«Нет пророка в своем отечестве»
Абу Алиев
Мудрому правителю древности Афрасиабу приписывают изречение: «Тюрк подобен жемчужине в морской раковине, которая не имеет ценности, пока живет в своем жилище, но когда выходит наружу из морской раковины, она приобретает ценность, служа украшением царских корон, шеи и ушей невесты». Вся история тюрков, особенно их прямых потомков казахов, наглядно подтверждает эти слова, произнесенные еще 15 столетий назад. Так было с Абу Насром аль-Фараби, султаном аз-Захиром Бейбарсом, Мухаммадом Хайдаром Дулати и со многими другими нашими соотечественниками. Впрочем, в правоте Афрасиаба можно убедиться и глядя на наших современников, которые смогли по-настоящему засверкать только на чужбине. Почему — пусть читатель судит сам, но вот несколько примеров.
Тимур Бекмамбетов
Будущая гордость не только казахского, но и российского кинематографа, Тимур Бекмамбетов родился 25 июня 1961 года в городе Гурьеве, ныне Атырау. Здесь провел детство и окончил среднюю школу. В 1979–1980 годах учился в Московском авиационном институте, однако его не окончил. Сын руководящего работника «Гурьевэнерго» и заместителя редактора газеты «Прикаспийская коммуна» серьезно увлекся искусством, поэтому в 1980 году Тимур переехал в Ташкент, где в качестве художника-постановщика участвовал в создании телефильма «Перед большой дорогой на войну». В 1987 году окончил Ташкентский театрально-художественный институт по специальности «художник театра и кино». После службы работал художником театра «Ильхом» и на киностудии «Узбекфильм». Совместно с французской компанией «Даттана» работал над проектом художественного фильма «Аральское море» и выступил в качестве соавтора сценария и сорежиссера полнометражного фильма «Пешаварский вальс».
В 1994 году Бекмамбетов основал студию «Империал-фильм». Известность получил как продюсер и режиссер серии рекламных роликов, которые завоевывали призы международных фестивалей. В 2000 году снял три музыкальных клипа Юлии Чичериной «Ту-лу-ла», «Жара» (получивший приз Российской киноакадемии и номинированный на MTV Music Awards–2000) и «Дорога». В 2002 году для студии Роджера Кормана поставил малобюджетный фильм «Гладиатрикс». В 2004–2005 годах Тимур Бекмамбетов заставил громко заговорить о себе поклонников кино, выпустив в свет картины «Ночной дозор» и «Дневной дозор. Мел Судьбы» по романам Сергея Лукьяненко (к слову сказать, тоже нашего бывшего соотечественника).
Главное, по мнению Тимура, верить в результат. Если не веришь, ничего не происходит. Неудивительно, что «Ночной дозор» произвел в Голливуде сильное впечатление. Профессионалы с трудом верили, что картина, которая выглядит очень дорогой, была снята всего за четыре миллиона долларов. Это подкупило продюсеров, ведь чтобы такое снимать, нужно быть профессионалом.
С 2005 года Бекмамбетов работает в Голливуде, занят в ряде проектов группы кинокомпаний Fox. В 2006 году выступает режиссером двух рекламных роликов для украинского мобильного оператора, в которых снялся Жерар Депардье. В 2008 году снял фильм «Особо опасен». В 2009 году продюсировал фильмы «9» и «Черная молния».
На вопрос, трудно ли было нашему бывшему соотечественнику адаптироваться в Голливуде, Бекмамбетов честно отвечает, что самое сложное в Голливуде — отличить искреннюю доброжелательную улыбку от лицемерной. Именно поэтому Бекмамбетов комфортнее чувствует себя в самолете, который летит в новый для него город. А кино в этом путешествии всего лишь повод посмотреть новые места...
Гульжан Молдажанова
В прессе ее часто называют самой влиятельной казашкой в мире или «алюминиевой леди». В 2008 году американский деловой журнал Forbes опубликовал список 100 самых влиятельных женщин мира, в котором на 37-м месте значится наша соотечественница Гульжан Молдажанова. В рейтинге она обошла первую леди Америки Лору Буш, королеву Великобритании Елизавету II и нескольких других именитых претенденток.
Родилась Гульжан 11 июня 1966 года в Алматы. По образованию физик, в 1989 году с красным дипломом окончила Казахский государственный университет. Затем она покинула Казахстан для учебы в аспирантуре в Москве, в 27 лет стала кандидатом наук, а в 1994–1995 годах занималась научной работой в МГУ.
Тяжелые материальные условия того времени заставили Гульжан искать новую работу. Молодая женщина вынуждена была наняться к своему бывшему сокурснику Олегу Дерипаске на должность секретаря с зарплатой 200 долларов. Уже через две недели ее назначают помощником финансового директора, а через год она переходит в отдел внешнеэкономических связей «Русского алюминия». Параллельно с первыми шагами на новом месте Гульжан продолжает образование: в 1998 году закончила Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации, а в 2001 году получила международный диплом МВА.
В конце 1990-х — начале 2000-х Гульжан Молдажанова занимает руководящие должности в компаниях Олега Дерипаски. В 2005 году она стала первой в России женщиной, возглавившей крупнейшую финансово-промышленную компанию «Базовый элемент». Ныне алюминиевая компания Дерипаски занимает второе место на мировом рынке, а Молдажанова возглавляет не только металлургический гигант, но и весь холдинг, в который вместе с «Русским алюминием» входят целлюлозные комбинаты, сельхозпредприятия, автомобильные, строительные и прочие компании, базирующиеся в нескольких странах. Оборот холдинга в 2006 году достиг 18,5 миллиарда долларов, а стоимость всех предприятий превысила 23 миллиарда долларов.
Для Гульжан включение в список Forbes — далеко не первый престижный титул. Популярный американский журнал Fortune дважды включал ее в список 50 самых влиятельных женщин в мировом бизнесе. В 2006 году она заняла здесь 22-е место, а в 2007-м поднялась на 20-ю позицию. Попадала Гульжан Молдажанова и в глобальный рейтинг женщин–бизнес-лидеров, составляемый нью-йоркской деловой газетой Wall Street Journal. В апреле 2009 года она уступила место хозяину «Базэля» Олегу Дерипаске, что было продиктовано желанием акционера в условиях кризиса взять оперативное управление в свои руки. При этом аналитики убеждены, что «вопросов в профессиональном плане к Гульжан Молдажановой быть не может». Сейчас она входит в совет директоров казахского фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» в качестве независимого участника, а с октября стала генеральным директором ЕСН.
Марат Бисенгалиев
Его называют «Послом мира Казахстана». Родился Марат Бисенгалиев 15 марта 1962 года в Алматы. Здесь закончил музыкальную школу им. Байсеитовой по классу скрипки, а свой первый концерт дал в возрасте девяти лет. Закончив Московскую консерваторию, в 1988 году Марат стал лауреатом Лейпцигского международного конкурса им. И.С. Баха. Затем в 1991 году завоевал первый приз и специальный приз за яркое выступление на конкурсе в Сан-Себастьяне (Испания) им. Забалети, в 2000 году был награжден независимой премией «Тарлан» и званием «Заслуженный деятель Казахстана».
В 1991 году Марат подписал долгосрочный контракт с крупнейшими фирмами Naxas, Marco Polо на запись виртуозного классического репертуара и множества известных выдающихся концертов. Его компакт-диск с записью концертов Мендельсона с Northern Sinfonia из Ньюкасла признан лучшим диском 1998 года по опросу журнала Gramophone. Американский журнал Fanfare номинировал его компакт-диск с записями произведений британского композитора Havergal Brian с Шотландским симфоническим оркестром ВВС лучшим СД года. Компакт-диск с произведениями Элгара номинирован в числе пяти лучших записей на Gramophone Award 1999 года. И второй альбом Elgar Re-discovered вошел в пятерку лучших записей творчества Элгара по опросу журнала Classic FM.
В 1991 году Марат Бисенгалиев переехал в Англию и после своего дебюта с Королевским филармоническим оркестром дал концерты в более чем 25 странах мира с такими оркестрами, как Английский камерный оркестр, ВВС Schtland, The Philarmonia, Польский национальный симфонический оркестр, Московский симфонический оркестр и многими другими. В новых проектах Марата Бисенгалиева проявляется его творческое кредо: представить казахский фольклор в современном музыкальном воплощении на международном уровне и раздвинуть культурные границы, синтезируя различные стилистические традиции. На родине в 2000 году Клуб меценатов Казахстана присудил ему независимую премию «Платиновый Тарлан». В том же году Нурсултан Назарбаев издал указ о присвоении Марату Бисенгалиеву звания «Заслуженный деятель Республики Казахстан».
В одном из интервью Марат Бисенгалиев отметил: «В Казахстане очень важна внешняя атрибутика, здесь встречают по одежке и провожают тоже, к сожалению, по ней. Здесь люди любят напоминать окружающим, что у них «не пацанская» машина. А мне, например, «нива» нравится больше, чем «мерседес».
Гульжан Стейн
История ее жизни — наглядный пример того, как можно мечту превратить в реальность. С детских лет маленькая девочка из провинциального города Темиртау мечтала шить красивую и модную одежду. Отправной точкой ее карьеры стал конкурс красоты «Мисс Казахстан–89», который открыл ей дорогу для участия в другом — «Мисс СССР». Но учитывая тот факт, что азиатская красота в те годы никак не воспринималась в бывшем Союзе, призового места тогда она не заняла.
Говорят, Москва слезам не верит. И Гульжан, тогда еще Намазбаева (ее девичья фамилия. — Прим. авт.), через некоторое время снова приехала в Белокаменную, чтобы все-таки покорить ее. За эти 20 лет Гульжан смогла стать известным в России и за ее пределами модельером с собственной торговой маркой. Она шьет для многих знаменитостей, в числе которых такие звезды российской эстрады, как Жасмин, Алсу, Андрей Макаревич, Юлия Началова, солисты группы «Отпетые мошенники», теледива Елена Ищеева.
Любимое дело сыграло важную роль и в личной жизни Гульжан. В начале 1990-х она повезла свою первую коллекцию на фестиваль авангардной моды в Юрмалу. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем — шотландским аристократом Генри Норманом Стейном. Выйдя за него замуж, уехала в Англию. Однако Гульжан не стала довольствоваться статусом жены богатого мужа, а продолжала работать. Она закончила престижнейший в Великобритании колледж Сент-Мартинс. Впоследствии открыла бутики в Лондоне и Москве, принимала участие в престижных показах своих коллекций в России.
В 2001-м Гульжан была номинирована Американским биографическим институтом на звание «Деловая женщина года». С тех пор она продолжает оставаться успешной businesswoman, но при этом не забывает о том, откуда она родом и какую страну по своему происхождению представляет. Сейчас она одержима новым проектом, который называется «Золотой орел Евразии» (The golden eagle of Eurasia), который, по ее мнению, должен внести свою лепту в создание нового имиджа ее родины — Казахстана. Презентация проекта должна состояться вначале в Лондоне, а затем в некоторых странах Европы. Поэтому сегодня большую часть своего времени Гульжан проводит в Астане и Алматы.
Рашид Нугманов
Культовый кинорежиссер родился 19 марта 1954 года в Алма-Ате. Окончил Алма-Атинский архитектурный факультет Казанского политехнического института. Затем в 1987 году окончил учебу на режиссерском факультете ВГИКа. Рок-н-ролл захватил Рашида Нугманова еще в детстве, с тех пор как старший брат Мурад впервые привел его на «Брод» — центральную улицу в Алма-Ате, где в начале шестидесятых начали собираться первые стиляги. Именно там он «подсел» на ленинградскую рок-н-ролльную волну, а в 1983 году впервые услышал альбомы Виктора Цоя «45» и «Начальник Камчатки». В 1985 году Нугманов поехал в Ленинград, где нашел Виктора Цоя и предложил ему главную роль в своем фильме «Йя-хха!», который был снят за две недели. Нугманов очень хотел делать полнометражную картину, благо материала было в избытке, фильм складывался. Но «Йя-хха!» снималась как курсовик оператора Алексея Михайлова и средств, отпущенных ВГИКом, хватало только на короткометражку.
Будучи студентом третьего курса, он получил от «Казахфильма» предложение занять кресло режиссера фильма «Игла» по сценарию молодых авторов Бахыта Килибаева и Александра Баранова. Двумя-тремя годами раньше такое было немыслимо, но наступила «перестройка». Это не было просто кино, это был «момент истины». Фильм имел оглушительный успех. Ни режиссер, ни актеры, ни начальники «Казахфильма» этого не ожидали. Госкино СССР присвоило «Игле» 1-ю категорию и выпустило ее в широкий прокат, фильм занял второе место по сборам в 1989 году. Параллельно шла работа над давним проектом «Король Брода», готовился сценарий «Дети Солнца» для всей группы «Кино». Но все изменила трагическая гибель Виктора Цоя. Иронический триллер «Дети Солнца» стал так называемым истерном «Дикий Восток», а вместо «Кино» в фильме снимались музыканты «Объекта насмешек» (сейчас «Текиладжаззз»). Есть мнение, что Рашид Нугманов «сломался» на втором фильме. Скорее всего, это не совсем так. СССР к тому времени уже распался, «кинематограф малых народностей» стал проблемой самих народностей, а они, в свою очередь, были не в состоянии поддерживать его финансово.
В 1993 году Рашид уехал во Францию. Здесь, изучая международную теорию и практику кинопроизводства, он участвовал в разработке нескольких американских проектов, в том числе Citadel of Death для корпорации Эдварда Прессмана и Spirit Break, написал оригинальные сценарии на английском языке: «Русский свинг», «Золотой идол», Innervision и Spell. Кроме того, Рашид запустил в производство многосерийный мультфильм «Эхо веков» по мотивам сказок и легенд тюркоязычных народов на студии «Рашид и Б» в Алма-Ате. В начале 2000-х Рашид Нугманов занимался политикой у себя на родине, став активистом общественного объединения «Демократический выбор Казахстана». В последнее время работает над выпуском обновленной версии культового фильма «Игла», а также над другими проектами.
Рашид Нугманов: «Не национальная идея формирует менталитет общества, а менталитет формирует национальную идею. Менталитет же складывается из огромного числа компонентов культурного, исторического, религиозного, политического, экономического и бытового характера. Национальная идея лишь представляет собой некую вспышку, озарение, которое в простой форме выражает сложное содержание. Формула станет итогом процесса, его венцом. Что не отменяет вечной мечты о лучшем».
Гога Ашкенази
Ее часто называют казахской Пэрис Хилтон. Гаухар Беркалиева, более известная среди широкой публики как Гога Ашкенази, родилась в Жамбылской области Казахстана — прямо скажем, не слишком удобная стартовая позиция для будущей звезды лондонского бомонда. Если бы не одно, но весьма важное обстоятельство: у Гаухар был папа — Еркин Беркалиев, крупный партийный босс во времена СССР. В начале 1980-х отца избирают в состав ЦК КПСС, после чего вся семья переезжает в Москву. Столичная позиция открывала новые горизонты не только перед ним, но и перед домочадцами. Гоге было семь лет, когда семья поселилась в номенклатурной квартире в Москве. Соответственной была и школа. А в стране тем временем уже вовсю «разворачивались процессы» — на дворе был уже 1988 год. Нет ничего удивительного, что уже спустя несколько лет, в 1993 году, Гога учится в элитной английской школе-интернате Rugby School, а 1998 году поступает в Оксфордский университет. Мама Гаухар Сауле Аралбаева определенно знала, что делать для того, чтобы внедрить дочку в высшие эшелоны британского общества. И ее инвестиция оказалась весьма удачной…
Первым мужем Гоги стал Айдар Акаев, сын бывшего президента Киргизии Аскара Акаева. Они поженились в 1998 году, когда девушке только-только исполнилось 18. В Кыргызстане этот кратковременный брак сына президента не афишировался, более того — факт женитьбы на Гоге Беркалиевой скрывался. Затем она выходит замуж за богатого наследника владельца сети американских отелей Стефана Ашкенази. Его фамилию после скорого развода она и оставила. Босс «Формулы-1» Флавио Бриаторе попал под ее чары в 2002 году и представил ее международному клубу плейбоев. Она принимала солнечные ванны топлес вместе с Бриаторе и гонщиком Ф-1 Ярно Трулли во время праздников на эксклюзивном сардинском курорте Порто Серво. Бриаторе был уверен, что его новая знакомая — дочь президента Нурсултана Назарбаева. Когда же подделка обнаружилась, он якобы изгнал Гогу Ашкенази из свиты и с горизонта светской жизни Европы. Ашкенази вернулась в великосветское общество лишь через пять лет — зато в компании принца Эндрю, который очень долго добивался свидания с «казахской принцессой», а после представил ее своей маме.
Гога Ашкенази: «Некоторые люди думают, что я — девушка-содержанка, но это не так. Я получаю деньги как результат собственной инициативы и напряженной работы. И конечно, меня оскорбляет, когда я слышу людские предположения, что все это было преподнесено на блюдечке с голубой каемочкой. Я просто не могу жить, как все женщины. Я бы никогда не приняла образ жизни содержанки. Ни в коем случае. Для меня так выглядит ад. Да, я люблю хорошие места и всегда, когда могу, встречаюсь с друзьями за обедом. Но не это заставляет мое сердце биться. Я действительно получаю глубокое удовлетворение от создания чего-то глобального, от заключения крупных сделок».
Канатжан Алибеков
Отношение к этому человеку весьма противоречивое. Но даже недоброжелатели признают, что он гениальный ученый, мнение которого всегда вызывает интерес. Канатжан Алибеков (в США известен как Кен Алибек) — ученый-микробиолог с мировым именем, специалист в области инфекционных заболеваний и иммунологии. Родился в 1950 году в Казахской ССР в городе Каучук. В 1975 году закончил военный факультет Томского медицинского института по специальности «инфекционные заболевания и эпидемиология». С 1975 года работал в НПО «Биопрепарат» при Совете Министров СССР, занимался разработкой и испытаниями биологического оружия. Вскоре Алибекову была присуждена ученая степень доктора биологических наук в области микробиологии за исследования и разработку бактериологического оружия на основе туляремии и чумы, а также за разработку промышленной технологии производства бактериологического оружия на основе сибирской язвы. С 1988 по 1992 год Канатжан Алибеков занимал должность первого заместителя начальника НПО «Биопрепарат».
После распада Советского Союза в 1992 году известный в профессиональных кругах ученый, принимавший самое непосредственное участие в разработке военных бактериологических программ, и в частности «наступательных» штаммов сибирской язвы, в Степногорске, эмигрировал в США. Здесь он и поведал всему миру о проводимых испытаниях и преследовании его спецслужбами за отказ их продолжить. Об этом, в частности, рассказывается в книге Biohazard, написанной им в соавторстве с популярным журналистом Стивеном Хендельманом. Российское издание Biohazard увидело свет в 2003 году под названием «Осторожно! Биологическое оружие!».
В настоящее время Канатжан Алибеков является президентом американской компании, разрабатывающей системы защиты от биологического оружия, профессором Университета Джорджа Мейсона, руководителем Национального центра биологической обороны США.
Наших соотечественников, прославившихся вдали от Дома, на самом деле гораздо больше. Тех, кто по разным причинам предпочел чужбину Казахстану, но не затаил обиду и сегодня по мере возможностей служат «визитной карточкой» родной страны. Без всякого преувеличения они и есть тот самый бренд, который мы пытаемся найти, но безуспешно. Бренд, который позволяет судить миру о Казахстане не как об источнике сырья, огромных просторах между Сибирью и Китаем, а прежде всего как о земле, рождающей на свет талантливых и неординарных личностей.
Комментарий независимого редактора
Список явно не полон. Вы назвали известных. Я бы поинтересовался «неизвестными». Как правило, они сидят в каких-нибудь тихих лабораториях, вузовских кабинетах, конструкторских бюро... Просто профессии их не столь публичны, а вот эффективность деятельности порой не менее важна, чем медийная раскрученность иных наших соотечественников.