, медицина абсолютно точно отражает все болевые точки общества. Как и везде, в нашей медицине особенно чувствуется недостаток технических кадров. В стране практически не готовят специалистов для интенсивной терапии и реанимации, биомехаников и других так называемых сервисных специалистов. И, наконец, не хватает менеджеров, способных обеспечить бесперебойную работу как отдельной клиники, так и всей системы здравоохранения. Усилия национального холдинга по подготовке таких специалистов, десятки которых сейчас проходят обучение в австрийских университетах и клиниках, едва ли покроют реальную потребность рынка. Их нужны сотни и тысячи.
Но, как говорит г-н Умек, «миссия нацхолдинга — очень смелый свежий ветер и выбор за гражданами Казахстана. И это не зависит от нас или от того, как долго мы будем в Казахстане. Все зависит от степени открытости общества, в котором любое прогрессивное начинание может иметь колоссальный мультипликативный эффект».
Как признался г-н Шарман, менеджмент холдинга провел достаточно много дискуссий в поисках коэффициентов его эффективности. Снижение материнской и детской смертности? Едва ли. Это слишком комплексная проблема, которая выходит далеко за пределы медицинской отрасли. Было решено остановиться на более понятных критериях: снижение перинатальной смертности, инфекционных осложнений, неонатальной смертности.
По словам г-на Шармана, только за счет улучшения менеджмента за девять месяцев действия контракта с управляющей компанией увеличилось число родов, выросла доходность от медицинских услуг, снизилась расходная часть, сэкономлено 400 млн тенге, из них четверть — только за счет рационализации ресурсов. Таким образом, можно считать, что контракт с Vamed уже доказал свою эффективность. Но как сделать эти процессы необратимыми, как стандартизировать услуги до того уровня, когда пациент будет минимально зависеть от профессионализма персонала клиники, как выстроить логистику внутри клиник так, чтобы ни доктора, ни их пациенты не думали о том, почему не работает телефон или когда появятся необходимые медикаменты?
Разрубить этот гордиев узел решили, в наших лучших традициях, глобально: Vamed должен до 2011 года довести уровень оказания услуг в Центре материнства и детства до международных стандартов качества — JCI.
Joint Commission International — Объединенная международная комиссия, которая аккредитует медицинские учреждения в разных уголках планеты. Сертификат JCI — это свидетельство того, что клиника работает по самым высоким стандартам качества обслуживания пациентов. Сегодня в мире насчитывается около 250 клиник, аккредитованных по системе JCI. Большинство из них находятся в США, странах Западной Европы и Юго-Восточной Азии. И ряду больниц из этого списка помогала внедрять стандарты JCI транснациональная компания Vamed.
Побывав в ведущих европейских клиниках, мы убедились в том, как тонка грань между качеством оказания услуги и организацией процесса лечения. Как оказалось, успех западной медицины обеспечивается, в общем-то, за счет соблюдения самого элементарного правила — каждый должен заниматься своим делом. Например, врачи — лечить, а службы сервиса — всячески им в этом помогать, беря на себя заботу о воде, отоплении, электричестве.
Итак, пилотный проект запущен. На очереди — поиск управляющей компании для Центра неотложной помощи. Очевидно, что здесь менеджмент будет играть еще более определяющую роль. Будем надеяться, что через несколько лет мы рискнем обратиться к услугам собственных клиник, и при этом не только сэкономим время и деньги, но и нервы. А от них, как водится, все болезни.