Замуж за иностранца:
Асель Асхатова
Расхожая фраза Льва Толстого «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему» универсальна сама по себе. Однако наиболее зримо она находит подтверждение в судьбах наших соотечественниц, вышедших замуж за иностранцев. Каждая из них вожделела найти свой маленький рай на земле. Увы, отнюдь не все такие истории закончились хеппи-эндом. Разногласия есть у любых пар, и в тех, где партнеры отличаются по возрасту, национальности, не сходятся во взглядах на те или иные вещи, так что интернациональный брак, как и любой другой, — вполне нормальное явление. И все-таки на родине хотя бы есть друзья, родственники, которые протянут руку помощи в трудный час, стены и те помогают. На чужбине же совсем по-другому.
Тенденция выходить замуж за иностранцев, которая наметилась с начала 1990-х, как показывает статистика, не утратила популярности. Более того, с каждым годом таких браков становится все больше. В основном женщины предпочитают уехать жить в ту страну, гражданином которой является их потенциальный муж. Он в представлении среднестатистической казахстанки является эдаким принцем на белом коне, с виллой и деньгами в придачу. Только по жизни чаще всего получается, что замуж выходишь за Аладдина, а жить приходится с Джафаром. Потому и оказывается, что ни конь, ни деньги не радуют, а вилла в конечном итоге становится тюрьмой.
Основная причина этих браков заключается в желании девушек улучшить материальное положение и уехать из страны. Вот почему девушки, выходящие замуж за иностранцев, — чаще всего из малообеспеченных семей, ими движет желание жить более достойно. Но не всегда они могут предположить, чем может обернуться мечта о легкой жизни. Как сказала одна американка казахского происхождения, где деньги, там или контроль, или плохой человек...
Типичный пример: 32-летняя Н., пожелавшая остаться неизвестной, рассказала, как три года назад ее сестра вышла замуж за гражданина Пакистана и уехала к нему на родину. Получила новое гражданство. По законам этой страны жены граждан Пакистана получают гражданство без особых трудностей. По возвращении на родину ее муж изменился и стал относиться к ней по-другому: часто уезжал в командировки и оставлял ее одну, в семейных перепалках между женой и свекровью принимал сторону матери, всячески унижал супругу перед своими родственниками. Через некоторое время от постоянных переживаний у нее случился выкидыш, и отношения между супругами окончательно испортились. Теперь супруг-пакистанец живет отдельно от жены, а русская женщина не имеет ни средств к существованию, ни возможности заработать, чтобы вернутся на родину, где официально она уже чужестранка. «Она как без мужа замужняя — не может и шагу ступить без его разрешения, не говоря уже о разводе. Он никогда не даст ей развод, так как в Пакистане это большой позор для мужчины. Мои родители обращались даже в посольство, чтобы вернуть ее обратно, но безуспешно. Во-первых, она все еще формально замужем и для ее возвращения нужно согласие супруга, а во-вторых, она теперь гражданка Пакистана, там ее родина», — печально вздыхает наша собеседница.
Между тем мировая статистика свидетельствует, что браки с иностранцами держатся два-три года и только в редких случаях более длительное время. Что же влечет иностранцев в наши края в поисках второй половины? Некоторые работники служб знакомств убеждены, что за нашими невестами охотятся, как правило, те, кто не находит себе пару на родине. Причины могут быть самые разные, начиная от банального переизбытка мужского населения, как, например, в Китае, и заканчивая огромным «калымом» за невесту, который обязателен в ряде мусульманских стран. И в самом деле, иностранные женихи не отличаются ни юным возрастом, ни привлекательностью. Однако, несмотря на это, наши девушки упорно рвутся за границу. Как правило, женщины не знают законов страны мужа, и брачные контракты, подписанные ими, не дают никаких прав.
Нередко под законным либо фиктивным супружеством часто маскируется секс-торговля с борделями и полной зависимостью «жены» от «мужа», то есть сутенера. Либо маячит риск оказаться третьей или четвертой женой в гареме какого-нибудь шейха. При этом брачные агентства не обязаны проверять своих клиентов, среди которых могут быть люди с опытом домашнего насилия, криминальным прошлым, психически больные.
Итак, замужество с иностранцем не дает нашей женщине стопроцентной гарантии, что «там» она будет полностью счастлива и никакие проблемы ее не коснутся. Наоборот, оказывается, что именно за границей женщина наиболее уязвлена в своих правах. Все дело в том, что получить гражданство в разных странах можно не сразу, а лишь по истечении года, а то и пяти. Вот и получается, что вы — неполноправный гражданин вашей второй родины и защищать ваши права не будут, да и прав-то особых у вас нет. Множество женщин сталкивается за границей с ситуацией, когда брак, в котором имеются дети, распадается, женщина подает на развод, и отец не хочет расставаться с детьми. Государство всегда будет на стороне своего гражданина. Скорее всего, суд вас разведет, но детей отдаст отцу. Ведь и он, и дети — граждане этого государства, а вы — фактически никто.
Да, для разведенных женщин дорога назад, в свою родную страну, открыта в любой момент. Но уехать домой вместе со своими несовершеннолетними детьми, рожденными от иностранцев, они, как правило, не могут. Какие бы ни были радужные отношения и как бы ни была сильна любовь, подстрахуйтесь заранее, чтобы избежать впредь подобных ситуаций. Подстелите соломки, чтобы было мягче падать, как говорится, и тогда вы не станете заложницей законов иностранного государства.
1. Постарайтесь заключить законный брак на территории страны, где вы будете проживать с супругом. Это даст вам возможность более успешно отстаивать свои права. Иначе при разводе ребенка могут отобрать, а вас просто-напросто выслать из страны.
2. Создав семью, приложите все усилия к тому, чтобы получить гражданство иностранного государства. Чем быстрее это произойдет, тем увереннее вы будете себя чувствовать, если дело дойдет до развода и суда.
3. Оформите брачный контракт. Кстати, в европейских государствах это считается нормой. В нем распишите все возможные варианты развития событий, вплоть до развода. Там же укажите, кто и как будет опекать детей после этого события. Это будет немаловажным фактором для судьи, хотя последнее слово все равно остается за ним.
4. Ваш ребенок, рожденный в стране, где его отец имеет гражданство, автоматически становится гражданином этой страны. Но вы можете оформить ему и казахстанское гражданство. Правда, имеется одно условие — сделать это можно лишь при согласии на это отца. Так что занимайтесь этим, пока вы с мужем в хороших отношениях. Но знайте, на суд этот факт не повлияет. Хотя в данном случае вы уже можете подать в суд Республики Казахстан, и он должен будет отстаивать права гражданина.
5. В суде иностранного государства если супруг не дает согласия на то, чтобы малыш остался с вами, вам придется привести немало обоснованных доводов, почему вы решили вернуться на родину вместе с ребенком. Чем больше бумаг и всевозможных справок — тем лучше (вы кормящая мама, а малышу нужно грудное молоко; в этой стране неподходящий климат для вашего ребенка — в общем, надо исходить из ситуации).
6. В принципе, разговоры об отъезде позволительны в любой европейской стране, кроме одной — Франции. Закон Франции категорически не позволяет вывозить родителям-иностранцам за границу детей, рожденных на ее территории. Даже в случае малейшего подозрения, что родитель может увезти ребенка, французские власти сразу лишают его родительских прав. Пожалуй, такая жесткость присуща только законам мусульманских стран, таких, как, например, Объединенные Арабские Эмираты или Султанат Оман, где ребенок остается с отцом при любом раскладе. Как бы вы ни хотели, что бы ни предпринимали, к кому бы ни обращались — ребенок останется с отцом.
7. Общая же рекомендация заключается в том, чтобы найти квалифицированного юриста, хорошо знакомого с правом той страны, откуда родом ваш жених.
«Не первый раз слышу о европейцах и американцах по поводу ухаживания. Все с точностью до наоборот! Они на свидании норовят расходы на ресторан пополам разделить. Но это еще что… Знакомая живет в Великобритании, познакомилась с мужчиной по Интернету. Он из соседнего города, так предложил ей встретиться на середине пути между городами, чтобы-де расходы на бензин одинаковые были. Может, это у меня менталитет совковый такой, но я привыкла, чтобы на свиданиях мужчины платили за всё».
«Почему ты его выбрала? Скорее всего, именно потому, что он не пьет, не курит, не ведет «разгульный образ жизни», щедрый. Ну, так и наслаждайся приобретением. Замуж ведь сама пошла. В здравом уме, так сказать. Правда, хотелось бы напомнить, что за все приходится платить. И плата — жить по законам мужа. В золоте, но под замком. Привыкай».
Ляззат Майлыбаева, ученый
После обретения Казахстаном независимости казалось, что казахи как народ получили куда большую, чем прежде, возможность для закрепления сохранявшихся даже в советское время своих традиций и обычаев. Особенно в сфере бракосочетания и семейной жизни. Ведь это та область, где находится основа основ задачи выживания нации. Однако на деле получилось иначе. Всего через считанное количество лет, в 1999 году доля межнациональных брачных союзов в общем количестве заключенных с участием казахов и казашек браков достигло 7,9%. В 2000 году этот показатель несколько сократился, составив 7,5%. Но спустя еще несколько лет обнаружилось, что этот откат вовсе не означал начала движения вспять. В 2003 году доля межнациональных брачных союзов в общем количестве казахских браков достигло 9,37%. Тогда свою семейную судьбу связали с человеком другой нации 3406 казахских мужчин (5,23%) и 2666 казахских женщин и девушек (4,14%). Из приведенных данных видно, что казашки по части межнациональных браков не намного отстают от казахов. Сейчас уже с большой долей уверенности можно предположить, что в скором времени доля казашек в общей численности браков с лицами неказахского происхождения превысит долю казахов.
Что это — следствие эмансипации? Или есть еще какие-то другие причины? Думается, причина таких разительных перемен в сфере брака и семьи кроется не столько в эмансипации общественных отношений, сколько в социальных преобразованиях последних лет и вызванных ими переменах в жизни казахского общества. И самым важным вопросом, вытекающим из реальности женской доли в сегодняшнем Казахстане, является то, что судьба семьи большей частью возложена на плечи женщины.
Речь не идет о том, что является общим для всех казахстанцев, — о безработице среди мужчин и возрастании в связи с этим роли женщин в качестве кормильца семьи. Я имею в виду такое явление, как утрата казахским мужчиной ответственности перед своими детьми и женой. В городах, где есть разветвленная сеть государственных служб, куда охотно и в большом количестве берут казахов, это ощущается не так остро. Но даже в урбанизированных центрах ясно видно, что казахи-мужчины заняты главным образом в нескольких ключевых сферах, а масса других необходимых городу профессий осваиваются лишь единицами из них. То есть получается, что даже в городах возможности для самоутверждения у них весьма и весьма ограничены.
А вот в сельской местности, где до сих проживает подавляющее большинство коренного населения, мужчины-казахи в большинстве своем как бы сняли с себя свойственные мужскому полу обязанности и «выключились». Поезжайте в любой аул, и вы увидите там массы мужчин, которые слоняются, не зная, чем бы себя занять. В советское время они работали в совхозах и колхозах, ставили дома и по-хозяйски следили за сохранностью дворовой живности и исправностью заборов, сараев. То есть, за некоторыми исключениями, показывали себя ответственными мужьями и отцами, уважающими своих жен, любящими детей и ценящими семейные устои.
Сейчас все изменилось. Поначалу казалось, что мужчины растерялись и не могут приспособиться к новой реальности. Сейчас, спустя полтора десятилетия, становится понятно, что традиционная казахская семья перестала быть таковой.