Учебник по истории бизнеса
Датой основания Казахской моторной компании Astana Motors принято считать 1993 год, когда недавний выпускник биофака Казахского госуниверситета Нурлан Смагулов подписал первый договор с японской Toyota Motor Co о прямой поставке в Казахстан автомобилей Toyota.
Это время во всех странах СНГ принято называть «лихими девяностыми» — уже пала Берлинская стена, разделился на части Советский Союз, нарисовав на картах новые границы и разрушив социалистическую плановую экономику и хозяйственные связи.
До этого периода автомобили в Казахстане были действительно роскошью и для простых, не обремененных серьезным государственным или партийным статусом граждан продавались либо в «порядке очереди», либо выигрывались в лотереи. Подержанные автомобили продавались только при наличии справки из комиссионного магазина. Затем эти правила отменили, и автомобили стали рыночным товаром.
В начале девяностых в бизнес ринулись те, кто не боялся рисковать. Впрочем, рыночная ситуация тому благоприятствовала: изголодавшиеся дефицитом соотечественники создавали серьезный уровень спроса, который подстегивала гиперинфляция, доходившая в Казахстане до 3000 процентов в год. Казахстанцы активно покупали «жигули» и «волги». Первые иномарки, а именно так было принято называть автомобили нероссийского производства, поставлялись в Казахстан также из России, через порты Дальнего Востока. Второй канал поставки подержанных машин наладили бывшие казахстанцы, эмигрировавшие в Германию.
«В 1990-м мне было 25 лет, я только окончил университет, отслужив, будучи студентом, два года в армии. Самый подходящий возраст для того, чтобы начать с чистого листа: когда ничего нет — нечем рисковать. И в этом возрасте мы уже поняли, что такое свобода, не знали никаких табу, сами придумывали, что и как нужно делать, и получали от этого огромное удовольствие», — вспоминает Нурлан Смагулов.
Astana Motors в это время открывает первый в стране специализированный автосалон по продаже автомобилей Toyota. Этот автосалон заложил основу развития цивилизованного авторынка в центре Евразии. Казахстанский потребитель получил доступ к новым японским автомобилям и к новым стандартам продажи. Компания берет за основу своей работы принцип «трех S»: Sales, Service, Spare Parts. В этом же году в Казахстане вводят национальную валюту — тенге.
В следующем году компания открывает первую в стране специализированную станцию по техническому обслуживанию и ремонту японских автомобилей, а позже, уже на базе автосалона, — первую специализированную сервисную станцию Toyota — TASS (Toyota Authorized Service Station). Основатель компании Нурлан Смагулов констатирует: «Мы тогда еще не знали правил ведения бизнеса, но абсолютно ничего не боялись. Все началось с простых операций по купле-продаже, но со временем бизнес-схемы усложнялись. Этот дух первооткрывателей сохранился в нас до сих пор, мы и сегодня с энтузиазмом осваиваем новые сферы».
Далее компания развивается в одном темпе со страной. Столица (астана в переводе с казахского языка) переносится из Алма-Аты в Целиноград, а компания Astana Motors регистрирует филиал в новой столице Астане и открывает современный автосалон. В алматинский Третий таксомоторный парк приходит первая партия автомобилей Tofas Sahin для оказания услуг такси, а компания принимает участие в первом автопробеге «Toyota Vehicle: Москва–Алматы». На тот период продажники фиксируют реализацию первых 5000 автомобилей.
В 1998 году автопробег «Toyota Vehicle: Алматы–Тбилиси» расширяет маршруты, а Astana Motors, став ранее официальным дистрибьютором Mobil в Казахстане, поставляет 20 автобусов Hyundai County и 70 микроавтобусов Hyundai H-100 в Третий таксомоторный парк, акции которого приобретены в собственность год назад.
В начале XXI века КМК Astana Motors и Fuji Heavy Industries подписывают соглашение об эксклюзивном праве на импорт автомобилей Subaru, а в следующем году открывает в Алматы авторизованный автоцентр Subaru и с успехом начинает официальные продажи автомобилей легендарной японской марки.
Корейские автомобили приобрели популярность в Казахстане в 2003 году. В это время Astana Motors получает статус официального дистрибьютора Hyundai Motor Company и вскоре передает новой столице автомобили скорой медицинской помощи Hyundai H-1.
Автомобильный ретейл не стал единственной страстью Нурлана Смагулова — в апреле 2003-го на территории Toyota Center Almaty открыта художественная галерея Alma-Ata Art-Center, которая быстро стала центром культурной жизни не только Алматы, но и всего Казахстана. Ее коллекция собрана из произведений лучших казахстанских художников и скульпторов. Галерея ориентирует свою работу как арт-менеджер и становится посредником между художниками и ценителями искусства. Нурлан Смагулов, член Клуба меценатов Казахстана и учредитель национальной премии «Тарлан», курирует номинацию «Изобразительное искусство».
Рост экономики позволяет развивать бизнес вширь, и КМК Astana Motors открывает филиалы в шести городах — Актау, Актобе, Атырау, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте, а в Алматы открывается первый официальный автосалон корейского производителя, поскольку компания заключила эксклюзивное дистрибьюторское соглашение с Hyundai Motor Company.
В Казахстане растут потребности крупных корпоративных клиентов и предприятий малого и среднего бизнеса. Astana Motors создает дочернее подразделение — Astana Motors Leasing. Компания быстро зарекомендовала себя как надежный стратегический партнер и вошла в число ведущих лизинговых компаний страны. На республиканском фестивале-конкурсе «Выбор года в Казахстане» КМК Astana Motors признана «Автодилером № 1». Кстати, эта награда стала для Astana Motors традиционной в течение последних лет.
Репутация компании растет не только в Казахстане — в 2005-м Subaru Motor Kazakhstan занимает 3-е место в мире по динамике среди официальных дистрибьюторов японской марки — рост за 2004 год превысил 200% — и получает престижную награду Subaru Sales Award. Hyundai Center Kazakhstan удостаивается престижной награды Hyundai Award of Excellence за качество работы.
В портфеле брендов компании появляются автомобили немецкого производителя премиум-класса BMW. КМК Astana Motors приобретает ТОО «АВТОЦЕНТР-БАВАРИЯ», эксклюзивного импортера «BMW АГ» в Казахстане, и подписывает соглашение на импорт и продажу коммерческой техники Hyundai. Успехи компании столь велики, что всего через год Hyundai Truck&Bus в составе КМК Astana Motors получает престижную награду «За выдающийся вклад в развитие коммерческой техники Hyundai».
В 2006-м благодаря новому соглашению в портфеле брендов Astana Motors появляется Nissan, а «АВТОЦЕНТР-БАВАРИЯ» начинает официальные продажи Rolls-Royce.
Открываются новые дилерские центры и мультибрендовые комплексы и в других городах Казахстана. В 2007-м компания реализовала 11 003 автомобилей. Это рекордное количество увеличило долю компании до 34% от всех официальных продаж новых автомобилей в Казахстане.
Финансовый кризис стал серьезным испытанием для большинства компаний Казахстана. Крупнейшие банки страны оказались под угрозой дефолта, строительные объекты застыли на уровне котлована. Кредитование экономики сократилось. Правительство убеждало себя в том, что кризис — это новая возможность, и сократило расходы, подписав постановление о запрете приобретения автотранспорта госорганами.
В этих условиях Astana Motors Leasing переориентируется на работу по программам финансового лизинга и делает акцент на оперативность. КМК Astana Motors и торговый дом Sumitomo Corp. договорились об открытии торгового финансирования для бренда Subaru. Аналогичное соглашение достигнуто с Hyundai Corporation для бренда Hyundai.
В условиях снижения доступа к программам потребительского кредитования и их сокращения казахстанскими банками компания активно сотрудничала с различными финансовыми институтами, чтобы предоставить клиентам возможность купить автомобили в кредит. В результате КМК Astana Motors и АО «Сбербанк России» подписали соглашение о запуске продуктов розничного кредитования на выгодных условиях (по ставке от 12% годовых) для клиентов компании.
Новым испытанием для компании стало подписание соглашения о Таможенном союзе Казахстана, России и Беларуси. В 2010 году повышаются ставки таможенных пошлин на импортируемые автомобили, что увеличивает цены на них. Правда, в декабре компании отмечают кратковременный всплеск продаж, а затем временно ограничивают ввоз. Моторная компания Astana Motors в этих условиях решается на беспрецедентный шаг по строительству и вводу автосборочного предприятия в Алматы, переходя от продаж и сервиса уже к автомобилестроению.