суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Хорошо забытое старое,

В последнее время словосочетание «государ-ственно-частное партнерство» можно часто услышать из уст высокопоставленных чиновников. В оригинале под этим понимается система взаимоотношений государства и субъектов частного предпринимательства, направленных на решение общественно значимых задач на условиях сбалансированного распределения прав, обязанностей, рисков, затрат и выгод. В условиях же кризиса и, соответственно, ограниченности ресурсов именно на государственно-частное партнерство (ГЧП) делается упор в качестве эффективного инструмента управления активами.
Впрочем, данный механизм нашел отражение в Казахстане еще в начале 1990-х, например, через корпоративную форму управления (участие государства в уставных капиталах юридических лиц наряду с частными лицами). В качестве других разновидностей ГЧП можно также упомянуть доверительное управление объектами государственной собственности (аренда), государственные закупки (сервисные контракты), приватизацию. Что касается настоящего времени, значительное количество государственных объектов уже фактически передано в управление по контрактам на содержание и эксплуатацию.
В отдельный блок взаимоотношений государства и бизнеса по передаче активов выделяются концессионные механизмы. Их понятие в законодательстве постоянно трансформировалось, завершившись в 2006 году принятием единой формулировки. То есть на начальном этапе под концессией понималось предоставление в аренду имущества, земли и природных ресурсов иностранным инвесторам, основным ее направлением являлось привлечение инвестиций. Позднее регулирование концессионных отношений осуществлялось в качестве одного из подвидов имущественного найма. Примером реализации проектов по схеме концессии стала передача в 1997 году Шульбинской, Усть-Каменогорской и Бухтарминской ГЭС в концессию. Но механизм концессии применялся также при реализации крупных проектов в транспортной инфраструктуре и энергетике, в том числе по строительству железнодорожной линии Шар–Усть-Каменогорск (этот проект стал первым юридически оформленным как договор концессии) и линии электропередачи Северный Казахстан–Актюбинская область.
Вместе с тем одно из главных условий ГЧП, связанное с распределением рисков сторон, до последнего времени в нашей стране практически не применялось. Вот почему Концепция развития Казахстана до 2014 года как раз и направлена на внедрение этого механизма в сферах, которые не привлекают потенциальных инвесторов по причине высокой их рискованности — нет, в частности, уверенности в доходности предприятия, стабильности контрактов. В связи с этим ГЧП, в отличие от уже апробированных видов сотрудничества в рискованных сферах, детально расписывает обязанности сторон и меры воздействия в случае их неисполнения, как это принято за рубежом. Например, если инвестор не вложил в течение одного года действия контракта обещанную сумму инвестиций, то ему выставляется неустойка либо с ним разрывают контракт и проводят новый конкурс.
Сегодня этап имплементации основных форм ГЧП в Казахстане завершен и следующим этапом развития является совершенствование действующих механизмов. Данный механизм способен найти широкое распространение в инфраструктуре, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, в меньшей мере — в социальной сфере и определяется как форма сотрудничества в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства на условиях сбалансированного распределения рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей, определяемых в соответствующих договорах.
В ближайшее время предстоит решение следующих задач:
– внедрение механизма привлечения средств институциональных инвесторов, в том числе через глобальное размещение среди международных финансовых институтов, для реализации капиталоемких проектов базовой инфраструктуры и их эксплуатации;
– обеспечение приоритетности прав инвесторов путем выделения активов в виде будущих денежных потоков под переуступку прав требования инвесторам-кредиторам для снижения рисков по проекту ГЧП;
– внедрение стандартов качества услуг, предоставляемых населению, для их оценки в ходе реализации проектов ГЧП;
– расширение сфер применения ГЧП за счет внедрения новых видов и контрактов ГЧП;
– обеспечение эффективного управления и контроля за процессами подготовки и реализации проектов на основе ГЧП;
– установление подхода к определению эффективности реализации проекта через качество предоставления услуг населению;
– изменение подхода к планированию реализации бюджетных инвестиций;
– расширение мер государственной поддержки при реализации проектов по различным механизмам ГЧП.
Решение указанных задач позволит к 2015 году реализовывать не менее 15 проектов ГЧП в год на общую сумму свыше 900 млрд тенге.
Кроме того, в результате эффективного использования механизмов ГЧП стороны партнерства, потребитель и инвестор, должны получить:

государство:
• квалификацию, опыт, технологии и ноу-хау частного сектора;
• привлечение частных и международных инвестиций в целях снижения нагрузки на государственный бюджет;
• обеспечение развития инфраструктуры ускоренными темпами и возможность предоставления более качественных услуг;
• сокращение стоимости и времени реализации проекта ГЧП;
• передачу части рисков частному сектору;
• решение задачи эффективного управления имуществом;
• развитие внутренних рынков капитала и банковской индустрии;

частный сектор:
• новые инвестиционные возможности и, соответственно, новые источники дохода;
• разделение рисков с государством;
• приобретение опыта управления большими проектами;
• развитие частного предпринимательства;

потребители:
• обеспечение оптимального соотношения «цена–качество» для потребителей услуг;
• повышение качества товаров, работ, услуг, получаемых в результате реализации проекта ГЧП;
• краткосрочность и доступность услуг;
• создание новых рабочих мест;

инвесторы:
• новые инвестиционные возможности и, соответственно, новые источники дохода;
• низкие риски при вложении инвестиций.

Что касается мирового опыта, то наиболее успешно ГЧП зарекомендовало себя в странах Западной Европы и Северной Америки.
Внедрение практики ГЧП в различных странах начинается, как правило, с концессионных проектов в автодорожной отрасли (платные дороги, мосты, туннели). В процессе развития данный механизм ГЧП распространяется и на другие сферы, такие как социальная и жилищно-коммунальная.
В то же самое время при столь активном использовании механизмов ГЧП в международной практике не существует единого определения и общепринятой классификации форм, каждая страна самостоятельно и независимо определяет понятие ГЧП и его формы. Кроме этого, проекты ГЧП в соответствии с мировой практикой часто реализуются на основе частной финансовой инициативы, получившей развитие с 1992 года в Великобритании и адаптированной в Канаде, Франции, Нидерландах, Португалии, Ирландии, Норвегии, Финляндии, Австралии, Японии, Малайзии, США и Сингапуре, как составляющей реформ по предоставлению государственных услуг.

Оставить комментарий

Антресоли

Как снизить цены? Как снизить цены?
Редакция Exclusive
04.06.2010 - 09:37
Прибыло или убыло? Прибыло или убыло?
Редакция Exclusive
04.06.2010 - 09:37
Пётр своик: Пётр своик:
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:14
Astana  Motors Astana Motors
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:14
Новые направления Новые направления
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:14
Бренд – это репутация Бренд – это репутация
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:14
Окаянное время Окаянное время
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:13
Где деньги, Зин? Где деньги, Зин?
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:13
Люди гибнут за металл Люди гибнут за металл
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:13
Вспомнить всё Вспомнить всё
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:13
Новинки рынка Новинки рынка
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:34
«Все уже есть в тебе» «Все уже есть в тебе»
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:33
Вся правда о Zonakz Вся правда о Zonakz
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:28
Cекрет  успеха  ZonaKZ Cекрет успеха ZonaKZ
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:28
Вечный импуль NAVI Вечный импуль NAVI
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:28
Чудак Билли, Чудак Билли,
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:26
Объять необъятное Объять необъятное
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:26
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33