Кыргызская трагедия —
Расул Жумалы
То, что происходит в последние годы в Кыргызстане, с трудом укладывается в голове. Найти прецеденты, подобные кыргызскому, еще сложнее. Сначала был первый президент, назовем его «First». Так же, как и одноименный персонаж из фильма «Человек с бульвара Капуцинов», он хотел вершить добро. Его откровения о высоком, либеральном светлом будущем ласкали слух не только потомков славного Манаса. Америка, Европа дружно рукоплескали Кыргызстану, называя его «островком демократии в Центральной Азии», Россия не скупилась на кредиты, Китай обеспечивал товарное изобилие. Конечно, не за «красивые глазки». Каждому перепадало свое — кому активы, кому военная база, а кому и земля. Но скоро «First» проворовался и бежал, найдя отдушину в тиши московских лабораторий. На его место заступил новый президент, назовем его «Second». Этот обошел предшественника не только в том, что воровал без зазрения совести. Он оказался кровожадным. Вопрос: каким будет господин «Third» и будет ли вообще?
О причинах второй за последние пять лет революции в Кыргызстане говорилось немало. В сжатом виде это: нищета и апатия населения, экономическая разруха, безработица, повальная коррупция, зажим демократии, клановость режима Курманбека Бакиева, криминалитет и деструктивное влияние внешних сил. Гораздо важнее поразмыслить, куда движется Кыргызстан, чем это грозит соседним странам.
Нынешнюю ситуацию в Кыргызстане, выражаясь шахматным языком, можно охарактеризовать термином цугцванг: надо что-то делать, но с каждым ходом становится еще хуже. Заявления, что организованное для Курманбека Бакиева бегство из страны с последующей отставкой с должности президента предотвратило гражданскую войну в Кыргызстане, явно преждевременные. Тем более, как выяснилось, само решение об отставке было принято Бакиевым из тактических соображений. Сразу по приезду в Минск он дезавуировал свое заявление, дав всем понять — его рано списали в пассив.
Бакиева сегодня проклинают все. Но в 2005-м именно он вместе с Феликсом Куловым, за которым закрепилась репутация «сильного человека», смог быстро взять ситуацию под контроль. С тех пор изменилось многое. И надо понимать, что со вторым государственным переворотом до крайне низкой отметки упал не только рейтинг Бакиева, но вообще всех политиков в Кыргызстане, уровень доверия со стороны общества.
Положение усугубляется еще и тем, что сегодняшняя власть в Кыргызстане, в отличие от тандема Бакиев–Кулов, весьма смутно напоминает команду единомышленников. Скорее это разношерстная группа людей, которые волею случая оказались в одной лодке. Казус не только в том, что каждый гребет под себя, но и в том, что лодка дала течь. Что в конечном итоге возьмет верх, личные амбиции или государственный подход, судить сложно. Пока же почти каждый день представители новой власти опровергают сделанные накануне заявления. Вспомнить хотя бы, как долго они спорили о том, стоит стрелять в саботажников и землезахватчиков или нет, вследствие чего сообщения типа «временное правительство будет стрелять в мародеров» и «новая власть не будет стрелять в мародеров» чередовались на информационных лентах около 3—4 дней.
Не все ясно с формированием основ государства. Пока решено, что 27 июня текущего года состоится общенациональный референдум, на который будут вынесены новая Конституция и избирательный кодекс. Парламентские выборы должны пройти 10 октября. Однако по вопросу о выборах президента у кыргызского руководства мнения разделились. Часть членов правительства категорически против проведения всенародных президентских выборов, так как подобная процедура грозит чрезмерным усилением главы государства и способно подтолкнуть его к наступлению на полномочия парламента и правительства. Противная сторона считает, что президента должен избирать народ, поскольку передача таких полномочий парламенту может привести к диктату крупнейшей партии, которая также будет предлагать и кандидатуру премьер-министра. Риски усиления главы государства сторонники прямых выборов предлагают убрать, лишив президента неприкосновенности, а также урезав его содержание и членов его семьи.
Под вопросом и то, пойдут ли на выборы противники экс-президента единым фронтом. Во временном правительстве доминируют социал-демократы, которых возглавляет вице-премьер Алмазбек Атамбаев, и представители партии «Ата-Мекен», лидером которой является Омурбек Текебаев. В случае если они не договорятся о совместных действиях и разделе полномочий, между ними может начаться борьба, которая серьезно ослабит временное правительство. Об этом предупредила и глава временного правительства Роза Отунбаева: «Нам нужно объединяться. Если на выборы будут выходить несколько партий, для бакиевских сил будет раздолье». Кстати, вопрос об участии в выборах пробакиевской партии «Ак-Жол» пока что остается открытым.
Впрочем, говорить о том, что политическая борьба протекает только между сторонниками Бакиева и временным правительством, а также внутри последнего, не приходится. Власть Розы Отунбаевой распространяется лишь на столичный Бишкек и ряд северных районов. На юге, в том числе городах Ош и Джалал-Абад, сильные позиции сохраняют сторонники свергнутого президента. Однако в условиях фактического безвластия в самые мощные силы в Кыргызстане превратились криминальные группировки и религиозные экстремисты. Официальным органам приходится считаться с этой данностью. Проблема в том, что если первые заинтересованы в сохранении долгосрочной нестабильности в Кыргызстане, то вторые — в создании такой ситуации, когда они смогут захватить власть в стране и установить исламские порядки.
На фоне политического раздрая обострилась также межэтническая напряженность в Кыргызстане, в частности в густонаселенной Ферганской долине. Узбеки, составляющие около половины населения региона, в таких городах, как Ош и Джалал-Абад, ощущают притеснения со стороны коренного населения. При этом киргизы и узбеки атакуют еще один этнос — турок-месхетинцев, высланных при Сталине из Грузии в Центральную Азию. В понедельник, сообщает издание, тысячи киргизов громили их дома в селе Маевка под Бишкеком, требуя вернуть земли. Жертвами налетчиков стали и русскоязычные жители региона. Другими словами, конфликт обретает шовинистические и расистские черты.
По всему этому можно заключить, что за годы независимости Кыргызстан не только превратился в одну из беднейших стран мира, удел которой стоять с протянутой рукой, — страна не выдержала экзамен на государственную зрелость. Оттого определяющее влияние на судьбу Кыргызской Республики перманентно оказывают внешние силы.
Как известно, в 2005 году свержение прежнего руководителя республики Аскара Акаева произошло не без участия американцев. Мотивов было несколько, но главный — пророссийская ориентация Акаева и его несговорчивость по вопросу военной базы США в Манасе, ключевого звена в цепи поставок для войск НАТО в Афганистане. Теперь, похоже, Россия отыграла свое, сместив уже Бакиева. Мотив прежний, но с принципиальной поправкой: лояльность последнего к Америке и его военной базе. Сейчас мяч на американской стороне, и страсти между Москвой и Вашингтоном грозят вылиться в шантаж и манипуляции с объемами финансовой поддержки с той или иной стороны. Новым властям остается лишь маневрировать. Сначала вице-премьер временного правительства Азимбек Бекназаров заявил, что договоренности с США по вопросу дальнейшего функционирования военной базы в Манасе будут пересмотрены. Чуть позже другой член временного правительства Омурбек Текебаев сообщил, что решение вопроса по авиабазе в Манасе отложено до октября 2010 года. В то же время государственный секретарь США Хиллари Клинтон сообщила, что временное правительство Кыргызстана уверило США, что авиабаза у американцев останется.
Но судьба авиабазы «Манас» — отнюдь не единственная точка преткновения в российско-американских трениях. Высоки геополитические ставки. И далеко не факт, что Россия или Америка в продвижении своих интересов ограничатся финансовыми инструментами. Уместно было бы в этом контексте привести мнение известного российского эксперта Владимира Парамонова: «Кыргызстан — недееспособное государство, в котором от реальной власти уже практически ничего не осталось: нет реальных лидеров, нет реальных сил, за исключением несистемных. В связи с раскладом событий уже пора вводить внешнее управление Кыргызстаном — в частности, можно думать о возможности ввода войска ОДКБ или даже ШОС. Необходимо подавить антисоциальное поведение конкретных слоев и групп. Одновременно требуется выработка программ экономического и социального развития Кыргызстана. Сам Кыргызстан все это сделать не может».
Третий крупный игрок, Китай, похоже, прагматично придерживается мнения, что российско-американский интервенционистский подход для стабилизации ситуации в Кыргызстане льет воду и на китайскую мельницу. Но сосед и крупнейший торговый партнер Кыргызстана вряд ли будет долго хранить молчание. Четверть миллиона уйгуров, проживающих в этой горной республике, также является предметом озабоченности Пекина в свете перманентной напряженности в собственном СУАРе.
Пока не только остальной мир, но и традиционно близкие к Кыргызстану страны СНГ пребывают в растерянности: кого признавать легитимным руководством Кыргызстана — Курманбека Бакиева или временное правительство? На данный момент только Москва и Минск сумели определиться. «В России больше не рассматривают Курманбека Бакиева в качестве действующего президента Киргизии», — заявил, в частности, высокопоставленный источник в МИД РФ. Президент союзной с Россией Беларуси придерживается совершенно противоположного мнения. По его словам, «упрекать сегодня Бакиева ни одному политику не следовало бы. Точно так же может произойти в любой стране». Александр Лукашенко также назвал «очень плохой и недальновидной политику, во-первых — американцев, а во-вторых — России в этих событиях». Они должны были заявить о неприемлемости подобных действий. «Что это за власть, которая не должна применять силу, когда в нее стреляют?», — сказал глава белорусского государства.
Иными словами, кыргызский вопрос становится еще одной линией разлома в и без того непростых, временами конфликтных отношениях между странами на постсоветском пространстве. Вместе с тем Кыргызстан де-факто превратился в полигон, где происходит проба сил, обкатка новых методов и приемов борьбы за господство в Центральной Азии. Любопытное суждение в связи с этим высказал президент России Дмитрий Медведев: «Сейчас речь идет о том, может ли подобная ситуация возникнуть в других странах постсоветской территории или в других странах мира… Возможно всё. Если народ недоволен своими лидерами, если власти не делают необходимых усилий для поддержки людей и решения существенных проблем, такая ситуация может повториться где угодно, в любой стране, где власти больше не имеют связи с народом…». Недосказанность цитаты предполагает к тому, чтобы додумывать тонкий намек на толстые обстоятельства.
Совсем не случайным на этом фоне представляется визит в Москву лидера другой центральноазиатской страны сразу по следам кыргызских событий. Той самой, в которой спустя два месяца после «тюльпановой революции» 2005 года произошел свой бунт, правда, с «зеленым» оттенком. Тогда восстание в Андижане было потоплено в крови, по неофициальным данным, погибло около 1000 человек. Как умудренный опытом политик, Ислам Каримов понимает, что побудительные мотивы кыргызской драмы остаются неясными. Поэтому он бросил все дела и приехал в Москву, чтобы проникнуть в темную глубину и изучить подводные течения, опрокинувшие власть кыргызского коллеги.
Происходящее в Кыргызстане всяк оценивает по-своему, кто-то со знаком минус, кто-то — со знаком плюс. Но вопрос в том, что вызовы, сотрясающие ныне Кыргызстан, присущи другим соседям по региону. Да, у каждого своя специфика, но ни это, ни закрытие границ с бунтующей страной не гарантирует иммунитета от неприятностей. Неприятностей, которые могут стоить не только кресла, но и потери независимости.