Хорошо забытое старое,
В последнее время словосочетание «государ-ственно-частное партнерство» можно часто услышать из уст высокопоставленных чиновников. В оригинале под этим понимается система взаимоотношений государства и субъектов частного предпринимательства, направленных на решение общественно значимых задач на условиях сбалансированного распределения прав, обязанностей, рисков, затрат и выгод. В условиях же кризиса и, соответственно, ограниченности ресурсов именно на государственно-частное партнерство (ГЧП) делается упор в качестве эффективного инструмента управления активами.
Впрочем, данный механизм нашел отражение в Казахстане еще в начале 1990-х, например, через корпоративную форму управления (участие государства в уставных капиталах юридических лиц наряду с частными лицами). В качестве других разновидностей ГЧП можно также упомянуть доверительное управление объектами государственной собственности (аренда), государственные закупки (сервисные контракты), приватизацию. Что касается настоящего времени, значительное количество государственных объектов уже фактически передано в управление по контрактам на содержание и эксплуатацию.
В отдельный блок взаимоотношений государства и бизнеса по передаче активов выделяются концессионные механизмы. Их понятие в законодательстве постоянно трансформировалось, завершившись в 2006 году принятием единой формулировки. То есть на начальном этапе под концессией понималось предоставление в аренду имущества, земли и природных ресурсов иностранным инвесторам, основным ее направлением являлось привлечение инвестиций. Позднее регулирование концессионных отношений осуществлялось в качестве одного из подвидов имущественного найма. Примером реализации проектов по схеме концессии стала передача в 1997 году Шульбинской, Усть-Каменогорской и Бухтарминской ГЭС в концессию. Но механизм концессии применялся также при реализации крупных проектов в транспортной инфраструктуре и энергетике, в том числе по строительству железнодорожной линии Шар–Усть-Каменогорск (этот проект стал первым юридически оформленным как договор концессии) и линии электропередачи Северный Казахстан–Актюбинская область.
Вместе с тем одно из главных условий ГЧП, связанное с распределением рисков сторон, до последнего времени в нашей стране практически не применялось. Вот почему Концепция развития Казахстана до 2014 года как раз и направлена на внедрение этого механизма в сферах, которые не привлекают потенциальных инвесторов по причине высокой их рискованности — нет, в частности, уверенности в доходности предприятия, стабильности контрактов. В связи с этим ГЧП, в отличие от уже апробированных видов сотрудничества в рискованных сферах, детально расписывает обязанности сторон и меры воздействия в случае их неисполнения, как это принято за рубежом. Например, если инвестор не вложил в течение одного года действия контракта обещанную сумму инвестиций, то ему выставляется неустойка либо с ним разрывают контракт и проводят новый конкурс.
Сегодня этап имплементации основных форм ГЧП в Казахстане завершен и следующим этапом развития является совершенствование действующих механизмов. Данный механизм способен найти широкое распространение в инфраструктуре, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, в меньшей мере — в социальной сфере и определяется как форма сотрудничества в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства на условиях сбалансированного распределения рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей, определяемых в соответствующих договорах.
В ближайшее время предстоит решение следующих задач:
– внедрение механизма привлечения средств институциональных инвесторов, в том числе через глобальное размещение среди международных финансовых институтов, для реализации капиталоемких проектов базовой инфраструктуры и их эксплуатации;
– обеспечение приоритетности прав инвесторов путем выделения активов в виде будущих денежных потоков под переуступку прав требования инвесторам-кредиторам для снижения рисков по проекту ГЧП;
– внедрение стандартов качества услуг, предоставляемых населению, для их оценки в ходе реализации проектов ГЧП;
– расширение сфер применения ГЧП за счет внедрения новых видов и контрактов ГЧП;
– обеспечение эффективного управления и контроля за процессами подготовки и реализации проектов на основе ГЧП;
– установление подхода к определению эффективности реализации проекта через качество предоставления услуг населению;
– изменение подхода к планированию реализации бюджетных инвестиций;
– расширение мер государственной поддержки при реализации проектов по различным механизмам ГЧП.
Решение указанных задач позволит к 2015 году реализовывать не менее 15 проектов ГЧП в год на общую сумму свыше 900 млрд тенге.
Кроме того, в результате эффективного использования механизмов ГЧП стороны партнерства, потребитель и инвестор, должны получить:
государство:
• квалификацию, опыт, технологии и ноу-хау частного сектора;
• привлечение частных и международных инвестиций в целях снижения нагрузки на государственный бюджет;
• обеспечение развития инфраструктуры ускоренными темпами и возможность предоставления более качественных услуг;
• сокращение стоимости и времени реализации проекта ГЧП;
• передачу части рисков частному сектору;
• решение задачи эффективного управления имуществом;
• развитие внутренних рынков капитала и банковской индустрии;
частный сектор:
• новые инвестиционные возможности и, соответственно, новые источники дохода;
• разделение рисков с государством;
• приобретение опыта управления большими проектами;
• развитие частного предпринимательства;
потребители:
• обеспечение оптимального соотношения «цена–качество» для потребителей услуг;
• повышение качества товаров, работ, услуг, получаемых в результате реализации проекта ГЧП;
• краткосрочность и доступность услуг;
• создание новых рабочих мест;
инвесторы:
• новые инвестиционные возможности и, соответственно, новые источники дохода;
• низкие риски при вложении инвестиций.
Что касается мирового опыта, то наиболее успешно ГЧП зарекомендовало себя в странах Западной Европы и Северной Америки.
Внедрение практики ГЧП в различных странах начинается, как правило, с концессионных проектов в автодорожной отрасли (платные дороги, мосты, туннели). В процессе развития данный механизм ГЧП распространяется и на другие сферы, такие как социальная и жилищно-коммунальная.
В то же самое время при столь активном использовании механизмов ГЧП в международной практике не существует единого определения и общепринятой классификации форм, каждая страна самостоятельно и независимо определяет понятие ГЧП и его формы. Кроме этого, проекты ГЧП в соответствии с мировой практикой часто реализуются на основе частной финансовой инициативы, получившей развитие с 1992 года в Великобритании и адаптированной в Канаде, Франции, Нидерландах, Португалии, Ирландии, Норвегии, Финляндии, Австралии, Японии, Малайзии, США и Сингапуре, как составляющей реформ по предоставлению государственных услуг.