Обед по расписанию
Расул Жумалы
Кыргызстан продолжает штормить. В прошлом номере мы уже писали о политических последствиях беспорядков в соседней стране. Теперь уместно поговорить о последствиях экономического свойства, тем более что речь идет не только о бедном соседе, но и, как выясняется, о ключевом торговом партнере Казахстана.
Такого не было за все 19 лет независимости — на границе между Казахстаном и Кыргызстаном повесили замок. Движение грузов через границу было прекращено, пропуск граждан — строго ограничен. С одной стороны, сказались волнения в Кыргызстане и, как следствие, риск просачивания на нашу территорию преступных элементов и оружия. С другой стороны, к закрытию, а точнее — усилению контроля на границе вынуждают обязательства, взятые Казахстаном в рамках Таможенного союза. По оценкам независимых экспертов, контрабанда одних только китайских товаров в Казахстан составляет 50% легального импорта республики. Немалая их часть проходит через Кыргызстан, причем Казахстан здесь является отнюдь не единственным пунктом назначения. Так, по данным российского экономиста Станислава Жукова, только в 2009 году через границу прошло товаров почти на 8 млрд долларов — колоссальная величина, если учесть, что весь ВВП Кыргызстана едва дотягивает до 4 млрд долларов. С открытием 1 июля российско-казахстанской таможенной границы поток контрабанды обещал увеличиться в разы.
Да, закрытие границ нанесло ущерб прежде всего кыргызской экономике. По данным Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана, за месяц товарооборот в республике сократился на 50–70%. При этом только по официальным данным торговля Кыргызстана с Поднебесной составляет около 80% от всего внешнеторгового оборота республики. Что касается сферы туризма, то, по данным кыргызских операторов, только на казахстанцах государство ежегодно могло зарабатывать порядка 500 миллионов долларов. «Основной источник дохода на Иссык-Куле — деньги туристов из Казахстана. Сейчас очевидно, что после апрельских событий казахстанцы не поедут и на это высокогорное озеро. Так что можно без преувеличения утверждать, что турбизнес находится на грани краха!» — убежден хозяин одного из местных отелей.
Общая протяженность кыргызско-казахстанской границы составляет 651 километр. Несколько лет назад между сторонами был завершен процесс делимитации. Теперь Казахстан приступил к ускоренному возведению вдоль границ контрольно-разделительной полосы, других заградительных сооружений в рамках договора 2008 года о демаркации границы. Но до последнего времени граница между двумя государствами практически не охранялась. Например, участок по реке Чу протяженностью 163 километра перекрывали 80 казахстанских пограничников. С кыргызской стороны существовал всего один пограничный пост с тремя-четырьмя солдатами. Соответственно, границы каждую ночь и практически беспрепятственно пересекали десятки, даже сотни грузовиков с контрабандным грузом. В Кыргызстан, который является членом ВТО, он прибывает легально, имея при этом самые низкие среди центральноазиатских государств пошлины. Стоимость таможенной очистки экспортного товара здесь обходится примерно в шесть раз дешевле, чем, в частности, в Казахстане.
Таким образом, Кыргызстан, будучи членом СНГ,
ЕврАзЭС, является крупной перевалочной базой, торговой брешью в экономическом пространстве Содружества. По оценке экспертов Всемирного банка, через Кыргызстан ежегодно проходит только китайских товаров на сумму до 7 млрд долларов. В 2008 году, по данным китайской стороны, эта сумма достигла 9 млрд долларов. На территории Кыргызстана образуется 10–15% добавленной стоимости на товары производства КНР. Более трети экспорта направляется в Россию, 14% — в Узбекистан, 11% — в Казахстан.
Более того, долгое время кыргызское правительство не чинило каких-либо препятствий не совсем легальному бизнесу. Мотив понять можно: платежи за проходящие через территорию товары составляют важную статью бюджета. В условиях же, когда экономика практически лежит на боку, источники внешнего заимствования заказаны, а экспортная выручка на нуле, торговля, отчасти туризм оставались, пожалуй, единственными средствами выживания. Но сейчас нет и этого. Кыргызстан как государство оказался несостоятельным не только политически. Страна, казна которой на момент апрельского переворота весила всего 17 млн долларов, а последний кредит в размере 300 млн долларов, выданный Россией, разворован, не способна считаться нормальной и экономически.
Никто не спорит: пропускной режим из Кыргызстана на нашу территорию надо было ужесточать. Еще вчера. Однако насколько правильно выбрано время и стратегия действий? Насколько закрытие границы повлияло и способно повялить уже на Казахстан?
Есть такая казахская пословица: обидевшись на блох, не бросай шубу в огонь. И с точки зрения границ куда более логично было бы просто не пропускать людей с оружием. Даже после усиления охраны госграницы далеко не факт, что рубежи с Кыргызстаном надежно прикрыты. Ясно, что прежде всего страдают добропорядочные граждане. Чего нельзя констатировать в отношении криминала, в том числе наркомафии, который как пересекал границу по тайным тропам, так и продолжает. Разве что повысилась такса «проводников». Несмотря на утверждение казахстанских чиновников о том, что граница с соседним Кыргызстаном закрыта во избежание нелегального потока мигрантов в страну и из-за большого скопления огнестрельного оружия на кыргызской стороне, наблюдатели говорят, что пока закрытие границы способствует росту коррупции. Есть сведения, например, согласно которым отдельные казахстанские погранцы брали 200 долларов, чтобы пропустить в Бишкек. Еще можно было попасть в руки миграционщиков, которые требовали 100 долларов за свои услуги. Чтобы попасть обратно в Казахстан, нужно было заплатить такую же сумму.
То, что объем ширпотреба, проходящего через Кыргызстан на наш рынок, немал, знали все и давно. Хотя насколько он велик, стало понятно только после закрытия границ. Другая статья товарооборота — произведенные в соседней стране мясо, сыры, колбасы, недорогой текстиль, которые заметно облегчали жизнь среднему казахстанцу. Хотя и к этой категории импорта есть вопросы, когда, к примеру, турецкие или иранские ковры становятся «кыргызскими» только путем приклеивания торгового лейбла «Сделано в Киргизии». Так или иначе, но запрет на ввоз товаров из Кыргызстана вызвал дефицит и резкий рост цен на продовольственном рынке Южного Казахстана. В частности, в Жамбылской области более чем в два раза выросла стоимость картофеля. Как сообщил аким области Канат Бозумбаев, из-за событий в соседей республике значительно подорожали также сметана, фасоль и яблоки. На многие виды товаров из Кыргызстана подскочили цены и в Алматы.
Между тем закрытие границ также влияет на казахстанские инвестиции в кыргызскую экономику, которые весьма внушительны. В прессе уже было немало сигналов о погромах офисов, торговых площадей в Бишкеке, которые принадлежат иностранным, в том числе казахстанским гражданам, о захвате автомашин. Есть немало объектов на Иссык-Куле, также являющихся собственностью Казахстана и его резидентов. Одно можно сказать с уверенностью: действия наподобие закрытия границ вряд ли способствовали стабильности не только огромных казахстанских капиталов, вложенных в соседнюю страну.
Но у Кыргызстана есть масса других способов, порой нетрадиционных, чтобы по-своему реагировать на ситуацию. Ранее из уст отдельных политиков в Бишкеке звучали угрозы разрушить плотины и потопить южные области Казахстана. Голь, как говорится, на выдумки хитра. А 19 мая Кыргызстан уже прекратил поставку воды в Жамбылскую область Казахстана, поставив в щекотливое положение местных аграриев. В тот же день вице-премьер кыргызского правительства заявил, что намерен разрешить контрабанду товаров из Казахстана в свою страну. По его словам, тогда казахская сторона будет вынуждена сама снять замок на границе. Да, откровенный шантаж. Но это и реакция людей, попросту загнанных в угол. Так или иначе, но по странному стечению обстоятельств уже на следующий день после демарша кыргызского вице-премьера уже премьер-министр Казахстана Карим Масимов распорядился частично открыть границу с Кыргызстаном в трех пунктах.
Таковы отягощенные политикой современные отношения между двумя, как принято считать, братскими народами. Хотя до этого можно было и не доводить.
Возвращаясь к внутренним делам, нельзя обойти вниманием также проблему, порожденную многолетней практикой массовых потоков «черного» и «серого импорта». Дело в том, что из примерно 2,5 миллиона человек, которые нашей официальной статистикой квалифицируются как самозанятые, примерно половина занимаются обслуживанием нерегистрируемых товарных потоков из Кыргызстана через Казахстан и до России. Однако борьба с ними выбивает почву из-под ног этих людей, дискредитирует в их глазах Таможенный союз и серьезно усиливает социальные проблемы, в первую очередь безработицу.
Приведенное — лишь верхушка айсберга проблем, обусловленных закрытием границ с бунтующей республикой. Политический кризис в Кыргызстане на глазах перерастает в катастрофу гуманитарную. Последние соломинки, за которые держалась экономика страны, — торговля и туризм на мели, посевная кампания сорвана, казна пуста, власть не способна взять ситуацию под контроль. Но здесь надо отдавать отчет, что временное правительство в Кыргызстане есть, возможно, последний бастион, который способен удерживать страну в рамках цивилизованности. Третьего вменяемого правительства там не будет. Следовательно, от временного правительства надо не отгораживаться, а тем более перекрывать кислород. Это контрпродуктивно. Иначе развязка может быть плачевной, и не исключено, что тогда бал в Кыргызстане будут вершить ОПГ или религиозные экстремисты. Вот тогда границы с братской страной придется точно закрывать, всерьез и надолго, а риски, которые мы сегодня рисуем перед собой из-за беспорядков в Кыргызстане, покажутся детскими шалостями.
Комментарий независимого редактора
События в соседней республике, действительно, оказывают на нас значительное влияние. Если анализировать конкретные примеры, могу сказать, что еще недавно мы рассматривали Бишкек как город, где можно построить и развить MEGA. Наш бизнес и ретейлеры уже созрели для выхода на рынки за пределами Казахстана. Менталитет, общественная и потребительская активность в столице Кыргызстана достаточно схожи с нашими, казахстанскими. Кстати, разница в уровне доходов и культуре потребления между столицей и регионами Кыргызстана большая, как и у нас, а вот уровень торговых центров очень слабый. Вспоминается случай, когда девелоперы из соседней республики, приезжая в Алматы, пытались копировать наш бизнес. Один девелопер даже использовал виды MEGA в презентации своего ТРЦ.
Словом, после тщательного изучения бишкекского рынка ретейла стало ясно, что там есть предпосылки для появления MEGA. Казахстанских ретейлеров в Бишкеке было немного, но появление нашего ТРЦ способствовало бы их продвижению. Это подтверждается практикой: наши арендаторы давно поверили в нас. Мы вместе идем в города, где открываются наши новые торгово-развлекательные центры. Думаю, в Бишкеке наш ТРЦ быстро стал бы достопримечательностью и эпицентром жизни большого города. С другой стороны, он дал бы толчок развитию казахстанских предпринимателей и способствовал бы притоку в Кыргызстан таких крупных международных брендов, как, например, ZARA. У нас были реальные намерения, от которых выиграли бы все: и казахстанские ретейлеры, и международные, и сами граждане Кыргызстана, для которых появились бы новые рабочие места. Известно, что помимо тех людей, которые обеспечивают работу ТРЦ непосредственно на его территории, в эту деятельность включаются еще десятки аутсорсинговых компаний. Также MEGA приносила бы хорошие деньги в бюджет страны в виде налогов.
Но оставались политические риски, рассчитать которые довольно трудно. И мы не решились выйти на бишкекский рынок. Как оказалось, не зря. Наши предприниматели, у которых были магазины на территории кыргызской столицы, в результате апрельских событий и последовавших за ними погромов потеряли большие деньги.
Подводя итог, хочу сказать, что отсутствие политической стабильности в соседнем государстве удручает. Но люди обеих стран, Казахстана и Кыргызстана, всегда стремились развивать свои отношения и будут делать это впредь. Ведь подавляющее большинство граждан не вовлечены в этот чисто политический процесс и являются заложниками ситуации. Поэтому развитие отношений с соседней страной неизбежно, люди будут использовать для этого любые возможности. От этого обе страны только выиграют.
Спецпредставитель ОБСЕ по Кыргызстану Жанибек Карибжанов: «От того, что закрыта у нас граница с Кыргызстаном, страдает и Казахстан. Мы терпим убытки не только в экономике, но и по другим вопросам. Но важно помнить, что существует определенный режим с определенными требованиями. Казахстан работает над этим вопросом вместе с киргизскими коллегами. Кроме того, подключилось к этому еще и ОБСЕ. И у всех одно только желание — поскорее открыть границу. Но открытие казахстанско-кыргызской границы ради просто открытия я считаю безответственным шагом».
Вице-премьер Киргизии Омурбек Текебаев: «Нежелание соседнего Казахстана открыть границу мы расцениваем как экономическую блокаду. Пусть соседи не обижаются, но мы должны называть вещи своими именами. Казахстанские и узбекистанские пограничники не только не впускают в свою страну грузы из Киргизии, что можно было бы объяснить требованиями безопасности, но и не выпускают свои грузы в Киргизию. И это, возможно, непреднамеренно, но выглядит, как блокада».