среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Председательство в действии

На вопросы Еxclusive отвечает Постоянный представитель Казахстана при ОБСЕ
Кайрат Абдрахманов

— Позади 5 из 12 месяцев председательства Казахстана в ОБСЕ. Каковы, по вашей оценке, промежуточные итоги деятельности нашей страны на этом посту?
— Недавно средства массовой информации широко освещали первые сто дней председательства Казахстана в ОБСЕ. Не сказать, что это был организационный период, так как мы в полной мере были готовы к работе. Однако было весьма важно на практике наладить слаженную работу казахстанского председательства с Секретариатом и институтами ОБСЕ, а также выстроить рабочее взаимодействие со всеми и каждым в отдельности государствами-участниками организации.
В этот период Действующий председатель ОБСЕ Канат Саудабаев посетил регионы полевого присутствия организации, внимательно ознакомился с ситуацией на местах, а также представил и обсудил программу казахстанского председательства в крупных международных организациях.
Весьма не просто, но решительно мы продвигали вопрос принятия сводного бюджета организации на этот год, а также утверждения в должности нового Представителя ОБСЕ по свободе СМИ. Здесь мы протестировали свои возможности по обеспечению консенсуса среди участников организации.
На сотый день председательства пришелся острейший кризис в Кыргызстане, который с момента грузинского конфликта августа 2008 года стал самым серьезным испытанием для самой ОБСЕ. Личные усилия главы нашего государства, России и США, оперативная и слаженная работа институтов ОБСЕ и других международных организаций сегодня играют критически важную роль в нормализации ситуации в братской нам стране.
Параллельно с текущей работой председательства мы осуществляем мероприятия по продвижению диалога по европейской безопасности, или так называемого процесса Корфу. Большое внимание в его рамках уделяется вопросу выполнения обязательств, в том числе в военно-политической области и человеческом измерении.
Конечно, основная работа по воплощению в жизнь наших приоритетов еще впереди. Среди них созыв Саммита глав государств и правительств, работа по противодействию новым угрозам и вызовам, поиск решения затяжных конфликтов, восстановление Афганистана, сотрудничество в сфере транспорта, развитие толерантности и другие важные направления.

— Казахстан, устами главы внешнеполитического ведомства Каната Саудабаева, активно взялся за урегулирование многолетних конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ, в частности в Приднестровье и Нагорном Карабахе. Наметились ли какие-то подвижки?
— Как вы знаете, Действующий председатель посетил с визитом регионы конфликтов, упомянутые вами. Основную координационную работу по вопросам «затяжных конфликтов» ведет Специальный представитель Действующего председателя посол Болат Нургалиев.
В начале марта в Вене под председательством Казахстана состоялось первое в этом году неформальное заседание по Приднестровскому урегулированию в рамках переговорного формата «5 + 2», в который входят стороны конфликта (Молдова и Приднестровье), посредники (Россия, Украина и ОБСЕ), а также наблюдатели (США и ЕС). Позже, посещая Кишинёв и Тирасполь, Действующий председатель Саудабаев пригласил стороны в Астану на встречу «5 + 2» в Астане. Весьма важно на данном этапе поощрять контакты между сторонами, строить доверие в регионе, решать конкретные проблемы населения, проживающего там.
В регионе нагорно-карабахского конфликта работает наш Специальный представитель посол Анджей Каспржик, который вместе со своей командой осуществляет мониторинговую деятельность в районе так называемой «линии контакта» между противоборствующими сторонами и регулярно информирует о результатах наблюдения Действующее председательство. Такой мониторинг, а также постоянные контакты с представителями вовлеченных в конфликт сторон во многом способствуют снижению напряженности.
Кроме того, свою лепту в урегулирование вносит активная работа сопредседателей Минской группы, которые проводят регулярные консультации с руководством Армении, Азербайджана, другими заинтересованными сторонами, в первую очередь Турцией, Россией, США, ЕС. Ведется целенаправленная работа на двух- и многостороннем уровне по поиску путей выхода из кризиса. Так, по приглашению Действующего председателя ОБСЕ в январе в Астане состоялись консультации министра К. Саудабаева и сопредседателей Минской группы — послов Юрия Мерзлякова (Россия), Бернара Фасье (Франция), Роберта Брадтке (США) и посла А. Каспржика, на которых были обсуждены возможные направления их работы по содействию урегулированию конфликта.
Кроме того, в последнее время активизировались дипломатические усилия некоторых прилегающих к конфликтной зоне государств, которые предложили свои услуги по посредничеству.
Учитывая глубину противоречий между сторонами конфликта, сложно говорить о значительных подвижках в его разрешении. Однако убежден, что если бы не совместная работа всех вышеперечисленных стран и институтов, ситуация была бы гораздо хуже. Вместе с тем, несмотря на все международные усилия, определяющим фактором в урегулировании кризиса является наличие политической воли государств конфликта к восстановлению доверия и готовности к взаимным уступкам и конструктивному диалогу. В данном контексте Казахстан в качестве председателя ОБСЕ, равно как и другие вовлеченные в процесс участники, будет прилагать максимальные усилия по выводу ситуации в русло нормализации.

— Есть ли в планах действующего председателя ОБСЕ распутать клубки других проблемных ситуаций, например касающихся противостояния в Ольстере или баскских сепаратистов?
— Традиционно в поле зрения ОБСЕ находились и находятся конфликты, которые возникли в зоне ее ответственности в начале 90-х годов прошлого столетия, то есть когда эта структура стала трансформироваться из совещания в региональную организацию. Напомню — это конфликты на территории бывших Югославии и СССР. Во всех случаях наличествовало согласие и желание соответствующих государств, в данном случае новообразовавшихся и признанных мировым сообществом, принять помощь ОБСЕ в решении конфликтных ситуаций.
В этом отношении проблемы басков и Ольстера несколько иные. Их решением довольно продолжительное время и достаточно успешно занимаются сами Испания и Великобритания, создавшие для этого работоспособные переговорные и иные механизмы. До настоящего времени официальных призывов и приглашения ОБСЕ участвовать в решении этих проблем не поступало.

— Конечно, нельзя обойти вниманием недавние трагические события в соседнем Кыргызстане. Как вы думаете, в чем заключаются их главные причины?
— Глава государства Нурсултан Назарбаев недавно совершенно четко обозначил причины произошедшего в Кыргызстане. Много сказано на политическом и экспертном уровне о событиях в этой стране. Сейчас задача временных властей Кыргызстана и международного сообщества заключается в стабилизации ситуации, установлении правопорядка, решении гуманитарных проблем, построении дееспособной и ответственной системы управления государством и в целом возвращении страны в нормальное русло развития.

— Тем не менее ряд экспертов полагают, что если бы ОБСЕ, другие международные организации раньше и более акцентированно указали Курманбеку Бакиеву на факты зажима демократии в Кыргызстане, радикального сценария можно было бы избежать. Ваше мнение?
— Считаю, что это слишком упрощенное восприятие произошедшего.
Центр ОБСЕ в Бишкеке обладает весьма широким мандатом. Множество проектов реализовано в области демократизации, в том числе по линии институтов организации.
Однако последнее слово в выборе своего пути развития всегда остается за руководством и народом страны. И даже в эти кризисные дни международное сообщество может только содействовать нормализации ситуации, вплоть до рекомендаций по конституционной реформе, но все ответственные решения должен принять сам Кыргызстан.

— Еще до вступления Казахстана в должность председателя ОБСЕ много говорилось об использовании потенциала данной международной структуры в решении актуальных проблем самой Центральной Азии. Речь, как вы понимаете, идет о водно-энергетических коллизиях, нелегальной миграции, экстремизме, наркотрафике, границах и других вызовах. Как обстоят дела с реализацией этих приоритетов?
— Как известно, ОБСЕ не является донорской или специализированной международной организацией и не решает имеющиеся проблемы с точки зрения их непосредственного преодоления. Для этих целей служат, к примеру, различные банки развития, организации системы ООН.
ОБСЕ же, являясь уникальной региональной организацией в силу своего состава участников, всеобъемлющего подхода к проблемам безопасности, разветвленной сети полевых присутствий и адресной проектной деятельности, в том числе в Центральной Азии, обеспечивает платформу для политического диалога, способствует выработке политической воли государств, усиливает вовлеченность гражданского общества в решение проблем. В этом и состоит «добавленная стоимость» ОБСЕ.
Поясню на примере. Вы упомянули существование актуальных проблем в Центрально-Азиатском регионе. Действительно, здесь присутствуют проблемы совместного водопользования, энергообеспечения, миграционных процессов, экологических вопросов, наркотрафика из Афганистана, в определенной степени проблемы религиозного экстремизма, международного терроризма и организованной преступности. Эти проблемы решаются с помощью привлечения средств и экспертизы международных финансовых институтов и специализированных международных и региональных организаций безопасности, которые оказывают помощь государствам в непосредственном преодолении возникающих проблем. В этом процессе ОБСЕ способствует решению актуальных задач на другом уровне, через организацию политических консультаций. Причем консультаций как межгосударственных, так и внутригосударственных, между официальными властями и гражданским сектором. Кроме того, ОБСЕ реализует в регионе через свои полевые присутствия проекты обучения государственных служащих, НПО по различным аспектам их вовлеченности в решение проблем региона.

— Следующей головной болью для нашего региона является Афганистан. ОБСЕ в принципе собирается участвовать в процессе стабилизации этого государства?
— Проблематика, связанная с Афганистаном, занимает прочное место в повестке дня ОБСЕ. В соответствии с решением Мадридского СМИД № 4/07 (2007 г.) ОБСЕ активно вовлечена в решение вопросов укрепления пограничной безопасности, укрепления связей Афганистана с Центральной Азией и организацией в целом. В настоящее время реализуется ряд проектов, направленных на решение этих задач. Более того, Казахстан включил афганскую проблематику в список приоритетов своего председательства в ОБСЕ и намерен вынести соответствующие вопросы на повестку дня возможного саммита организации. Мы считаем, что ОБСЕ может и должна участвовать в решении проблем этого государства: усилить борьбу с терроризмом, наркотрафиком, продвигать проекты в экономической сфере, а также способствовать продвижению демократических ценностей. При этом, как отмечается в упомянутом выше решении, главенствующая роль признается за Советом Безопасности ООН. Это подразумевает высокую степень координации, учитывающую различный экспертный, технический и финансовый потенциал всех акторов, вовлеченных в решение соответствующих задач, в том числе в целях обеспечения более рационального использования имеющихся ресурсов и избегания дублирования.
В дополнение к образовательной программе Казахстана, предусматривающей выделение 50 млн долларов США для обучения тысячи афганцев в казахстанских университетах по гражданским специальностям, председательство продолжит уделять внимание реализации и ко-спонсорской поддержке проектов так называемого «афганского пакета» по укреплению границ Афганистана по периметру центральноазиатских стран, развитию приграничного сотрудничества, усилению правоохранительной деятельности.

— Венцом председательства Казахстана в ОБСЕ обещает стать саммит организации в этом году в Астане. Сколько стран уже поддержало нашу инициативу и какова будет повестка дня предстоящего форума?
— Идею созыва саммита Казахстан выдвинул осенью прошлого года при поддержке ряда ведущих европейских государств. В декабре, на СМИД в Афинах, казахстанская инициатива саммита была отражена в Декларации Совета министров о процессе Корфу ОБСЕ.
Имеется понимание среди государств–участников ОБСЕ в необходимости созыва саммита. Крупная международная организация, занимающаяся сложными политическими вопросами, не может эффективно функционировать продолжительное время без направляющей роли лидеров.
Сегодня ведутся интенсивные консультации на двустороннем и многостороннем уровнях для того, чтобы обеспечить продуктивность этого саммита. Казахстан как председатель ОБСЕ в числе приоритетов выдвинул такие важные вопросы, как продвижение диалога по будущему европейской безопасности (в том числе в рамках процесса Корфу), реабилитация Афганистана, тематика толерантности. Кроме того, наши дискуссии с государствами-участниками выявляют такие вопросы, как необходимость переподтверждения всех обязательств ОБСЕ на самом высшем уровне, чего не происходило последние 11 лет, а также выработка или обновление стратегического видения ОБСЕ по вопросам противодействия транснациональным угрозам, нераспространения, модернизации Венского документа 1999 года, диалога в области энергетической безопасности и других. Конечно, все это пока является предметом обсуждений и требует одобрения всех участников организации.
В середине июля в Алматы по приглашению Действующего председателя соберется неформальная встреча министров иностранных дел государств–участников ОБСЕ. Мы рассчитываем, что более четкие контуры саммита глав государств будут выкристаллизованы на этой министерской встрече.

— ОБСЕ, и об этом тоже часто говорилось, переживает сложные времена в плане поиска компромиссов между странами-членами. Насколько казахстанской дипломатии удается регулировать эти вопросы?
— Вы правы, ОБСЕ — это организация, где никто не получает всё. Все решения — это результат компромиссов. 35 лет назад ОБСЕ для того и была создана, чтобы ее участники собирались за одним столом и вырабатывали взаимоприемлемые решения сложных, порой острейших проблем.
Мы видим свою задачу в обеспечении цивилизованных дискуссий, нацеленных на достижение консенсуса. В связи с этим мы охватили консультациями все государства ОБСЕ, так как голос каждого участника важен и требует учета.
Между тем консенсус — это результат не только усилий председателя, но прежде всего политической воли и ответственности всех участников процесса принятия решений. Здесь мы опять возвращаемся к вопросу о критической роли лидеров в вопросах принятия решений по обеспечению безопасности и налаживанию сотрудничества на обширном пространстве ОБСЕ.  

Оставить комментарий

Антресоли

Обед по расписанию Обед по расписанию
Редакция Exclusive
04.06.2010 - 09:38
Евросеть – Евросеть –
Редакция Exclusive
04.06.2010 - 09:38
Не зарекайся... Не зарекайся...
Редакция Exclusive
04.06.2010 - 09:38
Барахолка forever? Барахолка forever?
Редакция Exclusive
04.06.2010 - 09:38
Цены сошли с ума Цены сошли с ума
Редакция Exclusive
04.06.2010 - 09:38
Цена вопроса Цена вопроса
Редакция Exclusive
04.06.2010 - 09:38
Как снизить цены? Как снизить цены?
Редакция Exclusive
04.06.2010 - 09:37
Прибыло или убыло? Прибыло или убыло?
Редакция Exclusive
04.06.2010 - 09:37
Пётр своик: Пётр своик:
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:14
Astana  Motors Astana Motors
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:14
Новые направления Новые направления
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:14
Бренд – это репутация Бренд – это репутация
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:14
Окаянное время Окаянное время
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:13
Где деньги, Зин? Где деньги, Зин?
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:13
Люди гибнут за металл Люди гибнут за металл
Редакция Exclusive
07.05.2010 - 16:13
Новинки рынка Новинки рынка
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:34
«Все уже есть в тебе» «Все уже есть в тебе»
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:33
Вся правда о Zonakz Вся правда о Zonakz
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:28
Cекрет  успеха  ZonaKZ Cекрет успеха ZonaKZ
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:28
Вечный импуль NAVI Вечный импуль NAVI
Редакция Exclusive
19.04.2010 - 11:28
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33