Больше не значит лучше
Магжан Куанышбаев
Все последние годы не утихают споры вокруг перехода средней школы на двенадцатилетний цикл обучения. У данного предложения есть как горячие сторонники, так и яростные противники. Родители с тревогой подсчитывают, успеет ли их ребенок «проскочить» проблемное нововведение. Ученики старших классов не без гордости говорят, что их это точно не затронет, а вот младшим, «несчастным», придется еще год просиживать штаны на школьных партах. Не меньше тревоги и в высказываниях учителей: чему и как учить, вновь рушатся привычные схемы работы. Словом, перспектива, которая у всех на устах, воспринимается как нечто неотвратимое, хотя и весьма сомнительное.
Вопросов на самом деле хоть отбавляй: чем вызван переход на 12-летнее образование? в чем его смысл и какие цели преследуются: это в пользу выпускника и его семьи, общества или государства? учтен ли аспект охраны прав человека, и ребенка в частности? чему будут учить в школе в течение 12 лет? добавят ли новые предметы, начнут глубже изучать уже имеющиеся или просто растянут обучение во времени?
Сами законы, предусматривающие переход на новую систему образования, были приняты в Казахстане еще летом 2007 года. Согласно этим документам переход на 12-летнее образование должен был осуществиться, как водится, форсированно, уже с 2008 года. Тем не менее власти сочли нужным перенести введение новой системы до 2009 года. Однако и в прошлом году глава государства, выступая с посланием народу Казахстана, сообщил, что новшество вводить не будут, пока для этого не созданы необходимые условия. Теперь таковые, как ожидается, должны появиться через пять лет. Если верить министру образования и науки Жансеиту Туймебаеву, к 2015 году наши школы начнут работать по 12-летней модели, обновленным национальным стандартам, учебным планам и программам. По его словам, уже в 2015 году будет осуществлен первый набор в старшую школу «бейіндік мектеп» (аналог high school) по модели 12-летнего образования. И первый выпуск состоится в 2017 году. После этого по 12-летней программе в 2016/17 учебном году начнут также обучаться ученики 2, 6, 10, 12 классов. В результате ежегодного увеличения количества классов, обучающихся по новой программе, к 2020 году ученики всех классов будут обучаться по 12-летней программе. Помимо юридически самостоятельных старших школ профильная подготовка будет также осуществляться в старших школах при вузах, колледжах и профлицеях.
Так в чем же заключаются плюсы 12-летнего образования? Их несколько:
• в условиях увеличения срока обучения снижается учебная нагрузка на учащихся, улучшается их психоэмоциональное состояние и здоровье;
• у школьников появляется больше свободного времени для посещения кружков, спортивных секций, получения дополнительного образования, удовлетворяющего их познавательные потребности, увеличивается досуговое время;
• возрастают возможности использования новых педагогических технологий и методик за счет снижения объема нагрузки на единицу учебного времени;
• параллельно появляется возможность обеспечения педагогов полной нагрузкой в условиях демографического спада;
• частично снизится уровень безработицы, поскольку сейчас наблюдается перепроизводство учительских кадров в некоторых областях, многие учителя без работы. Но ряды безработных перестанет пополнять и 16—17-летняя молодежь;
• будет обеспечена более качественная подготовка выпускников школ к поступлению в вузы, соответствующая международным стандартам. Также увеличиваются возможности профессиональной подготовки учащихся.
Что касается минусов, то к ним можно отнести:
• невысокий материальный уровень многих семей не позволит обеспечить лишние годы обучения в школе (сегодня собрать ученика в школу стоит 10 000—20 000 тенге); особенно острой проблемой станет обязательное обучение детей «группы риска»;
• массовый переход потребует больших финансовых затрат на учебную, методическую литературу, переподготовку учителей, программное обеспечение и т.д.;
• есть риск, что по окончании 12-летней школы многие парни будут сразу же призваны в армию — с каким знаниями они вернутся?
• должным образом не учтена местная специфика. В той же Европе молодые люди семью заводят после 30 лет, а у нас возрастет опасность отсева в старших классах из-за неизбежных семейных проблем (замужество, рождение ребенка и т.д.);
• за введением 12-летнего образования может последовать падение показателя ВНП страны из-за резкого исчезновения из сферы производства армии 17–18-летних молодых и энергичных производителей;
• в результате внедрения 12-летней системы образования в переходный год в школах не будет происходить выпуск, и, соответственно, высшие учебные заведения останутся без абитуриентов, со всеми вытекающими проблемами для детей, родителей, школ и вузов;
• несогласованность 12-летнего среднего образования со стандартами высшей школы, которая работает по старой программе;
• наконец, лишний год обучения в школе в финансовом плане довольно обременителен и для государства, и для родителей школьника.
Адвокаты продления срока обучения в средней школе прежде всего апеллируют к мировому опыту. Действительно, 12- и даже 13-летнее образование сегодня существует в большинстве развитых стран мира, в частности в США, Великобритании, Франции, Испании, Японии, Польше и других. С начала 1990-х внедрением модных западных стандартов, в том числе в сфере среднего и высшего образования, заинтересовались новообразованные государства в пределах рухнувшего СССР. В результате взамен пускай и не соответствующей западным лекалам, но все же высокого качества советской школе произошел переход на 11-летнее среднее образование, ЕНТ, бакалавриаты и магистратуры, прочие атрибуты интеграции стран СНГ в цивилизованное образовательное пространство. Правда, как это зачастую происходило, группа разработчиков реформаторских программ, в частности по переходу к 12-летней школе, представлена только академической наукой, хотя участие управленцев всех уровней, педагогов-практиков позволило бы сделать более тщательный анализ ситуации, более четко обозначить тенденции, более убедительно показать необходимость реформы. В результате вместо повышения уровня того же образования разработчики многих благих начинаний делали акцент на копирование внешней формы без должного учета внутреннего содержания. Результаты подобных «шапочных» реформ обескураживают. Так, США в свое время ввели изменение: среднее образование — 9 лет, после чего начинается 3-летняя специализация к колледжу либо университету. У нас же существующая школьная программа попросту растянута на 12 лет. Получается, что в итоге американский выпускник намного подготовленнее нашего выпускника.
Между тем, как полагают эксперты, материально-техническая база наших школ очень слабая, не подготовленная к приему детей с 6 лет. Около 40% школ расположены в приспособленных помещениях, многие используют привозную воду, а в 30% школ отсутствуют спортивные залы. Охват горячим питанием в целом по республике составляет всего 50%. Это не может не сказаться на условиях, необходимых детям шести лет. При этом не решена проблема оснащения школ мебелью в соответствии с возрастными особенностями младшеклассников, у которых из-за неправильного распределения нагрузки на позвоночник развивается сколиоз. Также из-за нехватки кабинетов нет возможности создать в школах необходимые для шестилеток комнаты отдыха.
Немало вопросов возникает в связи с готовностью самих детей на год раньше сесть за школьную скамью. По информации психолога алматинской средней школы № 55, в которой несколько лет проходил эксперимент по внедрению 12-летнего образования, Марии Клименчук, «шестилетки абсолютно не готовы идти в школу и в физическом, и психологическом плане. Есть дети, которые подготовлены, они и читают, и пишут, и считают, но проходит буквально месяц, они «зажимаются», поскольку не готовы к школьному ритму. Создать психологически комфортные условия не помогают и предусмотренные учебной программой «физические разминки и игровые моменты подачи учебного материала». По данным М. Клименчук, нет также методических пособий для психологов и учителей по работе с шестилетками. «Приходится как-то самим корректировать, адаптировать задания, потому что они предусмотрены для семилеток, а разница в возрасте, даже в месяцах, очень существенная», — пояснила она.
Еще одним доводом против продленного среднего образования уже среди старшеклассников выступает их преждевременный отток из школ. Даже в нынешнем виде, по данным Агентства по статистике, в последние годы наблюдается тенденция сокращения численности учащихся 10–11 классов. Кое-кто идет на рынок труда, чаще всего участвует в семейном бизнесе, кто-то отдает предпочтение колледжам в расчете получить востребованную специальность и достойно оплачиваемую работу.
О целесообразности перехода на «двенадцатилетку» сейчас, вроде, уже бесполезно спорить, поскольку это вопрос решенный. Однако, как любое нововведение, переход к новой системе должен быть осуществлен только после широкомасштабного эксперимента, включающего не только апробацию новых программ, но и новых методов работы, новых учебников. Необходимо создание принципиально новой концепции образования, которая четко обозначит цели и задачи современного этапа развития общества. Нужна совместная работа ученых, педагогов, психологов. Не обойтись и без соответствующей материальной базы. Ну а самое главное — нужна системная разъяснительная работа среди учащихся и их родителей, тех, для кого, собственно, и предназначена вся эта программа. Всем им надо показать преимущества 12-летки, если таковые, конечно, имеются. Насильно загонять либо спешить в этих делах — себе же дороже. Никто не застрахован от печального опыта Беларуси, где второпях ввели 12-летку, а потом так же быстро отменили. Кто выиграл от подобного рвения, судить сложно. Разве что Министерство обороны, у которого появилась возможность рекрутировать юношей в армию прямо со школьной скамьи, что очень удобно. Все остальные оказались в явном проигрыше. И еще. Нужно уже сегодня, так сказать, «на берегу» позаботиться о том, кто конкретно ответит за эксперимент, если он, не ровен час, провалится. Ведь сколько было этих новшеств в разных сферах, а в итоге… все и так известно. Другой вопрос — хватит ли профессионализма? Сомнительно, что орган, уже несколько лет кряду неспособный осилить гораздо более мелкую проблему ЕНТ, осилит такую ношу.
Комментарий независимого редактора
Если меня спросят, сколько лет потребуется, чтобы подготовить ребенка для поступления, допустим, в МГУ, я отвечу: 10 лет хватит. Но давайте представим, что Казахстан будет стоять на своем и сохранит 10- или 11-летнее образование. На практике это приведет к тому, что мы сразу отрежем своих детей, во-первых, от российского образования, которое переходит на 12-летнюю систему, во-вторых, от мирового образовательного сообщества. Данность такова, что подавляющее большинство стран мира уже перешло на 12-летнее обучение в школах. Появляется огромная проблема, связанная с признанием школьных аттестатов. Поэтому, нравится нам или нет, придется переходить на 12-летку, конечно, если мы не хотим получить, например, подобие туркменского образования. Совсем другое дело, как обеспечить образовательный процесс качественным содержанием.