Search KAZNET
Как известно, одна из ключевых задач поисковой системы — проиндексировать максимальное количество сайтов в Интернете и выдать запрашиваемую информацию. С этой целью многие из нас по несколько раз в день захаживают на Google, Yandex или, скажем, Yahoo. Вот только не все знают, что глобальные поисковые системы не могут в полной мере отразить локальные сегменты Интернета. В частности, они учитывают менее половины всех существующих сайтов. Количество доступной для поиска информации составляет вовсе 2–3% от всего количества, содержащегося в национальных сегментах сети Интернет. При этом время обновления информации в базе данных поисковой системы может достигать двух месяцев. Сама методика ранжирования сайтов по запросу пользователя закрыта и может меняться. Эта методика и управляет огромными потоками пользователей, проходящих через поисковые системы (трафиком). Наконец, существуют сайты, с которыми поисковые системы не могут работать по техническим причинам. Есть также сайты, которые включены в так называемый стоп-лист поисковых систем.
Все эти параметры показывают, что результат запроса может не отвечать реальной картине в Интернете. И чем больше появляется сайтов, тем эта разница более ощутима.
Если даже не брать во внимание те сайты, ссылки на которые совсем не выдаются в результатах запросов, сайт может быть вне зоны видимости пользователей, потому что его порядковое место в результатах запросов ниже 50. По результатам исследований компании Enquiro (США), пользователь просматривает не более трех-пяти страниц в результатах поиска. Менее 1,5% пользователей поисковых систем просматривают информацию дальше 5-й страницы результатов поиска.
Возникает ситуация, когда пользователи находят только малую часть информации, которая содержится в Интернете. В большинстве своем это ресурсы коммерческой направленности, которые вкладывают в свое развитие деньги. В результате, с одной стороны, есть множество фирм, которые стараются показать себя в первых рядах поисковых запросов на платной основе, и множество ресурсов, которые не являются коммерческими и занимаются развитием с целью пополнения богатства информации в глобальной сети. Коммерческая информация в большинстве своем опережает просветительскую.
Несмотря на доминирующую роль американских поисковых систем, стратегические партнеры Казахстана Россия и Китай усиленно сохраняют и развивают собственные национальные поисковые системы. Показательным примером служит китайская поисковая система Baidu (www.baidu.com). Умело используя специфику китайского рынка, компания за последние годы заняла доминирующую позицию в услугах поиска в китайском контенте с капитализацией более 6 млрд долларов США.
Аналогичные процессы происходят и на российском рынке, где главенствуют Rambler, Yandex, Aport и др. Их успех обусловлен тем, что эти поисковые системы лучше приспособлены к работе с кириллицей. Однако для пользователей, ведущих поиск в казахстанском секторе Интернета (Казнет), это не дает ощутимых результатов в силу того, что существующие ресурсы Казнета не представляют для них интереса.
Официальная история Казнета имеет точкой отсчета 19 сентября 1994 года — день, когда в базе данных IANA зарегистрирован домен верхнего уровня KZ. А уже в июне 1995 года появляется первый каталог казахстанских веб-сайтов — Kazakh Internet Yellow & White Pages (ныне не существующий). Наконец, в декабре 1997 года запускается проект наиболее популярного в настоящее время каталога рубрикатора казахстанских веб-ресурсов — «Весь WWW-Казахстан» (Catalog.Site.KZ).
Пространство Казнет объединяет следующие типы ресурсов:
- самостоятельные интернет-ресурсы доменной зоны KZ;
- сетевые ресурсы других доменных зон, расположенные на площадках казахстанских провайдеров;
- иностранные ресурсы, направленные на казахстанскую аудиторию;
- ресурсы казахстанских компаний, расположенные в других доменных зонах.
На декабрь 2009 года в Казнете представлены несколько поисковых систем:
- www.qwate.kz;
- www.kaz.kz;
- www.pages.kz;
- www.rumba.kz;
- www.web100.kz;
- www.softkey.kz;
- www.3klik.kz;
- www.flmaster.kz.
На рисунках представлены скриншоты различных казахстанских поисковых систем.
Разработка собственного программного обеспечения для поисковых систем в финансовом плане для казахстанского бизнеса весьма затратна, трудоемка и с низким коэффициентом возврата на инвестируемые средства (ROI). Поэтому можно отметить использование программных продуктов с открытым исходным текстом или условно-бесплатных модулей крупных поисковых систем.
Кроме этого, в Казнете представлены глобальные поисковые системы мира и России, которые имеют доменные имена зоны kz. В сентябре 2009 года компания «Яндекс» объявила о запуске казахстанской версии поисковой системы. Вместе с тем, учитывая сложности с организацией хостинга для крупных поисковых систем, «Яндекс» физически содержит казахстанскую версию поисковой системы на своих российских серверах. В целом обзор поисковых систем в глобальной сети Интернет применительно к казахстанскому сегменту сети Интернета (Казнету) позволяет сделать следующие предположения:
- рынок поисковых систем национального сегмента Казахстана неуклонно растет;
- интернет-ресурсы Казахстана предоставляют информацию, которая является достаточной для организации поиска и индексирования;
- создание собственной национальной системы поиска и индексирования необходимо прежде всего для продвижения казахстанского контента сегмента Интернет.
(По материалам «Интернет Ассоциации Казахстана»)