Цена вопроса
1. Какие основные факторы определяют процесс ценообразования на продовольствие и товары народного потребления в Казахстане?
2. Цены на казахстанские товары неконкурентоспособны по сравнению с импортом. Как вы думаете, в чем главная причина? Согласны ли вы с мнением, что это недоработка государства, если да, то в чем?
Максим Бунякин, коммерческий директор торговой компании Sulpak
1. Цена товара состоит из закупочной стоимости, издержек на доставку, оплату налоговых пошлин, затрат на рекламу, содержание магазинов и постпродажное обслуживание. С введением Таможенного союза пошлины на ввозимый товар значительно возросли, дабы обезопасить национального производителя и сделать его продукцию конкурентоспособной. Наши покупатели зачастую предпочитают импортные товары, несмотря на выросшую цену. В итоге конечный потребитель расплачивается за все таможенные нововведения. Да и те немногочисленные производители, расположенные на территории Казахстана, не спешат снижать цену, для них выгоднее поддержать общий ценовой уровень и выиграть в прибыли с единицы продукции.
Цена одного и того же товара может отличаться от магазина к магазину, все зависит от того, что заложено в конечную цену. На сегодняшний день компания Sulpak является крупным дисконтером и может позволить себе проведение акций для привлечения покупателей и предлагать товары по сниженным ценам. В дополнение проводятся всевозможные программы повышения лояльности: купоны на скидку, подарки и т.д.
2. На сегодняшний день рынок бытовой техники и электроники — по большей части импортного производства, и конкурировать с этими товарами сложно как по цене, так и по качеству. Приверженность людей к маркам не так просто изменить, доверие к марке создается многолетней работой на рынке. Для нового игрока наладить производство, техническую базу, сбыт — все это займет немало времени. На сегодняшний день те немногочисленные товары, произведенные в стране, не имеют значительного преимущества в цене перед своими импортными заменителями, поэтому при выборе покупатели пока не руководствуются страной-производителем.
Разумеется, государственная политика важна при оказании поддержки в развитии отрасли, безусловно, при соответствующем внимании можно наладить и собственное производство. Но это не будет означать, что техника, произведенная здесь, будет пользоваться спросом у конечного потребителя. В любое производство имеет смысл вкладывать средства только при наличии рынка сбыта. В странах–участниках Таможенного союза ситуация немного отличается, особенно по производству белой техники (холодильники, стиральные машины и т.д.), что для потребителей означает более привлекательные цены на товары.
Бахытжан Сапиев, начальник Управления предпринимательства и промышленности акимата г. Алматы
1. Основные факторы, влияющие на инфляцию: а) изменение цен на товары на внешнем рынке; б) изменение курса национальной валюты; в) рост тарифов естественных монополий. В Алматы, например, уровень инфляции в апреле текущего года по отношению к предыдущему месяцу составил 0,7%. Выросли цены на продовольственные товары — на 0,9%. Цены на непродовольственные товары стали выше на 0,8%, платные услуги — на 0,5%. Следует отметить, что подавляющая масса непродовольственных товаров имеет импортное происхождение.
В целях сдерживания инфляционных процессов в городе акиматом ведется планомерная работа, предусматривающая расширение конкуренции на продовольственном рынке и увеличение предложения основных социально значимых товаров. В частности, заключены меморандумы между акиматом и торговыми сетями о сотрудничестве и взаимопонимании в сфере торговли. В их рамках продовольственные компании обеспечивают прямой доступ продукции отечественных товаропроизводителей в торговую сеть города без различных платежей. Так, в соответствии с постановлением акимата проводятся еженедельные продовольственные ярмарки с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей Алматинской области, а также предприятий пищевой промышленности. Торговые места предоставляются бесплатно, с обеспечением всех необходимых условий для работы. Продукция представлена в широком ассортименте, по ценам на 10–15% ниже, чем на рынках и в супермаркетах города. В настоящее время деятельность продовольственных ярмарок временно приостановлена на летний период, а с сентября будет возобновлена.
2. Касательно неконкурентоспособности цен на товары отечественного производства по сравнению с импортом следует отметить низкую производительность труда на предприятиях, слабое оснащение высокотехнологическим оборудованием и низкую квалификацию работников.
Артык Сеиткалиева, президент общества защиты прав потребителей «Адал»
1. Многие компании стремятся получить большую прибыль с минимальными затратами. На сегодняшний день пока товар дойдет до потребителя, он проходит неоднократно посреднические услуги, будь это частные или юридические лица. Каждый стремится выжить на этом рынке, «снять сливки», не обращая внимания на качество. Каждый хочет установить такую цену, которая покрывала бы не только издержки производства, распространения товара и сбыт, но и обеспечивала прибыль и риск.
2. В первую очередь коррупция в органах власти, качество выпускаемой продукции, безнаказанность и вседозволенность наших недобросовестных предпринимателей, которые подрывают авторитет более или менее работающих на внутреннем рынке производителей. Также у нас еще не искоренена контрафактная продукция, чаще всего подделывают лекарства, БАДы, пищевую продукцию, и вообще понемножку все ТНП. Качество продукции оставляет желать лучшего. Недостоверная информация на маркировке. Постоянное повышение цен на энергоресурсы, плохая развитость сельского хозяйства, животноводства, посреднические услуги.
Правительство принимает постановление «О дополнительных мерах по стабилизации цен на потребительском рынке», чтобы создать благоприятные условия для насыщения внутреннего рынка ТНП, не допускать необоснованного роста тарифов на неф-
тепродукты, газ, электроэнергию, услуги железнодорожного транспорта, естественных монополий. Несмотря на это во всех регионах страны периодически повышаются тарифы на газ, тепло, электроэнергию, обоснованность чего можно ставить под сомнение. Меры правительства по насыщению внутреннего рынка республики плодоовощной дешевой и качественной продукцией также не работают, мы видим сегодня, что эта продукция также дорогая, а качество зачастую никто и не проверяет. На сегодняшний день мы по цене и по качеству мяса всех видов неконкурентоспособны, причина — техническая и технологическая отсталость, плохое качество сырья и посреднические уcлуги.