Председательство в действии
На вопросы Еxclusive отвечает Постоянный представитель Казахстана при ОБСЕ
Кайрат Абдрахманов
— Позади 5 из 12 месяцев председательства Казахстана в ОБСЕ. Каковы, по вашей оценке, промежуточные итоги деятельности нашей страны на этом посту?
— Недавно средства массовой информации широко освещали первые сто дней председательства Казахстана в ОБСЕ. Не сказать, что это был организационный период, так как мы в полной мере были готовы к работе. Однако было весьма важно на практике наладить слаженную работу казахстанского председательства с Секретариатом и институтами ОБСЕ, а также выстроить рабочее взаимодействие со всеми и каждым в отдельности государствами-участниками организации.
В этот период Действующий председатель ОБСЕ Канат Саудабаев посетил регионы полевого присутствия организации, внимательно ознакомился с ситуацией на местах, а также представил и обсудил программу казахстанского председательства в крупных международных организациях.
Весьма не просто, но решительно мы продвигали вопрос принятия сводного бюджета организации на этот год, а также утверждения в должности нового Представителя ОБСЕ по свободе СМИ. Здесь мы протестировали свои возможности по обеспечению консенсуса среди участников организации.
На сотый день председательства пришелся острейший кризис в Кыргызстане, который с момента грузинского конфликта августа 2008 года стал самым серьезным испытанием для самой ОБСЕ. Личные усилия главы нашего государства, России и США, оперативная и слаженная работа институтов ОБСЕ и других международных организаций сегодня играют критически важную роль в нормализации ситуации в братской нам стране.
Параллельно с текущей работой председательства мы осуществляем мероприятия по продвижению диалога по европейской безопасности, или так называемого процесса Корфу. Большое внимание в его рамках уделяется вопросу выполнения обязательств, в том числе в военно-политической области и человеческом измерении.
Конечно, основная работа по воплощению в жизнь наших приоритетов еще впереди. Среди них созыв Саммита глав государств и правительств, работа по противодействию новым угрозам и вызовам, поиск решения затяжных конфликтов, восстановление Афганистана, сотрудничество в сфере транспорта, развитие толерантности и другие важные направления.
— Казахстан, устами главы внешнеполитического ведомства Каната Саудабаева, активно взялся за урегулирование многолетних конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ, в частности в Приднестровье и Нагорном Карабахе. Наметились ли какие-то подвижки?
— Как вы знаете, Действующий председатель посетил с визитом регионы конфликтов, упомянутые вами. Основную координационную работу по вопросам «затяжных конфликтов» ведет Специальный представитель Действующего председателя посол Болат Нургалиев.
В начале марта в Вене под председательством Казахстана состоялось первое в этом году неформальное заседание по Приднестровскому урегулированию в рамках переговорного формата «5 + 2», в который входят стороны конфликта (Молдова и Приднестровье), посредники (Россия, Украина и ОБСЕ), а также наблюдатели (США и ЕС). Позже, посещая Кишинёв и Тирасполь, Действующий председатель Саудабаев пригласил стороны в Астану на встречу «5 + 2» в Астане. Весьма важно на данном этапе поощрять контакты между сторонами, строить доверие в регионе, решать конкретные проблемы населения, проживающего там.
В регионе нагорно-карабахского конфликта работает наш Специальный представитель посол Анджей Каспржик, который вместе со своей командой осуществляет мониторинговую деятельность в районе так называемой «линии контакта» между противоборствующими сторонами и регулярно информирует о результатах наблюдения Действующее председательство. Такой мониторинг, а также постоянные контакты с представителями вовлеченных в конфликт сторон во многом способствуют снижению напряженности.
Кроме того, свою лепту в урегулирование вносит активная работа сопредседателей Минской группы, которые проводят регулярные консультации с руководством Армении, Азербайджана, другими заинтересованными сторонами, в первую очередь Турцией, Россией, США, ЕС. Ведется целенаправленная работа на двух- и многостороннем уровне по поиску путей выхода из кризиса. Так, по приглашению Действующего председателя ОБСЕ в январе в Астане состоялись консультации министра К. Саудабаева и сопредседателей Минской группы — послов Юрия Мерзлякова (Россия), Бернара Фасье (Франция), Роберта Брадтке (США) и посла А. Каспржика, на которых были обсуждены возможные направления их работы по содействию урегулированию конфликта.
Кроме того, в последнее время активизировались дипломатические усилия некоторых прилегающих к конфликтной зоне государств, которые предложили свои услуги по посредничеству.
Учитывая глубину противоречий между сторонами конфликта, сложно говорить о значительных подвижках в его разрешении. Однако убежден, что если бы не совместная работа всех вышеперечисленных стран и институтов, ситуация была бы гораздо хуже. Вместе с тем, несмотря на все международные усилия, определяющим фактором в урегулировании кризиса является наличие политической воли государств конфликта к восстановлению доверия и готовности к взаимным уступкам и конструктивному диалогу. В данном контексте Казахстан в качестве председателя ОБСЕ, равно как и другие вовлеченные в процесс участники, будет прилагать максимальные усилия по выводу ситуации в русло нормализации.
— Есть ли в планах действующего председателя ОБСЕ распутать клубки других проблемных ситуаций, например касающихся противостояния в Ольстере или баскских сепаратистов?
— Традиционно в поле зрения ОБСЕ находились и находятся конфликты, которые возникли в зоне ее ответственности в начале 90-х годов прошлого столетия, то есть когда эта структура стала трансформироваться из совещания в региональную организацию. Напомню — это конфликты на территории бывших Югославии и СССР. Во всех случаях наличествовало согласие и желание соответствующих государств, в данном случае новообразовавшихся и признанных мировым сообществом, принять помощь ОБСЕ в решении конфликтных ситуаций.
В этом отношении проблемы басков и Ольстера несколько иные. Их решением довольно продолжительное время и достаточно успешно занимаются сами Испания и Великобритания, создавшие для этого работоспособные переговорные и иные механизмы. До настоящего времени официальных призывов и приглашения ОБСЕ участвовать в решении этих проблем не поступало.
— Конечно, нельзя обойти вниманием недавние трагические события в соседнем Кыргызстане. Как вы думаете, в чем заключаются их главные причины?
— Глава государства Нурсултан Назарбаев недавно совершенно четко обозначил причины произошедшего в Кыргызстане. Много сказано на политическом и экспертном уровне о событиях в этой стране. Сейчас задача временных властей Кыргызстана и международного сообщества заключается в стабилизации ситуации, установлении правопорядка, решении гуманитарных проблем, построении дееспособной и ответственной системы управления государством и в целом возвращении страны в нормальное русло развития.
— Тем не менее ряд экспертов полагают, что если бы ОБСЕ, другие международные организации раньше и более акцентированно указали Курманбеку Бакиеву на факты зажима демократии в Кыргызстане, радикального сценария можно было бы избежать. Ваше мнение?
— Считаю, что это слишком упрощенное восприятие произошедшего.
Центр ОБСЕ в Бишкеке обладает весьма широким мандатом. Множество проектов реализовано в области демократизации, в том числе по линии институтов организации.
Однако последнее слово в выборе своего пути развития всегда остается за руководством и народом страны. И даже в эти кризисные дни международное сообщество может только содействовать нормализации ситуации, вплоть до рекомендаций по конституционной реформе, но все ответственные решения должен принять сам Кыргызстан.
— Еще до вступления Казахстана в должность председателя ОБСЕ много говорилось об использовании потенциала данной международной структуры в решении актуальных проблем самой Центральной Азии. Речь, как вы понимаете, идет о водно-энергетических коллизиях, нелегальной миграции, экстремизме, наркотрафике, границах и других вызовах. Как обстоят дела с реализацией этих приоритетов?
— Как известно, ОБСЕ не является донорской или специализированной международной организацией и не решает имеющиеся проблемы с точки зрения их непосредственного преодоления. Для этих целей служат, к примеру, различные банки развития, организации системы ООН.
ОБСЕ же, являясь уникальной региональной организацией в силу своего состава участников, всеобъемлющего подхода к проблемам безопасности, разветвленной сети полевых присутствий и адресной проектной деятельности, в том числе в Центральной Азии, обеспечивает платформу для политического диалога, способствует выработке политической воли государств, усиливает вовлеченность гражданского общества в решение проблем. В этом и состоит «добавленная стоимость» ОБСЕ.
Поясню на примере. Вы упомянули существование актуальных проблем в Центрально-Азиатском регионе. Действительно, здесь присутствуют проблемы совместного водопользования, энергообеспечения, миграционных процессов, экологических вопросов, наркотрафика из Афганистана, в определенной степени проблемы религиозного экстремизма, международного терроризма и организованной преступности. Эти проблемы решаются с помощью привлечения средств и экспертизы международных финансовых институтов и специализированных международных и региональных организаций безопасности, которые оказывают помощь государствам в непосредственном преодолении возникающих проблем. В этом процессе ОБСЕ способствует решению актуальных задач на другом уровне, через организацию политических консультаций. Причем консультаций как межгосударственных, так и внутригосударственных, между официальными властями и гражданским сектором. Кроме того, ОБСЕ реализует в регионе через свои полевые присутствия проекты обучения государственных служащих, НПО по различным аспектам их вовлеченности в решение проблем региона.
— Следующей головной болью для нашего региона является Афганистан. ОБСЕ в принципе собирается участвовать в процессе стабилизации этого государства?
— Проблематика, связанная с Афганистаном, занимает прочное место в повестке дня ОБСЕ. В соответствии с решением Мадридского СМИД № 4/07 (2007 г.) ОБСЕ активно вовлечена в решение вопросов укрепления пограничной безопасности, укрепления связей Афганистана с Центральной Азией и организацией в целом. В настоящее время реализуется ряд проектов, направленных на решение этих задач. Более того, Казахстан включил афганскую проблематику в список приоритетов своего председательства в ОБСЕ и намерен вынести соответствующие вопросы на повестку дня возможного саммита организации. Мы считаем, что ОБСЕ может и должна участвовать в решении проблем этого государства: усилить борьбу с терроризмом, наркотрафиком, продвигать проекты в экономической сфере, а также способствовать продвижению демократических ценностей. При этом, как отмечается в упомянутом выше решении, главенствующая роль признается за Советом Безопасности ООН. Это подразумевает высокую степень координации, учитывающую различный экспертный, технический и финансовый потенциал всех акторов, вовлеченных в решение соответствующих задач, в том числе в целях обеспечения более рационального использования имеющихся ресурсов и избегания дублирования.
В дополнение к образовательной программе Казахстана, предусматривающей выделение 50 млн долларов США для обучения тысячи афганцев в казахстанских университетах по гражданским специальностям, председательство продолжит уделять внимание реализации и ко-спонсорской поддержке проектов так называемого «афганского пакета» по укреплению границ Афганистана по периметру центральноазиатских стран, развитию приграничного сотрудничества, усилению правоохранительной деятельности.
— Венцом председательства Казахстана в ОБСЕ обещает стать саммит организации в этом году в Астане. Сколько стран уже поддержало нашу инициативу и какова будет повестка дня предстоящего форума?
— Идею созыва саммита Казахстан выдвинул осенью прошлого года при поддержке ряда ведущих европейских государств. В декабре, на СМИД в Афинах, казахстанская инициатива саммита была отражена в Декларации Совета министров о процессе Корфу ОБСЕ.
Имеется понимание среди государств–участников ОБСЕ в необходимости созыва саммита. Крупная международная организация, занимающаяся сложными политическими вопросами, не может эффективно функционировать продолжительное время без направляющей роли лидеров.
Сегодня ведутся интенсивные консультации на двустороннем и многостороннем уровнях для того, чтобы обеспечить продуктивность этого саммита. Казахстан как председатель ОБСЕ в числе приоритетов выдвинул такие важные вопросы, как продвижение диалога по будущему европейской безопасности (в том числе в рамках процесса Корфу), реабилитация Афганистана, тематика толерантности. Кроме того, наши дискуссии с государствами-участниками выявляют такие вопросы, как необходимость переподтверждения всех обязательств ОБСЕ на самом высшем уровне, чего не происходило последние 11 лет, а также выработка или обновление стратегического видения ОБСЕ по вопросам противодействия транснациональным угрозам, нераспространения, модернизации Венского документа 1999 года, диалога в области энергетической безопасности и других. Конечно, все это пока является предметом обсуждений и требует одобрения всех участников организации.
В середине июля в Алматы по приглашению Действующего председателя соберется неформальная встреча министров иностранных дел государств–участников ОБСЕ. Мы рассчитываем, что более четкие контуры саммита глав государств будут выкристаллизованы на этой министерской встрече.
— ОБСЕ, и об этом тоже часто говорилось, переживает сложные времена в плане поиска компромиссов между странами-членами. Насколько казахстанской дипломатии удается регулировать эти вопросы?
— Вы правы, ОБСЕ — это организация, где никто не получает всё. Все решения — это результат компромиссов. 35 лет назад ОБСЕ для того и была создана, чтобы ее участники собирались за одним столом и вырабатывали взаимоприемлемые решения сложных, порой острейших проблем.
Мы видим свою задачу в обеспечении цивилизованных дискуссий, нацеленных на достижение консенсуса. В связи с этим мы охватили консультациями все государства ОБСЕ, так как голос каждого участника важен и требует учета.
Между тем консенсус — это результат не только усилий председателя, но прежде всего политической воли и ответственности всех участников процесса принятия решений. Здесь мы опять возвращаемся к вопросу о критической роли лидеров в вопросах принятия решений по обеспечению безопасности и налаживанию сотрудничества на обширном пространстве ОБСЕ.