Презумпция открытости
Если вкратце, то сутью формирования единого информационного пространства Казахстана является переход от презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации на законодательной и экономической основе. Ведь именно информационный монополизм является основной питательной средой бюрократизма, волюнтаризма и коррупции. Поэтому нормативно-правовая база и юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства Казахстана с глобальным информационным пространством.
К объектам регулирования национального сегмента сети Интернет можно отнести:
• информационные ресурсы, вне зависимости от форм хранения и собственности, содержащие как сведения, составляющие коммерческую тайну, конфиденциальную информацию, так и открытую общедоступную информацию;
• права физических и юридических лиц, государства на получение, распространение и пользование информацией, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности;
• систему формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, моральные и этические ценности и прочие), базирующуюся на информации, распространяемой в глобальной сети Интернет;
• систему воздействия на процесс принятия политических решений, во многом зависимую от качества и своевременности ее информационного обеспечения;
• систему информирования государственными органами населения об общественно-политических и социально-экономических аспектах жизни страны;
• систему участия общественных объединений в пропаганде своих взглядов в средствах массовой информации, размещенных в сети Интернет;
• общенациональную, региональную и локальную информационно-телекоммуникационную систему сети передачи данных, в том числе и специального назначения, а также спутниковые системы связи;
• системы электронной торговли: розничная торговля товарами и услугами посредством Интернета B2C — модель «бизнес для потребителя», межкорпоративный электронный бизнес в Интернете B2B — модель «бизнес для бизнеса» и сетевое взаимодействие государственных органов с бизнесом и населением;
• информационные системы государственного и рыночного управления и соответствующие информационные ресурсы.
Администрирование зоны KZ
Основополагающей частью Казнета являются сетевые информационные ресурсы — веб-сайты (или просто сайты). Под ними понимается совокупность гипертекстовых документов, как в виде статичных html-страниц, так и формируемых динамически электронных документов, произведений и программного обеспечения, необходимого для нормального функционирования названных компонентов.
Пространство Казнет объединяет следующие ресурсы:
• самостоятельные интернет-ресурсы доменной зоны KZ;
• сетевые ресурсы других доменных зон, расположенные на площадках казахстанских провайдеров;
• иностранные ресурсы, направленные на казахстанскую аудиторию;
• ресурсы казахстанских компаний, расположенные в других доменных зонах.
В Казахстане используется трехуровневая система распределенной регистрации доменов (Shared Registry System, SRS) — регистратура, регистратор и регистрант. Управлением и регулированием домена KZ занимаются две организации: де-факто Казахский центр сетевой информации (KazNIC), отвечающий за техническую сторону функционирования домена, и де-юре — Казахстанская ассоциация IT-компаний, в ведении которой находится разработка правил регистрации и идеология развития национального домена. Сейчас на рынке регистрации доменов аккредитовано восемь компаний со статусом «действующий регистратор» (см. табл. 1).
С 1 февраля 2007 года стоимость услуг поддержки доменных имен для регистраторов снижена до 1300 тенге в год. Стоимость услуг KazNIC для регистрантов оставлена прежней (3900 тенге в год, действует с 5 мая 2006 г.).
Несмотря на то, что такая модель подразумевает неограниченное количество регистраторов, имеющих возможность регистрировать доменные имена, используя SRS, стабильность и непрерывность предоставления услуг потребителям обеспечивается достаточно жесткими требованиями аккредитации. Процедура аккредитации регистратора позволяет получить необходимую уверенность в качестве предоставления услуг по регистрации и поддержке доменных имен потребителям. Существует и перечень зарезервированных доменных имен, имеющих определенное предназначение:
ORG.KZ — предназначен для регистрации доменных имен третьего уровня для некоммерческих организаций, резидентов Республики Казахстан (РК);
EDU.KZ — предназначен для регистрации доменных имен третьего уровня для организаций резидентов РК, имеющих лицензии на образовательную деятельность;
NET.KZ — предназначен для регистрации доменных имен третьего уровня для организаций в сфере сетей передачи данных, имеющих соответствующие лицензии Министерства транспорта и коммуникаций РК;
GOV.KZ — предназначен для регистрации доменных имен третьего уровня для организаций государственного сектора РК;
MIL.KZ — предназначен для регистрации доменных имен третьего уровня для организаций Министерства обороны РК;
COM.KZ — предназначен для регистрации доменных имен третьего уровня для коммерческих организаций и в целях защиты зарегистрированных товарных знаков.
Доменные имена могут включать в себя любые символы латинского алфавита, цифры и дефис. Минимальная длина имени — 4 символа, максимальная — 63 символа, включая 3 символа «.KZ». Общая статистика по регистрации доменных имен зоны KZ приведена в таблице 2.
К сожалению, сейчас невозможно с достаточной степенью точности говорить о количестве действующих информационных ресурсов Казнета. Так, на 11 ноября 2007 года различные каталоги показывали разные данные (см. табл. 3).
По данным «Большой энциклопедии Казнета» (www.lyakhov.kz/pancakes/), за более чем 8 лет отметились около 6000 сайтов. Таким образом, с некоторой поправкой можно предположить, что реальное количество интернет-ресурсов Казнета не превышает 5000.